Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Религия как социальное явление

  • 2. Классификация религиозных систем

  • 3. Современная религиозная ситуация. Проблемы секуляризации

  • соц. Лекции 4. Лекция тема Социальная коммуникация план социальная коммуникация понятие и виды


    Скачать 59.71 Kb.
    НазваниеЛекция тема Социальная коммуникация план социальная коммуникация понятие и виды
    Дата13.01.2023
    Размер59.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекции 4.docx
    ТипЛекция
    #885171
    страница3 из 3
    1   2   3
    Тема 3. Социология религии
    ПЛАН

    1.Религия как социальное явление

    2.Классификация религиозных систем

    3.Современная религиозная ситуация. Проблемы секуляризации
    1. Религия как социальное явление
    Возникновение и развитие социологии религии. Социология религии – одно из направлений социологии, изучающее различные религиозные феномены. Религия, представляя собой сложное явление, интегрирована в различные сферы жизнедеятельности человека. Социология религии имеет дело с религией как с социальным, а не психологическим феноменом. Она стремится выявить мотивацию человеческих действий, понять те процессы, которые происходят в обществе под воздействием различных верований. Предметом социологии религии является доступное наблюдению поведение человека с точки зрения последствий приверженности к тому или иному вероисповеданию. Исходя из эмпирических данных, социолог пытается проникнуть в сущность социальных явлений, понять их природу.

    Социология религии возникла в конце XIX – начале XX в. Ее основоположниками считаются Э. Дюркгейм и М. Вебер. Дюркгейм заложил традицию изучения религии как «коллективного представления», воплощающего систему верований и действий, санкционированных обществом. Главное ее назначение – интеграция и сплочение общества, установление связи между индивидом и социумом. Основная идея Э. Дюркгейма состоит в том, что на основе изучения примитивных форм религии можно создать теорию высших религий. В работе «Элементарные формы религиозной жизни» он анализирует тотеизм. Первопричина тотеизма – признание священного. Священным оказывается сила, заимствованная у самого коллектива, превосходящая всех индивидов.

    В итоге реальность была поделена на две основные группы: обыденные («проданные») вещи, в отношении которых руководствуются экономическими соображениями, и священные вещи (растения, животные, индивиды, их изображения, причастные к клану). Последние становятся объектом ритуальной деятельности, почитания. Таким образом, сущность религии состоит в разделении мира на священные и мирские феномены, а не в вере в традиционного бога. Дюркгейм считает, что люди никогда не обожествляли ничего другого, кроме собственного общества. Общество поклоняется в каждую эпоху тем богам, в которых они нуждаются. Религиозные интересы являются лишь символической формой общественных и моральных интересов.

    М. Вебер исследовал мировые религии и их влияние на развитие экономики, политических систем, семьи. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер исследует влияние христианства на экономическое развитие и социальную жизнь Запада. К религии он относил деятельность, в которой вырабатывается главная мысль, на основе которой социальная группа или сообщество индивидов организует свою жизнь. Такой мыслью Вебер считал учение Ж. Кальвина (реформатор христианства) о предопределении. Именно оно сыграло решающую роль в возникновении «духа капитализма». Смысл кальвинистской концепции в следующем: мы своими действиями бессильны изменить предначертанье Божье, поэтому человек, которого он предопределил к спасению или гибели, должен трудиться на приумножение славы Божьей и на создание царства Божьего на этой Земле.

    Зарождающееся новое общество остро нуждалось в мощных моральных стимулах, таких, как трудолюбие, деловая честность, рациональность, самоограничение, отказ от роскоши, что могла дать только религия. М. Вебер рассматривал религию как определенный мотив социального действия, исследовал ее роль в процессе крупных общественных преобразований. Он пытался выявить роль протестантской «хозяйственной этики» в генезисе западноевропейского капитализма, связь хозяйственной жизни общества и интересов различных социальных групп с религиозным сознанием. Работы М. Вебера оказали существенное влияние на становление и развитие социологии религии.

    Религия как социальный институт. Структура религии. Религия предстает как устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, идей, принципов, ценностей и норм, регулирующих повседневную жизнедеятельность людей. Ее важнейшими структурными элементами выступают:

    • вера как изначальный элемент всякой религии (религиозное чувство, настроение, эмоции), вера является важнейшим свойством человеческого сознания;

    • учение (специально разработанная для данной религии совокупность принципов, идей, понятий);

    • религиозная деятельность (обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники, культы);

    • сообщества (общины, церкви, конфессии).

    Существенными элементами религии выступают религиозные группы и организации. Религиозной группой называется социальная общность, которая складывается в процессе отправления общих религиозных обрядов. Совокупность таких групп образует религиозную организацию, для которой характерна иерархичность социальных статусов, занимаемых ее членами. Среди религиозных организаций различают три основных типа: церковь, секта, деноминация. Церковь – это религиозная организация, в основе которой лежит единый символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих. В церкви имеет место деление на священство и мирян.

    Секта возникает как оппозиция по отношению к господствующей церкви или религиозному направлению. Это организация меньшинства, первоначально основанная на авторитете какого-либо харизматического лидера. Характерными особенностями религиозного сектантства являются:

    • претензии на исключительность вероучения, культа, организации;

    • самоизоляция, замкнутость внутри религиозных общин;

    • отказ от многих сторон общественной жизни;

    • формирование у членов секты психологии избранности и непримиримого отношения к инакомыслящим;

    • соблюдение строгой дисциплины и выполнение всех предписаний секты;

    • руководители религиозных сект категоричны в своих претензиях на роль «небесных избранников» (учитель, гуру, мессия, живой бог и т. п.).

    Деноминация – это религиозная организация современного типа, которая возникла вследствие распространения идей религиозного плюрализма. Деноминация отличается веротерпимостью, отсутствием жесткой дисциплины и давления догматики, деления на священство и мирян. Она представляет собой промежуточное звено между церковью и сектой: иногда деноминация формируется на основе сект и может со временем превратиться в церковь. Наибольшее развитие деноминации получили в США, где их сейчас насчитывается уже более 200. К протестантским деноминациям относятся: евангельские христиане, баптисты, христиане веры евангельской, адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы, лютеране и др.

    В функционировании института религии важное значение имеют духовно-нравственные феномены (религиозное сознание, религиозная психология, морально-этические правила) и религиозная деятельность. Религиозное сознание – это совокупность верований (вероисповеданий), которые устанавливают связь между человеческой натурой, окружающей природой и сверхъестественными силами. Религиозное сознание функционирует на идеологическом и социально-психологическом уровнях. Идеологический уровень включает в себя совокупность теолого-философских теорий (догматы, утверждения о мире, природе, обществе и человеке). Носителями этого сознания являются социально подготовленные люди: богословы, священники. Психологический уровень (уровень обыденного сознания) представляет собой своеобразный синтез религиозных образов, разрозненных идей, представлений, экстатических видений, эмоций и т. д.

    Религиозная психология – направленность психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых) верующих людей на сверхъестественные объекты – Бога, духа и т. п. Религиозная деятельность – это реальное поведение верующих, в котором реализуется религиозное сознание. Она существует в культовой и в некультовой формах. Культ – это система действий, с помощью которых люди пытаются повлиять на сверхъестественные силы, являющиеся предметом их веры. Форма культа: религиозные обряды, жертвоприношения, проповедь, молитва, богослужение, религиозные праздники. Некультовая деятельность охватывает сферу производства и истолкования религиозных идей и догматов, сочинение богословских произведений, миссионерскую деятельность, преподавание религиозных дисциплин, религиозную пропаганду, управленческую деятельность и т. д.

    Свод морально-этических правил – это представления о праведном образе жизни. Большинство религий предписывают верующим систему заповедей или норм, регулирующих поведение людей: заповеди Моисея в Ветхом Завете, заповеди Христа в Новом Завете, шариат в исламе.

    Социология религии уделяет большое внимание выяснению ее социальных функций. Американский этнограф, создатель социальной антропологии Б. Малиновский связывал существование религиозной веры с потребностью людей в обретении смысла жизни, с их тревогой о своей судьбе. З. Фрейд считал, что главная функция религии связана с чувством психологической защищенности от жизненных невзгод. Согласно Дюркгейму, религия укрепляет структуру общества, вырабатывает общие ценности и нормы, интегрируя и объединяя общество. Итак, можно назвать следующие важные функции религии: регулятивная, мировоззренческая, компенсаторная, интегрирующая (объединяет своих приверженцев на основе общих религиозных ценностей, ритуалов, норм поведения).
    2. Классификация религиозных систем
    Мировые религии и их основные направления. Самой ранней религией по времени появления является буддизм (VI до н.э.). По некоторым данным, в настоящее времяя насчитывается около 700 млн ее последователей. Большинство исследователей считают Будду реальным лицом. Ядро учения буддизма составляют четыре истины (открытые Буддой):

    • жизнь есть страдание духа;

    • существует причина страдания (несчастными делают нас наши желания, так как цель желаний и потребностей не имеет конца);

    • прекращение страданий происходит через полное уничтожение желаний, достижение просветленного состояния;

    • для прекращения страданий и приближения к великой истине необходимо знать правильный путь. Идя намеченным путем, человек все больше освобождается, достигает совершенства. В конце этого пути наступает нирвана (смерть), полная свобода и состояние озарения.

    Христианство как новая вера рождалась и утверждалась в гонениях и муках. Она отстаивала себя в борьбе, а ее носители утверждали свою истину стойкостью духа, словом и личным примером. Иудейские священники и римские власти считали новую веру опасной, поэтому первые христиане становились мучениками по примеру и образу Христа. Основу христианской нравственности составляют десять библейских заповедей: не почитай иных Богов; не сотвори себе кумира, не поклоняйся и не служи кумирам; не произноси имени Бога всуе; почитай субботу и посвящай ее Богу; почитай отца и мать свою; не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не произноси ложного свидетельства на ближнего; не желай того, что принадлежит ближнему. Христианство в ходе своего исторического развития раскололось на три большие ветви. Последователей христианства в настоящее время насчитывается около 1,4 млрд человек; из них около 800 млн – католиков, около 400 млн. – протестантов и около 200 млн – православных.

    Другой мировой религией является ислам (от ар. – покорность). Она возникла в VII в н. э. на Аравийском полуострове и считается самой молодой из них. В наше время последователей ислама насчитывается около 1 млрд человек. Общины этой религии есть более чем в ста странах мира, в двадцати восьми странах ислам является государственной религией. Ислам представляет собой сложный мир неповторимой культуры, философии, мироощущения. В основе всего лежит вера в Аллаха. Мухаммад – пророк и посланник Аллаха. Небесный голос в течение долгих лет сообщал ему откровения. Мухаммад стихами излагал их людям. Постепенно из этих стихов и сложился Коран. Каждый мусульманин имеет религиозные обязанности. Их пять:

    • исповедовать веру в Аллаха (любое лицемерие является непростительным грехом);

    • в течение дня необходимо совершать намаз, все ритуалы строго регламентированы;

    • соблюдать пост, который длится целый месяц (рамадан);

    • платить налоги и творить милостыню для спасения собственной души;

    • раз в жизни совершить паломничество в Мекку (хадж).

    Обычно у религиозных объединений существует организационная структура: органы управления, объединительный центр (например, римский папа, патриархия и т. п.), монашество со своей специфической организацией; иерархия (соподчинение) духовенства. Существуют религиозные учебные заведения, научные организации, хозяйственные подразделения и т. п. За время существования в мусульманской религии, других мировых религиях, происходили расколы. Мировые религии отличаются в религиозных идеях и интересах, в религиозной мотивации поведения человека, по-разному регламентируют его жизнь. Как показывает история, религия – явление развивающееся, подверженное переменам на разных его исторических этапах. Социологический анализ религии должен учитывать место и роль религии в конкретном обществе и историческом контексте.

    Типология религиозных систем. Существует достаточно много классификаций религий. Идея последовательной смены религий предложена Гегелем:

    • религия природы (Древний Восток);

    • религия духовной индивидуализации (иудеи, греки, римляне);

    • абсолютная религия (христианство).

    Самая простая квалификация религий:

      • примитивные верования;

      • национально-государственные религии (индуизм, синтоизм);

      • мировые религии (вышедшие за пределы государств и имеющие большое число последователей во всем мире – буддизм, христианство, ислам).

    Р. Белла предложил эволюционную классификацию религиозных систем из пяти основных этапов: примитивный, архаический, исторический, раннесовременный и современный. Примитивная религия (1-й этап) характерна для первобытного общества. Этой религии свойственно мифологическое нерасчлененное сознание, в котором естественное еще не отделилось от сакрального. Религиозно-символическая система на этом уровне характеризуется как «мир мифов». Архаическая религия (2-й этап) включает в себя религии бронзового века. Характерной чертой этого этапа религиозности является возникновение подлинного культа с комплексом богов, жрецов, богослужений и жертвоприношений.

    Исторические религии (3-й этап) включает иудаизм, христианство и ислам. Этот этап характеризуется четким противопоставлением мирской и священной сфер. Практически во всех исторических религиях происходит обесценивание реального мира, провозглашается совершенно отличная сфера деятельности. С их точки зрения человек уже не определяется принадлежностью к какому-то племени или клану, его определяют как существо, способное спастись. Идеалом религиозной жизни становится уход от мирской суеты, критерием благочестивости человека становится степень его приближения к идеалу монашеской жизни. Для этого этапа характерна высокая степень дифференциации религиозной организации от других форм социальной и политической организации. Наивысшую степень независимости достигла христианская церковь.

    Раннесовременная религия (4-й этап) свое законченное развитие получила в протестантской Реформации. Если в исторических религиях в качестве главной сферы религиозного действия был потусторонний мир, то раннесовременная религия представляет собой сдвиг в сторону мирской деятельности. Главным средством прославления господа, особенно для кальвинистов, становится деятельность, а не созерцание мира. Раннесовременная религия сумела направить дисциплину и энергию религиозной мотивации на преобразования светского мира, что позволило при соблюдении мирской аскезы добиться предельной эффективности в хозяйственной сфере.

    Современный (5-й этап) характеризуется религиозным плюрализмом. Переход от раннесовременной религии к современной, по мнению Р. Белла, происходит в большинстве наиболее развитых стран Запада. Это обусловлено общим уровнем материального благосостояния, образования. Эмоциональная и умственная энергия человека направляется не на разрешение насущных экономических проблем, что характерно для развивающихся стран, а на вечные проблемы поиска смысла жизни. Процесс секуляризации (обмирщения), считает Р. Белла, влечет изменение структуры и роли религии. Он предлагает сконцентрировать внимание социологии религии на решении двух проблем. Первая - это сдвиг религии исторической к раннесовременной, от потусторонних к посюсторонним религиозным интересам. Эта проблема остро стоит перед развивающимися странами. Вторая проблема – сдвиг от раннесовременной к современной религии. Этот процесс характерен для наиболее развитых стран Запада.

    Неоднозначное отношение к процессу секуляризации в западной и отечественной социологии связано с пониманием религии. Мир религии сложен, противоречив и разнообразен. Многообразие религий имеет под собой свою основу: люди живут в разных условиях, по-разному воспринимают окружающее, их сообщества достигли разных уровней развитая. Сами религии не одинаковы в своих требованиях к человеку в области морали и правилах поведения.
    3. Современная религиозная ситуация.

    Проблемы секуляризации
    Религиозная ситуация в России. На огромных геополитических пространствах постсоветского общества отмечается бурный рост религиозности. Провозгласив себя независимым государством, Россия гарантировала всем своим гражданам свободу совести и вероисповеданий. Это создало основу для плюрализации духовной жизни, мировоззрений и установок индивидов и социальных общностей (семейных, территориальных, этнонациональных и др.). Резко усилилась активность религиозных организаций, возросло их влияние. К идеям Высшего суда, истины, добра, искоренения зла, бездуховности обращается значительная часть граждан. Эти процессы, происходящие на фоне снижения жизненного уровня населения, нарастания настроений неуверенности, тревожности, побуждают многих людей искать свою «нишу».

    Современная религиозная ситуация характеризуется, во-первых, тем, что высвободившиеся из-под влияния административно-командной системы все без исключения религиозные конфессии приступили к восстановлению и широкому использованию прав на подлинное и истинное следование свободе совести. Во-вторых, среди населения резко возрос интерес к религиозным верованиям, хотя этот интерес для многих продиктован скорее влиянием моды, чем проникновением в сущность религиозного учения. В-третьих, интерес к пробуждающемуся религиозному сознанию идет с возрождением народных обычаев, традиций, празднований и ритуалов. В-четвертых, развитие современного религиозного сознания сопровождается оживлением мистических верований, оккультизма, граничащих с шарлатанством.

    В такой социально-психологической среде возрастает уровень доверия к церкви, к религиозным организациям, происходит процесс переориентации населения с атеистического мировоззрения на религиозное или эклектическое (соединяющее элементы веры и безверия). Чаще всего данный процесс связан не с глубоким осознанием сущности религиозных учений, а с принятием внешних форм религиозной атрибутики (ношение крестиков, приобретение религиозных книг, икон, посещение богослужений, венчание и т. д.). Религиозная вера воспринимается многими как реабилитационное средство воздействия на людей в условиях социально-экономического кризиса и нестабильности.

    Среди причин роста религиозности есть временные, связанные с особенностями переходного состояния общества, и глубинные, обусловливающие устойчивое воспроизводство религиозности. К их числу можно отнести: эффект психологического отталкивания от «обязательных убеждений»; моду на религию; потребность в психологической защите; процесс легитимизации религии и церкви. Чаще всего социальной средой, побуждающей человека обратиться к религии, выступают семья, социальное окружение, духовные наставники, священники. Для большинства людей основной источник религиозных взглядов и верований – литература, Библия. Часто религиозная идентификация оказывается результатом светской культуры, следствием духовных поисков.

    Первым направлением социодинамики религиозного сознания в современной России является возрождение интереса к христианству, рост числа приверженцев различных христианских конфессий при слабой институализации их религиозного поведения. Другое направление связано с развитием неопределенных типов «квазирелигиозного» сознания. Его носители – люди, частично отождествляющие себя с верующими, частично – с атеистами, проявляющие повышенный интерес к спиритизму и современной паранаучной (астрология, НЛО, парапсихология и т. д.) и парарелигиозной (ворожба, порча, гадания и пр.) мифологии.

    В распространении такого типа сознания главную роль играют две причины. Первая из них заключается в потребности верить «хоть во что-нибудь», усиленная патерналистскими ожиданиями. Вторая причина - в распространении «квазирелигиозности», в которой проявляется процесс секуляризации и дедогматизации сознания. Следующая тенденция - широкое распространение нетрадиционных религиозных верований.

    В настоящее время можно зафиксировать четыре основных религиозных направления:

    1. неохристианство (евангельские учения и культы: Новоапостольская церковь, Христиане веры апостольской, «Богородичный центр», мормоны и др.);

    2. новый ориентализм (от лат. – восточный, нетрадиционные культы восточного происхождения: кришнаиты, дзен-буддисты, бахаи и др.);

    3. нетрадиционные оккультные (околонаучные) секты, теософические общества, признающие существование скрытых сил в человеке и космосе, их познание доступно только для избранных (астрология, сайентология Р. Хаббарда);

    4. сатанизм (дьяволомания) – нетрадиционные оккультные секты, которые поклоняются сатане (дьяволу).

    Приведенная типология достаточно условна и не всегда в каждом конкретном случае позволяет однозначно отнести ту или иную неорелигиозную секту к четко определенной группе. В частности, культы «мунитов», «Аум Сенрике», «Белого братства» содержат в себе экзотическую смесь христианства и восточных религий, мистики и оккультных наук. В этих новых вероучениях упор сделан на личный субъективный опыт и мистический подход к осуществлению конечной цели бытия верующего – единению человека и божественного духа. Наиболее активный интерес к нетрадиционным религиям проявляют молодежь в возрасте до 25 лет, главным образом учащиеся, студенты, а также научно-техническая, художественная интеллигенция, т. е. наиболее продвинутые группы общества, которые быстрее и тоньше других улавливают происходящие социальные перемены.

    Актуальные проблемы секуляризации. Секуляризация означает «обмирщение»: то, что было достоянием веры и церкви, становится со временем от них независимым, светским. Начиная с XV–XVI вв., проявляется общая тенденция уменьшения влияния религии в обществе и в жизни отдельного человека. Чтобы преодолеть вырастающую «стену отчуждения» между нею и изменившимся миром, религия вынуждена идти на компромисс, приспосабливаться, вносить коррективы в вероучение, социальные и этические доктрины, формы организации, методы деятельности. Для обозначения этих явлений есть два понятия: секуляризация (изменения во взаимоотношениях религии с обществом) и модернизация (изменения в самой религии, продиктованные стремлением повернуть церковь «лицом к миру», идти в ногу со временем).

    В дальнейшем секуляризация стала трактоваться еще шире – как освобождение мирских дел от религиозного контроля. Этот процесс носит объективный характер, он наблюдается во всем мире, затрагивает практически все религии и может рассматриваться как одна из закономерностей общественно-исторического развития. Суть этого процесса заключается в переходе от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, связанному с индивидуализацией бытия человека в нем. Требования к верующим, предъявляемые традиционной церковью, не вполне согласуются с новой социальной и технологической реальностью.

    Поэтому сознанию современного образованного верующего наиболее адекватными оказываются индивидуализированные формы религий, которые предлагаются нетрадиционными вероучениями. В последнее время все большее распространение получают религиозные секты тоталитарного типа («Аум Сенрике», «Белое Братство» и др.), чьи вероучения и культовая деятельность направлены на подавление в человеке индивидуального начала, растворение его сознания в коллективном сознании секты и в конечном итоге – полное подчинение личности верующего руководителям и вождям секты.

    Рост численности такого рода организаций можно объяснить тем обстоятельством, что в современном обществе наряду с процессом индивидуализации бытия человека действует тенденция к массовизации социальной жизни, росту взаимозависимости между людьми, которая может превращаться в крайние формы коммунальности, позволяющие пренебречь человеком как индивидуальностью. На развитие этих двух начал влияет множество факторов: национальные традиции, социальная микросреда, условия первичной социализации, влияние религии и т. д.

    Важна проблема влияния конфессиональной принадлежности верующих на их ценностные ориентации и социальное поведение. Разная конфессиональная принадлежность означает не только различия в вероучении, но и в социально-демографической дифференциации верующих. Еще одна проблема – взаимоотношения политической элиты и церкви. В настоящее время в сознании политической элиты сложилось убеждение, что религия – это основное благо: что хорошо для церкви, то хорошо для государства и общества. Политическая элита, как и прежде, продолжает использовать церковь и религию в своих интересах. Новые явления в современной религиозной ситуации обостряют проблему консолидации общества. В частности, стали реальностью участие церкви в общественных процессах, ее позитивный вклад в отстаивание дела мира.

    На первый план в социологии религии выходят сегодня три круга вопросов. Один касается отношения к религии, понимания ее роли в истории и современном мире, научное объяснение религиозного феномена, другой - мировоззренческой проблематики, этики, культуры, философского учения о человеке. И, наконец, это широкий спектр нравственно-правовых проблем, центральное место среди которых занимает диалог атеистов и верующих, использование их совместных усилий в деле сохранения и приумножения культурных ценностей.
    1   2   3


    написать администратору сайта