Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.Семья и брак: этапы становления

  • 2. Институт брака

  • 3. Жизненный цикл семьи и ее функции

  • соц. Лекции 4. Лекция тема Социальная коммуникация план социальная коммуникация понятие и виды


    Скачать 59.71 Kb.
    НазваниеЛекция тема Социальная коммуникация план социальная коммуникация понятие и виды
    Дата13.01.2023
    Размер59.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекции 4.docx
    ТипЛекция
    #885171
    страница2 из 3
    1   2   3
    Тема 2. Социология семьи
    ПЛАН

    1. Семья и брак: этапы становления

    2. Институт брака

    3. Жизненный цикл семьи и ее функции


    1.Семья и брак: этапы становления
    Семья как социальный институт. Семья – это важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Семья является древнейшим и важнейшим образованием, первичной базовой ячейкой любого общества. История изучения семьи насчитывает не одну тысячу лет (Конфуций, Платон, Аристотель). Социология семьи берет свое начало в масштабных эмпирических исследованиях Рилза и Ле Ли. В середине XIX в. они предприняли попытку изучить влияние таких социальных факторов, как индустриализация, урбанизация, образование, религия на формы семейного общежития, структуру семьи, экономические отношения в ней.

    Проблемы семьи и семейно-брачных отношений постоянно находятся в центре внимания социологии, поскольку семья представляет собой специфическое, уникальное образование: она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, социального института и малой группы. Семья как социальный институт и необходимость ее сохранения возникает из потребностей в физическом и духовном воспроизводстве населения. От благополучия каждой отдельной семьи в конечном итоге зависят благополучие и поступательное развитие общества и государства в целом.

    Семья является еще и малой группой. Такой двойственный характер семьи, с одной стороны, обусловливает ее зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений; с другой – ее относительную самостоятельность. Социология семьи сконцентрирована на семье как целостной автономии, единстве дополняющих друг друга социокультурных ролей, целостности, сохраняющейся с течением времени при чередовании событий, видоизменяющих семейную структуру. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Через деятельность семьи реализуется связь природного и социального, обеспечивается переход индивида от биологического к социальному состоянию. Именно здесь индивид становится личностью. Семья как способ физического и духовного бытия человека выполняет функции посредника, связующего звена между естественными и социальными основами развития общества.

    Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами: ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальные стандарты поведения, нормы, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т. д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют половую жизнь и устанавливают супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

    На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, базировавшимися на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Социальный контроль и санкции осуществляли теперь не только общественное мнение, но и государственные органы.

    В большинстве примитивных обществ семья – это единственный реально функционирующий институт. Все вопросы распределения власти, продуктов и других ценных ресурсов решаются в рамках отдельных семей или нескольких семей. При переходе к более сложным культурам все большее значение начинают приобретать другие институты. Главы семей начинают объединяться в племенные советы, племена – в конфедерации. Однако семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, можно рассматривать развитие общества в целом.

    Семья и брак: этапы становления. Эволюцию института семьи и брака хорошо изучил Т. Веблен (1857–1929). На заре истории в человеческом стаде господствовал промискуитет – беспорядочные половые отношения. Он грозил человеческому роду генетическим вырождением. Постепенно их стали ограничивать запретами. Первый запрет – запрет кровосмешения. Он запрещал половые отношения между кровными родственниками, между матерью и сыном, братом и сестрой. По существу, таков первый и важнейший в истории вид социальных норм. Позже появились и другие нормы, зародился институт семьи и брака. Передаваясь из поколения в поколение, нормы семейного и брачного поведения становились коллективной привычкой, обычаем, традицией.

    Г. Морган (1818–1881) писал, что семья – активное начало, она никогда не остается неизменной, а переходит от низшей формы к высшей по мере того, как общество развивается от низшей ступени к высшей. История возникновения семьи уходит в глубокую старину. По утверждению русского ученого П. И. Борисковского, зачатки семейной жизни появились в эпоху перехода человечества от «человека умелого» к «человеку разумному». Жизнь в общинных жилищах требовала регламентации половых отношений, запрета инцеста, фиксации перехода от одной возрастной категории в другую. Ведущей формой брака в ту пору был групповой брак. Постепенно из него удалялись наиболее близкие родственники.

    С переходом человечества к скотоводству и земледелию появились новые формы брака и семьи: многоженство и парный брак. Эти формы брака были детерминированы накоплением богатств у мужчины и необходимостью определения родства по отцовской линии. Это стало настоящей революцией в брачно-семейных отношениях и всемирно-историческим поражением женщины. Первый результат установления в семье единовластия мужчины обнаруживается в патриархальной семье. Ее характерная черта – включение в состав семьи несвободных членов и отцовская власть. Венчает эту форму семьи римская семья, она означала переход к моногамии. Моногамная семья основана на господстве мужа, происхождение детей не должно вызывать сомнения, так как они потом вступают в право наследования имущества. Наряду с единобрачием существовало запрещенное и строго наказуемое прелюбодеяние.

    В буржуазном обществе брак, как правило, заключался по расчету. В социалистическом обществе нашел воплощение идеал семьи мыслителей прошлого, их мечты о браке. Но и пролетарская семья несла на себе печать прошлых веков и тысячелетий. Законодатели-специалисты по семейно-брачным отношениям все более признают необходимость договорных основ брака. Такой брак – добровольный союз между мужчиной и женщиной, в котором обе стороны должны иметь одинаковые права. Возможно, это будет в правовом государстве, поскольку мир должен царить в каждой семье за счет соблюдения не только нравственных, но и правовых норм.

    Двадцатое столетие принесло крупные демографические перемены, коснулись они и брачно-семейных отношений. Если еще в начале века преобладали многочисленные крестьянские семьи, то уже к середине, в результате больших миграционных процессов, на первое место выходят более малочисленные городские семьи. Сегодня около 90 % всех семей в России проживают в городах. Модернизация семьи на этом не закончилась. Ключевые изменения в семье происходят под влиянием перестройки общества, меняются почти все основополагающие функции семьи: ее образ жизни, внутрисемейные и ролевые взаимоотношения, семейная мораль, репродуктивные установки и т. д. Почти все социально-демографические группы населения ориентированы на 1–2-детную семью, что дает основание прогнозировать в ближайшее десятилетие естественную убыль населения.

    Демографические перемены коснулись не только состава семьи, но и внутрисемейных отношений, особенно в молодых семьях. По-иному идет процесс формирования брачно-семейных отношений, заключения и прекращения браков, появления детей в семье. В новой социально-экономической ситуации меняются и критерии брачно-семейного выбора. Это выражается в снижении брачности, которая за последние годы снизилась на треть. Эта ситуация связана с несколькими причинами. Одна из них – экономическая. Влияние на снижение брачности оказало также существенное изменение в половозрастной структуре населения, а также новое отношение к браку «по западному образцу». Молодые люди предпочитают свободные добрачные отношения, а брак откладывают на неопределенное время.
    2. Институт брака
    Семья – малая группа. С институтом семьи тесно связан институт брака. Брак – это санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма половых отношений, социальный институт, представляющий собой совокупность норм, предписаний, стандартизированных образцов поведения, регулирующих взаимные права и обязанности супругов, отношения друг к другу, детям, совместному имуществу и т. д. Основу семьи составляет брачная пара. Однако есть семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные.

    Характер супружеских отношений зависит от того, какие мотивы обусловили заключение данного брачного союза. Воздействие на семью экономического базиса общества и всего социального бытия в значительной степени осуществляется через мотивы и опосредуется ими. Заключение брака в современной буржуазной среде происходит двояким образом. В католических странах родители подыскивают сыну подходящую жену, и результатом этого часто является неверность супругов. В протестантских странах предоставляется возможность выбирать себе жену из своего класса, поэтому основой для заключения брака может служить любовь.

    Семейная группа (брак) – одна из разновидностей малой группы. Она состоит из членов семьи, связанных между собой отношениями брака или родства. При анализе семьи как малой группы выделяют два типа характеристик:

    • характеристики группы в целом (цели и задачи семейной группы, состав и структура семьи, ее социально-демографический состав, групповая сплоченность, групповая деятельность и характер группового взаимодействия, структура власти, коммуникаций и т. д.);

    • характеристики связей и отношений семейной группы с более широкими социальными системами (функции семьи по отношению к обществу и индивиду, групповая регуляция поведения взаимодействия индивидов – групповой контроль, санкции и т. д., семейные ценности и образцы поведения, включенность индивида в семью, удовлетворенность пребыванием в ней и ее функциональными требованиями и т. д.).

    Наибольший интерес вызывает структура семьи и ролевое взаимодействие ее членов. Под структурой семьи понимается вся совокупность отношений между ее членами, включая, помимо отношений родства, систему духовных, нравственных отношений, отношений власти, авторитета. Важную роль в современных брачно-семейных отношениях играют правовые отношения, регламентирующие закрепленные в юридических нормах взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей друг к другу. Основные ролевые отношения в семье существенно различаются в традиционных и современных семьях.

    Итак, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанная узами супружества – родительства - родства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Лишь наличие этого триединого отношения позволяет говорить о семье в ее строгой форме. При отсутствии одного из элементов больше подходит термин «семейная» группа, под которым понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединенных только родством, родительством или супружеством. Количество таких семей в последнее время заметно увеличилось, отмечается снижение желания и готовности населения к заключению брака, что характерно для современных развитых стран.

    Типология семейно-брачных отношений. Типы семейных отношений многообразны и образуются в зависимости от характера супружества, родства, родительства. Семья возникла спонтанно, ее появление было необходимым результатом исторического развития общества. Появление первых упорядоченных отношений между полами ученые связывают с возникновением родов. Род – это малая этническая группа, представители которой связаны кровными узами и ведут свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской). Важнейшим признаком рода в первобытном обществе являлась экзогамия (запрет браков внутри рода), поэтому роды не могли существовать изолированно друг от друга и постепенно объединялись в племена.

    Первым проанализировал отношения между полами американский ученый Льюис Г. Морган. В своей книге «Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» он упорядочил накопленный исторический опыт и знания о возникновении и развитии семейно-брачных отношений. Ф. Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» анализирует работу Моргана и выявляет экономические, социальные, природные и географические причины, влияющие на различие форм и типов семейно-брачных отношений. Он указывал, что развитие общества необходимо рассматривать в двух аспектах: производство и воспроизводство средств производства и средств потребления и производство и воспроизводство самого человека, рода.

    Неразвитость общественных отношений отражалась и на неразвитости отношений между полами. В первобытном обществе эти отношения носили промискуитетный (неупорядоченный) характер. Табу, накладывающиеся на определенные половые отношения, имели негативный смысл. Дальнейшее развитие общества, необходимость разделения труда, упорядочения взаимодействия между людьми заставляли их упорядочивать взаимоотношения полов. С укреплением родов отношения полов стали носить все более позитивный характер. На смену промискуитету приходят отношения брака.

    Исторически первой формой брачных отношений был дуально-групповой брак. Данная форма брака носила позитивный характер, давала возможность воспроизводства родовых отношений через взаимодействие двух различных родов. Основу взаимодействия родов составляла не экономическая деятельность, а необходимость реализации основной функции семьи – детопроизводства (репродуктивная функция). Внутри каждого рода кровосмешение было запрещено. Род мог воспроизводить себя лишь через другой род. Запрещение браков внутри рода называется экзогамией. Противоположностью экзогамии выступает эндогамия – обязывающая выбирать партнера только внутри своей группы.

    Первоначально дуально-групповой брак был независим от экономических отношений между родами. Разделение труда еще не носило столь глубокий характер. Исторически групповой брак связывают с периодом дикости. В этот период экономические, хозяйственные связи между вступающими в брачный союз очень слабы, поэтому брачные пары легко распадаются. В брачном союзе создаются пока лишь предпосылки возникновения семьи. Важнейшая функция семьи – репродуктивная (рождение и воспитание детей). Первобытный род, являясь экзогамным, не мог состоять из семей, но дал толчок к их появлению. В связи с тем, что в групповых брачных отношениях единственно неоспоримым родителем ребенка являлась мать, то и родословная велась по материнской линии.

    Выделяют несколько этапов развития семьи. Кровнородственная семья - простейшая форма семьи. Отношения между полами запрещены только между родителями и детьми. Все остальные члены семьи, имеющие родственные отношения (братья и сестры любых степеней родства), являются одновременно друг для друга мужьями и женами. Кровосмешение объективно вело такой тип семьи к вымиранию. Главным результатом существования кровнородственной семьи явился запрет на половые связи между родителями и детьми.

    Второй, более развитой, исторической формой семьи стала пуналуальная семья, распространившая запрет половых отношений между различными поколениями на всех без исключения кровных родственников: единоутробных братьев и сестер (по материнской линии), по всем родственным линиям (дети, внуки, правнуки, родные братья и сестры). В результате племена, более жестко ограничивавшие родственные половые отношения, развивались более интенсивно. Наиболее долго кровосмешение допускалось на Гавайских островах. Процесс отказа от кровосмешения был очень сложным, но исторически неизбежным. Именно пуналуальная семья может считаться классическим образцом, высшей формой группового брака, в основе которого лежат отношения рода.

    Парная семья являет собой следующую ступень развития брачных отношений. Групповой брак не исключал наличия отдельных пар, сосуществующих друг с другом. Мужчина мог выделять одну женщину как главную (любимую), являясь, в свою очередь, для нее главным (любимым) мужем. Чем более развивался род (по материнской линии), чем сложнее было найти пару, тем более крепкими становились парные браки. Парный брак вытеснял групповой. При этом парная семья несла в себе элемент неустойчивости. Возможность легкого расторжения брака обоими супругами и право повторного вступления в новый брак не вызывали потребности в обзаведении домашним хозяйством. Особенно это касалось мужчин, вынужденных при разводе покидать домашний очаг. Женщины данной эпохи занимают очень высокое положение в социальной иерархии.

    Постепенно парная семья превращалась в моногамную. Моногамия – единобрачие, исторически обусловленная форма брака и семьи, при которой мужчина женат на одной женщине, а женщина замужем за одним мужчиной, причем общество санкционирует долговременный союз супругов. Развитие частной собственности и разложение материнского права связано с развитием скотоводства, что укрепляло роль мужского начала. С увеличением собственности муж объективно занимал главенствующую позицию в семье. Постепенно положение мужчины было закреплено законодательно и женское право наследования по материнской линии сменилось правом наследования по линии отца. Моногамия выставляет очень жесткие требования к отношениям в семье, где жена и дети наравне с рабами становятся собственностью мужа.

    Наряду с моногамией возникает еще одна форма брака – полигамия. Полигамия существует двух видов: полигиния (многоженство) и полиандрия (многомужество). Полигиния – одна из исторически сложившихся форм брака, при которой мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с разными женщинами. Данная форма брака связана с кочевым образом жизни, высоким уровнем смертности мужчин. Полигиния признана одной из мировых религии – исламом. Однако возможность мужчине иметь несколько жен на Востоке – это привилегия богатых. Полиандрия – форма брака, при которой одна женщина состоит одновременно в браке с несколькими мужчинами. Данный тип семьи изжил себя с возникновением промышленного производства. Итак, можно выделить три основные форма брака, соответствующие трем главным стадиям развития человечества: дикости соответствует групповой брак, варварству – парный брак, цивилизации – моногамия.

    В современных условиях самым распространенным типом выступает нуклеарная семья, состоящая из родителей и их детей. В случае отсутствия детей или одного из родителей семья называется неполной. Нуклеарная семья имеет довольно сложную внутреннюю структуру. Если несколько нуклеарных семей живут под одной крышей ведут общее домашнее хозяйство, такую семью считают расширенной. Расширенная семья состоит из трех и более поколений. Как правило, центральное место в ней занимают родители, но бывает, лидером выступает и кто-то из «молодых». Социальные роли обычно распределяются в течение нескольких лет и зависят от реального положения каждого члена семьи. Если молодожены приходят жить в дом родителей жены, возникает матрилокальная семья, если к родителям мужа – патрилокальная семья.
    3. Жизненный цикл семьи и ее функции
    Жизненный цикл семьи. Кроме взаимодействия с внешними условиями, социальными институтами, организациями, общностями, семья живет своей очень активной жизнью. Известные социологи У. Томас (1863–1947) и Ф. Знанецкий (1882–1958) в своей книге «Польский крестьянин в Европе и Америке» использовали понятие «курс жизни». Я. Щепаньский выделяет три стадии жизненного цикла: до рождения ребенка, социализацию до отделения от родителей взрослых детей, стадию постепенного распада супружества (смерть одного из супругов). Определяющей функцией семьи как социальной общности является функция деторождения (репродуктивная). Именно на эти основания и опирается схема «жизненного цикла семьи».

    Первая стадия (стадия бездетности). История официального рождения любой семьи начинается с заключения брака (венчание в церкви, составление брачного контракта или регистрация в ЗАГСе). Получая свидетельство о браке, молодожены свидетельствуют государству о серьезности своих намерений. Государство, фиксируя брак между молодыми, также берет на себя определенные обязательства. Через социальные программы государство создает условия для дальнейшего развития вновь создаваемых семейных пар. Идеальные условия для репродуктивной функции семьи создаются в прогрессивные периоды развития общества.

    Вторая стадия – стадия репродуктивного родительства, составляющая основу, укрепляющую семью. На этой стадии реализуетсся возможность продолжения рода. Семья становится полнокровной «ячейкой» общественных отношений. Стадия репродуктивного родительства заканчивается с рождением последнего ребенка. Как правило, это самый полнокровный период жизни семьи, хотя и сопряжен с различного рода лишениями и трудностями.

    Третья стадия (начинается одновременно со второй) – стадия социализационного родительства. Эта стадия начинает с рождения первенца, но заканчивается не рождением последнего ребенка, а в момент приобретения им самостоятельности, создания собственной семьи и рождения первенца. В этот момент для родительской семьи начинается следующий этап жизненного цикла.

    Четвертая стадия – стадия прародительства, берет свое начало в момент появления в отделившейся молодой семье первенца (внука) и заканчивается смертью одного или обоих прародителей, что констатирует распад семьи и завершение ее жизненного цикла. Жизнь семьи, особенно в серьезные кризисные периоды, подстерегает масса опасностей (разлука, измены и предательства, разводы, болезни, смерть и т. п.). И все же семья была и остается единственным социальным институтом, обеспечивающим воспроизводство населения. Поэтому государство, заботящееся о своем будущем, должно создавать благоприятные условия для воспроизводства семей полного жизненного цикла.

    Функции семьи. Функции семьи связаны с потребностями общества и личности. Функции семьи тесно связаны с социально-историческими условиями жизнедеятельности общества, с течением времени меняется как характер функций, так и их иерархия. Можно выделить основные типы функций современной семьи. Важнейшая – репродуктивная. Репродукция – это биологическое воспроизводство в общественном плане и удовлетворение потребности в детях – в личностном плане. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости с целью избежать демографических спадов или взрывов.

    Воспитательная функция семьи не может быть заменена никаким другим институтом. К сожалению, она в современной семье снижается. В современной семье формально супруги равны, при этом большая часть забот лежит фактически на женщине, в том числе и воспитание детей. Часто встречаются семьи, где дети просто предоставлены улице, самим себе. Социологи называют несколько типов семейного воспитания:

    • «детоцентризм» выражается в чрезмерном обожании ребенка;

    • «профессионализм» – родители перекладывают заботы по воспитанию на детские сады, школы, училища;

    • «прагматизм» – воспитание направлено на формирование такого качества, как видеть материальную выгоду.

    Обширна хозяйственно-экономическая функция семьи. Он включает ведение домашнего хозяйства, бюджета, организацию потребления и досуга и т. д. В ней не только удовлетворяются, но и формируются материальные потребности человека, создаются и поддерживаются определенные бытовые традиции, осуществляется взаимопомощь в ведении домашнего хозяйства. Эта функция состоит в получении материальных средств одними членами семьи для других, экономической поддержке несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов. Ведение членами семьи общего хозяйства способствует формированию крепких экономических связей между ними. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в том случае, если у него возникают экономические трудности.

    Важное значение для жизни каждого человека имеет рекреационная (восстановительная) функция семьи. Специалисты утверждают, что хорошая семья – это половина успеха в карьере, бизнесе, учебе и т. д. Семья создает чувство психологического комфорта, обеспечивает сохранение высокого жизненного тонуса. Рекреационная функция проявляется тем эффективнее, чем выше культура семейно-брачных отношений в семье. Семья выполняет также функции первичного социального контроля (моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности), социально-статусную (предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры), защитную функции (физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов).

    Роль семьи в социализации личности. Именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы формирования его как личности. У ребенка происходит накопление элементов системы ценностных ориентаций в сфере общественных отношений, характеризуемое выделением личных ценностей, их эмоциональным освоением. В семье индивидуальный опыт не исчезает со смертью индивида, а входит в состав коллективного опыта. Главным способом семейной социализации являете копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. Трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные, антисоциальные образцы поведения родителей.

    Можно выделить семьи:

    • с общественно прогрессивной направленностью (единство взглядов, хорошие межличностные отношения);

    • с противоречивой направленностью (отсутствует единство взглядов, взаимоотношения на уровне борьбы);

    • с антиобщественной направленностью (ценностные ориентации противоречат идеалам общества).

    Социально-психологическая адаптация человека в семье включает в себя способность к общению и пониманию других, к сотрудничеству и кооперации, приспособление к их интересам, потребностям, желаниям. Умение учитывать интересы других людей воспитывается с раннего детства, сначала в семье, затем формируется по мере включения ребенка в более широкий круг общения.

    Брачная адаптация – это постепенный процесс взаимного приспособления супругов, который основан на положительных привязанностях и чувствах. Цель брака в большей степени – это организация совместной деятельности для наиболее полного удовлетворения материальных, духовных, сексуальных и других потребностей супругов. Различают следующие виды брачной адаптации: к брачным ролям, новым обязанностям и правам; совместной согласованной деятельности, разделению труда в брачном союзе; психическому миру партнера; к потребностям, интересам, привычкам, образу и стилю жизни брачного партнера; к основным ценностям жизни, пониманию цели и смысла жизни партнера; к профессиональной деятельности партнера. Брачная адаптация и дезадаптация определяют стабильность (нестабильность) брака.

    Социологи выделяют несколько уровней, на которых происходят конфликты между супругами: психофизиологический (дисгармония в сексуальной жизни); психологический (нездоровый климат в семье, ссоры); социально-ролевой (выяснение, кто главнее, неравномерное распределение обязанностей); духовный (разный уровень интеллекта, отсутствие общения с партнером, критика). Причины напряженных взаимоотношений супругов бывают самыми разными. К их числу относят: слишком ранний возраст вступления в брак, большую разницу в возрасте (особенно женщин) склонность к алкоголизму, наркомании, разницу в образовании, легкомысленное отношение к браку, несогласие кого-либо из родителей на брак или, наоборот, брак по принуждению и т. д.

    1   2   3


    написать администратору сайта