Главная страница
Навигация по странице:

  • Доминико

  • Рембрандт Харменс ван Рейн

  • Лекция "Реформация и контрреформация" Причины Реформации.

  • Выступление Мартина Лютера.

  • 95 тезисами против индульгенций

  • Крестьянская война в Германии.

  • Жан Кальвин и его учение.

  • Аугсбургский религиозный мир

  • 23 августа 1572 г.

  • 1598

  • Лекция "Становление абсолютизма в европейских странах" Что такое абсолютизм.

  • Людовик XIII

  • Людовик XIV

  • Абсолютизм в Испании.

  • Марии Тюдор (Кровавой)

  • Страны Европы. Лекция "Великие географические открытия. Образование колониальных империй"


    Скачать 110.16 Kb.
    НазваниеЛекция "Великие географические открытия. Образование колониальных империй"
    АнкорСтраны Европы
    Дата14.12.2021
    Размер110.16 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСтраны Европы.docx
    ТипЛекция
    #303341
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5

    «Титаны Возрождения». Культура эпохи Возрождения отличается чрезвычайным богатством и многообразием содержания. Творцы культуры того времени — ученые, художники, писатели — были разносторонними людьми. Неслучайно их называют титанами, как древнегреческих божеств, олицетворявших могучие силы природы.

    Итальянец Леонардо да Винчи прославился как живописец, автор величайших произведений. Портрет Моны Лизы (Джоконда) воплотил представление людей эпохи Ренессанса о высокой ценности человеческой личности. В области механики Леонардо сделал первые попытки определять коэффициенты трения и скольжения. Ему принадлежат многочисленные проекты ткацких станков, печатных машин и т.д. Новаторскими были конструкции летательных аппаратов, проект парашюта. Он занимался астрономией, оптикой, биологией, ботаникой. Анатомические рисунки Леонардо являются изображениями, позволяющими судить об общих закономерностях строения организма.

    Современник Леонардо да Винчи Микеланджело Буонарроти был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Период творческой зрелости великого скульптора открывают статуя Давида и статуя Мадонны. Вершиной творчества Микеланджело как живописца явилась роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане, воплотившая его представления о жизни и ее противоречиях. Микеланджело руководил строительством собора Святого Петра в Риме - главного собора католического мира.

    Живописец и архитектор Рафаэль Санти прославил земное счастье человека, гармонию его всесторонне развитых духовных и физических свойств. В образах мадонн Рафаэля мастерски отражена серьезность мыслей и переживаний. Наиболее известной картиной художника является «Сикстинская мадонна».

    Испанский художник Доминико Эль Греко воспринял традиции византийского искусства. Его картины выделяются глубокой психологической характеристикой персонажей. Другой испанский живописец, Диего Веласкес, в своих работах изображал правдивые сцены из народного быта, выдержанные в темном колорите и отличающиеся жесткостью письма. Религиозным картинам художника свойственны народность и реализм типов.

    Крупнейшим представителем германского Возрождения является художник Альбрехт Дюрер. Он искал новые средства выразительности, отвечающие требованиям гуманистического мировоззрения. Дюрер занимался также архитектурой, математикой и механикой.

    Известным нидерландским живописцем, рисовальщиком и гравером является Питер Брейгель Старший. В его творчестве с наибольшей полнотой отразились жизнь и настроение народных масс. В своих гравюрах и рисунках сатирического и бытового характера, в жанровых и религиозных картинах художник выступал против социальной несправедливости.

    Позже в Нидерландах творил величайший художник Рембрандт Харменс ван Рейн, мастер портрета, картин на библейские и ми- фологические темы. Высочайшее мастерство позволило художнику создавать картины, на которых свет исходил как бы изнутри изображенных людей и предметов.

    Лекция "Реформация и контрреформация"

    Причины Реформации. С начала XVI в. началась Реформация (в переводе с латинского — преобразование). Это широкое общественное движение, характеризующееся отходом от католической церкви значительной части населения Европы. Учение католической церкви перестало удовлетворять многих европейцев в условиях происходящих перемен. Католическая церковь служила опорой феодализма. Она учила, что мир и все, что в нем находится, созданы Богом и не подлежат никакому изменению. Проповедовалась идея об исконной греховности человека; церковь же через свои таинства (крещение, причащение и т.д.) может его спасти. Распространение гуманистических идей подрывало учение церкви. Людей раздражала роскошь духовенства, его жадность, что особенно проявлялось в продаже индульгенций. За деньги можно было купить «отпущение грехов». Правители многих стран были недовольны претензиями пап на верховную власть. Короли, купцы, предприниматели, дворяне мечтали получить богатства и земли церкви.

    Выступление Мартина Лютера. Начало Реформации было связано с выступлением профессора Виттенбергского университета в Германии Мартина Лютера в октябре 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций. Вопреки учению католической церкви Лютер провозгласил, что церковь и духовенство не являются посредниками между Богом и человеком. Он объявил ложными претензии католической церкви на то, что она может отпускать грехи с помощью таинств в силу особых полномочий от Бога. Основное положение в проповеди Лютера гласило, что человек достигает спасения души не через церковные обряды, а с помощью своей веры.

    Источником религиозной истины, по мнению Лютера, является Священное Писание. Роль церкви и духовенства должна сводиться только к разъяснению его текстов. Богослужение должно проводиться на понятном народу языке, а не на латыни. Лютер перевел Библию на немецкий язык.

    Поднявшееся в Германии широкое движение в поддержку Лютера не позволило католическому духовенству быстро покончить с его учением. Лютеранство приняли многие горожане, крестьяне, дворяне и правители ряда германских государств. Лютер призывал действовать против папского Рима не только словом, но и с помощью оружия.

    В ходе Реформации от католической церкви отделились различные направления в христианстве, общее название которых — протестантизм. Протестантами впервые стали называть германских правителей, подписавших в 1529 г. на имперском сейме (собрании князей Священной Римской империи) «Протестацию». Они протестовали против решения большинства сейма об ограничении распространения лютеранства в Германии.

    Крестьянская война в Германии. Вскоре в лагере Реформации произошел раскол. Идеологом народной реформации стал священник Томас Мюнцер. Он был сторонником Лютера, но в 1520 г. перешел на более решительные позиции. 

    Мюнцер считал, что земная жизнь должна быть очищена от зла. Германия не должна быть княжеской и дворянской, а дворянские замки и монастыри нужно уничтожить. Врагами являются те, кто обрекает простой народ на страдания. Не должно быть различий между богатыми и бедными, частной собственности.

    В 1524—1525 гг. в ряде районов Германии вспыхнуло восстание крестьян против феодалов под лозунгами народной реформации. Крестьяне собирались в целые армии и вели боевые действия против отрядов местных правителей и дворян. Поэтому эти события называются Крестьянской войной.

    Программа крестьянства называлась «12 статей». В ней говорилось, что народ должен быть освобожден от всех тягот. Все люди должны объединиться для переустройства жизни на основе общей пользы. Все, кто отказывается заботиться об общей пользе, объявляются вне общества. 

    Господское добро и землю крестьяне по указанию Мюнцера делили между собой. В середине мая 1525 г. в Тюрингии произошел неравный бой между феодальной конницей, вооруженной артиллерией и фактически безоружными крестьянскими отрядами. Крестьянская армия была разбита, а Мюнцер попал в плен и был казнен около города Франкенхаузен

    Жан Кальвин и его учение. Центром Реформации стала также Швейцария. Здесь распространилось учение француза Жана Кальвина. Он считал, что ни один человек не может знать, какая судьба его ждет и тем более не может ее изменить. Но каждый верующий должен всеми силами доказывать свою богоизбранность. Богатство человека в земной жизни, по мнению Кальвина, является доказательством его богоизбранности.

    Такая точка зрения побуждала к активной деятельности. Кальвинизм предполагал целеустремленность и действенность. Кальвин призывал к бережливости и скромности в быту.

    Кальвинистская церковь строилась на республиканских основах. Церковная община избирала и контролировала своих руководителей — старшин (пресвитеров) и проповедников (пасторов). В кальвинистской церкви не было возведенных в сан священников. Пасторов избирали из числа наиболее грамотных прихожан.

    Контрреформация. Чтобы начать движение против Реформации, католической церкви необходимо было провести свои реформы, что и произошло с 40-х гг. XVI в. После этого она развернула наступление против Реформации. Эта политика стала называться контрреформацией. Она ярко отразилась в деятельности ордена иезуитов.

    Основателем ордена иезуитов («Общества Иисуса») был испанский дворянин Игнатий Лойола. Члены ордена жили в миру. Главными направлениями деятельности иезуитов были: воспитание молодежи в духе католицизма, проникновение во все сферы общества с целью подчинения их своей власти. Члены ордена выслеживали и выдавали инквизиции «заблудшие массы».

    Одновременно папство укрепляло богословские факультеты университетов и церковные школы. В Риме было создано главное учреждение по борьбе с ересями — инквизиционный трибунал (инквизиция - розыск). Составили также специальный «индекс запрещенных книг», которые подлежали уничтожению, а их авторы — наказанию.

    Религиозные войны. В XVI в. в Германии и Франции вспыхнули гражданские войны между сторонниками и противниками Реформации. В Германии ряд правителей государственных образований (их условно называют княжествами) перешли в лютеранство вместе со своими подданными. Это усилило их независимость от императора.

    Императоры из династии Габсбургов, опираясь на католические княжества, начали борьбу с протестантами. Долгая война закончилась поражением императора Карла V, который в 1556 г. отрекся от престола.

    Еще в 1555 г. был заключен Аугсбургский религиозный мир, который установил полную независимость князей в религиозных вопросах и утвердил их право определять религию своих подданных. Императорская власть еще более ослабла. Во второй половине XVI в. Европа разделились на католические и протестантские государства. Протестантскими были в основном северные страны — Англия, Швеция, Дания, ряд северогерманских княжеств (Пруссия, Саксония и др.).

    Во Франции во второй половине XVI в. также шли жестокие религиозные войны между католиками и кальвинистами (гугенотами). Вождями гугенотов были король Наварры (вассального от французского короля государства на юге страны) Антуан Бурбон (а с 1562 г. его сын Генрих Наваррский) и адмирал Гаспар де Колиньи. Вождями католиков были герцоги Гизы. Гугенотство во Франции стало знаменем борьбы против усиления королевской власти. Поэтому гугенотами были многие знатные люди. Напротив, буржуазия чаще придерживалась католичества.

    На первых порах борьба не была ожесточенной. В августе 1572 г. был заключен мир. Протестанты получили право занимать государственные должности, проводить богослужение; им предоставили во владение ряд городов-крепостей. Король Франции Карл IX пошел на этот договор, чтобы обеспечить мир. Однако Гизы и мать короля Екатерина Медичи решились на расправу над гугенотами. Для закрепления мира был заключен брак между Генрихом Наваррским и сестрой короля Маргаритой (Марго). В Париж на свадьбу съехались гугеноты. 

    23 августа 1572 г., в ночь накануне дня святого Варфоломея началось их избиение (резня). Генрих Наваррский остался жив, перейдя в католичество, адмирал де Колиньи был убит. В Париже истребили 3 тыс. гугенотов, резня продолжалась несколько дней и перекинулась в провинцию.

    Кровавая Варфоломеевская ночь напугала гугенотов. Но вскоре война вспыхнула с новой силой. Гугеноты создали свое государство во главе с бежавшим из Парижа Генрихом Наваррским. В ходе войны погибли многие вожди обеих сторон. Был убит король Генрих III, брат умершего Карла IX. В 1589 г. Генрих ГУНаваррский стал королем Франции, основав династию Бурбонов. В 1593 г. он принял католичество (это было условием) и вступил в Париж ("Париж стоит мессы"). В 1598 г. король провозгласил Нантский эдикт, завершивший религиозные войны. Католицизм оставался господствующей религией, но гугеноты получали свободу вероисповедания, сохраняли за собой ряд крепостей, вооруженные силы.

    Лекция "Становление абсолютизма в европейских странах"

    Что такое абсолютизм. Абсолютизмом называется форма правления, при которой власть принадлежит только монарху. Абсолютизм пришел на смену сословно-представительной монархии, при которой правитель, принимая решения, учитывал мнения сословий, а также знати. В период становления абсолютизма в широких слоях общества возросла заинтересованность в усилении верховной власти. Дворянство видело в ней источник доходов, предпринимательские круги — гаранта стабильности и процветания. Усиление буржуазии привело к ее соперничеству с дворянством. Это соперничество позволило монархам ряда стран править, не считаясь с сословиями. Страной классического абсолютизма стала Франция.

    Абсолютизм во Франции. Страной классического абсолютизма стала Франция. Основы абсолютизма были заложены в XV—XVI вв. Генеральные штаты тогда не созывались, их заменили собрания назначенных королем лиц (нотабли). В распоряжении короля находились развитый государственный аппарат, с помощью которого собирались налоги, и большая армия.

    Правда, в крупных городах Франции существовали парламенты, которые несколько стесняли власть короля. Особенно этим отличался парламент Парижа, в обязанности которого входило регистрировать королевские указы и высказывать о них свое мнение. Короли стремились подчинить себе церковь и с ее помощью укреплять свою власть.

    Абсолютизм окончательно утвердился во Франции в XVII в., после окончания религиозных войн при Генрихе IV. Одной из опор абсолютизма являлось стремление населения к миру, гарантию которого видели в сильной королевской власти. Генрих IV не обращал особого внимания на вопросы религии. Им были подобраны талантливые помощники, одним из которых стал герцог Сюлли. Поддерживались промышленность и торговля, создавались крупные государственные мануфактуры, поощрялось основание частных мануфактур.

    В 1610 г. Генрих был убит католическим фанатиком. Королем стал его 9-летний сын Людовик XIII. Слабостью правительства воспользовались вельможи, которые спровоцировали беспорядки в стране. Укрепление абсолютизма произошло в годы правления кардинала Ришелье(1624—1642), первого министра Людовика XIII. Была ликвидирована «гугенотская республика» на юге страны. Ришелье принял решительные меры, чтобы подчинить непокорных аристократов. Замки были снесены, запретили дуэли между дворянами.

    В 1643 г. королем стал Людовик XIV, которому было 5 лет. Он находился у власти до 1715 г., но до 1661 г. страной правил кардинал Мазарини, его первый министр, который продолжал политику Ришелье, направленную на укрепление абсолютизма. Было подавлено выступление знати (фронда). Во время правления Мазарини чрезвычайно возросли налоги, укрепился центральный государственный аппарат.

    Людовик XIV с 1661 г. лично занимался вопросами внешней и внутренней политики. Его правление характеризуется громкими военными победами в начальный период и катастрофическими поражениями в конце, покровительством наукам и искусствам и жестокими преследованиями свободной мысли. Людовик XIV вел решительную борьбу с парламентами. По преданию, в ответ на заявление,что парламент представляет государство, король произнес  знаменитую фразу: «Государство — это я».

    Абсолютизм в Испании. В 1516 г. королем Испании стал Карл I, который унаследовал и владения Габсбургов в Германии. В 1519 г. он стал и императором Священной Римской империи под именем Карла V. Под его властью оказались огромные земли, в том числе Америка. Говорили, что в империи Карла V никогда не заходит солнце. Испания состояла из нескольких ранее самостоятельных королевств, которые и послеобъединения сохраняли автономию. Кастилия, Арагон, Каталония, Валенсия и Наварра имели свои сословно-представительные учреждения, своих вице-королей. Карл V стремился создать всемирную империю и рассматривал Испанию как источник средств и людей для армии. Сильно возрос налоговый гнет. Однако план создания мировой католической империи рухнул. В 1555 г. Карл V отказался от престола и передал Испанию вместе с Нидерландами своему сыну Филиппу II (1555 — 1598).

    При Филиппе II в Испании особенно ярко проявились черты абсолютизма. Он имел свои особенности, связанные с господством католичества. В стране свирепствовала инквизиция. Были приняты суровые меры против потомков мавров, принявших христианство(морисков). В результате их преследования и истребления начался экономический упадок страны, который скоро обнаружился и во внешней политике. 

    Огромные доходы, шедшие из Америки, первоначально способствовали развитию экономики. Однако наличие сравнительно легко доставшегося богатства способствовало тому, что власть, в отличие от других государств, почти не заботилась об экономике страны. Постепенно экономика приходила в упадок. Испания стала первой жертвой революции цен - товары здесь резко подорожали. Развитие тормрзили огромные налоги, раздутые привилегии знати, затраты на колонии, массовый отъезд в Америку наиболее активной части населения.

    В первой половине XVI в. Испания считалась самой могущественной военной державой, а испанские воины непобедимыми на поле боя. Однако при Филиппе II наметилось ослабление и в этой сфере. После присоединения в 1581 г. Португалии (где пресеклась правящая династия) Филипп II поставил перед собой задачу подчинить и Англию, на королеве которой - Марии Тюдор (Кровавой) - он был женат. Однако после смерти Марии в 1588 г. и прихода к власти королевы Елизаветы I началось военное противостояние между двумя державами. В 1588 г. с помощью огромного испанского флота ("Непобедимая армада") Филипп II пытался высадить десант на берегах Англии. Но английский флот нанес испанцам поражение и не позволил им осуществить свой замысел. При отступлении "Непобедимой армады" назад буря уничтожила почти все оставшиеся испанские суда. Морское могущество Испании было подорвано.

    Испания успешно воевала с турками-османами на Средиземном море и в Северной Африке., но особых выгод от своих побед здесь не получила. Бесполезным для упрочения позиций страны и затратным для казны оказалось вмешательство испанских войск в религиозные войны во Франции. Самый тяжелый удар по могуществу Испании был нанесен в результате победы национально-освободительного движения в Нидерландах (1566 — 1609).
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта