Лекция Временные границы первобытного искусства
Скачать 20.51 Kb.
|
Лекция 1. Временные границы первобытного искусства: Два периода мезолит, палеолит Есть ещё неолит, переходное звено. Палеолит — приблизительно 40 — 10 тыс лет до н.э. Мезолит — 10 — приблизительно 7 тыс лет до н.э. Неолит — 7 — 2 тыс лет до н.э. Палеолитическое искусство даёт нам связанные с маркировкой территории вещи. Образ человека отсутствует. Человек внутри природы. Антропоморф сюда же. Нет региональных особенностей. • Пещера Пеш-Мерль (Франция) • Пещера Альтамира и тд В эпоху Мезолита появляется человек(образ). Появляется сюжет. Существует идея схематизма. Есть сцена противостояния человека и природы, человека и человека. Нет региональных особенностей. Эпоха Неолита. Появляются региональные особенности, отделение себя от другого. В каждом регионе появляется своя знаковая система. В эпоху неолита много керамики, но все отличаются росписью. Античное искусство. Периодизация: — Эгейская культура 3—2 тыс до н.э. во втором тысячелетии большие центры эгейской культуры; — Древняя Греция. Подпериоды: • гомерос 11-7 век до н.э. • архаика 7-6 век до н.э. классика!!! • классика 5-1 век до н.э.: - ранняя классика первая половина 5 века до н.э. - высокая классика 450-430 г. до н.э. Акме древнегреческой культуры. - поздняя классика 430-323 г. до н.э. 323 г. до н.э. смерть Александра Македонского. • эллинистика 323 г. до н.э. Египет, Клеопатра, все дела. ценоК.; — Древний Рим. Два берега Тигра, на одном латины, на другой ещё кто-то. До 510 г. Правят цари. С 8 по 6 век до н.э. • 753 г. до н.э. основание Рима — латины.(8 век) • 510 г. до н.э. изгнание последнего царя. •С 510 года начало Римской Республики. Альфа и омега основа всей культуры. С 6 века по 30 гг. 1 века до н.э. республиканский период: - 5-4 века до н.э. постепенное завоевание латинами разных племен Италии, какого-то полуострова, также греческие колонии. - 3 век - 30 гг. 2 века до н.э. распространение римской культуры во вне. - с 30 гг. 2 века по 30 гг. 1 века до н.э. кризом римской республики. - 30 гг. 1 века н.э. первый император Актавиан. - с 30 гг. до 5 века н.э. Римская империя. Императорский период. Лекция 2. Артур Джон Эванс – открытие Критской цивилизации Генрих Шлиман – убеждение в том, что Гомаркский эпос имеет основу, фундаментом которой служит Троя (материковая Греция), то, что он взял за доказательство оказалось древней Микеей, однако ему мы обязаны нахождение древних табличек Кносский дворец – древнейший памятник Кносской культуры, включающий себя сохранившиеся остатки наследия в лучшем виде, старше него только единичные фрески (однако это теоретически, вопрос открытый, ведь фрески долго не живут). При строительстве использовалась стоечно-балочная система (тип арзитектурной конструкции, базовый для Греции и Эгейской цивилизации). Преобладает образ лабиринта, однако ещё одной важной особенностью является свободная планировка, что обосновано тем, что цивилизация мобильна, отсюда оьранительная функция становится второстепенной (прослеживается влияние Египта). P. S. Неизвестный тайный культ В то время для искусства не было твёрдых канонов образов человека (следует брать в расчёт, что реставрация имеет сильнейшее влияние модерна) Эгейская цивилизация – цивилизация неолетического типа. Керамика отличается уникальстью (конкретно Критскую именуют камаресом). В отличии от Греческой, математические просчитанной керамики, где изображение интегрировано в форму, что пораждает нарративные конфликты. Тут же форма сосуда не обладает устойчивостью, всё разворачивается вокруг живописного начала, это приводит к изящество формы синтеза. Можно выделить и преобладание морских мотивов. От полиолита к мезолиту всё идёт к конструктивности и оптимальности (схематизм, концептуальность, арнамент становится систематическим). Форма сосуда – кристальность, изображение – арнамент. 4. Микенский акропль (сокральное пространство, где проходят все ритуальные практики, там же хранится государственная казна). Цивилизация, в отличии от освещенной выше, ставит обранительную функцию сооружения превыше остального (позже, Греки удивлялись, говоря, что сооружения создали Циклопы, отсюда происходит циклопическая кладка). Одно из важных сооружений, Львиные ворота, являются прообраз ом арочной конструкции. Существуют шахтовые гробницы – первый тип купольного сооружения. Об этом всем Греки не в курсе, но в Микенах выкупают вна2ре. 5. 11-7 век, Гомерочвский период, с ним всё сложно, причиной тому служит отсутствие фактически сохранившиеся построек, поэтому судить можно только по произведениям самого Гомера. Это время, время рабовладельческого типа, однако тона формируется не типичное определение свободы тела и слова, но это действует только в рамках одной полярность общества - - >рабовладелтческая демократия. В Гомерский период складывается Греческий пантеон, за ним – мифологическая система. Уникальность, в одной культуре почетание Богов и героический культ (звенящая драма, очень мужская культура). Мифология доходит не только как сокральное знание, хранящееся в руках жрецов, но и как литературный текст, отличающийся возможностью невероятного количества интерпретаций. Деятельностно-ритуальные практики существуют, но в очень локальных масштабах. Тут же присутствует керамика геометрического типа. Скульптура не сохранилась. 6. Период Архаики, 7-6 век. Формируется новый тип политической системы, формируются Полисы (разрозненные государства). Ионическте племена связаны с торговыми полисами – ближе к морю. Дарические племена – материковая Греция. Это не объединённая система, это раздробленное существование, даже Объединенные общей целью, они независимы. Появляется философия, не в каком-то конкретном центре, в разных городах появляются уникальные личности, а потом и философские школы (Фалес Милетский), для них была важнее всего абстракция, для них не важна мудрость, они принциально находятся в бесконечном поиске истины, где первоначальна вода и эмпирические понятия. Все гордились философами, но отправляли их на казнь, причина – разрозненность с Богами. Далее: Порменид и Гераклид – метафизики и родоначальники первых понятий бытия. Идея сохранения вещества. Бытие есть, а небытия нет. Тут важны пути мнения и истины, но подлено мышление. Времени не существует, движения тоже. Вокруг этих тезисов формируется элейская школа, заложившей основу классической логики 7. Эфес. Гераклид Эфейский, важный персонаж античной философии, первый в своём роде эпотажный. Он любит изъясняться метафорами, он не говорит, не указывает, он даёт знаки, запечатывая ими смыслы (Ницше занит потом). Этотпонятия диалектическим мышлением. Язык задаёт и запускает мир. 8. Пифагор. Для него всё есть число и цифровые пропорции (Софокл не при делах, это литература). Внутри его школы начинают использовать понятие гармонии на уровне вопроса: как из разрозненных досок сотворить целое, функциональное. Эти идеи начинают захватывать всё. 9. Социокультурный подтекст. Происходит торговая и культурная экспансия по всему миру, с этим же распространяются философские идеи 10. Стоично-балочная переходит в ордерную систему, она не предполагает набор элементов, сумма честей не равна целому, присутствует архитектоника (иначе говоря композиция, строго. Складываются ионический (островные) и дарический (материковые) типы построек, но обе системы распространяются по всей территории. Вторая ориентируется на поиск в архитектуре идеальной пропорции человечкого тела (героическая архитектура). Первых интересует больше концепт создания иллюзии и подвижности, декоративности (продающие факторы, мобильные подходы). 11. Периптер – храмовое строение, самый распространённый тип сооружения (тип конструкции не при делах). «Вы не идиоты, но вот…. « - - > Его смысл состоит в прямоугольнике (и спрошных линиях), колоннах, т. Е. стены есть, но обнесены коллонадой, но ещё и зайти можно с любой стороны, лестницы человекомерны. Концепция свободной галереи, где человек может беспрепятственно перемещаться, двигаясь рядом с Богами, рядом с которыми двигаются философы и рассуждают (дословно). Но Римляне же взяли бы эту конструкцию, возвели на фундамент и сделали бы один центральный вход (вот так имперцы всю хуйню и воротят). Всё это будет актуально до поздней классики Каримская капитель возникает в позднюю классику, начинает функционировать эонической цивилизации, затем уйдёт в Рим, там кайфанут. Эонические и дарические капитель возникают до поздней классики Ведущий тип греческого искусства – скульптура. В эпоху архаики появляется отдельно стоящая круглая скульптура. Круглая скульптура приводит нас к тому, что специфика восприятия скульптуры связана с движением. Зачастую скульптура интерпритируется в виде прогрессивного развития мастурства, прогресс в появлении движения. Арзаическую скульптура Аполлона проще воспринимать тактильно, её важно щупать, идея такого восприятия настолько же важна, насколько зрительная. Также, их называют куросы (женщины – коры) ДАЛЕЕ: открыть на портале вторую лекцию, найти пикчу с этими страшными названиями и заучить Архитрав, архитравом, или архитравным покрытием, называется всякая горизонтальная перемычка, перекрывающая расстояние между вертикальными опорами или проёмы в стене. Фриз, средняя часть антаблемента, расположенная между архитравом и карнизом. Фронтон – завершение фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания Триглиф – элемент фриза дорического ордера, представляющий собой вертикальную каменную плиту с тремя врезами. Триглифы чередуются с метопами. С расстояния триглифы выглядят как три вертикальные рейки. Отсюда возникло предположение, связанное с теорией происхождения каменной конструкции из деревянной. Метопа – Промежуток между двумя соседними триглифами. Представляет собой мраморную плиту почти квадратного формата, декорированную рельефом или росписью. Если присутствуют арки, то это Рим Топ самых золотых цитат лекции: вот этот уже не камень становится ещё не человеком, нагим, с физиологическим пониманием красоты, ему нечего скрывать |