Своеобразие философского познания, истоки философского отношения к миру. Философия и мировоззрение. Философия
Скачать 76.43 Kb.
|
Своеобразие философского познания, истоки философского отношения к миру. Философия и мировоззрение. Философия – особый вид знания и духовной деятельности. Философия имеет сходство с наукой, религией, искусством, но отличается от них. Она появляется довольно поздно в истории человечества (не раньше сер. 1 тыс. до н. э.) и не у всех народов. Это произошло потому, что философия предполагает достаточно развитую способность к абстрактному, самостоятельному мышлению. Предмет философии — наиболее общие законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной реальности, особенности их воспроизведения в сознании человека и роль в выборе его жизненной позиции. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытии); гносеология (учение о познании); человек; общество. Специфика философского знания – оно может быть различно по своим принципам, познавательным методам и результатам в зависимости от приоритетов, ценностей той или иной культуры. Специфика философии: • Взгляды философов не подвергаются экспериментальной проверке (из-за этических соображений) • В философии нет прогресса • В философии существуют вечные вопросы пока существует мыслящий человек, а наука не возвращается к старому я; Любой философ отражает свое мировоззрение; • Философия плюорестична (Плюрализм— философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания либо форм бытия (онтологический плюрализм). • Одного языка, понятного всем философам, нет Мировоззрение – это система взглядов на мир в целом и место человека в нем (или связь человека и мира). Или – можно сказать: на мир в целом и на самого себя и основанную на этих взглядах позицию по отношению к миру. От чего зависит этот взгляд на мир и отношение к миру? Он зависит от интересов, потребностей, а в конечном счете - ценностей человека. Ценности – это идеалы и цели, то, что чувства человека заставляют признать наивысшим, заслуживающим уважения, восхищения. Важнейшие ценности – нравственные и эстетические. В своем мировоззрении человек оценивает мир и уясняет смысл различных явлений своей и общественной жизни. В зависимости от сложившейся системы ценностей у разных людей формируются разнообразные варианты мировоззрений: оптимистические и пессимистические, идеалистические и приземленно-прагматические, альтруистические и эгоистические, религиозные и др. Становление философии. Философия и миф. Древнегреческая философия складывается на рубеже 7 и 6 вв. до н. э., но некоторые историки философии называют только 6 или 6-5 вв. до н. э. С этим можно согласиться, ведь первые философские школы появляются только в 6 в. до н. э. Однако первым философом стал Фалес, заложивший основы одной из первых философских школ – Милетской (в г. Милет). А время жизни Фалеса – это конец 7 и 6 вв. до н. э. 3 стадии Период становления (7–5 вв. до н.э.) – понять сущность природы, мира, устройства космоса, первопричин: Анаксимен, Гераклит, Парменид и др. Классический период (4 в. до н.э.) – переход к гуманитарной проблематике, изучению человеческой жизни – Софисты и Сократ, Платон и Аристотель. Эллинистический период (3 в до н.э. – 6 в н.э.) – индивидуальная этика эпикурейцев и стоиков Философия Средневековья (2–14 вв.) Философия эпохи Возрождения (14–17 вв) Европейская философия 17 века Английская философия просвещения 18 века Немецкая классическая философия Диалектический и исторический материализм (40-е гг. 19 в.) Неклассическая философия Философия Новейшего времени Философия и миф Первобытные люди не философствовали, но мировоззрение – представление о мире и себе – у них, разумеется, было. Этот исторически первый тип мировоззрения называется мифологическим. Его особенности: Антропоморфизм - наделение человеческими свойствами явлений природы, животных, предметов, а также представление богов в человеческом образе. Главное в этом - всеобщее одушевление и одухотворение природы. И живая, и неживая природа: земля, камни, звезды, реки, деревья и животные – все наделялось способностью чувствовать и мыслить. Человек переносил на весь природный мир характерные особенности своей родовой общины. Он усматривал во взаимосвязях природных объектов связи и отношения, которые господствовали в его жизни. Поэтому в природе действовали братья и сестры (например, Солнце и Луна), родители и дети, бабушки, дедушки и внуки, мужья и жены. Такое верование как анимизм (вера в души и духов) также было основанием для подобного мировосприятия. В мифологическом мировоззрении (мышлении) нет места абстрактным, теоретическим определениям и рассуждениям. Любые абстрактные понятия и идеи выражались через конкретные художественные образы, что ярко представлено в древнегреческих мифах. Любовь – это богиня Афродита (красивая, молодая и вечно девственная) и ее сын Эрот (у древних римлян - Купидон, Амур), действия которого выражают независимость страсти от человеческой воли, ее иррациональность и другие черты. Совесть (в мифе об Эдипе) воплощена в образах летающих Эриний, богинь мщения, от которых невозможно скрыться. Представление о нераздельности, слитности образа и вещи, тела и души, причины и следствия, сущности и явления, вещи и ее свойств, времени и пространства и т. п. Это можно назвать синкретизмом мифологического восприятия мира. Для мифологического восприятия характерна нераздельность естественного и сверхъестественного, мира природы, человеческого общества и мира духов, сверхъестественных существ. Мир населен домовыми, лешими, русалками, духами стихий и природных объектов, которые участвуют в жизни людей. Миф упорядочивал мир, вносил в него системность и осмысленность, подразделяя все природные объекты, вещи, действия, слова на хорошие и плохие (вредные), «чистые» и «нечистые», похвальные и порицаемые и т. п. Мир становился миром культуры, где все имеет свой смысл и значение для человека. Миф повествовал о начале времен, когда были приняты важнейшие социо-культурные нормы (табу) и формы организации родовой общины. Их нельзя было нарушать, чтобы не погибнуть. Для мифологического мировоззрения характерно разделение мира на «своих» (хороших, «людей») и чужих (врагов, «не людей») к которым не применимы табу, с ними – все позволено. Причины бед и несчастий рода (племени) видятся либо в отступлении от традиций, заветов предков, либо от вредительства со стороны «чужих», врагов. Философия и религия. Специфика религиозного мировоззрения. Знание и вера. Религиозное мировоззрение представляет собой следующую ступень в истории развития человеческого миропонимания и мировосприятия. При этом оно во многом связано, переплетается с мифологическим. Главное в том, что в развитых религиях (теистических и мировых) есть объяснение, а не только описание. Есть и доказательство, теоретическое знание. Ставятся и раскрываются важнейшие мировоззренческие вопросы: Кто такой Бог и можно ли познать его? Что такое добро и зло? Как должен жить человек? Что ждет человека после смерти? Каковы судьбы всего человечества? Может ли человек быть хозяином своей судьбы? Каков мир и имел ли он начало во времени? В религии проявляется способность человека к анализу, уже нет смешения естественного и сверхъестественного. Признается существование земного, природного мира, в котором действуют естественные законы, и мира невидимого, духовного, священной реальности, где обитают Бог и духовные сущности (ангелы, бесы и т. п.). Отличие религиозного мировоззрения от философского не столько в содержании, сколько в методе решения мировоззренческих проблем. Окончательным основанием при решении всех вопросов является Откровение – т. е. слово Бога, записанное в Священных книгах или отраженное в Священном Предании. Религия основывается на авторитете и апеллирует к чувствам людей. Философия и наука. Характерные черты научного знания. Философская картина мира. Определение философии как науки восходит к Аристотелю (4 в. до н. э.), ученику Платона. Философия, - по мнению Аристотеля, - это первая наука, которая ставит вопрос о истинно сущем, о первоначалах, первопринципах мира. Философия отличается от других наук своим умозрительным, абстрактным характером. Истины философии не могут быть проверены опытом. 1) Наука рассматривает какую-то часть, область мира (природного или социального). А философия изучает мир как целое в его связи с человеком, отношение человека к миру. 2) Наука стремится к объективному знанию о мире, каков он сам по себе, независимо от человека. А философия рассматривает мир с чисто человеческой точки зрения, исходя из ценностей, интересов человека. 3) В науке появляются новые области исследования, новые проблемы, складываются и новые науки. А в философии существуют так называемые «вечные проблемы», о которых люди думали, начиная с древних времен и думают до сих пор. Это, например, вопросы о смысле жизни, о целях исторического процесса, о существовании Бога и судьбы, о том, что такое человек. (Означает ли это, что на подобные вопросы философы не могли дать ответ? Почему они ставятся вновь и вновь? – ответьте сами). 4) В науках в каждую эпоху или определенный период времени складывается единая парадигма (в физике, например, или в биологии). Парадигма – это совокупность всеми разделяемых мировоззренческих принципов, общих понятий, применяемых в сообществе ученых технических средств и методов. (К примеру, существовала единая парадигма в физике во времена Ньютона: понятие об абсолютном времени и пространстве; методы, которые использовали ученые-физики. Затем эта парадигма сменилась иной – после открытий и создания теории относительности Эйнштейна, которая опять-таки получила признание большинства ученых). А в философии могут сосуществовать прямо противоположные мировоззренческие системы, которые не могут опровергнуть друг друга. (Например, материализм и идеализм, религиозная и атеистическая системы, рационализм и иррационализм и т. п.) Почему? Потому что в основе философской системы лежит некий набор ценностей, а как доказать, что одни ценности предпочтительнее других? Понятие «истина» - «ложь» не применимы к ценностям, их значимость не подлежит экспериментальной проверке. А жизненный опыт людей может подтверждать самые разные идеи из-за многообразия ситуаций и характеров. 5) В науке важен результат, который выражен в законах, принципах, константах (формулах). А в философии сам по себе конечный результат (например, вывод: «Бог существует» или «Мир до конца не познаваем»; «Человек в сущности – духовное (или – социальное) существо») не представляет особого интереса. Принципиально важно уяснить логику, ход мысли философа, какие ценности и как он обосновывает. Поэтому невозможно понимать и знать философию, не изучив историю философии, а понимать физику, не изучая особо ее истории, вполне возможно. 6) Наука изучает материальный мир, т. е. мир вещей и процессов, который может быть опытно проверен. А философия изучает духовный мир, мир человека, его ценностей и оценок. Философы пытаются определить, что понимают люди под понятиями свободы или справедливости, смысла или истины, добра и зла, прекрасного и безобразного и т. п. Отсюда следует, что: 7) Наука изучает мир существующих в реальности жизни явлений и процессов (социальных в том числе), а философия говорит о должном, об идеале. Например, философ пытается определить, что такое любовь в ее истинном значении, значит, в совершенной форме. Или – что такое человек? Не эмпирический, реально ныне живущий студент или бизнесмен с его слабостями и недостатками (о них нам может поведать социология или психология), а человек в его сущности, каким он может и должен быть. Предмет и функции философии. Философия в потоке истории. Основные функции две – мировоззренческая и методологическая. Мировоззренческая функция заключается в том, что философия выдвигает ценности, определяет их и теоретически обосновывает различные мировоззренческие системы. Как отмечалось, философия – это теоретическая форма мировоззрения. Знакомясь с философией, мы узнаем существовавшие в истории человечества типы мировоззрения. Именно эта функция философии важна для всякого мыслящего человека, т. к. дает ему возможность скорректировать свое мировоззрение, узнать аргументы для обоснования своих взглядов, избавиться от возможных противоречий. Методологическая функция философии особо значима для научного и других видов познания. Философия дает определение общенаучным и социально-культурным понятиям, а также анализирует пути и методы познания, выявляя их достоинства и недостатки. Определяет, например, такие понятия, как «истина», «теория», «необходимость», «случайность», «гипотеза», «опыт» и т. п. Рассматривает возможности научного, мистического или художественно-образного видов познания, сравнивает теоретический и эмпирический уровни познания, индуктивный и дедуктивный методы, приемы абстрагирования, анализа и синтеза в процессе изучения действительности. Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира. Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания). Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания. Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX — начала ХХ вв. и др.). Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества. Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению мора-ли, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества. Разделы философского знания определяются в зависимости от тех проблем, которые решают философы. В прошлом создавались целостные философские системы, в которых анализировались и проблемы познания, и жизни общества, человека и мира. Яркий пример: философия Платона, Аристотеля (Древняя Греция), И. Канта (Германия, 18 в.), Гегеля (Германия, 18-19 вв., К. Маркса и Ф. Энгельса (Германия, 19 в.) Структура философского знания. 1. Онтология (называние происходит от гр. онто - "бытие") - раздел философии, изучающий бытие (его наиболее общие законы и принципы развития) 2. Гносеология (гносис "знание" гр. ) - раздел философии занимающийся проблемами познания (Что такое познание? Каковы законы познания? Можно ли познать истину? ) 3. Этика – раздел философии изучающий законы, принципы и нормы взаимоотношение людей друг с другом, способы достижения счастья. 4. Эстетика - раздел философии изучающий прекрасное, красоту (Что такое красота? Каковы законы прекрасного? ) 5. Социальная философия – раздел философии изучающий наиболее общие законы развития общества (Каковы причины возникновения общества? Каковы законы общего развития? В чем состоит цель общества? ) 6. Логика раздел философии изучающий основные законы и формы мышления. 7. Аксиология - учение о ценностях (Что такое ценность? Существуют ли общечеловеческие ценности? ) 8. Философия истории - раздел философии изучающий основные законы исторического развития (Каковы исторические законы? В чем цель истории? ) 9. Философия науки - раздел философии изучают законы научного развития (Каковы критерии научности знания? Каковы законы развития науки? Может ли наука дать человеку истинное познание окружающего мира?) Основной вопрос философии. Материализм и идеализм в истории философии. За время существования философии (2,5 тысячи лет) в ней сложилось великое множество философских систем, теорий. Для того, чтобы систематизировать все это знание, упорядочить его, имеет смысл выделить основные философские направления. Для этого мы выявляем наиболее общие, абстрактные категории (понятия) и ставим фундаментальные вопросы о мире и познании. Эти наиболее общие категории – «материя» и «сознание» и вопрос (проблема): «Об отношении мышления к бытию, духа к природе». Почему этот вопрос называется основным? От ответа на него зависит решение других, более конкретных философских проблем. Этот вопрос имеет две стороны или распадается на два вопроса: 1) Что первично (является первоосновой, первоначалом мира – материя, природа или сознание, дух, идея, разум? И - 2) Познаваем ли мир? В зависимости от решения первой стороны выделяются два принципиально разных направления: материализм и идеализм. |