Главная страница

Своеобразие философского познания, истоки философского отношения к миру. Философия и мировоззрение. Философия


Скачать 76.43 Kb.
НазваниеСвоеобразие философского познания, истоки философского отношения к миру. Философия и мировоззрение. Философия
Дата06.10.2019
Размер76.43 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаFilosofia_-_Otvety.docx
ТипДокументы
#88763
страница5 из 6
1   2   3   4   5   6

Проблема сознания в философии. Идеализм и материализм о природе сознания.

Сознание – это особое состояние, свойственной только человеку, в котором ему (человеку) одновременно доступен и мир и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, с тем, что он почувствовал, подумал, пережил.

Идеалисты и богословы отстаивали мысль о первичности сознания по отношению к материи. Идеализм (Платон, Августин, Гегель и др.) вырывает сознание из материального мира и считает его самостоятельной и созидающей сущностью всех вещей. Дуализм (Р.Декарт), рассматривая душу и тело как не зависящие друг от друга субстанции, не может объяснить взаимосвязи психических и физиологических процессов в организме. Основным свойством материи Декарт считал протяженность, а основным свойством духа — способность мыслить. Отсюда он делал вывод, что подобно тому, как идея не имеет протяженности, так и тело не может мыслить.

В отличие от идеализма и дуализма, материализм исходит из того, что материя противоположна сознанию: она существует вне сознания и независимо от него, тогда как сознание не может существовать вне материи. Материя первична и исторически и гносеологически по отношению к сознанию: она есть и носитель и причина его возникновения. Сознание же – нечто производное от материи: как свойство мозга и как отражение окружающего мира.

  1. Сознание и мозг. Общественно-культурный характер сознания. Идеальность сознания.

Сознание и мозг. Социокультурный характер сознания:
Сознание связано с деятельностью центральной нервной системы.
Мозг – это «диспетчерский пункт» человеческого поведения, главная мастерская по изготовлению образов и мыслей НО!
Сознание – социокультурный феномен, оно пробуждается только в общении с живыми людьми, в активном диалоге с культурой
Особенности сознания как специфической формы бытия:
Идеальность сознания выражается в его
- субъективности
- невещественности
Идеальность сознания признается подавляющим большинством философов, как идеалистического, так и материалистического направлений.
Отрицается идеальность сознания представителями «вульгарного материализма» (Фохт, Молешотт, Бюхнер)

  1. Активность и избирательность сознания. Сознание и язык.

Сознание активно творит мир «второй природы», культуру.
Сознание активно творит свои собственные образы, оно строит себя. Сознание преодолевает «горизонтальность» восприятия, оно творчески дополняет любое видение, любую информацию.
Сознание обладает смысловой избирательностью, оно отражает то, что имеет смысл, что-то значит, имеет наименование.
Сознание обладает способностью «иначе – действия», свободой воли.
Свобода воли делает человека «универсальным существом» .
(К.Маркс) – человек сам свободно избирает цели своей деятельности, строит образы желаемого будущего.
Сознание и язык:
Язык
– это универсальный материальный носитель сознания, способ его выражения, сохранения и передачи другим.
Язык – это система знаков для оформления и трансляции сознания.
Язык – это средство, которым пользуется сознание для понимания мира и себя самого.

  1. Структура сознания. Сознание и самосознание. Понятие рефлексии

Сознание–это субъективная реальность, внутренний мир человека.
Двойственность сознания. Сознание существует как осознание внешнего мира и в то же время как самосознание.
Рефлексия – отчетливое, проявленное самосознание.
Рефлексия – это такое состояние самосознания, в котором оно само себя исследует и оценивает.
Рефлексия – это самосознание, направленное на себя самоё.

Самосознание – один из критериев человеческого бытия.
Структура сознания:
Структуру сознания можно представить в виде триады: разум, чувства, воля.
Разум – логическая составляющая сознания, человеческая способность оперировать понятиями, строить умозаключения.
Разум – это абстрактное мышление.
Чувства – это, во-первых, эмоции, страсти; во-вторых – это чувственный опыт (эмпирический опыт), т.е. способность непосредственного созерцания вещей.
Формы чувственности: ощущения, восприятия, представления.
Воля – это энергетическая составляющая сознания, способность реализовывать свободный выбор, доводить начатое дело до конца Но далеко не всегда сознание обладает прозрачностью, ясностью. Не всегда оно доступно для рефлексии.

«Темные» стороны сознания стали объектом внимания неклассической философии.

  1. Проблема бессознательного Философские основы психоанализа

Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю, охватывается понятием бессознательного.
Фрейд о структуре человеческой психики:
В структуре духовного опыта человека находятся три уровня:
-бессознательное(оно, it);
-собственно сознание (Я, эго);
-Сверх -я (супер -эго)
З.Фрейд: «Я» не является хозяином в собственном доме…Сознание человека вынуждено довольствоваться жалкими сведениями о том, что происходит в его жизни бессознательно".
Философия психоанализа — одно из наиболее известных направлений в европейской философии XX века, оказавшее самое существенное воздействие не только на многие философские школы.

Отличительная особенность психоанализа состоит в том, что он обращен к человеку, ориентирован на постижение человеческой психики во всем ее многообразии.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд — врач-психиатр, продолжатели его философских традиций Карл Густав Юнг, Карен Хорни и Эрих Фромм.


  1. Диалектическое и недиалектическое (метафизическое) понимание мира

Диалектика – это метод, исследующий общие закономерности становления, развития бытия и познания.
У диалектического метода два фундаментальных принципа: принцип всеобщей связи и принцип становления, развития (принцип текучести).
Иногда в качестве фундаментального принципа диалектики выделяют противоречивость всего сущего .Диалектический метод не просто констатирует наличие и неизбежность изменений в мире, но ставит перед собой задачу понять механизмы движения, развития.
Законы диалектики:
Закон
– необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями (например, закон всемирного тяготения, закон сохранения массы).
Основные законы диалектики:
-закон перехода количественных изменений в качественные
-закон единства и борьбы противоположностей
-закон отрицания отрицания
Авторами т.н. основных законов диалектики являются Г.В.Гегель и Ф.Энгельс.
Каждый из этих трех законов представляет собой систему соотнесенных категорий, которые призваны описать некоторые стороны механизма развития.
Закон перехода количественных изменений в качественные:

Качество–это определенность предмета, тождественная с его бытием (Г.В.Гегель)
Количество–определенность безразличная для бытия.
Мера–единство количества и качества. Мера–это количественные границы в пределах которых качество остается самим собой.
Скачок–переход границы меры, «перерыв постепенности», резкое, взрывоподобное появление нового качества
Эволюция–постепенные количественные изменения в пределах данного качества (нарастание или убывание).
Революция-скачок, рождение нового качества
Методологическое значение закона в том, что он является попыткой осмысления механизма рождения нового (новых качеств).
Закон единства и борьбы противоположностей:
Тождество
–полное совпадение, идентичность. По мнению Гегеля, в действительности тождество невозможно, оно всегда будет включать в себя различие.
Различие–это несовпадение в чем-то, существенном или случайном.
Противоположности–это доведенные до крайности различия, которые в то же время находятся в единстве, составляют одно целое.
Противоречие(диалектическое противоречие)–это взаимодействие противоположностей, когда борьба между ними служит двигательной силой, источником развития.Противоречие – центральная категория диалектики.
Методологическое значение закона о единстве и борьбе противоположностей в том, что дается ответ на вопрос об источнике движения. Таковым является противоречие, борьба противоположных начал, присутствующих в каждом явлении. Движение, таким образом, исследуется как самодвижение.
Закон отрицания отрицания:
Без смерти старого невозможно рождение нового. В метафизической философии отрицание – это смерть, уничтожение.
Диалектическое отрицание–это переход на новую стадию развития. Новая стадия отрицает (т.е.уничтожает) старую стадию, но преемственно сохраняет нечто от старого в новом. Каждая новая стадия в свою очередь станет старой и подвергнется отрицанию. Одно отрицание подразумевает необходимость второго, третьего и т.д. Все эти последующие – называются отрицаниями отрицания.
Методологическое значение закона отрицания отрицания в том, что исследуется направленность развития, преемственность его стадий.
Развитие имеет поступательный, прогрессивный характер, его можно представить себе в виде спирали.
На современном уровне развития философского знания можно выделить три основных значения понятия "метафизика".

1. Как синоним понятия «философия» т.е. наука о всеобщем, первым прообразом которой и было учение Аристотеля о якобы высших, недоступных органам чувств, лишь умозрительно постигаемых и неизменных началах всего существующего, обязательных для всех наук.

2. Как особая философская наука - онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов и в отвлечении от проблем гносеологии и логики.

3. Как определенный философский способ мышления (познания), противостоящий диалектическому методу как своему антиподу.
Метафизика- философское учение о неизменных, раз навсегда данных и недоступных опыту началах мира, рассматривающее явления вне их взаимных связей, вне движения, изменения и развития.

  1. Проблема познания в философии. Субъект и объект познания. Познание и практика. Скептицизм и гносеологический оптимизм о результативности познания

Исходные гносеологические категории:
Познание
– это обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания.
Знание - это любая значимая информация.
Большинство философов (как материалистов, так и идеалистов) убеждены в принципиальной познаваемости мира. Но существует и агностицизм, представители которого отрицают достижимость истины. Наиболее знаменитые агностики – это И. Кант и Д. Юм.Субъект познания – это тот, кто познает, а объект – то, что познается. В классической философии познание рассматривается как субъектно-объектное отношение.
Практика – это материальное освоение общественным человеком окружающего мира, активное взаимодействие человека с материальными системами.
Важнейшими чертами практики как гносеологического феномена являются: целенаправленность, предметно-чувственный характер и преобразование материальных систем.
Гносеологические функции практики:
базисная функция, т.е. в качестве источника познания практика дает исходную информацию, которая обобщается, обрабатывается мышлением;

детерминирующая функция, т.е. практика является движущей силой познания, от нее исходят импульсы, в значительной мере обусловливающие возникновение нового знания и его преобразование;

критериальная функция, т.е. практика является главным критерием истины;

целеполагающая функция, т.е. практика – цель познания, в конечном счете, что включает в себя и те варианты, при которых она выступает и непосредственной целью познания.
Познание, в свою очередь, имеет ряд функций по отношению к практике:

информативно-отражательная функция, т.е. познание перерабатывает исходные данные, полученных от практики и производит понятия, гипотезы, теории, методы; познание является средством практической деятельности;

проектно-конструктивная функция, т.е. познание вырабатывает идеальные планы таких новых типов человеческой деятельности, которые не могут возникнуть без науки, вне ее;

регулятивная функция, т.е. познание регулирует практику, обеспечивает управление практикой, практическими действиями.

Практика и познание, практика и теория взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Их взаимоотношение содержит в себе противоречие.


  1. Чувственное и рациональное в познании. Эмпиризм и рационализм о соотношении чувственного и рационального в познании

Философия Нового времени выделяет в структуре познавательной деятельности субъекта два уровня – чувственное познание (эмпирический уровень) и рациональное познание (логический уровень). Чувственное познание – это непосредственное созерцание объекта
Его формы: ощущение, восприятие и представление.
Ощущение – непосредственные ответ того или иного органа чувств на внешнее воздействие.
Восприятие – целостный чувственный образ предмета, комплекс ощущений.
Представление – восприятие, переживаемо по памяти.
Рациональное познание – это опосредованное отражение объекта, исследование его при помощи понятий. Его формы: понятие, суждение, умозаключение.
Познание является единством чувственного и рационального, оба этих уровня не существуют изолированно друг от друга, наоборот, они пронизывают друг друга, переплетаются, взаимно поддерживают друг друга. Существуют такие формы познавательной деятельности, которые невозможно однозначно отнести ни к чувственности, ни к рациональности: они являются «сплавами» того и другого. Например, творческое воображение, интуиция.
В XVII – XIX веках эмпирический и рациональный уровни зачастую противопоставлялись друг другу. Философы, считавшие, что все познание выводимо из чувственного опыта называли себя эмпириками (сенсуалистами). Это Фр. Бэкон, Дж. Локк, Л. Фейербах. Джон Локк: «..Все знание из ощущений. Нет ничего в разуме, чего предварительно не было бы в чувствах».
Философы, утверждавшие, что главным источником знания является разум – это рационалисты.К ним можно отнести Р. Декарта, Б.Спинозу, Лейбница, И.Канта. Г.В.Лейбниц: «..нет ничего в разуме, чего предварительно не было бы в чувствах.

  1. Истина и заблуждение. Поиск критерия истины

Классическая (корреспондентская) концепция истины. Основоположник – Аристотель. Здесь истинным считается знание, соответствующее действительности.
Когерентная концепция истины. Николас Решер, американский философ ХХ века. Истинными считаются знания, которые логически согласуются, не противоречат друг другу, образуя единую научную картину мира.
Прагматическая концепция истины. Ч.Пирс (США, XIX) и У. Джеймс (США, ХХ). Истинно то, что полезно, то, что эффективно работает.
Семантическая концепция истины. А.Тарский (США, ХХ) Истинными считаются знания, которые соответствуют объекту, не содержат в себе внутренних противоречий и непротиворечиво сочетаются с другими знаниями.
Диалектико-материалистическая концепция истины. Здесь истинность исследуется как бесконечное движение, бесконечное обогащение знания, описываемое несколькими категориями. Это абсолютная истина, объективная истина, конкретная истина, относительная истина.
Проблема критерия истины:
Доказуемость
- общезначимый, принятый классической философией критерий. Аристотель, Декарт, Лейбниц.
Доказательство – совокупность логических приемов выведения истинности некоторого знания из другого, достоверно истинного знания ( выведение истинности теоремы из аксиом, например)
Практика – марксистский критерий истины.
Принцип верифицируемости (верификация (лат)– подтверждение) – критерий, предлагаемый неопозитивистами. Л.Витгенштейн.
Принцип фальсифицируемости – критерий, предлагаемый постпозитивизмом. Карл Поппер.

  1. Человек как объект философского анализа. Понятия индивид, индивидуальность, личность

Критерии человека:
- разумность, осмысленность поступков, способность к идеальному целеполаганию
- самосознание, способность к рефлексии
- моральность, способность интуитивно различать добро и зло, испытывать муки совести
- наличие членораздельной речи
- способность к деланию предметов, к творению «второй природы», культуры
Цитаты в кратце:
И.Кант
(достоинство человека заключается в том, что он всегда цель сам по себе, и не должен нигде и никогда выступать в качестве средства)
Аристотель(человек – это общественное (политическое) животное, наделенное разумом)
Р.Декарт(человек есть мыслящая вещь)
Б. Франклин(человек – это животное, делающее орудия труда)
К.Маркс(Сущность человека не есть абстракт, принадлежащий отдельному индивиду, в своей действительности она выступает как совокупность общественных отношений)
Ф.М. Достоевский(человек есть тайна, и я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком)
Человек – это родовое, предельно широкое понятие, категория, содержащая в себе все вышеперечисленные критерии.
Индивид – это единичный представитель человеческого рода.
Индивидуальность – уникальный, неповторимый, постоянно меняющийся внутренний мир индивида Личность – социально развитый индивид, наделенный индивидуальностью и включенный в общественные отношения, действующий и реализующий в действии свою свободу человек
  1. 1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта