Главная страница
Навигация по странице:

  • 5. Иконоборческое движение.

  • Лекция 5. Византия во второй половине IX — середине XI в. План. Аграрное законодательство императоров Македонской династии.

  • Государственный аппарат. Церковь в Византии во второй половине IX —XI в.

  • 2. Государственный аппарат.

  • 3. Церковь в Византии во второй половине IX —XI в.

  • 4. Внешняя политика Византии во второй половине IX — середине XI в.

  • Лекция 6 - 7. Западная Европа в конце раннего средневековья План 1. Основные черты феодального строя Западной Европы к концу XI в.

  • 2. Франция в IX—XI вв. 3. Италия до конца XI в. 4. Германия в X—XI вв.

  • Конспекты лекций по истории Средних веков. Лекция (вводная) План Предмет и периодизация


    Скачать 478.5 Kb.
    НазваниеЛекция (вводная) План Предмет и периодизация
    АнкорКонспекты лекций по истории Средних веков.doc
    Дата02.05.2017
    Размер478.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКонспекты лекций по истории Средних веков.doc
    ТипЛекция
    #6390
    страница3 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    3. Социально-экономические и политические изменения в Византии в VIIVIII вв. Экономический упадок, социально-политический кризис и гражданская война начала VII в. обусловили территориальные потери империи и облегчили проникновение на ее земли славян, а в середине 30-х годов VII в. с новым грозным врагом — арабами. Вторжения славян и других варварских племен в сочетании с народными движениями, гражданская война начала VII в. способствовали дальнейшему сокращению крупного землевладения рабовладельческого типа. Большое значение приобрели теперь свободные сельские общины. Сохранившееся крупное землевладение все более перестраивалось на новой феодальной основе; сокращалось применение труда рабов и увеличивалось значение эксплуатации различных категорий зависимых земледельцев.

    Коренным образом меняется административное устройство Византийского государства. Старые диоцезы и провинции заменяются новыми военно-административными округами — фемами. Ядро их населения составили расселенные в Византии массы колонистов из славян, армян, сирийцев и представителей других племен. Из них, а также из свободных византийских крестьян создавалось в VIII в. особое воинское сословие стратиотов. За несение военной службы стратиоты получали от правительства в наследственное владение земельные наделы. Стратиотское землевладение стало привилегированным, освобожденным от всех налогов, кроме поземельного. Стратиоты составили главную силу фемного войска и основу фемного строя. Во главе фем стояли командиры фемного войска — стратиги, которые сосредоточивали в своих руках всю полноту военной и гражданской власти в фемах.

    Создание фемного строя означало известную децентрализацию государственного управления, которая была связана с феодализацией страны. Однако особенностью византийского государственного устройства по сравнению с большинством других раннефеодальных государств было сохранение и в этот период относительно сильной центральной власти.

    5. Иконоборческое движение. Военные успехи укрепили положение фемной знати, которая стала требовать передачи управления государством военно-служилому сословию, проведения частичной секуляризации монастырских земель и раздачи этих земель военным. Внутри господствующего класса начинается борьба за землю и право взимания ренты с крестьян, которая приняла форму борьбы иконоборчества с иконопочитанием.

    Желая подорвать идеологическое влияние высшего духовенства, иконоборцы выступили против почитания икон, называя его идолопоклонством. Иконоборческое движение возглавили сами императоры Исаврийской династии, выражавшие интересы военно-служилой фемной знати. В 726 г. император Лев III открыто выступил против почитания икон. Иконоборческие идеи нашли отклик и среди части народных масс, недовольных ростом монастырского землевладения. В народной среде иконоборческие идеи принимали более радикальный характер и поддерживались еретическими сектами, например сектой павликиан. Иконоборчество встретило самый ожесточенный отпор со стороны высшего духовенства и монашества. Фанатичному монашеству в европейских областях империи удалось поднять против иконоборцев и часть народных масс. Поддержку иконопочитателям оказали городская сановная знать и верхушка константинопольских торгово-ремесленных кругов, обеспокоенные усилением военного сословия.

    С особой силой борьба иконоборцев и иконопочитателей развернулась при императоре Константине V, который начал проводить конфискацию церковных сокровищ и секуляризацию монастырских земель. Эти земли передавались в виде пожалований военно-служилой знати. В 754 г. Константин V созвал церковный собор, осудивший иконопочитание и отстранивший от церковных должностей всех его сторонников. Эта победа была непрочной. В 787 г. на VII Вселенском соборе иконоборчество было осуждено. Но и иконопочитатели недолго торжествовали победу. В начале IX в. вновь временно победили их противники.

    Итак, с IV по VII в. в Византии шел процесс разложения рабовладельческих отношений и зарождались первые элементы феодального строя. С VII в. в Византии начинается период генезиса феодализма. Своеобразие этого процесса в империи по сравнению со странами Западной Европы состояло:

    • в более длительном сохранении рабовладельческого уклада,

    • в устойчивости и жизнеспособности свободной сельской общины,

    • в сохранении крупных городов как центров ремесла и торговли,

    • слабой дезурбанизация

    • и наконец, важной особенностью генезиса феодализма в Византии было наличие там в эпоху раннего средневековья сильного централизованного государства.


    Лекция 5.

    Византия во второй половине IX — середине XI в.

    План.

      1. Аграрное законодательство императоров Македонской династии.

      2. Государственный аппарат.

      3. Церковь в Византии во второй половине IXXI в.

      4. Внешняя политика Византии во второй половине IX — сер. XI в.

    1. Аграрное законодательство императоров Македонской династии.

    Имущественное расслоение в деревне ускорилось. Часть разорившихся общинников уходила в города, становилась наемными работниками. Большинство же оставалось на месте, шло в кабалу к разбогатевшим соседям, продавало за бесценок им свои участки, уступало на них право собственности, селилось на чужой земле на положении зависимых (париков). Иногда целые деревни-общины попадали в зависимость от крупных, землевладельцев. Динаты (т. е. могущественные люди, как стали называть богатых и влиятельных лиц) нередко самовольно захватывали общинные земли и насильно превращали бывших свободных общинников в своих париков.

    Обедневшие свободные крестьяне были не в состоянии уплачивать налоги в казну. Приходилось и из стратиотских списков вычеркивать тех, кто, разорившись, не мог отбывать службу. Поэтому доходы государства от налогового обложения стали быстро сокращаться, а численность стратиотского ополчения уменьшаться, что не могло не беспокоить правительство. Стоявшая у власти высшая чиновная знать во главе с императором, богатевшая за счет выплат из казны, пыталась помешать упадку общинного землевладения и разорению крестьян-налогоплательщиков и воинов. Императоры Македонской династии (867—1056), отражавшие интересы этой знати, издали ряд законов (новелл) о земле. В начале 20-х годов X в. было восстановлено право общинников на первоочередную покупку земли своих односельчан. Затем такое же право общины получили на покупку и динатских земель. Проданные же до 30 лет назад крестьянские участки подлежали безвозмездному возвращению прежним собственникам или их наследникам. Но законы эти соблюдались плохо. Число париков неуклонно возрастало.

    В середине X в., стремясь помешать сокращению численности войска вследствие разорения стратиотов, императоры объявили участки стратиотов неотчуждаемыми. Способных отбывать воинскую службу крестьян внесли в особые списки. С крестьянского участка определенной ценности выставлялся воин-всадник, с участка несколько меньшей ценности — воин-моряк или пехотинец. Если участок дробился, воина вооружали совладельцы в складчину.

    Но процесс феодализации не прекратился. Большинство стратиотов растворялось в остальной массе крестьянства, становясь либо невоеннообязанными налогоплательщиками, либо париками. Лишь малая часть стратиотов превращалась в динатов. Социальный состав армии изменялся. Возрастала роль тяжеловооруженной конницы в качестве ядра армии. Повышалась стоимость вооружения конного воина, а вместе с нею — и стоимость участка, с которого выставлялся всадник. Владелец такого участка уже резко выделялся среди крестьян: он являлся, в сущности, мелким вотчинником. Таких стратиотов в X в. было, однако, еще немного. Опасаясь усиления военной знати в провинциях, императоры продолжали созывать терявшие боеспособность крестьянские ополче­ния и все чаще прибегали к услугам наемников — норманнов, русских, армян, грузин, арабов и др.

    Сложившееся в VIII—XI вв. крупное землевладение являлось землевладением нового, феодального типа. Оно было основано на труде зависимого держателя — парика, пришедшего на смену рабу, колону, полусвободному арендатору. В XI в. значительная часть крестьян превратилась в наследственных зависимых держателей земли, принадлежавшей крупным феодальным землевладельцам. На положение париков переводили и наемных работников, и рабов. Труд рабов в X в. еще использовали в крупных поместьях, особенно в качестве пастухов, но в XI в. они уже не играли почти никакой роли в сельском хозяйстве.

    Парики всех категорий в IX—XI вв. еще не были прикреплены к земле. Юридически они признавались свободными и полноправными подданными, фактически их свобода была резко ограничена как государством, так и землевладельцем. Господствующим видом ренты была продуктовая, но возрастала также роль отработочной. Если феодал получал от императора право оставлять себе, а не сдавать в казну налоги, собранные с париков его имений, эти налоги фактически превращались в денежную ренту. Много крупных имений принадлежало в то время императорской семье и правительственным учреждениям. Зависимых крестьян таких имений называли государственными париками. Они платили ренту продуктами и налоги в казну. Феодальная рента в 2—3 раза превышала размеры государственных налогов.

    Однако нелегкой была и участь свободных налогоплательщиков. В XI в. государство, взимавшее налоги в денежной форме, резко усилило налоговый гнет. Крестьяне платили синдну ее долго взыскивали натурой, а с конца X в. стали переводить на деньги — и капникдн (подворный денежный взнос), взимавшийся даже с безземельных. Кроме того, существовало множество иных поборов и пошлин, нерегулярных и регулярных, на все виды собственности и доходы крестьян. Привлекали крестьян и к разного рода отработкам в пользу казны. Но главным бедствием был не столько податной гнет, сколько чиновный произвол при исчислении и взыскании государственных налогов.

    В X—XI вв. императоры щедро одаривали церковь и монастыри, а также угодных им сановников землей из императорского домена и деревнями с государственными париками. Все чаще они стали практиковать и раздачу солёмниев, т. е. пожалований, получателям прав взыскивать в свою пользу все или часть казенных налогов с сел или округов. Уже в XI в. появился особый вид солемния — пожалование на срок жизни в награду за службу налогов с определенной территории с правом управлять этой территорией. Этот вид пожалования назывался пронией. Полное развитие он получил в XII в.

    К концу XI — началу XII в. в Византии, несколько позже, чем в Западной Европе, завершилось оформление основ феодальных отношений и становление основных классов и институтов феодального общества.

    С середины IX в. начался подъем византийских городов, происходивший уже на новой основе: большинство их населения составляли свободные мелкие производители-ремесленники, обладавшие своим инструментарием и самостоятельно трудившиеся в мастерских-лавках. Значительно возросло производство ремесленных изделий, улучшилось их качество, расширилась внутренняя и внешняя торговля. Увеличилось количество денег в обращении. Крупнейшую роль в торговле с южнославянскими странами, Востоком и Западной Европой играла в X—XI вв. Фессалоника. Возросло значение Коринфа, Фив, Адрианополя, а в Малой Азии — Никеи, Эфеса, Амастриды, Трапезунда. Самым крупным и многолюдным городом оставалась столица — Константинополь, важнейший торговый центр всего европейского средневековья, главный посредник в связях между Европой и Азией, надежно защищенный узел мировых торговых связей.

    2. Государственный аппарат. Всемерное укрепление центральной власти — таков был путь развития системы управления империей в X—XI вв. Сложилась громоздкая иерархия должностей. Количество ведомств достигло шестидесяти. Важнейшим из них было налоговое. Большую роль играло ведомство государственной почты и внешних сношений, славившееся искусством дипломатии, а также обеспечивавшее разведку за границами империи и тайный сыск внутри страны. Каждому должностному лицу присваивался титул. Иерархия титулов была узаконена особой табелью о рангах.

    Помимо высших чиновников, возглавлявших ведомства, крупные должностные лица, располагавшие многочисленным штатом, имелись и в императорском дворце. В руках придворных сановников сосредоточивалась иногда огромная власть. Подчас они оказывались в роли всесильных временщиков при слабых императорах.

    Императорский синклит был всецело подчинен главе империи, но его значение в определении внутренней и внешней политики возрастало в кризисных ситуациях, во время междоусобий. С середины IX до конца XI в. в синклите преобладала чиновная знать.

    3. Церковь в Византии во второй половине IXXI в. Влияние церкви на общественную жизнь Византии в этот период снова значительно усилилось. Союз церкви с государством отличался здесь особой прочностью; церковь при этом находилась в подчинении у центральной власти. Патриарх не являлся, подобно папе, главой светского государства, да и выборы его целиком зависели от воли императора. Епископы не имели личных владений. Доходы церкви определялись в основном милостью императора. Имевшие силу обычая «добровольные» приношения населения лишь в конце X в. были узаконены государством как церковный налог (каноникон), уплачивавшийся подворно деньгами и натурой.

    Официально христианская церковь считалась единой. Фактически это единство стало фикцией уже во время варварских вторжений в Западную Римскую империю, и особенно с момента образования светского государства пап в VIII в.

    Соперничество римской и византийской церквей обострилось во второй половине IX в.: византийские миссионеры Кирилл и Мефодий успешно действовали в Великой Моравии; Болгария приняла христианство по восточному образцу, обманув все ожидания папства; церковное влияние Византии нарастало в Сербии столетие спустя эмиссары папы потерпели неудачу и на Руси — великого князя киевского Владимира крестили византийские священники.

    В середине XI в. усилившееся папство, пользуясь ослаблением византийской власти в Южной Италии, подчинило ее своему церковному главенству, вызвав резкий протест патриарха. Летом 1054 г. папские послы (легаты), прибыв в Константинополь, потребовали восстановить «законные права» папства в Иллирии и Болгарии. Их требование было отвергнуто, и легаты провозгласили анафему константинопольскому патриарху. Таким же был и ответ патриарха. Произошел официальный разрыв церквей — «схизма».

    4. Внешняя политика Византии во второй половине IX — середине XI в. Основатель Македонской династии Василий I (867— 886) временно упрочил внешнеполитическое положение империи. Было отражено наступление арабов. Однако вскоре после его смерти арабы и болгары стали снова теснить Византию. В конце IX — начале X в. арабы овладели почти всей Сицилией и угрожали византийским владениям в Южной Италии. Захватили они и Кипр. Крит же стал гнездом арабских пиратов, разорявших острова и побережья. В 904 г. арабы разграбили Фессалонику. Не менее жестокими были поражения Византии в борьбе с усилившейся Болгарией. Война сболгарами длилась почти 30 лет. Неудачи империи в воинах с арабами и болгарами были следствием глубоких социальных сдвигов. Стратиотское ополчение с развитием феодализации сходило со сцены. Феодальная конница еще не стала основой армии, а наемное войско было слишком малочисленным. Международное положение Византии стало улучшаться с середины X в. В значительной мере это объяснялось ослаблением Болгарии и распадом арабского Багдадского халифата на ряд феодальных государств. Византия отвоевала у арабов Верхнюю Месопотамию, часть Малой Азии и значительную часть Сирии; вернула империя также Крит и Кипр. Влияние Византии вновь распространилось на Армению и Грузию.

    Дальнейшее усиление Византии позволило ей начать систематическое наступление на Болгарию. Византийский император, энергичный и жестокий Василий II «Болгаробойца» (976—1025), пользуясь относительным спокойствием на восточных границах, стянул против болгар огромные силы. Использовал он и предательство части болгарских феодалов. В 1018 г. Болгария была завоевана, и снова весь Балканский полуостров до Дуная оказался под властью Византийской империи.

    Однако с 30-х годов XI в. раздираемая внутренними смутами империя перешла к обороне. Границы ее стали сокращаться. На восточные провинции наступали новые враги — турки-сельджуки, в балканские владения хлынули из причерноморских степей полчища печенегов, набеги которых становились все более опасными.

    Частые феодальные междоусобия в середине XI в. подорвали военные силы империи. В 1071 г. турки-сельджуки разгромили византийскую армию при Манцикерте (в Армении). Император Роман IV Диоген (1067—1071) попал в плен. Турки овладели почти всей Малой Азией и Арменией. В этом же году в Италии норманны захватили последний принадлежавший здесь Византии город — Бари (в Апулии).

    Последовал новый этап ожесточенных феодальных междоусобий в борьбе за власть, завершившийся в 1081 г. победой военной служилой землевладельческой знати, посадившей на императорский трон основателя новой династии Алексея I Комнина (1081 — 1118).

    Лекция 6 - 7.

    Западная Европа в конце раннего средневековья

    План

    1. Основные черты феодального строя Западной Европы к концу XI в.

    2. Франция в IX—XI вв.

    3. Италия до конца XI в.

    4. Германия в X—XI вв.

    В большинстве государств Западной Европы завершается процесс формирования феодальных отношений. В одних странах, например в Италии и Франции, феодальный строй в основных чертах сложился уже в X в.; в Англии и Византии этот процесс завершился в основном только к концу XI в., в Германии еще позднее — к началу XII в. Еще медленнее шла феодализация в Скандинавских странах. Но к концу XI в. феодальные производственные отношения господствовали в большинстве стран Западной Европы и в Византии. При всем своеобразии развития отдельных стран Западной Европы отчетливо выступают общие черты, характерные для сложившегося феодального способа производства.

    Господствует феодальная земельная собственность в виде вотчины в сочетании с мелким индивидуальным крестьянским хозяйством.

    Основная масса крестьян находится уже в той или иной форме зависимости от землевладельца и подвергается тяжелой эксплуатации с его стороны.

    Ранее свободная сельская община превращается к этому времени в зависимую общину, а традиционные формы общинного землепользования заимствуются феодалами для организации эксплуатации крестьянства.

    На раннем этапе развития феодализма господствовало натуральное хозяйство; обмен был незначителен, торговые связи не развиты; ремесло еще только начинало отделяться от сельского хозяйства. Установление феодальных отношений в Европе в IX—XI вв. в целом привело к подъему экономики и скачку в развитии производительных сил. Развивалось ремесло, постепенно отделяясь от сельскохозяйственных занятий, и обмен, возрождались на новой феодальной основе пришедшие в упадок римские города, возникали новые предгородские поселения, рыночные центры, порты для морской торговли как в Южной, так и в Северной Европе.

    Характерной чертой социально-политических отношений, сложившихся в Европе к середине XI в., была неразрывная связь между феодальной собственностью на землю и политической властью феодала. Крупная вотчина представляла собой не только хозяйственную единицу, но и как бы маленькое независимое государство — сеньорию. По отношению к населению своих владений феодал был не только землевладельцем, но и государем сеньором, в руках которого находился суд, администрация, военные и политические силы. Такая организация общества обусловила господство в Европе в X—XI вв. (в некоторых странах и позже) политической раздробленности.

    Основные классы феодального общества. В большинстве стран Западной Европы и в Византии в XI в. общество уже делилось на два антагонистических класса: класс землевладельцев-феодалов и класс феодально зависимых крестьян.

    В наиболее тяжелом положении повсеместно находились лично зависимые крестьяне. Таких крестьян можно было отчуждать (обычно только вместе с землей); они были стеснены в распоряжении своим наследственным наделом и даже своей движимостью, которые считались собственностью феодала. Несколько легче было положение лично свободных крестьян, находившихся, однако, в поземельной и судебной зависимости от своих сеньоров. В целом по Западной Европе они составляли весьма значительную часть крестьянства. Они могли более свободно распоряжаться своей движимостью, а иногда и земельным наделом с согласия феодала, однако также платили ему высокие ренты.

    Феодальная иерархия. Отношения между отдельными представителями класса феодалов в государствах Западной Европы строились по принципу так называемой феодальной «иерархической лестницы». На ее вершине находился король, считавшийся верховным сеньором всех феодалов, их сюзереном и главой феодальной иерархии. Ниже его стояли крупнейшие светские и духовные феодалы, державшие свои земли - нередко большие области - непосредственно от короля. Формально они подчинялись королю как его вассалы, но фактически были почти независимы от него: имели право вести войны, чеканить монету, иногда осуществлять высшую юрисдикцию в своих владениях. Их вассалы - обычно тоже весьма крупные землевладельцы, — носившие часто название баронов, были рангом ниже, но и они пользовались в своих владениях определенной политической властью. Ниже баронов стояли более мелкие феодалы – рыцари - низшие представители господствующего класса, у которых не всегда были вассалы. В IX — начале XI в. термин «рыцарь» обозначал просто воина, несшего вассальную, обычно конную военную службу своему сеньору. Позднее, в XI - XII в., по мере укрепления феодального строя и консолидации класса феодалов, он приобретает более широкое значение, становится, с одной стороны, синонимом знатности, «благородства» по отношению к простолюдинам, с другой - принадлежности к военному сословию в отличие от духовных феодалов. В подчинении у рыцарей обычно были только крестьяне-держатели, не входившие в феодальную иерархию. Каждый феодал был сеньором по отношению к нижестоящему феодалу, если тот держал от него землю, и вассалом вышестоящего феодала, держателем которого он сам являлся. Феодалы, стоявшие на низших ступенях феодальной лестницы, как правило, не подчинялись феодалам, вассалами которых являлись их непосредственные сеньоры. Во всех странах Западной Европы (кроме Англии) отношения внутри феодальной иерархии регулировались правилом «вассал моего вассала — не мой вассал».
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта