Конспекты лекций по истории Средних веков. Лекция (вводная) План Предмет и периодизация
Скачать 478.5 Kb.
|
2. Франция в IX—XI вв. Начало Французскому королевству положил Верденский договор 843 г., по которому франкское государство было поделено между сыновьями Людовика Благочестивого. В этническом отношении Французское королевство представляло собой довольно сложное образование. На крайнем юго-западе страны, в Гаскони, проживали баски, на крайнем северо-западе, в Бретани, — кельты, на севере, во Фландрии, — германоязычные фламандцы. В начале X в. земли в низовьях Сены захватили норманны. Остальная территория была романоязычной, но занимали ее две народности: северофранцузская и южнофранцузская, или провансальская. Условная граница между ними проходила примерно по линии Пуатье - Лион. Население Испанской марки в основном составляли близкие по языку и культуре к провансальцам предки нынешних каталонцев. Центр политической жизни королевства традиционно находился на северо-востоке страны. Постоянной столицы еще не было, королевский двор переезжал с места на место, чаще всего задерживаясь в Лане, а с конца X в. — в Париже. Управление удаленными областями было возложено на графов и их заместителей — виконтов. С конца IX в. династия Каролингов правила лишь номинально. Реальная власть находилась в этот период в руках кого-либо из наиболее влиятельных северофранцузских феодалов, обычно графа Парижского из рода Робертинов, отличившихся в борьбе с норманнами. С пресечением в 987 г. династии Каролингов магнаты возвели на трон представителя именно этого рода, к тому времени также несколько утратившего былое могущество, - Гуго Капета (такое прозвище было ему дано по названию излюбленного головного убора). Его потомки Капетинги - правили страной до 1848 г. (с перерывами в конце XVIII - начале XIX в.). Политическая чехарда, вызывавшая помимо всего прочего нарушение вассально-ленных обязательств, слабость и нерадивость большинства преемников Карла Лысого (ум. в 877 г.) немало содействовали падению авторитета королевской власти. Смена династии нанесла ему новый удар, поскольку во многих районах, особенно на юге, Капетинги были признаны далеко не сразу, а главное, формально. Суверенные права Гуго Капета и его ближайших преемников - Роберта Благочестивого (996 - 1031), Генриха I (1031 —1060) и Филиппа I (1060 - 1108) - на деле ограничивались их собственным доменом - небольшой и до начала XII в. почти не увеличившейся территорией между Парижем и Орлеаном, получившей впоследствии название Иль-де-Франс - «Остров Франции». 3а пределами домена их власть признавалась лишь постольку, поскольку они выступали как сюзерены, т. е. верховные сеньоры, возглавлявшие феодальную иерархию. Король улаживал конфликты между своими вассалами, в случае их гибели опекал их несовершеннолетних детей, предводительствовал на войне. В остальном крупные сеньоры были вполне самостоятельны: вершили суд, чеканили свою монету, собирали в свою пользу налоги, затевали частные войны, открыто вступали в контакт с другими монархами и их вассалами, тем более что международные отношения строились на лично-сеньориальной основе. Вмешательству короля в свои внутренние дела они решительно противились, напоминая, что именно они возвели Капетингов на престол. 3. Италия до конца XI в. В средние века Италия не являлась единым государством. Северная Италия в VI—VIII вв. находилась под властью лангобардов, отсюда ее название Ломбардия. С VIII в. она вошла в состав Каролингской империи. Распад Каролингской империи и выделение Северной и Средней Италии в особое королевство с 855 г. не изменили положения: дело ограничивалось помпезным венчанием королем одного из графов в тогдашней столице королевства - Павии - железной лангобардской короной при сохранении фактической власти отдельных феодалов. В течение всего средневековья за корону Италии вели борьбу многие, главным образом чужеземные, претенденты. Рим был столицей Папской области, именовавшейся Патримонием (вотчиной) св. Петра и занимавшей значительную часть Средней Италии. Во главе этого государства стояли римские папы, обладавшие светской и духовной властью и венчавшие государей императорской короной. В вассальной зависимости от римских пап был Равеннский экзархат и некоторые другие земли Италии. От Папской области ныне сохранилось государство Ватикан, находящееся на территории Рима. Южная Италия также не обладала тогда политическим единством. Начиная с VI в. Апулия, Калабрия, Неаполь, Сицилия и Сардиния были провинциями Византии. В IX в. сарацины (арабы) временно захватили часть Апулии, а в Сицилии образовали эмират со столицей в Палермо. Феодальные усобицы и борьба за власть между византийскими и арабскими завоевателями способствовали новым вторжениям в Южную Италию. С середины XI в. норманны из Нормандского герцогства во Франции захватили ряд областей Калабрии, а также Сицилию и к концу XI в. всю Южную Италию, основав единое Сицилийское королевство. Наличие в Италии большого числа городов - политических центров и множества феодальных владений - герцогств, графств, маркизатов и епископств, ведущих постоянные войны между собой, облегчало вторжения чужеземных завоевателей. Так, в 962 г. германский король Оттон I захватил Рим, венчался там императорской короной и провозгласил создание новой Римской империи, включавшей в себя германские и итальянские земли. Это искусственное политическое образование, не имевшее ни общей экономической базы, ни этнического единства, послужило причиной многочисленных завоевательных походов немецких феодалов на итальянские земли. С другой стороны, экономическое и политическое усиление городов привело к появлению в Италии силы, способной противостоять феодальной вольнице и чужеземным нашествиям. Начиная с IX в. города вступают в борьбу с сеньорами светскими князьями или епископами, отбирая у них политические права. С конца XI в. образуются самоуправляющиеся городские коммуны. Позже многие из них становятся самостоятельными городами-республиками. Они управлялись выборными советами, ведавшими вопросами внешних сношений, войны и мира, налогообложения, торговли, ремесла. Переход экономических и политических рычагов в руки города-государства приводит к его усилению, и поэтому, даже при временном объединении своих сил, города оказывают решительный отпор чужеземным захватчикам. Крупнейшими городами-государствами в этот период становятся Милан, Флоренция, Венеция, Генуя, Сиена, Лукка, Верона. Несмотря на сложные условия социально-экономического и политического развития Италии, в IX—XI вв. начался процесс формирования итальянской народности. 4. Германия в X—XI вв. Возникновение единого немецкого раннефеодального государства, в 911 г., после того как в Германии пресеклась династия Каролингов, королем был избран один из герцогов - Конрад I франконский, при котором вспыхнул открытый конфликт между королевской властью и племенными герцогами, закончившийся поражением короля. После смерти Конрада I между племенными герцогами развернулась борьба за власть; в результате в 919 г. были избраны сразу два короля - Генрих I Саксонский и Арнульф Баварский. Однако несмотря на сепаратизм герцогов, в Германии в это время существовали уже объективные предпосылки для усиления королевской власти. В этом были заинтересованы многочисленные средние и крупные аллодисты, нуждавшиеся в помощи сильной королевской власти. В поддержке со стороны королевской власти нуждались также монастыри и епископства, заинтересованные в расширении церковного землевладения. Кроме того, политическое объединение Германии в то время было необходимо перед лицом внешней опасности; с конца IX в. Германия стала ареной набегов норманнов, а с начала X в. - венгров, обосновавшихся в Паннонии. Объективные предпосылки для усиления королевской власти в Германии были использованы королями Саксонской династии (919 - 1024), при первых представителях которой - Генрихе I и Оттоне I - фактически сложилось Германское раннефеодальное государство. Генрих I (919—936) искусной политикой добился признания своей власти всеми племенными герцогами, в том числе и Арнульфом Баварским. Используя феодальные распри во Франции, ослабившие ее власть в Лотарингии, и опираясь на поддержку части местных феодалов, он присоединил Лотарингию к Германскому королевству. Успешно велась борьба против набегов венгров. Несмотря на успехи в борьбе с внешними врагами, положение королевской власти в стране по-прежнему оставалось неустойчивым. Чтобы обуздать сепаратистские устремления и укрепить авторитет центральной власти, ей были необходимы органы управления, способные проводить на местах политику королевской власти, быть ее надежной опорой. Эту задачу Оттон I пытался решить при помощи союза с церковью, которую он стремился поставить на службу государству. Церковная политика Оттона I нашла свое логическое завершение в стремлении королевской власти установить контроль над папством, стоявшим во главе римско-католической церкви. В 962 г. папа короновал Оттона I в Риме императорской короной. Так в 962 г. возникла средневековая «Римская» империя во главе с германским королем (с конца XII в. она стала именоваться Священной Римской империей). Начиная с Оттона I императоры большую часть своего царствования проводили в Италии, улаживая отношения с папами, участвуя в бесконечных распрях итальянских феодалов и тщетно пытаясь подчинить своей власти эту богатую страну. Почти постоянное отсутствие короля в Германии, естественно, было на руку крупным немецким феодалам, способствовало росту их самостоятельности, усилению центробежных сил в стране. Первые короли новой Франконской (Салической) династии (1024 - 1125) - Конрад II и Генрих III - пытались сохранить позиции центральной власти, приспособив ее к новым социальным условиям. Однако эти меры не могли предотвратить политический кризис как в германских областях, так и в империи в целом. Кризис быстро нарастал в первые годы царствования Генриха IV (1056 - 1106), который до 1065 г. был несовершеннолетним. Политический кризис вылился в 70-х годах XI в. в открытую и ожесточенную борьбу императора с папой из-за вопроса об инвеституре. Инвеститурой вообще, как указывалось выше, назывался акт ввода во владение землей — передача сеньором феода своему вассалу. В применении к архиепископам, епископам и аббатам инвеститура включала не только их ввод в управление землями и зависимыми людьми, но и утверждение в духовном сане. Право инвеституры означало, в сущности, право назначать и утверждать в должности выбранный духовенством епископат и аббатов. В борьбе за инвеституру папство нашло опору в клюнийском движении, ставившем своей целью усилить церковь, поднять ее моральный авторитет. Оно стремилось сплотить церковную организацию, чтобы, с одной стороны, противостоять стремлениям светских феодалов к захватам церковных земель и установлению своей опеки над церковью, а с другой стороны, сделать церковь достаточно сильной, чтобы подавлять сопротивление зависимых крестьян. Опиравшееся на монашество клюнийское движение широко распространилось среди немецкого духовенства, что укрепляло центробежные силы внутри страны. Борьба империи и папства завершилась подписанием так называемого Вормского конкордата (1122) - соглашения, заключенного сыном и преемником Генриха IV Генрихом V и папой Каликстом II и регулировавшего порядок выборов и утверждения епископов. Вормский конкордат устанавливал разную систему выборов епископов в различных областях империи. В Германии епископы должны были впредь избираться духовенством в присутствии императора, которому принадлежало решающее слово при наличии нескольких кандидатур. Император совершал светскую инвеституру - передачу скипетра, символизировавшего власть над землями епископства. После светской инвеституры следовала духовная, осуществлявшаяся папой или его легатом, - передача кольца и посоха, символизировавших духовную власть епископа. В Италии же и Бургундии выборы епископов должны были происходить без участия императора или его представителей. Только через шесть месяцев после выборов и утверждения нового епископа папой император производил инвеституру скипетром, которая таким образом превращалась в чисто формальный акт. Вормский конкордат разрушил систему имперской церкви в Италии и Бургундии. В Германии же устанавливался компромиссный порядок, являвшийся нарушением коренных принципов оттоновской церковной политики. В XII в. центральная государственная власть в Германии ослабевает, начинается длительный период феодальной раздробленности. Лекция 8. Крестовые походы 1. Предпосылки крестовых походов и их характер. 2. Первый крестовый поход и государства крестоносцев на Востоке. 4. Второй и третий крестовые походы. 5. Четвертый крестовый поход (1202—1204) 5. Последние крестовые походы. 6. Причины упадка и последствия крестоносного движения. 1. Предпосылки крестовых походов и их характер. Крестовые походы представляли собой захватнические войны западноевропейских феодалов в странах Восточного Средиземноморья, продолжавшиеся почти два столетия - с 1096 по 1270 г. Их организатором являлась католическая церковь, которая придала им характер религиозных войн - борьбы христианства против мусульманства. Крестовые походы были порождены в первую очередь ростом агрессивности западноевропейских феодалов, их стремлением к захвату богатых земель на Востоке, к увеличению собственных доходов и богатств. В крестовых походах была заинтересована также католическая церковь, добивавшаяся расширения сферы своего влияния посредством подчинения восточных земель. Положение, сложившееся к концу XI в. на Востоке, благоприятствовало осуществлению захватнических планов западноевропейских феодалов и церкви. В результате агрессии соседних стран Алексей I вынужден был обратиться к некоторым государям Западной Европы с просьбой о помощи. С этой же целью он направил послов и к папе Урбану II (1088—1099). Просьбы Алексея Комнина дали западноевропейским феодалам и церкви удобный предлог для осуществления их захватнических замыслов. Папство, преследуя свои политические цели, открыто выступило с призывом к вооруженному нападению на мусульманский Восток. Общий характер, непосредственные военно-стратегические задачи и состав участников крестовых походов на разных этапах были различны. Мелкое рыцарство, испытывавшее в конце XI в. острый недостаток в земле и стесненность в денежных средствах, стремилось к захватам поместий и грабежам в восточных странах. Крупные феодалы, ограниченные в возможностях существенно повысить доходы за счет податного населения, рассчитывали добиться увеличения своих владений и вместе с тем усиления своего политического влияния путем создания на Востоке новых, подвластных им государств. Напротив, крестьяне, доведенные до отчаяния непомерным феодальным гнетом, отправляясь «за море», надеялись обрести в дальних странах свободу от зависимости и материальный достаток, избавиться от мучительных голодовок и произвола сеньоров. В крестовых походах активно участвовало купечество северо-итальянских городских республик: Венеции, Генуи, Пизы, — имевшее намерение расширить и упрочить свои позиции в левантийской (восточно-средиземноморской) торговле. 2. Первый крестовый поход и государства крестоносцев на Востоке. В ноябре 1095 г. папа Урбан II созвал церковный собор во французском городе Клермоне. По окончании собора он выступил с речью перед огромными толпами простого народа, рыцарей и духовенства, призывая взяться за оружие, чтобы вырвать из рук «неверных» «гроб господень». Призыв Урбана II нашел живой отклик среди собравшихся. Его речь прерывалась криками: «Бог так хочет!» Многие тут же давали обет идти в поход, в знак чего нашивали на одежду кресты. После Клермонского собора проповедь войны с «неверными» развернули епископы, священники и монахи. Наибольшую популярность среди простого народа приобрел монах Петр Амьенский (Пустынник), призывавший к участию в походе простой народ в Северной и Средней Франции, а также в прирейнской Германии. Под влиянием его проповедей ранней весной 1096 г. десятки тысяч бедняков поднялись на «святое паломничество». Нестройными толпами, вооруженные лишь дубинками, косами, топорами, без запасов продовольствия участники похода шли вдоль Рейна и Дуная и далее на юг к Константинополю. Местное население давало энергичный отпор неожиданным пришельцам. Крестоносцы несли большие потери. Сильно поредевшее крестьянское войско летом 1096 г. прибыло в Константинополь. Здесь оно повело себя столь же разнузданно. Алексей Комнин поспешил переправить крестьян на другой берег Босфора, в Малую Азию. Не ожидая подхода основных сил рыцарей-крестоносцев, бедняки устремились вперед. В октябре 1096 г. сельджукское войско заманило крестьянские отряды в засаду и почти полностью перебило их. Летом того же года двинулись на Восток армии западноевропейских феодалов. Рыцари хорошо вооружились и запаслись припасами и деньгами, распродав или заложив часть своих владений, которые охотно скупали епископы и аббаты, расширявшие таким образом церковные поместья. Феодальные войска не представляли единого целого. Отдельные отряды почти не были связаны между собой. Каждый сеньор отправлялся в поход со своей дружиной. За рыцарскими ополчениями следовали огромные толпы крестьян. Отряды шли разными путями; одни — по рейнско-дунайской дороге, другие — берегом Адриатики, третьи — через Италию, откуда морем переправлялись на Балканский полуостров. В конце 1096 — начале 1097 г. крестоносные отряды начали прибывать в Константинополь. Император Алексей I, стремился использовать силы крестоносцев к выгоде Византии. Лестью, подкупом и угрозами Алексей I добился от большинства сеньоров и рыцарей вассальной присяги: они обязались вернуть империи ее земли, которые будут отвоеваны у турок. После этого Алексей I переправил рыцарские отряды в Малую Азию. Отсутствие политической сплоченности среди мусульман облегчило продвижение крестоносцев. В начале - 1098 г. предводитель одного из рыцарских отрядов Балдуин Фландрский завладел богатым городом Эдессой (в Северной Месопотамии) и основал первое государство крестоносцев - графство Эдесское. Тем временем главное войско крестоносцев вступило в Сирию и осадило Антиохию - один из самых крупных и хорошо укрепленных городов Восточного Средиземноморья. Феодалы согласились передать власть в нем Боэмунду Тарентскому. Так было основано второе государство крестоносцев — княжество Антиохийское. Из Сирии войско двинулось в Палестину. Летом 1099 г. крестоносцы штурмом взяли Иерусалим, учинив в городе дикую резню и разгром. К началу XII в. на Востоке образовалось четыре государства крестоносцев: на территории Южной Сирии и в Палестине - королевство Иерусалимское во главе с Годфридом Бульонским, к северу от него - графство Триполи, княжество Антиохийское и графство Эдесское. Поделив между собой новые владения, крестоносцы установили в них феодальные порядки, во многом схожие с теми, которые существовали на их родине. В основе политического строя крестоносных государств лежала феодальная иерархия. Первым среди сеньоров считался король - Иерусалимский. В вассальной зависимости от него находились три остальных государя, но фактически они были самостоятельны. Государства крестоносцев были очень непрочными. С целью упрочения положения крестоносных владений вскоре после Первого крестового похода были созданы особые организации - духовно-рыцарские ордены: тамплиеров (или храмовников) и иоаннитов (или госпитальеров). Ордены были полувоенными – полумонашескими объединениями. Задачей орденов являлась оборона и расширение владений крестоносцев, а также подавление выступлений честного населения. Ордены имели строго централизованное устройство. Они возглавлялись великими магистрами и подчинялись непосредственно папе, не завися от местных властей; они пользовались множеством привилегий и со временем стали богатейшими землевладельцами не только на Востоке, но и в Западной Европе. |