КИС тема 10. 19.11 Корпоративные ИС №10-11. Лекция. Язык uml. Основные диаграммы языка uml
Скачать 141 Kb.
|
Тема №10-11 Проектирование КИС с помощью объектно-ориентированного моделирования и языка UML. (2 пары)Лекция. Язык UML. Основные диаграммы языка UML. Процесс проектирования языка КИС с помощью языка UML.Задание: Изучить материал, в тетрадь перенести все схемы и определения. На компьютере: Онлайн. Создать и построить сложную диаграмму вариантов использования. Скриншот отправить преподавателю. Создать диаграмму онлайн можно на сайте или в любом другом приложении https://app.creately.com/diagram/YRN8gMOpY93/edit Диаграммы классов Унифицированный язык моделирования (UML) является стандартным инструментом для создания "чертежей" программного обеспечения. С помощью UML можно визуализировать, специфицировать, конструировать и документировать артефакты программных систем. UML пригоден для моделирования любых систем: от информационных систем масштаба предприятия до распределенных Web-приложений и даже встроенных систем реального времени. Это очень выразительный язык, позволяющий рассмотреть систему со всех точек зрения, имеющих отношение к ее разработке и последующему развертыванию. Язык UML UML - это язык для визуализации, специфицирования, конструирования и документирования артефактов программных систем. Язык состоит из словаря и правил, позволяющих комбинировать входящие в него слова и получать осмысленные конструкции. В языке моделирования словарь и правила ориентированы на концептуальное и физическое представление системы. Язык моделирования, подобный UML, является стандартным средством для составления "чертежей" программного обеспечения. Моделирование необходимо для понимания системы. При этом единственной модели никогда не бывает достаточно. Напротив, для понимания любой нетривиальной системы приходится разрабатывать большое количество взаимосвязанных моделей. В применении к программным системам это означает, что необходим язык, с помощью которого можно с различных точек зрения описать представления архитектуры системы на протяжении цикла ее разработки Словарь и правила такого языка, как UML, объясняют, как создавать и читать хорошо определенные модели, но ничего не сообщают о том, какие модели и в каких случаях нужно создавать. Это задача всего процесса разработки программного обеспечения. Хорошо организованный процесс должен подсказать, какие требуются артефакты, какие ресурсы необходимы для их создания, как можно использовать эти артефакты, чтобы оценить выполненную работу и управлять проектом в целом. UML - это язык визуализации (Рисунок 1.) Рисунок 1. Диаграммы UML в программе Графолайт Диаграмма в UML - это графическое представление набора элементов, изображаемое чаще всего в виде связанного графа с вершинами (сущностями) и ребрами (отношениями). Диаграммы рисуют для визуализации системы с разных точек зрения. Диаграмма - в некотором смысле одна из проекций системы. Как правило, за исключением наиболее тривиальных случаев, диаграммы дают свернутое представление элементов, из которых составлена система. Один и тот же элемент может присутствовать во всех диаграммах, или только в нескольких (самый распространенный вариант), или не присутствовать ни в одной (очень редко). Теоретически диаграммы могут содержать любые комбинации сущностей и отношений. На практике, однако, применяется сравнительно небольшое количество типовых комбинаций, соответствующих пяти наиболее употребительным видам, которые составляют архитектуру программной системы (см. следующий раздел). Таким образом, в UML выделяют девять типов диаграмм: диаграммы классов; диаграммы объектов; диаграммы прецедентов; диаграммы последовательностей; диаграммы кооперации; диаграммы состояний; диаграммы действий; диаграммы компонентов; диаграммы развертывания. Диаграмма вариантов использования (англ. use-case diagram) – диаграмма, описывающая, какой функционал разрабатываемой программной системы доступен каждой группе пользователей. Достоинства модели вариантов использования заключаются в том, что она: определяет пользователей и границы системы; определяет системный интерфейс; удобна для общения пользователей с разработчиками; используется для написания тестов; является основой для написания пользовательской документации; хорошо вписывается в любые методы проектирования (как объектно-ориентированные, так и структурные). Основные элементы диаграмм вариантов использования Активный субъект (actor) отождествляется с чем-то или с кем-то, взаимодействующим с системой, т.е. играет определённую роль по отношению к системе, это может быть не обязательно пользователь будущей системы, также это может быть внешняя система. Варианты использования (use cases) позволяют моделировать диалог между активным субъектом и системой и отображают функции системы. С каждым вариантом использования связан определенный поток событий, происходящих по мере выполнения соответствующих функций системы. При описании потока событий определяется, что необходимо осуществить, и игнорируются аспекты того, как это делается. М ежду активным субъектом и вариантом использования устанавливаются связь ассоциация (association relationship) , которая выполняет коммуникативную функцию, сообщая о взаимодействии субъекта с системой в рамках определенного варианта использования. Направление связи указывает, кто (субъект или система) является инициатором взаимодействия. Помимо связей между субъектом и вариантом использования, связи могут устанавливаться и между вариантами использования. Связи бывают двух типов - включающими (inclusive) и расширяющими (extensive). Порядок построения Usecase Diagram Создать usecase диаграмму с именем «Основная функциональность» Проанализировать, какие активные субъекты должны взаимодействовать с будущей системой. Создать actor’ов. (Например, Менеджер, Бухгалтер и Кладовщик). Создать прецеденты. Например, Оформление заказа. Оформление счёта. Оформление накладной. Выдача товара. Для пояснения можно использовать комментарии. Расставить связи, обозначающие зависимость (необходимо продумать, какие прецеденты находятся в отношении зависимости). Результатом является подобная диаграмма: 8.Сохранить диаграмму. |