Главная страница

Философия. Лекции философия. Лекция Зарождение философии. Античная философия Лекция Философия Средних веков


Скачать 312.91 Kb.
НазваниеЛекция Зарождение философии. Античная философия Лекция Философия Средних веков
АнкорФилософия
Дата26.10.2022
Размер312.91 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛекции философия.docx
ТипЛекция
#755656
страница7 из 14
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14

Лекция 8. Русская философия

1. Характерные черты и основные направления русской философии.

2. Становление русской философии в ХI – XVII вв.

3. Русская философия XVIII- первой четверти ХIХ вв.

4. Русская философия ХIХ – ХХ вв.

1. Русская философия –феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада - эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Этапы развития русской философии.

1. Становление русской философии в XI-XVII вв.

2. Русская философия XVIII - первой четверти XIX вв.

3. Русская философия XIX — первой половины XX вв.

Характерные черты русской философии.

1. Для многих русских философов характерен идеал цельности (целостности), рассмотрение в единстве всех духовных сил человека: чувственных, рациональных, эстетических, нравственных, религиозных. Таково творчество славянофилов, В. С. Соловьева, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева, Н. О. Лосского и др. Целостность — единство всех сторон реальности.

2. Русская мысль историософична, т. е, она постоянно обращена к вопросам о «смысле» истории, конце истории. Внимание к философии истории, очевидно, коренится в духовных установках, которые исходят из российского прошлого, от общенациональных особенностей «русской души».

3. Характерной чертой русской философии В. В. Зеньковский считал антропоцентризм, поскольку он больше всего занята темой о человеке, о его судьбе, о смысле и цели его жизни.

4. В русской философии всюду доминирует (даже в отвлеченных проблемах) моральная установка. Это один их самых действенных и творческих истоков русской философии. «Панморализм», который выражен в философских трудах Л. Н. Толстого, может быть найден почти у всех русских мыслителей.

5. Приоритет нравственных ценностей и единство людей на основе их любви к Богу в русской философии получили название соборности. Принцип соборности использовался многими русскими мыслителями в качестве основы для развития политических и правовых воззрений.

6. Характерной чертой многих российских мыслителей XIX в. является стремление придать философским идеям прикладной характер, т. е. использовать их для быстрейшего преобразования российской действительности. Привнесение в философское творчество некой внутренней цензуры, отбрасывающей то, что представляется «опасным» в прикладной сфере, т. е. невозможность «разделить» теоретическую и практическую сферы.

7. Русские философы стремились соединить теоретический и нравственно-религиозный опыт, т. е. истинность сближается с праведностью.

Это далеко не полный перечень основополагающих принципов русской философии.

Теперь рассмотрим поэтапное развитие русской философии.

2.С самого начала своего зарождения русская философия тесно связана с мировой философией, но вместе с тем ей присуща и самобытность. Она возникает в Киевской Руси в процессе христианизации. Изначально русская философия восприняла ряд черт славянского языческого мировоззрения и культуры. Вместе с тем она получила много идей и концепций античной философии через Византию.

Характерным для этого периода явилось выражение «мировоззрения в красках», как писал о русской иконе Е. Трубецкой. Полной глубокого философского смысла и мировоззренческой направленности является иконописная работа А. Рублева «Троица».

В философском осмыслении судеб человечества и русского народа с самого начала присутствуют патриотизм и историческая глубина. В сочинении первого древнерусского философа – киевского митрополита Илариона (XI в.) – «Слово о законе и благодати» содержатся глубокие размышления о судьбе России, о высоком предназначении русского народа и русского государства в мире. Сопоставляя Ветхий и Новый Заветы (закон и благодать), он построил богословско-историческую теорию, согласно которой русская земля включилась в процесс творчества божественного света. Набором правил практической философии является «Поучение» князя Владимира Мономаха (1053-1125), изложившего этический кодекс поведения, следуя которому, можно жить в согласии с Богом. В начале XVI в. монах Филофей изложил в послании царю Василию III свою теорию «Москва – третий Рим». В ней утверждалось, что два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать. Это значило, что Москва унаследовала от Рима и Константинополя традиции государства, цементируемого не столько силой, сколько культурой и религией. Поэтому русские, жившие в то время, стали испытывать ответственность за весь христианский мир ввиду угрозы исламизации Европы, исходившей от Османской Турции. Россия объявляется центром православия, а светская власть его оплотом.

Отсюда, с XVI в., берет свое начало и идея русского религиозного мессианства, особой миссии русского царства и народа – идея «Святой Руси». Она явилась первым идеологическим оформлением национального самосознания русского народа. Это первый этап становления такого мировоззренческого, идеологического и социально-психологического феномена, который впоследствии получит название «Русская идея».

Наряду с историофилософской идеей «Святой Руси» русскую мысль интересуют отношения между церковью и государством. Русская церковь взяла от Византии идею священной миссии царской власти. Coгласно ей, царь подобен всевышнему Богу. В царствование Ивана IV; получили дальнейшее развитие принципы неограниченного самодержавия как в практике и трудах самого царя, так и в работах его современников.

Первые философские сочинения на Руси были во многом подражательными. В них продолжались традиции древнегреческой философии, а также неоплатонизма, пришедшего на Русь уже из Византии. Развитие философии шло в рамках религиозной традиции. Основными проблемами древнерусской философии были премудрость Божия, богопознание и его сущность, борьба добра и зла в природе и в человеке, ответственность человека за зло, идея божьего блага и мировой гармонии. В то же время в русской философии вырабатывается идея правды как истины, где были объединены рациональный, моральный и эстетический подходы к бытию.

3. Второй этап развития русской философии (XVIII–первой четверти ХIХ) соответствует европейскому периоду Просвещения.

Также совпадает с переходом от Руси московской к Руси петровской и связан с реформами Петра I. Процесс секуляризации происходил не только в философии, но и во всей общественной жизни. Раскол русской церкви положил начало разрушению идеала «Святой Руси». В XVIII в., когда Московское государство становится Российской империей, старый идеал «Святой Руси» замещается идеалом «Великой Руси».

Эти перемены нашли свое отражение в том, что русская философия, еще сохраняя известные черты средневековой, шаг за шагом преодолевает религиозные границы. Традиционная философия еще сохранялась, например в Киево-Могилянской академии.

Огромное значение для развития духовной культуры Руси имело основание в 1755 г. Московского университета. С этого времени философия отходит от схоластики и становится свободной от церкви. В Москве раздавались призывы к отказу от преподавания философии на латыни и переходу на русский язык. Но следует отметить и то, что Россия была очень восприимчива и к философской культуре Запада. Основным течением философии России XVIII в. было русское «вольтерьянство» и «вольнодумство». Это течение шло по линии секуляризации и определялось потребностью создать новую национальную идеологию «ввиду крушения прежней церковной идеологии».

Пропагандистами научного знания и философии Нового времени в России, выходящей за рамки богословской традиции, были А. Д. Кантемир, В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, Г. С. Сковорода, А. Н. Радищев. А. Д. Кантемир (1708-1744) – писатель и философ. Перевел произведения Монтескье и Фонтенеля. Философию определяет как «основательное и ясное значение дел естественных и преестественных». Философия подразделяется на логику, физику, этику, метафизику. В. Н. Татищев (1686-1750) – историк, государственный и общественный деятель, сподвижник Петра I. Автор работ по экономике, языку, внес большой вклад в развитие науки. Его общественно-политические и философские взгляды изложены в работах: «Разговор о пользе наук и училищ», «Духовная моему сыну», «Предызвещение к «Истории Российской».

М. В. Ломоносов.(1711-1765) – ученый-энциклопедист, основоположник светского философского образования в России, реформатор русского языка и литературы, особенно велики его заслуги в развитии физики и химии. Ломоносов в философии был сторонником механистического материализма, заложил традиции материализма в русской философии. Он отводил большое место роли этики, морали и нравственности. Им была выдвинута теория атомической природы строения вещества.

А. Н. Радищев (1749-1802) – писатель, философ. Хорошо знал труды западной философии (Т. Гоббса, Г. Лейбница, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Н. Гердера, И. Канта). Радищев большое внимание уделил социально-политической философии. Социально-философские взгляды мыслителей того времени носили просветительско-гуманный характер. Главными произведениями являются: «Слово о Ломоносове»; «Письмо к другу, живущему в Тобольске», ода «Вольность», философско-публицистический трактат «Путешествие из Петербурга в Москву», философское произведение «О человеке».

После выхода его знаменитой книги «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой он беспощадно обличает крепостничество и самодержавие, Радищев становится первым русским философом, провозглашавшим идею человечности не в лоне религиозной философии, а в качестве основного стержня секуляризованной, светской общественной мысли. Центральная проблема миропонимания Радищева человек, его сущность, место и роль в мире. Радищев обосновал принципы народовластия (демократии), свободы слова и вероисповедания.

4. Особенность третьего исторического периода (ХIХ–ХХ вв.) обусловила и задачи которые, решал а русская философия в этом историческом промежутке. В философских и литературно-критических работах этого периода осмысливались события Отечественной войны 1812 г., восстание декабристов 1825 г., отмена крепостного права 1861 г., проведение либеральных реформ, развитие капиталистических отношений, начало революционно-демократического движения.

Значимым этапом русской философии был этап развития философско-социальной мысли декабристами. П. Пестель, Н. Муравьев; И. Якушкин, В. Кюхельбекер в своих сочинениях рассматривали проблемы движущих сил в историческом процессе, социальной структуры и ее развития, роли личности в истории.

Первым, кто положил начало самостоятельному философскому творчеству в России, был П. Я. Чаадаев (1794-1856) — мыслитель, публицист, участник Отечественной войны 1812 г. Свои взгляды о« изложил в знаменитых «Философических письмах». (Прочитайте Чаадаев П. философические письма к даме. – М., 2000).

После публикации в 1836 г. первого из них Чаадаев был объявлен! сумасшедшим и посажен под домашний арест.

Основная тема философии Чаадаева – историческая судьба России. Она явилась первым словом пробудившегося русского национального самосознания, на формирование которого в первой четверти XIX в. решающее влияние оказали победа России в войне с Наполеоном и поражение декабристов в 1825г. на Сенатской площади. Оценка исторического процесса России и ее исторической миссии носит у Чаадаева двойственный, и даже противоречивый характер. С одной стороны, он страстно обличает Россию и ее историческую роль. Но, с другой стороны, он пишет, что именно в силу своего отличия от Запада Россия имеет особую, «вселенскую миссию», заключающуюся в осуществлении «интересов человечества».

Жизненность русской философии, ее желание разобраться в социально-политических процессах, идущих в России, в причинах социальных столкновений и политической борьбы, разделили ее представителей на два лагеря: с одной стороны – религиозно-идеалистический, славянофильский, реформистский, с другой – материалистический, атеистический, западнический, революционно-радикальный.

Видными представителями западников  являлись А. И. Герцен (1812-1870), Н. П. Огарев (1813-1877), М. А. Бакунин (1814-1876), В. Г. Белинский (1811-1848).

По их мнению, Россия отстала от западной цивилизации, и большим благом для ее народов станет освоение западных ценностей.

Западники делали ставку на науку, демократию, утопический социализм и революционное действие. В русскую философию они пытались внести идеи и положения материализма и эмпиризма.

Лидерами славянофилов были А. С. Хомяков (1804-1860), И. В. Киреевский (1806-1856), К. С. Аксаков (1817-18601).

Критикуя существующие порядки, славянофилы, отстаивали идею самобытности России, самостоятельного пути российской государственности. В качестве ее идеальных устоев рассматривали православие как мировоззренческую базу, монархию как наилучшее государственное устройство, крестьянскую общину как сочетание личного и коллективного начал, как особый «русский» менталитет людей. Они утверждали, что попытки провести реформы и привести Россию к западному подобию закончатся трагедией для русского народа.

Ортодоксально-монархическая философия отстаивала интересы самодержавия, его общественно-политический и нравственный порядок, религиозные устои (представители: Н. Ф. Федоров (1828-1903) К. Н. Леонтьев (1831-1891)).

Представителями философского религиозного направления были русские писатели Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой, которые оставили большое литературное и философское наследие. Они видели будущее России в развитии национальных традиций, обычаев, религии и духовности. Особую роль в философии Ф. М. Достоевского (1821-1881) занимает проблема человека, его места в жизни. Он утверждал, что своих поступках человек должен следовать путем, указанным е Богом.

Л. Н. Толстой (1829-1910) особое внимание уделяет религиозно нравственным проблемам. Он является автором философской доктрины, называемой толстовством, в которой он призывал отказаться о насилия, преобразовать религию через синтез христианства и восточных религий, сделав ее доступной простым людям. Государство признается отжившим институтом, так как является аппаратом насилия смысл человеческой жизни – в усовершенствовании.

Самый яркий представитель революционно-демократической философии XIX в. – Н. Г. Чернышевский (1828-1889), фактически представитель антропологического материализма. Он считал, что при рода развивается от низшего к высшему, а человек – биологическое существо и часть природы. С его точки зрения, познание осуществляется в чувственных и логических формах. Практика определяется как деятельность по преобразованию природы. Ядром этической доктрины Чернышевского была теория «разумного эгоизма», отдающая предпочтение разуму перед волей. Эгоизм рассматривается как природное свойство, а добро – свойство, полезное большинству людей. Его социальные взгляды радикальны и утопичны: идеализировал крестьянскую общину, а крестьянина считал главной революционной силой.

Основные тенденции русской религиозной философии XIX в впитала в себя философия В. С. Соловьева (1853-1900).

Центральной в учении В. Соловьева является идея «всеединого сущего». Необходимость принципа всеединства (целостности) обусловлена тем, что все предметы и явления не существуют отдельно друг от, друга. «Безусловное всеединство» как совершенный синтез истины, добра и красоты постигается, по Соловьеву, лишь «цельным знание ем», которое является органическим единством трех компонентов: теологии, философии и опытной науки. В обществе идея «всеединства» раскрывает себя как свободная теократия или вселенская церковь, объединяющая православие, католицизм и протестантизм и утверждающая тем самым конечную стадию истории – богочеловечество.

Выдвигая и отстаивая идею всеединства, синтеза веры и знания, науки и религии и т. д. Соловьев выступил против тезиса Л. Толстого о непротивлении злу насилием. Он призывал не только видеть и выявлять зло, но и противостоять ему.

В дальнейшем философия всеединства разрабатывалась последователями В. Соловьева: П. А. Флоренским (1882-1937), С. Н. Трубецким (1862-1905) и Е. Н. Трубецким (1863-1920), С. Н. Булгаковым (1871-1944), С. Л. Франком (1877-1950) и др.

Конец XIX–начало XX вв. ознаменовались расцветом русской литературы, искусства и философии. Для этого периода русской философии характерно возникновение систем, характеризующихся антропоцентризмом, гуманизмом и религиозным характером. Проблемы, поставленные философией в это время, чрезвычайно важны для русского самосознания и культуры, поскольку в их осмыслении уделялось внимание вопросам познания, смысла и цели жизни, человеческой свободы и ответственности личности, соотношению божественного из земного в человеке.

В этот период возникает философия русского космизма, в которой на первый план выдвигаются проблемы единства человека с космосом.

Космизм с самого начала разделился на два направления. Первое – мистическо-теологическое (Н. Ф. Федоров, В. С. Соловьев), где превалирует установка «единство всего сущего», т. е. земного и небесного миров. Второе направление – естественно-научное (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский).

Яркий представитель космизма – Н. Ф. Федоров (1828-1903) – основу своего учения изложил в труде «Философия общего дела», где он обратился к вопросам творческих возможностей человека, заключающихся в постоянном расширении его поля деятельности вплоть космических масштабов. Основной вопрос его философии найти смысл жизни, понять цель человеческого существования и обустроить жизнь сообразно этой цели. Задача философии – объяснить мир дать проект его преобразования. Более того, он утверждал, что на новое использования достижений науки и техники человечество дол; но включиться в «общее дело» по преодолению смерти, достижении бессмертия и воскрешению предков.

В. И. Вернадский (1863-1945) внес большой вклад в разработку многих философских и методологических проблем естествознании: Вернадский развил учение о биосфере и коэволюции биосферы и человека, обосновал переход биосферы в ноосферу.

К. Э. Циолковский (1857-1935) явился одним из первых теоретиков освоения человеком космического пространства. Он считал мое живым и разумным, верил в возможность освоения околоземного пространства, был сторонником идеи вечности, несотворимости материи. Составной частью философии Циолковского является «космическая этика».

А. Л. Чижевский (1897-1964) – основатель философской системы космической биологии, по его теории жизнь на земле находится пoд сильнейшим влиянием космоса.

В XX в. религиозная философия получила дальнейшее развитие в трудах целой плеяды видных религиозных философов: Н. А. Бердяев (1874-1948), С. Н. и Е. Н.Трубецких, С. Н. Булгакова, С. Л. Франкаидр, Н. А. Бердяев – один из виднейших представителей русской религиозной философии. Он называет себя философом «экзиетенциальноготипа». Суть «экзистенциальной философии» Бердяева – «познание смысла бытия через субъекта», т. е. человека. Проблема человека; философская антропология является центральным звеном его творчества. Бердяев делает акцент на примате свободы над бытием. Равно порядковыми, по Бердяеву, выступают такие понятия, как творчеств личность, дух, Бог. Одним из видов свободы является рациональная; свобода, которая подчиняет человека моральным законам. Согласно Бердяеву, свобода — есть проявление божественной любви.

В Российской философии XX в. господствуют идеи марксизм в этот период происходит становление философии диалектического и исторического материализма.

Российский марксизм отразил всю сложность процесса развития России на рубеже веков. Его особенность – в практической направленности на решение задач, связанных с изменением общественно-политического строя.

Первым теоретиком марксизма в России считается Г. В. Плеханов (1856-1918). В своих работах он уделил внимание вопросам материалистического понимания истории, исторической необходимости, свободы, теории классовой борьбы, взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания. Он был непримиримым противником философского идеализма, и ему принадлежит оценка диалектического материализма как «алгебры революции». В понимании истории Г. В. Плеханов считает всеобщей причиной общественного движения развитие производительных сил, а творцом истории с его точки зрения выступают народные массы.

Его взгляды во многом разделял В. И. Ленин (1870-1924). Он является основателем политического движения, которое называется большевизм. Ленин занимался разработкой проблем социального развития, связав их с практикой революционной деятельности, разработкой теории государства; исследовал сущность революции, демократии, диктатуры пролетариата. Решая философские проблемы, Ленин обращается к проблемам диалектики природы, исследует причины кризиса в естествознании, возникшего в начале XX в., дает определение материи, исследует теорию познания. В. И. Ленин внес серьезный вклад в развитие исторического материализма, исследуя роль объективных условий и субъективных факторов в истории, диалектику революции и эволюции в общественном развитии, проанализировал империализм как внутриформационную ступень капитализма. Постоянно занимался изучением политической системы, политической организации общества и роли классов в поступательном развитии истории. Большое значение имеет его теория государства.

Наконец, самостоятельным этапом в развитии философии в России было советское время в нашей истории (1917-1991). На этом этапе философия развивалась в рамках диалектико-материалистаческой концепции, сформулированной в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина. Согласно этой концепции, которую критики называли «наивным материализмом», материя лежит в основе всего сущего, в том числе в основе жизни общества и человека. Мир развивается согласно законам диалектики от простого к сложному через противоречия, борьбу противоположностей. Социальный прогресс происходит только эволюционно, но, прежде всего благодаря скачкам, или революциям. Человек как личность живет и развирается в обществе, коллективе, который и есть условие его индивидуальной свободы. Конечной целью всей природной и социальной эволюции является достижение всеобщей гармонии в коммунистическом обществе; формируемом за счет интенсивного развития производительных сил. В этой социальной утопии преобладает моральная идея высшей справедливости и равенства, которые достигаются в процессе труда, освобожденного от всех форм отчуждения.

В русской философии XIX-XX вв. можно выделить несколько философских направлений.

Направления русской философии XIX-XX вв.

1. Славянофильство (А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. Самарин) и западничество (П. Чаадаев, Т. Грановский, К. Кавелин). Первые ратовали за самобытный путь развития России, вторые — за путь общечеловеческой и европейской цивилизации.

2. Материализм (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов). В России материализм существовал в двух видах: антропологический и утилитарный.

3. Марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин). Одна из особенностей марксизма в России — направленность на изменение общественно-политического строя.

4. Религиозная философия (В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский). Ведущими идеями русской религиозной философии этого периода были соборность, всеединство и абсолютная ценность человека.

5. Русский космизм (В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, Н. Ф. Федоров). Связан с идеей единства человека и космоса, с возможностью их преображения, с утверждением христианской любви и божественной мудрости, созданием гармоничного, свободного от насилия мира.

Русская философская мысль, как и русская духовность, всегда находилась в оппозиции к буржуазному рационализму с его прагматизмом и желанием подавить законами логики в человеке индивидуальность и духовность. В одностороннем рационализме западной философской мысли русские философы видели ее кризис – измену гуманистическому духу философского сознания в целом.

Рекомендуемая литература

[1, с. 141 – 157],

[2, с. 95 – 107],

[4, с. 132 – 143].

Контрольные вопросы

1. В чем отличие русской философии от философии европейской?

2. Какой период в русской философии является периодом ученичества и с какого времени        зарождается самобытная русская философия?

3. Какой вклад внесла русская философия в общемировую?

4. В чём смысл философии «всеединства» В. Соловьёва?
5. Какие проблемы выдвигаются на первый план в философии русского космоцентризма?

6. Основная тема философии П. Я. Чадаева?

7. Каковы характерные черты русской философии?
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14


написать администратору сайта