|
Исследовательская работа по теме Москва третий Рим
Выполнил ученик 1 1 класса MБOУ лицея №21: Лихачев Семён Научный руководитель: учитель истории Барков Филипп Геннадиевич г. Петропавловск – Камчатский
2022 г.
Исследовательская работа по теме «Москва третий Рим» Актуальность проекта Данная концепция считается одной из самых знаковых и определяющих в истории Российского государства. Идея «Москва- Третий Рим» является смысловой основой образования Русского централизованного государства. Гипотеза Я считаю , что теория «Москва – Третий Рим» сыграла ключевую роль в процессе централизации в России XVI века. Цель Доказать высокую степень участия идеологической составляющей в процессе централизации России. Задачи проекта - Собрать и проанализировать теоретический материал по теме проекта.
- Рассмотреть теоретическую составляющую теории «Москва – третий Рим».
- Выяснить степень участия теории «Москва – третий Рим» в процессе централизации государства.
Теория «Москва третий Рим». Объект исследования Влияние теории «Москва третий Рим» на централизацию России. Предмет исследования Анализ источников и литературы, сравнительный анализ. Методы исследования Западной Римской империи не стало в 476 году, в средневековой Европе неоднократно пытались восстановить её но тщетно. Однако восточная Римская империя продолжала жить сохраняла былое величие и могущество, Римская культура получила здесь новую жизнь. Разделение церквей позволило Византии (1054г) претендовать и на статус духовного центра православия. Но шли века и второй Рим угасал теряя земли и влияние. С падением Константинополя(1453г) Московское царство осталось крупнейшим православным государством. Защита православной традиции стала для Ивана III и его наследников ключевой идеей на которой они строили новое государство. А Москва стала мыслиться ими как наследница Рима и Константинополя. История возникновения теории Предпосылки создания теории - Для объединения и централизации Руси была необходима не только военная и политическая сила, но и направляющая идея – нравственно-идеологическое обоснование этого процесса.
- Московские князья прекрасно понимали это, поэтому старались привлечь на свою сторону церковь как ведущую идеологическую силу в стране. Церковь, в свою очередь, увидела в политике московских князей перспективу создания сильного централизованного государства.
- В период возвышения Москвы в русской общественно-философской мысли возникает теория «Москва – третий Рим», изложенная в посланиях Филофея Псковского.
- Теория «Москва — Третий Рим» была выдвинута в XVI веке при великом князе Василии III. Ее автором стал Филофей — старец Елеазарова монастыря в городе Пскове. Суть концепции в том, что наследником Римской империи и Византии является Россия — как оплот православия.
Возникновение теории «Москва – Третий Рим»
- По мере возвышения великого княжества Московского в XIV–XV веках в нём стали складываться представления о своем мессианском назначении.
- Этому способствовал ряд событий: Установление автокефалии московской митрополии с 1448 года.
- Неприятие Флорентийской унии 1439 года между Римом и Константинополем.
- Прекращение периода ордынского ига. Распад прежнего грозного противника, Золотой Орды, на несколько ханств.
- Объединение русских княжеств и земель вокруг Москвы к 1520-м годам.
- Расширение связей с католической Европой.
- Брак Ивана III с Софьей Палеолог — племянницей последнего императора Византии Константина XI.
Появление концепции Теория «Москва – Третий Рим» Теория «Москва – Третий Рим» - гласит «БЫЛО ДВА РИМА…МОСКВА – ТЕРТИЙ, А ЧЕТВЁРТОМУ НЕ БЫТЬ » ПИСАЛ ПСКОВСКИЙ МОНАХ ФИЛОФЕЙ 1523 ГОД Почему же не быть четвёртому? Не потому что третий вечен а потому что никого больше не осталось и если третий падёт то настанет конец. И зависит это именно от людей которые могут растерять истинную веру и опоганиться в своих делах. - Если говорить о значении этой теории, то необходимо начать хотя бы с предыстории вопроса, который тесно связан с событиями в Московском княжестве конца XV века. ...Время правления великих князей Иоанна III и его сына Василия III характеризуется активным формированием новой идеологии московской великокняжеской власти. В конечном итоге процесс этот завершается созданием классической формулы «Москва — Третий Рим», принятием царского титула Иоанном Грозным, а позднее — возведением Русской Церкви на степень Патриаршества. Церковь играла ведущую роль в оформлении русской монархической идеи, которая явилась преемницей византийской теократии. После отступничества греков от Православия (на Флорентийском Соборе) Москва впервые осознала себя единственной хранительницей Православия, что привело к утверждению автокефалии Русской Церкви. Тогда же великие князья Московские, окончательно освободившиеся вскоре от ордынской зависимости и одновременно ощутившие себя преемниками погибшей Византии, практически завершают объединение Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Создаётся крупное централизованное православное государство с сильной самодержавной властью. Основой новой идеологии стала мысль о непосредственном преемстве власти Московских государей от последних Константинопольских императоров. Русские государи в полной мере ощущали себя наследниками византийских императоров как возглавителей всего православного мира. Новое династическое право Иоанна III и его потомков претендовать на Царьградское наследие укреплялось и в силу его внешнего признания. Так, правительство Венеции уже через год после заключения брака Иоанна и Софьи Палеолог писало ему о том, что отныне Московский государь является полноправным наследником Восточной империи. Иоанн III, окончательно и бесповоротно сбросив после стояния на Угре иго Орды, принимает титул "самодержца" по образцу византийского "автократора". Он также устанавливает в своей державе византийский герб: двуглавого орла, полагая, что через брак с Софией Палеолог получил на это полное право.
Вывод Теория "Москва - Третий Рим" — это прежде всего централизация государства и укрепление его независимости, а Москвы - как духовного центра православного мира, его сердцевины. Русь Московская стала таким центром реально после гибели Византии. А православная государственность, созданная на духовном основании Русской Церкви, явилась уже её следствием. Список источников |
|
|