Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Каково было положение Русской православной церкви после Смуты Почему позиции церкви усиливались Положение Русской православной церкви после Смуты

  • 2. В чём заключались причины церковной реформы Как вы думаете, почему её проведение пришлось именно на середину XVII в. Причины церковной реформы

  • Проведение реформы выпало на середину XVII в. в связи с усилением роли и значения церкви в жизни общества и государства.

  • Конфликт между царём Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном

  • 4. Как вы понимаете сущность и значение церковного раскола Сущность и значение церковного раскола Сущность

  • 5. Выскажите своё мнение о протопопе Аввакуме.

  • 6. Какие деятели Русской православной церкви внесли значительный вклад в укрепление Российского государства в XVII в.

  • ИЗУЧАЕМ ДОКУМЕНТ 1. Как Аввакум оценивает суть реформы Никона Объясните позицию Аввакума.

  • ДУМАЕМ, СРАВНИВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ

  • 2. С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите материал о старообрядцах. Определите основные идеи старообрядчества. Выясните, существует ли старообрядчество в наши дни.

  • 3. Какие вопросы решались на Церковном соборе 1666 – 1667 гг.

  • 4. Используя картину художника А. Д. Кившенко «Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги» (с. 76), составьте рассказ о начале церковной реформы.

  • 5. Как вы думаете, почему в XVII в. в России светской власти удалось занять первенствующее положение по отношению к церковной

  • история россии параграф 26. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа каково было положение Русской православной церкви после Смуты Почему позиции церкви усиливались


    Скачать 6.42 Mb.
    НазваниеВопросы и задания для работы с текстом параграфа каково было положение Русской православной церкви после Смуты Почему позиции церкви усиливались
    Дата28.03.2022
    Размер6.42 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаистория россии параграф 26.docx
    ТипДокументы
    #423448







    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ПАРАГРАФА

    1. Каково было положение Русской православной церкви после Смуты? Почему позиции церкви усиливались?

    Положение Русской православной церкви после Смуты:

    • разграблена церковная утварь

    • осквернены мощи святых

    • уничтожены многие церкви

    • массовые убийства служителей церкви, взятие их в заложники

    • все события укрепили духовные силы верующих и священнослужителей

    • митрополит Филарет был избран патриархом Московским и всея Руси

    • роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли

    • Филарет был фактически вторым государем, так как царь Михаил Федорович, сын Филарета, не принимал решения без согласия отца


    2. В чём заключались причины церковной реформы? Как вы думаете, почему её проведение пришлось именно на середину XVII в.?

    Причины церковной реформы

    • необходимость исправления церковных книг

    • устранение многоголосия

    • водворение порядка и дисциплины в среде верующих и духовенства

    • упрочнение лидерских позиций России в православном мире

    Проведение реформы выпало на середину XVII в. в связи с усилением роли и значения церкви в жизни общества и государства.

    3. Почему разгорелся конфликт между царём Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном? Как вы понимаете сущность и значение церковного раскола?

    Конфликт между царём Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном

    • Патриарх Никон претендовал на первенство церковной власти над царской, что, обозначало разделение власти царя Алексея Михайловича с патриархом Никоном.

    • Царь Алексей Михайлович не желал разделять свою власть.

    • Патриарх Никон решил заставить царя признать свою неправоту, однако Алексей Михайлович созвал Церковный собор и осудил Никона.



    4. Как вы понимаете сущность и значение церковного раскола?

    Сущность и значение церковного раскола

    Сущность церковного раскола

    • непризнании части верующих церковных реформ патриарха Никона

    Значение ц. раскола:


    5. Выскажите своё мнение о протопопе Аввакуме.

    • Протопоп Аввакум был ярым сторонником благочестивого образа жизни.

    • Он выступал за обращение к первооснове веры в русских источниках.

    • Его борьба привела к объединению многих общественных сил, выступавших за защиту старой веры, и превратилась в одну из форм протеста народа против гнета властей.


    6. Какие деятели Русской православной церкви внесли значительный вклад в укрепление Российского государства в XVII в.?

    Значительный вклад в укрепление Российского государства в XVII в. Внесли:

    • патриарх Филарет, который укрепил авторитет и власть царя Михаила Федоровича

    • патриарх Никон, который провел церковную реформу, изменившую основы православной веры и приведшая к церковному расколу, разделившую верующих на две части.

    ИЗУЧАЕМ ДОКУМЕНТ

    1. Как Аввакум оценивает суть реформы Никона? Объясните позицию Аввакума.

    Аввакум негативно относился к церковной реформе Никона, считая, что она идет против русских традиций православия. Его позиция была связана с тем, что исправление церковных книг и икон шло по греческим образцам.

    2. Какие слова из этого отрывка вы одобряете, а какие нет?

    Я одобряю слова – «говори своим природным языком», не одобряю – «Возьми еретиков… и пережги их, скверных собак».
    ДУМАЕМ, СРАВНИВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ

    1. О необходимости исправления церковных книг говорили и патриарх Никон, и протопоп Аввакум. Первый предлагал править книги по греческим оригиналам, второй – по старославянским переводам. Как вы думаете, почему победила позиция патриарха Никона?

    Царь Алексей Михайлович стремился построить отношения со странами Запада, к тому же он хотел подчеркнуть преемственность Русской православной церкви от Константинополя, что укрепило бы авторитет церкви среди всего православного мира. Поэтому был принят вариант патриарха Никона.

    2. С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите материал о старообрядцах. Определите основные идеи старообрядчества. Выясните, существует ли старообрядчество в наши дни.

    Старообря́дчество, или древлеправосла́вие — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1651—1660-х годах Московским патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была унификация богослужебной практики Московской церкви того времени с греческой церковью и прежде всего — с церковью Константинопольской.

    Богослужебная реформа была одобрена и подтверждена постановлениями ряда соборов, проходивших в Москве в 1650—1680-х годах. Противники реформы были преданы анафеме как еретики на Московском соборе 1656 года (только держащиеся двуперстного крестного знамения) и на Большом Московском соборе 1666—1667 годов. Реформа вызвала раскол в Русской церкви. В результате появились оппозиционные группы раскольников, впоследствии разделившиеся на многочисленные согласия.

    В зависимости от отношения старообрядцев к священству принято делить их на две группы — поповцев и беспоповцев. Поповцы полагают «новообрядцев» еретиками второго чина (для приёма в молитвенное общение от которых достаточно миропомазания, причём такой приём осуществляется, как правило, с сохранением духовного сана переходящего в старообрядчество лица); большинство беспоповцев (кроме часовенных и некоторых нетовцев) полагают «новообрядцев» еретиками первого чина, для приёма которых в молитвенное общение обращающийся в старообрядчество должен быть крещён. Крупнейшая старообрядческая организация в современной России — Русская православная старообрядческая церковь — относится к поповцам.

    Отличия «древлеправославной» службы от «общеправославной»:

    • Двуперстие при крестном знамении.

    • Крещение только путём троекратного полного погружения.

    • Исключительное использование восьмиконечного Распятия; четырёхконечное Распятие не используется, поскольку считается латинским. Почитается простой четвероконечный крест (без Распятия).

    • Написание имени Исус с одной буквой «и», без новогреческого добавления второй буквы Иисус, что соответствовало правилам славянского написания имени Христа.

    • не допускаются светские типы пения: оперное, партесное, хроматическое и пр. Церковное пение остаётся строго монодическим, унисонным.

    • богослужение проходит по Иерусалимскому уставу в версии древнерусского типикона «Церковное око».

    • нет характерных для новообрядчества сокращений и замен. Кафизмы, стихиры и песни канонов исполняются полностью.

    • не используются акафисты (за исключением «Акафиста о Пресвятой Богородице») и другие позднейшие молитвенные сочинения.

    • не служится великопостная служба Пассия, имеющая католическое происхождение.

    • сохраняются начальные и исходные поклоны.

    • поддерживается синхронность обрядовых действий (ритуал соборной молитвы): крестное знамение, поклоны и пр. совершаются молящимися в одно и то же время.

    • Великой Агиасмой считается вода, освящённая в навечерие Богоявления.

    • Крестный ход совершается по солнцу (по часовой стрелке).

    • в большинстве течений одобряется присутствие христиан в древнерусской молитвенной одежде: кафтанах, косоворотках, сарафанах и т. п.

    • более широко используются погласицы в церковном чтении.

    • сохраняется применение некоторых дораскольных терминов и старославянское написание некоторых слов (Псалтырь, Иеросалим, Давыд, Предотеча, Саватий, Евва, священноинок (а не иеромонах) и др.)

    В настоящее время старообрядческие общины, помимо России, имеются в Латвии, Литве, Эстонии, Молдавии, Казахстане, Польше, Белоруссии, Румынии, Болгарии, Украине, США, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии.

    Крупнейшая современная православная старообрядческая религиозная организация в России и за её границами — Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкая иерархия, основана в 1846 году), насчитывающая около миллиона прихожан; имеет два центра — в Москве и Браиле, Румыния. В 2007 году рядом клириков и мирян РПСЦ была образована самостоятельная Древлеправославная церковь Христова Белокриницкой иерархии.

    Древлеправославная поморская церковь (ДПЦ) имеет на территории России более 200 общин, причём значительная часть общин не зарегистрирована. Централизованным, совещательным и координационным органом в современной России является Российский Совет ДПЦ.

    Духовно-административный центр Русской древлеправославной церкви до 2002 года находился в Новозыбкове Брянской области; с тех пор — в Москве. В 1999 году от РДЦ отделилась Древлеправославная архиепископия.

    Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 млн чел. Среди них преобладают русские, но есть также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и другие23.

    3. Какие вопросы решались на Церковном соборе 1666 – 1667 гг.?

    На Церковном соборе 1666-1667 гг. решались вопросы проведения церковной реформы и преданию проклятию всех ее противников, а также суд над патриархом Никоном.
    4. Используя картину художника А. Д. Кившенко «Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги» (с. 76), составьте рассказ о начале церковной реформы.

    Патриарх Никон начинает проводить церковную реформу, согласно которой вводились крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлялись по греческим образцам иконы и церковные книги. Все свои предложения патриарх Никон представил на Церковном соборе 1654 г., который одобрил реформу, но предложил изменения в соответствии не только с греческой, но и с русской традицией.
    5. Как вы думаете, почему в XVII в. в России светской власти удалось занять первенствующее положение по отношению к церковной?

    В течение XVII в. происходило усиление самодержавной царской власти, которая опиралась не на сословное представительство, а на государственный аппарат и армию; выросли права и привилегии дворянства – социальной опоры царского самодержавия. Это позволило царской власти опираться при принятии решений не на церковь, а на дворянство, которое полностью поддерживало его. Таким образом, именно это повлияло на занятие первенствующего положения светской власти по отношению к церковной.


    написать администратору сайта