философия. ЛекцияБытие как объект философского осмысления
Скачать 1.19 Mb.
|
Лекция Бытие как объект философского осмысления (проблема бытия в истории философии). 1. Категория бытия, её смысл и специфика. 2. Структура и атрибуты бытия. БЫТИЕ (греч. εἶναι, οὐσία; лат. esse) – одно из центральных понятий философии. БЫТИЕ – философское понятие, концептуализирующее наличие явлений и предметов самих по себе или как данности в сознании, а не содержательный их аспект. «Вопрос, который издревле ставился и ныне постоянно ставится и доставляет затруднения, – вопрос о том, что такое сущее» (Аристотель «Метафизика» VII, 1). На разных культурно-исторических этапах формировался особый язык, который позволял формулировать разные определения бытия «…философский словарь, которым мы пользуемся сегодня, может быть столь же далёким от «реальных» проблем науки, как натурфилософский словарь Аристотеля – от «реальных» проблем астрофизики.» Р. Рорти «Историография философии: четыре жанра» Понятия «сущее», «сущность», «существование», «субстанция» производны от « бытия » и представляют собой его различные аспекты. МИР – многозначное понятие научно-философского дискурса; наиболее близкими к нему являются понятия бытия , существующего и существования, природы, целого, Вселенной, космоса. Понятие «мир» выступает как одна из самых фундаментальных онтологических интуиций, определяя базовые предпосылки теории познания (гносеологии). Онтология – учение о бытии – составляет со времен Аристотеля предмет т.н. «первой философии». «ОНТОЛОГИЯ (от греч. ὄν, род. падеж ὄντος – сущее и λόγος – слово, понятие, учение) – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Иногда онтология отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как ее основополагающая часть, т.е. как метафизика бытия. Термин «онтология» впервые появился в «Философском лексиконе» Р.Гоклениуса (1613) и был закреплен в философской системе X.Вольфа.» А.Л. Доброхотов «Новая философская энциклопедия» Понятие «бытие» возникло у элеатов ( Элейская школа ). Парменид сформулировал тезисы, обусловившие онтологическое мышление: - бытие есть вечное и неизменное единство, противостоящее ему подвижное многообразие является небытием; - бытие есть полнота всех качеств, сливающихся в высшей определённости и утрачивающих частную определимость; - бытие и мышление одно и тоже. Категория бытия явилась результатом попыток древнегреческих философов найти универсальный принцип организации эмпирических явлений, который устанавливался бы мышлением, а не опытом («логос» у Гераклита, «число» у пифагорейцев и др.). Античная философия исходила из того, что предмет мысли не «чистое» бытие, а качественно определённые начала бытия («атомы» Демокрита). Это позволяло объяснить связь с конкретными предметами, то есть умопостигаемого с чувственным восприятием. Софисты рассматривали категорию бытия как пустое понятие, допускающее отождествление со своей противоположностью, с небытием. Платон рассматривал бытие как совокупность умопостигаемых форм / идей, отражением которых является многообразие вещественного мира. Платон также признает, что небытие существует. В противном случае, говорит он, было бы непонятно, как возможны заблуждение и ложь – «ведь ложное мнение – это мнение о несуществующем» Платон («Государство» VI). Ради обоснования возможности познания Платон противопоставляет бытию иное, которое есть «существующее небытие»; небытие выступает как принцип различия, отношения, благодаря которому получает объяснение не только возможность познания, но и связь между идеями. По Платону, бытие связано с категорией истины, которая является результатом восхождения к истинно сущему. «Нужно отвратиться всей душой ото всего становящегося: тогда способность человека к познанию сможет выдержать созерцание бытия» Платон («Государство» VI) Аристотель отрицает бытие как высшее родовое понятие, отождествляя его с субстанциальной сущностью единичной вещи. Аристотель понимает бытие как начало вечного, самотождественного, неизменного. Он пытается найти постоянно пребывающее также и в изменчивом чувственном мире, стремясь создать науку о природе – физику. Средневековая философская мысль сближает понятия «бытие» и «Бог», считая бытие единственно возможным безусловным предикатом Бога. (Различные трактовки бытия были разработаны в концепциях номиналистов и реалистов). Фома Аквинский отмечает момент творческой действенности бытия, в полной мере наличный в самом бытии, то есть в Боге. Фома вводит метод аналогии сущего как способ связи абсолютного бытия и его конечных проявлений: Бог обладает всей полнотой бытия, тогда как остальные сущности обладают им «по аналогии», в определённом смысле и по соразмерности, но бытие при этом остаётся тем же самым. ИЕРАРХИЯ УРОВНЕЙ БЫТИЯ: бытие → абсолютное небытие. В онтологических построениях Григория Нисского, Ансельма Кентерберийского, Фомы Аквинского богооткровенное имя (СУЩИЙ) трактуется как бескачественный предикат, открывающий бытие, но не дающий познания его сущности. Францисканская оппозиция (И. Скот, У. Оккам) предельно отдалила разумную необходимость и божественный Абсолют. Новое время выдвинуло впервые проблему бытия в форме декартовского тезиса « Cogito ergo sum » («Мыслю, следовательно, существую»). От мыслящего «Я» Декарт переходит непосредственно к абсолютному бытию при помощи онтологического аргумента. В этом случае происходит обоснование возможности науки, так как есть онтологическая гарантия истины. Бытие является точкой пересечения мысленного и существующего, потому понятие «бытие» имеет объективную значимость, то есть имманентно содержит свой объект (бытие как совпадение понятия и реальности). Б. Паскаль утверждал, что на основе неопределённости бытия постепенно происходит сужение сферы применения категории бытия при тождестве бытия и умопостигаемости. И. Кант считал, что бытие не является реальным предикатом, а является лишь полаганием того или иного содержания (данная идея развивалась в дальнейшем в позитивизме и аналитической философии). ФЕНОМЕНОЛОГИЯ пытается строить новую онтологию на основе аналитики чистого сознания, разъединяя традиционную связь бытия и эмпирического универсума, но сохраняя идею имманентного присутствия бытия в актах сознания. НЕОПОЗИТТИВИСТЫ рассматривали проблематику бытия как спекуляцию с непрояснёнными языковыми выражениями (Б. Рассел, Р. Карнап, О. Нейрат и др.). М. Хайдеггер полагал, главная тема – тема бытия. Основное заблуждение «метафизики» и культуры в забвении истинного бытия, в подстановке вместо бытия того или иного «сущего», то есть вещественной или идеальной конкретности. Бытие – нетеоретическое событие в мире «сущего», «просвет» в плотности овеществлённого универсума, позволяющее в эстетическом созерцании или в практическом действии обрести свою подлинность и историчность. «МАТЕРИЯ – понятие древнегреческой, затем всей европейской философии. Играет важную роль в онтологии, натурфилософии, теории познания. Имеется во многих, но не во всех системах европейской философии. Основные значения понятия материи: 1) субстрат, «подлежащее», «то, из чего» (Аристотель) возникают и состоят вещи и Вселенная; 2) бесконечно делимый континуум, пространство, «то, в чем» (Платон), или протяжение (Декарт); 3) принцип индивидуации, т.е. условие множественности (Платон, Аристотель, Прокл, Лейбниц); 4) вещество, или тело, обладающее инертностью, т.е. массой, и непроницаемостью, т.е. упругостью или твердостью (античные стоики, новоевропейские материалисты). Противопоставляется материя духу, разуму, сознанию, форме, идее, благу, Богу, актуальному бытию (как чистая потенция), или, напротив, вторичным явлениям сознания как подлинное, объективное, первичное бытие. На этой оппозиции основывается идеологическое значение понятия материи и противостояние материализма и идеализма .» Т.Ю. Бородай «Новая философская энциклопедия» Под структурностью материи подразумевается внутренняя расчленённая целостность, закономерный порядок связи элементов в составе целого. Основные структурные уровни МАТЕРИИ: Субмикроэлементарный уровень – гипотетическая форма существования материи полевой природы, из которой рождаются элементарный частицы (микроэлементарный уровень), затем образуются ядра (ядерный уровень), из ядер и электронов возникают атомы, а из них молекулы (молекулярный уровень), из молекул формируются агрегаты – газообразные, жидкие, твёрдые тела (макроскопический уровень). Сформировавшиеся тела – это звёзды, их спутники, планеты, звёздные системы, объемлющие их мегагалактики (космический уровень). Постепенное усложнение молекул углеродистых соединений привело к образованию органических соединений (органический уровень). Возникает жизнь (биологический уровень, социальный уровень), если предположить возможность космических цивилизаций, то формируется ещё один уровень (метасоциальный уровень). Понятие структуры применимо не только к различным уровням материи, но и к материи в целом. Устойчивость структурных форм материи обусловлена существованием единой структурной организации материи, что обусловлено взаимосвязью всех известных уровней структурной организации (космос и электрон). Материя, её структура не может рассматриваться как простая совокупность образующих её элементов, свойства которых сводятся к свойствам этих элементов. Для всех уровней сущего (материи) характерны общие закономерности, а также связь и взаимодействие этих различных уровней. ДВИЖЕНИЕ – это способ существования сущего. Каждой форме движения присущ определённый носитель – субстанция. ПРОСТРАНСТВО - это форма координации сосуществующих объектов, состояний материи (объекты расположены вне друг друга и находятся в определённых количественных отношениях). ВРЕМЯ – это форма координации сменяющихся объектов и их состояний. Порядок смены объектов и состояний образуют структуру времени. ПРОСТРАНСТВО и ВРЕМЯ – это всеобщие формы существования (Сущего), координации объектов. КАТЕГОРИИ – это формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира. «КАТЕГОРИИ (от греч. κατηγορία – высказывание; лат. praedicamenta) – фундаментальные понятия, формы мысли, типы связи субъекта и предиката в суждении, устойчивые способы предицирования, существующие в языке, составляющие условия возможности опытного знания и имеющие априорное значение в качестве универсалий и предельных понятий. Категории по своей функции, будучи общими родами высказывания, отличаются от первоначал бытия и от принципов, лежащих в основании философского и научного знания, хотя нередко, особенно в древней философии, первоначала бытия отождествлялись с категориями как всеобщими определениями бытия.» А.П. Огурцов «Новая философская энциклопедия» Исходная философская категория – категория БЫТИЯ. Все другие категории характеризуют содержание Сущего с различных сторон: движение, пространство, время, качество, количество, причина, следствие. Категории взаимосвязаны между собой и в определённых условиях переходят друг в друга: случайное → необходимое; единичное → общее; количество → качество; причина → следствие. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! |