Главная страница
Навигация по странице:

  • ТИПЫ цивилизации.

  • Человек в системе социально-политических связей. Личность и массы.

  • Краткий конспект по философии. Лектор Тузов Виктор Васильевич


    Скачать 222 Kb.
    НазваниеЛектор Тузов Виктор Васильевич
    АнкорКраткий конспект по философии.doc
    Дата12.03.2017
    Размер222 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКраткий конспект по философии.doc
    ТипДокументы
    #3677
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница4 из 4
    1   2   3   4

    Понятие цивилизации. Общественная жизнь как цивилизационный подход.

    Цивилизация как форма существования и развития общества.

    Историческое развитие общества – развитие человеческой цивилизации, которая проходила определенные этапы и стадии социального прогресса. Слово ЦИВИЛИЗАЦИЯ стало применяться в эпоху Просвещения и обозначало нечто похожее на духовную культуру, разум справедливость.

    Сегодня «ЦИВИЛИЗАЦИЯ» рассматривается как универсальное понятие представляющее содержание всех общественных процессов и лежащее в основе концепции выделения основных исторических этапов развития общества. Под цивилизацией понимаются результаты материальной и духовной деятельности людей, но и способы (технологии), воспроизводства общественных отношений, т.е. социальная организация, которая производит (воспроизводит) общественную жизнь.

    ТИПЫ цивилизации.

    1. Космогенная цивилизация основана на орудийной технике и ручной технологии. Полностью зависит от природы.

    2. Техногенная цивилизация (машинная). Используется машинная техника, широкое развитие науки, наемный труд, рыночные отношения, профессиональная культура.

    3. Антропогенная цивилизация (постиндустриальное общество): новая роль человека, высокий уровень развития интеллекта. Приводит к изменениям в социальной структуре общества. Тенденция этого процесса – общество социальной справедливости.

    А. тофлер. Сторонник постиндустриального общества. Человечество переживает новую технологичес\скую революцию, третью по счету: аграрная, индустриальная. Она ведет к преобразованию социальных отношений и созданию сверх-индустриальной цивилизации. Он считает, что государственный политический капитализм не может справиться с противоречиями и конфликтами современного общества.

    А.Д. Тойнби. Всемирная история состоит из совокупности отдельных, локальных цивилизаций. Каждая цивилизация проходит стадии развития – ВОЗНИКНОВЕНИЕ, РОСТ, НАДЛОМ, РАЗЛОЖЕНИЕ. Движущие силы – творческое меньшинство или носители жизненных позиций. Т.М. должно удачно отвечать на вызовы времени, т.е. решать возникающие общественные проблемы, увлекая за собой инертное большинство. Но в какой то момент Т.М. не может ответить на вызов времени и творческое большинство становится элитой и навязывает свой авторитет. Отчужденное от власти меньшинство, становиться внутренним пролетариатом и с варварской периферией разрушает цивилизацию. Процесс развития связан с духовным развитием человека.

    У.У. Ростоу: «Теория стадий роста».

    1) Традиционное общество где все регулируют традиции. (до конца феодализма).

    2) Предпосылок: переход общества домонополистическому капитализму. (17 -18 века).

    3) Период взлета: (сдвига, к монополистическому капитализму).

    4) Зрелость: индустриальное общество(конец 19 начало 20 веков).

    5) Эра высокого уровня массового потребления.

    Марксова концепция: ввел понятия: Общественно-Экономическая Формация (ОЭФ), это абстракция, обобщающая стадии формации разных стран: 1) Первобытное общество -> равноправное -> О.С. произвола.

    2) классовое общество 3) капиталистическое правовое общество.

    Марксистская (концепция) модель: ПЕРВОБЫТНОЕ -> РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ -> ФЕОДАЛЬНАЯ -> КАПИТАЛЛИСТИЧЕСКОЕ -> КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО, ОБЩЕСТВО ОЭФ.

    Другая модель: 1) Все люди равны и гуманны – первобытное общество. НО до него: животное сообщество: эгоизм, неравенство, доминирование. Эгоизм и неравенство обуздала культура, культура = ЗАПРЕТ. 2) При развитии производительных сил растет самосознание и индивидуальная производительность труда. Возникло чувство несправедливости, изменилась культура и первобытное общество развивалось и дало разные вектора развития: рабство, феодализм и др. между ними возникает борьба. Борьбы выявляет наиболее сильную форму общественного строя. Эта форма должна обладать богатством и интеллектом.
    Человек в системе социально-политических связей. Личность и массы.

    ОЭФ – общество находиться на определенной ступени исторического развития.

    ОЭФ



    Надстройка

    Государство

    Армия, суд, милиция – силовые органы.

    Идеология, религия, философия, художество.
    Производственные отношения – базис.

    Производственные силы,

    Рабочая сила + средний класс + предмет труда.



    Способ производства – то с помощью чего общество обеспечивает себя всем необходимым.

    Производственные силы – силы, которые производят все необходимое.

    Для процесса производства необходимы производственные отношения.

    1. Собственные средства производства.

    2. Отношение обмена.

    3. Отношения распределения.

    4. Отношения потребления.

    Основная задача надстройки – сохранить статус базиса.

    Социальная синергетика.

    Основана на материальной моделей – самоорганизация. Основные понятия – ХАОС и ПОРЯДОК.

    ХАОС – беспорядок, способный организовать порядок.




    1   2   3   4


    написать администратору сайта