Главная страница
Навигация по странице:

  • . КАТЕГОРИЯ

  • Форма и содержание. Содержание

  • Теория познания.

  • Субъект и объект познания.

  • Формы и методы научного познания.

  • Научное познание.

  • Общество как развивающаяся система. Производства и его роль в жизни человека и общества.

  • Краткий конспект по философии. Лектор Тузов Виктор Васильевич


    Скачать 222 Kb.
    НазваниеЛектор Тузов Виктор Васильевич
    АнкорКраткий конспект по философии.doc
    Дата12.03.2017
    Размер222 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКраткий конспект по философии.doc
    ТипДокументы
    #3677
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    Категории в математической диалектике.

    Понятие категория является важнейшим. КАТЕГОРИЯ – предельно широкое, универсальное понятие, отражающее существенные свойства бытия.

    Функции:

    1. Антологическая.

    2. Логическая.

    3. Методологическая.

    Через отношение категорий выражаются законы диалектики. Антологическая сторона – построение категориальной модели мира. Система категорий – модель. К.Д. – узловые пункты процесса познания. Существуют разные методы построения системных категорий.

    Сущность - внутренняя сторона, основа всякого процесса. Сторона которая в целом определении объективна. Это противоречие присуще объекту. Основа это и единство. Потому сущность – основа противоречия и единства.

    Явление – внешняя сторона, то что обнаруживается во внешних связях и отношениях. То через что проявляется сущность. Сущность устойчива, явление изменчиво. Поэтому переход от явления к сущности всегда парадоксален, так как в них представлено все противоположно. В науке переход к сущности - переход к парадоксальным идеям. Так как они противоположности, то они тождественны. Т.е. существенно, а сущность является то, что есть внутри есть и снаружи. Сущность обладает структурой, т.е. становиться явлением. За ней сущность 2-го порядка и т.д. (по Гегелю: триада, т.е. три уровня).

    Т.к. сущность - общее, то рассмотрим категории общего, единичное и особенного.

    Общее – свойство присущее многим вещам.

    Единичное – каждый отдельный предмет со своими особенностями.

    Особенное – то, что присуще некоторым объектам. Все это формальные определения.

    Для диалектики общее само по себе не существует. Оно существует через единственное и в единственном. Общее в единственном каждый раз изменяется этим единичным. Проявление общего в единичном – это особенное.

    Если стоит общая задача важно найти единственную ситуацию, где общее выразилось наиболее полно и адекватно. Для построения системы качеств необходимо вычислить что такое принцип детерминизма. Он показывает существенное основание и обоснованность.

    Детерминизм – учение о всеобщей обусловленности вещей и явлений (т.е. в мире ничего просто так не происходит).

    Вещи, взаимодействуя друг с другом, обусловливают друг друга. Сначала для всеобщей обусловленности достаточно принципа причинности. Для описания развития нужны все категории, а не только причинности. Детерминизм неразрывно связан с определением причинности.

    Причинность: если событие А порождает В, то А – причина, В – следствие. На этом основан принцип.

    Принцип причинности: каждое событие в мире имеет своей причиной другое событие в этом же мире. Ни одно событие не возникает без причины.

    Раньше понятия причины и следствия понимались упрощенно. Упрощение состояло в том, что одно событие порождает другое, т.е. если заданы качество и количество причины, то также задано качество и количество следствия. По причине можем выявить следствие. Причина и следствие – это процесс. Причина порождает следствие. Но следствие действует на причину и возникает взаимодействие. Отношение противоречивое и неопределённое. Причина не может задать следствие, а лишь определяет его в конечном счёте.

    Необходимость и случайность – ещё одни категории детерминизма. Уровень детерминации относителен и для его понимания надо ограничить причинность, т.е. выделить существенные и несущественные причины. Если событие определяется внутренним взаимодействием системы, то оно необходимо, если внешним – случайно.

    Необходимость – причинно-следственная зависимость общих сторон.

    Случайность – причинно-следственная связь между единственными сторонами.

    Законы, связанные с необходимостью.

    Необходимость и случайность взаимосвязаны. Случайность – форма проявления необходимости. Необходимости основаны на случайности. Чем больше случайного, тем устойчивее закон . Случайность – точка пересечения необходимых процессов. Если сталкиваются две необходимости, то результат случайный.

    Форма и содержание.

    Содержание – совокупность материальных объектом, образующих данную область.

    Форма – система отношений между элементами содержания. Развитие формы – закон. Содержание и форма противоположности – это закон. Содержание всегда определяет качество формы. Форма стимулирует развитие содержания количественно. Ускоряет или замедляет развитие, но качество содержания не зависит от формы, а от себя. В силу этого закона активность формы приводит к тому, что содержание развивается по своим законам , приобретает новое качество и заменяет форму. Их взаимодействие приводит к развитию.

    Возможность и действительность.

    Настоящее порождает будущее, а само порождено прошлым. Это выражается через категории В и Д.

    Действительность – настоящее, т.к. порождает будущее. Возможность – способность порождать будущее.

    Уровни возможности:

    1. Определяется через закон. Закон – разграниченное мнение, отделяющее возможное от невозможного. Типы законов:

      1. Универсальные или количественные законы. Всё, что им способствует, формально возможно.

      2. Абстрактная возможность. Закон функционирования той или иной области. Возможно то, что не противоречит эти законам.

      3. Закон тенденции или развития. Им способствуют реальные возможности.


    Теория познания.

    Познание мира. Формы и методы научного познания.

    Существуют разные подходы к познанию мира.

    Объективный идеализм – познание возможно, но это представлено субъективным материализмом, который отрицает познание.

    ЮНГ: познать можно только собственные ощущения.

    Также существовала теория НЕПРОМИФОВ (Гольц): Наши ощущения не дают знаний, знание дает только теория Физиологического понимания, что если на нервы воздействовать, то получаем образы. Эти опыты и привели Гольца к этой теории.

    СОВЕРМЕННАЯ З. Философия:

    1. Современный позитивизм (фил. Науки) реальность – наши ощущения. Наука за ощущениями ставит надуманные логические конструкции. ПРИНЦИПЫ: а) конвенционализма, б) верификации.

    2. Нео – Томизм: знать можем, но ровно столько, сколько дано в Библии. Постичь Бога человеку не дано.

    3. Экзинстанционизм – можем знать мир, но лишь свой собственный, внутренний. Человек – поток переживаний. Их мы можем осмыслить. Вещи знаем поверхностно. Для ее познания надо ею стать.


    Субъект и объект познания.

    В старом материализме под объектом понимали человека, обладающего сознанием, объектом выступал весь окружающий мир. Человек смотрит на мир, воспринимает но, осмысливает, это гносеологическая робинзонада.




























































































    Человек один на едине с миром. Сознание его воспринимает его, но не преобразует. Сознание созерцательно. Оно объясняет воспринимаемый мир.

    Современный материализм:

    1. в действительности мир можно объяснить в той мере, в какой мы его изменяем. Только в процессе длительности мы его можем познать (преобразуя, познаю). Т.е. теория познания мира возможна без практики.

    2. Для познания мира, надо по новому посмотреть на субъект. Отдельный человек может познавать мир, только по тому, что он является элементом общества. Поэтому субъектом познания является общество. Объект познания – весь окружающий мир, но в тех границах, в каких человек с ним взаимодействует. Общество выделяет отдельные границы людей, которые изучают объекты познания. Общество как общее, объекты, как особенное, отдельные ученые, как единое. Процесс получения знаний – взаимодействие объекта и субъекта. 1) Субъективная форма, 2) Объективное содержание. Раньше: нет субъективного познания, но ошиблись, т.к. субъективная форма – описание объекта.

    Так как мир познает отдельный человек, то выделяют аспекты: 1) Чувственный. 2) логический.

    Чувственный аспект:

    1. Исторически чувственный аспект возникает первым, т.к. чувственное познание изначально. Логическое возникает на основе чувственного.

    2. Всякое знание начинается с чувственного, это способ получения информации. Если абсолютизируем этот аспект получаем инсуализм.

    3. Чувственное и логическое – две стороны познания.

    Формы чувственного аспекта:

    1. Ощущения.

    2. Восприятие.

    3. Представление.

    Логический аспект:

    Специфика: материал ощущение перерабатывается в 3 операции:

    1. абстрагирование – выделяется одно свойство из целого набора свойств.

    2. Обобщение – выделенное свойство воспринимается многими вещами.

    3. Идеализация - переход к предмету по тому или иному свойству.

    Операции порождают абстракцию. Логическое мышление появляется тогда когда появляется знаковая форма.

    Формы:

    1. Понятие.

    2. Суждение.

    3. Умозаключение.

    Понятие – отражение в знаковой форме, совокупности свойств касающихся объекта. Слова – символы, выражающие свойства.

    Суждение – связь понятий через логические слова.

    Умозаключение – получение новых суждений из уже существующих, на законах логики.

    Суть логического мышления – законы. Логическое законы – обычные отношения вещей, которые миллионы раз повторялись и закреплялись в сознании. Мыслить значит применять эти законы к понятиям, сформированным в опыте.

    Основой чувст. И лог. познания является практика – целенаправленная деятельность человека по преобразованию вещей материального мира в соответствии с потребностями.

    ПРАКТИКА В ПОЗНАНИИ – ИСТОЧНИК ЗНАНИЯ:

    1. Через практику связан с миром.

    2. Движущая сила (идет в направлении практич. потребностей)

    3. Определяет цель познания.

    4. Основа познания.

    5. Критерий истинности (относительный).


    Формы и методы научного познания.

    Знание – есть совокупность идей о мире. Теоретическое овладевание его предметами. Знание человека.

    1. Обыденное познание, т.е. знание которое человек приобретает в повседневной деятельности на основе личного примера.

    2. Научное: Изучает в явлениях и процессах только общее и необходимое, т.е. законы. Т.к. общее существует через единое, то последнее так же в нем присутствует.

    3. Философское: изучает всеобщее и содержит оценочный момент, т.е. является мировоззрением.

    4. Художественное, близко к обыденному, т.к. знание выражается в форме образования. В нем имеет место общее и необходимое. Это сближает его с наукой. Так же есть оценка, что сближает его с философией.

    Все виды взаимосвязаны и в их основе лежит обыденное познание. Художественное познание активизирует все виды. Но каждый вид имеет свой предмет и специфику.

    Научное познание.

    Метод – некоторая последовательность действий, которая приводит к нужному результату.

    Научный метод – последовательность операций, которая позволяет найти необходимость, общее, в изучаемой области. Всякий метод основан на объективной закономерности. Метод – преобразованное знание о закономерности. Или знание закона, приспособленное для практического использования.

    УРОВНИ:

    1. Предельно общее, выходящее за предел науки, они везде применяемы.

    2. Общенаучные методы, только в научном познании, во всех науках.

    3. Рациональный метод.

    4. Методы применяемые в отдельных науках.

    5. Методики в специфических областях науки.

    Общенаучные методы: - Эмпирическое - теоретическое.

    Эмпирическое познание – знание, которое формируется при взаимодействии с объектом познания.

    а) с объектом исследования. б) систематизация и классификация научных данных. в) эмпирическое обобщение.

    Взаимодействие осуществляется: 1) Наблюдение, 2) Эксперимент.

    НАБЛЮДЕНИЕ – получение знаний об объекте не действуя на него.

    ЭКСПЕРИМЕНТ – Такое преобразование изучаемого объекта, которое позволяет выделить интересующую нас закономерность.

    Виды эксперимента:

    1. Изолирующий.

    2. Аналитический.

    3. Синтетический.

    4. Имитационный.

    НАБЛЮДЕНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТ 1-ая стадия эмпирического познания. Имеем Эмпирические данные.

    Факт – результат статистической обработки эмпирических данных.

    Факторы классификации:

    1. содержательный.

    2. Формальный.

    Обобщение делается при помощи индукции. МЕТОДЫ:

    1. Статистическая обработка.

    2. Системный подход: получаем эмпирические факты и законы. Недостаток: невозможно построить систему фактов и законов, нельзя перейти к сущности. Для глубокого познания нужна теория.

    СТАДИИ:

    1. Поиск исходный принципов теории, главное интуиция, которая основана на аналогиях и ассоциациях.

    2. Построение теории. Движение от абстрактного к конкретному. Объект разлагаем на абстрактные стороны.

    Задача: найти самые простые отрицания в данной области. Мысленное воспроизведение объектов.
    Общество как развивающаяся система. Производства и его роль в жизни человека и общества.

    Если общество развивается, то от чего это зависит, можно это объяснить и предсказать последствия. Трудоемкость в том, что в обществе действуют люди,

    Др. Греки: в обществе, как и в природе, имеет место круговорот. Поступки людей подчиняются судьбе или воле Богов. Решающим фактором является отрасли и воля выдающихся личностей (вожди и т.д.).

    Ср. века: теологический взгляд на общество. Христианские авторы представляли процесс движения от прошлого к будущему. Истор. Процесс – представление об этапах развития общества. Гл. идея – построение града Божьего на Земле.

    Новое время – делаются попытки материального объяснения общества (с позиции механики). Закон в качестве методологии. Материальному не удалось найти побудительных причин. Пытаясь понять исторический процесс они приходили к выводу, что мнения людей являются продуктами обстоятельств, а обстоятельства зависит от мнения выдающихся людей. Мнение правит миром. Но появляются другие точки зрения.

    Д.Б. Вино: «каждое общество проходит 3 этапа: рождение, рассвет и упадок. Новое общество возникает на развалинах старого по исторической необходимости. Историческая необходимость – божественное проведение».

    Ш.Л. Монтескье: «Развитие общества зависит от внешних условий, но главное – законы и закон – деятельность».

    Ж.Ж. Руссо: « Люди выходят из первоначального состояния благодаря появлению частной собственности. Это влечет появление бедных и богатых. Появление частной собственности – активизация личной воли.

    Гегель: « подлинное развитие есть только в мышлении и истории. Основой исторического развития является саморазвертывание абсолютной идеи, которая проявляется в духе народа. Который исторический народ осуществляет диалектическое отрицание культуры, своих предков, т.е. устраняет все ложное, сохраняя все ценное, обогащая чем-то своим, совершенно новым».

    ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА по Гегелю: учение о развитии общества.

    В РОССИИ: Боголюбов, Чернышевский и др. Они высказывали идею о решающей воле народных масс в развитии общества. Основная причина развития общества связывалась с сознанием выдающихся людей.

    Если рассматривать исторический процесс материально, то история предстает как естественный процесс. Он носит объективный характер и осуществляется сам по себе в силу внутренних законов.

    Общество наиболее сложный объект внешнего мира, представляет собой сложную систему, огромное количество взаимодействий и т.д. Существует много концепций, но ни одна из них не объясняет, что такое общество.

    К. МАРКС и ЭНГЕЛЬС: « Общество – естественный исторический процесс, в основе которого лежит закон. Общество представляется сложной системой, которая проходит ряд этапов. Новый этап возникает тогда, когда созреют необходимые материальный и духовные условия. Люди действуют исходя из условий бытия. Главной составной частью людей является производство, а в нем производящие силы и отношения. В конкретной ситуации люди действуют сознательно, но в историческом классе они не ведают, что творят.

    Т.О. история представляет собой общий итог устремлений и их разнообразных воздействий на внешний мир. Исторический процесс не зависит от сознания людей. Маркс попытался вскрыть ?????? деятельность людей.

    Соотношение сознания людей и исторической необходимости.

    Субъективные идеалисты: деятельность человека обуславливается по волей, свободной от окружающей среды. Такой взгляд получил название валютаризм. Гартман, Шененгаф, Ницше, Лавров придерживались такого взгляда (КОНЕЦ ХIX)

    Провиденциализма придерживались люди с иным взглядом: ход истории зависит от божественного проведения. Тойнби и др. С этой позицией тесно связан фатализм. Абсолютизация роли естественных, природный сил, т.е. ход истории однозначно представлен материальной неоднозначностью.

    Соотношение свободной деятельности людей и исторической необходимости. Человек может быть свободен в своих поступках тогда, когда его действия соответствуют необходимости. Если будем действовать по законам, то получим результат, который можем предсказать, или действовать по воле желаний, то результат не предсказуем. Роль сознательной деятельности человека важна для исторического процесса. Если действовать вопреки законам, то общество может погибнуть. Каждый конкретный исторический момент нигде не записан. Действия людей влияют на состояние общества.

    Материальные и Идеальные факторы.

    Эти факторы в материализме приобрели особое значение:

    1. материальное производство.

    2. Воспроизводство людей.

    3. Отношение к природе.

    4. Материальную сторону массовых и т.д. отношений.

    Содержание материально раскрывается через понятие общество бытия. Идеальные факторы – отражение объективных процессов в головах людей. Идеальная сторона общественной жизни складывается из побуждений, чувств, мыслей и представляет собой общественное сознавнние.

    Однако, понятие О.С-ния хотя и существенное, но только часть иррациональных факторов. К Ирр. Факторам относятся: общественная психология, политическая надстройка общества, идеология отношения.

    Мат. Факторы: первичные, а идеальные – вторичные (т.к. И – отражение М.)

    Общественное бытие и общественное сознание – самостоятельно.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта