Сознание. Философия сознания Категория сознания в истории философии. 2
Скачать 497.51 Kb.
|
Лекция 13. Философия сознания 1. Категория сознания в истории философии. 2. Сущность и происхождение сознания. 3. Сознание как свойство высокоорганизованной материи. 1. Категория сознания в истории философии. Категория «сознание», также, как и категория «материя» является основным философским понятием. Проблема сознания до сих пор остается большой загадкой. В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что: сознание существует; оно имеет особую, идеальную природу. Основные подходы к проблеме сознания: физикализм; солипсизм; объективный идеализм; диалектический материализм. Физикализм – крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознание, как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики. Доказательства физикализма опираются на известные факты: успехи в моделировании «искусственного интеллекта», медикаментозное влияние на психику, наконец, сознание не может существовать без мозга, а мозг биологический орган. Однако логические доводы физикалистов наталкиваются на серьезную проблему – это идеальность сознания: 1. образы, существующие в уме человека не имеют материальных характеристик – массы, формы, запаха, четких размеров; 2. сознание может «господствовать» над образами – увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»; 3. никому не удавалось «увидеть» сознания другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество, под микроскопом – нейроны). Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Течения физикализма: «теория тождества» (Д. Амстронг, Дж. Смарт) – отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами – кровообращением дыханием, мозговыми процессами); «теория элиминации» (Ф. Фейербенд) – пытается доказать, что само понятие «дух», «духовное» – устаревшее, ненаучное; вульгарный материализм (Фохт утверждает, что «мозг выделяет мысль, как печень – желчь»). 2 Солипсизм – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (субъективный идеализм – Беркли, Юм, Фихте и др.). Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся: объективный идеализм и диалектический материализм. Объективный идеализм – признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от индивида как часть «мирового духа». Диалектический материализм – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) Эта точка зрения наиболее распространена в российской философии. Студентам предлагается высказать свое мнение по поводу следующих суждений: «Мыслит мозг и поэтому он порождает сознание». «Сознание лишь функция нейрофизиологических процессов, происходящих в мозгу человека». 2. Сущность и происхождение сознания. Помимо основных подходов к проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа: 1. сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение; 2. сознание – порождение живой природы и присуще всем живым организмам; 3. сознание – продукт исключительно человеческого мозга. Согласно космической (либо божественной) точке зрения сознание существует само по себе, независимо от живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант – из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека. Данный подход представлен великим Платоном, школой неоплатонизма, представлен в различных религиозных течениях. Здесь можно сказать о «философии всеединства» русского философа В.С. Соловьева, о монадологии русского поэта и философа Д.А. Андреева, который считал, что неделимыми и бессмертными духовными единицами мира являются монады сотворенные Богом. Он сравнивал их с тончайшей энергией Вселенной. Сознание предстает как явление надчеловеческое не только в форме божественного разума - в учениях и религиозного и атеистического характера ему даются самые разные определения: «живое тело космоса», «всепроникающий эфир», «океаноподобный абсолют», «информационное тело космоса» и т.д. Французский биолог и ученый Л.Т. де Шарден считал, что сознание – 3 надчеловеческая сущность «внутренняя сторона» материи. В теории М. Талбота Вселенная – это гигантский разум, сознание – результат взаимодействия полей, которые образуют материю. Согласно теории психосферы Рейзера, Галактика – громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом. Знаменитый физик М. Планк считал, что разум человека не одинок. Правит природой Всемогущий Разум, независимый от мыслящего человека. Основная идея другой, «биологической» точки зрения: сознание – порождение живой природы и присуще всем живым организмам. Изучая поведение животных, социобиологи обнаружили у них и общественный образ жизни, и своеобразную «мораль», и сходные с человеческими психические явления – лидерство, конфликтность, внушаемость заражаемость. В психике животных присутствует воображение, большой объем памяти, ее активное использование, способность к элементарному счету, воля, самоконтроль, сокрытие эмоций, планирование, обобщение. Животное способно говорить жестами, осваивая по разным данным от 130 до 255 знаков. И хотя тезис о единой сущности сознания человека и животного не доказан, правильно, вероятно, будет считать, что сознание присуще и высшим животным (приматы, собачьи, кошачьи и др.), а самый высокий уровень сознания имеет человек. Согласно «человеческой» точке зрения сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами. В.В. Налимов в книге «Спонтанность сознания» описывает следующий случай и дает ему трактовку: «Летом, на веранде дачного дома в кресле сидела пожилая женщина и читала книгу. Неожиданно её внимание привлек шорох. Повернув голову, она увидела у своих ног большую крысу, внимательно и, как бы просяще, смотрящую на неё. Женщина попыталась отогнать крысу, но та не уходила. Тогда женщина взяла с подоконника молоток и замахнулась на неё. Крыса не ушла – казалось, она просила смертельного удара. Он последовал – она не уклонилась от него. Да, это совсем странный случай. Крыса, видимо, мучительно больная, просила смерти от всемогущего человека. Значит, в какой-то степени она владела смыслами и могла их изменять». Студентам предлагается высказать свое мнение по поводу прочитанного и предложить другие объяснения данному случаю. 3. Сознание как свойство высокоорганизованной материи. В современной российской философии широко распространено материалистическое объяснение природы сознания, известное как теория отражения. 4 Суть данной теории в том, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю. Ключевыми понятиями теории отражения являются: отражение; раздражимость; чувствительность; психическое отражение; сознательная форма отражения. Элементарными формами отражения являются: механическое; физическое; химическое. Нас в данное время интересует особая форма отражения – биологическое отражение. Его специфика в том, что оно присуще только живым организмом. С помощью биологического отражения живые организмы способны отражать как живую, так и неживую природу. Формами биологического отражения (присущего всем живым организмам являются: раздражимость; чувствительность; психическое отражение. Раздражимость – простейшая форма биологического отражения – реакция живых организмов на предметы и явления окружающего мира. Чувствительность – следующая, более высокая форма биологического отражения – способность живых организмов отражать окружающий мир в ощущениях. Психическое отражение – осмысление ощущений, способность живых организмов моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие ситуации. Высшей формой биологического отражения является сознание, присущее, с точки зрения диалектического материализма только человеку. Сознание – наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагированию, рефлексии, способность к предметно-практической деятельности. Главными свойствами человеческого сознания являются: идеальность; интенциональность; идеатарность. Идеальность – это нематериальная сущность сознания. Сознание – это субъективный образ объективного мира. Интенциональность – направленность на предмет. Сознание не может быть 5 беспредметным. Интенциональность сознания подразумевает наличие: предмета сознания; формы (как сознание воспринимает предмет). Основными формами сознания являются: восприятие; осмысление; оценка; воспоминание; фантазирование; жизненный опыт. Сознание существует в форме понятий, суждений, умозаключений. Понятие – это категория при помощи которой человек проникает в то, что недоступно ощущениям. Суждение – эта такая форма мысли, в которой посредством понятий отрицается или утверждается что-либо. Умозаключение – это процесс мышления, в результате которого из нескольких суждений выводится новое суждение. Идеатарность сознания – это способность творить и воспроизводить идеи – внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения. Способность вырабатывать абстрактные идеи – коренное отличие сознания человека от психики животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования, передачи и распространения содержания сознания – языка. Благодаря идеатарности стали возможными эволюция человечества и развитие самого сознания. Возникновение сознания было подготовлено длительной эволюцией природы. Труд, сознание и язык представляют собой составные грани одного целого – социального комплекса целеполагающей деятельности человека. История становления человеческого общества связана с переходом человека к производству орудий труда. Можно выделить три взаимосвязанных следствия этого процесса: активизация деятельности мозга, его развитие; логика усложняющихся практических действий закрепляется в логике мышления, тренируя и развивая мозг, расширяя информативные возможности; совершенствующийся производственный процесс усложняет и социальные отношения. Человеческое общение, общественный характер производства явились причиной возникновения языка, без языка невозможно было бы развитие сознания. Язык – это способ выражения, средство закрепления и передачи мысли. 6 Основные функции языка следующие: обозначающая – слово всегда связано с определенным предметом, процессом, явлением; обобщающая – в слове в сжатом виде отражается существенное явление; коммуникативная – средство общения; функция выражения – с помощью языка выражаются интересы и потребности людей; функция воздействия – речь всегда оказывает воздействие на слушающего. Т.о., сознание возникает и развивается в процессе практической коллективной деятельности людей, направленной на преобразование действительности. В заключение подчеркнем еще раз следующее: 1. сознание – это способность человека при помощи мозга отражать и воспроизводить в идеальной форме явления материального мира; 2. сознание возникает в результате общественно-трудовой деятельности и обусловлено социально-экономическими причинами; 3. сознание существует в форме понятий, суждений, умозаключений, возникающих в результате взаимодействия человека с окружающим миром и языкового общения; 4. сознание конструктивно, творчески активно, оно не только отражает объективный мир, но и преобразует его. |