Главная страница
Навигация по странице:

  • Лень как основная черта русского национального характера, проявляющаяся у студентов.

  • Лень как защитная реакция организма

  • Лень как признак несоответствия характера деятельности и структуры личности.

  • Лень как отсутствие мотивации

  • Леность ума, или интеллектуальная лень.

  • Лень как стремление к удовольствию.

  • Лень как боязнь ответственности

  • Лень как слабая волевая сфера

  • Лень как индивидуальный стиль деятельности.

  • Лень как инфантильное состояние

  • Лень как ресурсное состояние

  • Лень как двигатель прогресса.

  • статья по лени. Лень как основная черта русского национального характера, проявляющаяся у студентов


    Скачать 22.79 Kb.
    НазваниеЛень как основная черта русского национального характера, проявляющаяся у студентов
    Дата21.11.2018
    Размер22.79 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файластатья по лени.docx
    ТипДокументы
    #57176

    Журавлевой Ю.А.

    Студентки 4 курса

    факультета психологии и социальной педагогики

    Научный руководитель: к.п.н. Кобышева Л.И.

    Лень как основная черта русского национального характера, проявляющаяся у студентов.

    В шутку и всерьёз говорят, что если немецкая национальная черта - пунктуальность, английская - бережливость, американская - независимость, то русская - лень.

    Лень называют национальной бедой, пороком каждого человека и страны в целом. От нее хотят избавить себя и вытравить ее в других.

    Однако природа, в том числе и человеческая, никогда ничего не делает просто так. И если данный феномен стал национальным - это неслучайно. Фромм отмечает, что «национальный характер определяется способом существования данного общества» [12, с.99]. Если мы существуем ленясь, и это - наша особенность, то, может быть, стоит пересмотреть отношение к ней?

    Понятие «лень», природа этого явления были интересны людям с древних времён. В современности о лени как человеческом качестве размышляют философы, психологи, педагоги, социологи, культурологи, историки и другие учёные. Большинство споров связано не с определением данного явления, а с тем, как к нему относиться.

    Задуматься о природе лени ученых впервые заставил случай со знаменитой медицинской сестрой Флоренс Найтингейл. Известная своим усердием и силой духа женщина, которая участвовала в Крымской войне 1853—1856 годов и спасла там немало жизней, по возвращении с фронта неожиданным образом превратилась в «лентяйку». Вроде никаких заболеваний не имела, на фронте не получила ни одной царапины, но, вернувшись к мирной жизни, лентяйствовала злостно. Тогда-то впервые из уст британских медиков прозвучал диагноз синдром хронической усталости, а ученые поняли, что у лени может быть масса иных причин, нежели отсутствие силы воли. Сегодня в исследованиях причин лени больше других преуспели психологи и психиатры, поскольку апатия и безволие могут быть симптомами серьезных психических расстройств.

    «Лень проявляется, когда занятие человека не является делом жизни, и он не может найти себя, — объясняет доктор психологических наук, профессор кафедры специальной психологии факультета психологии СПбГУ Светлана Посохова, — он также может испытывать нежелание что-либо делать и уклоняется от дела тогда, когда не видит в нем смысла. Интеллектуальные и эмоциональные усилия обесцениваются, потому что мы нацелены на конечный продукт, а не на процесс. Студент нажимает на кнопку компьютера и получает готовый реферат или диплом, а то и вовсе диссертацию. Все это провоцирует еще большее свертывание действий».

    Качество под названием "лень" в нашей системе ценностей однозначно не приветствуется. Сплошь и рядом именно ее называют "матерью всех пороков". А известный словарь Даля определяет это качество так: "Лень - неохота работать, отвращенье от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности, к тунеядству." Вроде бы - чего уж тут хорошего? Но оказывается, далеко не все здесь так просто. И строго говоря, пороком (а тем более матерью всех пороков) считать лень неправомерно, поскольку она бывает нескольких разновидностей. Поэтому прежде чем обвинять в безделье других, а порой и самого себя, стоит разобраться - какая бывает лень и что скрывается изначально за каждой из ее ипостасей?

    А саму лень рассматривают как:

    1. Лень как защитная реакция организма. Иногда нежелание что-либо делать бывает результатом физической или умственной перегрузки. У физиологов есть такой термин: "охранительное торможение". Суть его в следующем: тот, кто долго работает на износ, однажды не найдет в себе элементарных сил - организм просто откажется ему подчиняться. Такой "ленью" страдают чаще всего те, кого принято называть "трудоголиками" - по той или иной причине они трудятся, как говорится, 25 часов в сутки. А когда организм защищается от такой деятельности, трудоголик говорит себе: "Что-то я нынче разленился, это нехорошо". И постепенно зарабатывает как минимум чувство вины в том, что он "лентяй".

    2. Лень как признак несоответствия характера деятельности и структуры личности. Например, если демонстративного человека ограничить работой только по дому, а интроверта заставить постоянно работать с разными людьми - у них вскоре пропадет желание делать такую работу. Им будет отчетливо некомфортно работать в условиях, не соответствующих их структуре личности.




    1. Лень как отсутствие мотивации. Как правило, это следствие бессознательного сопротивления самого человека, который в глубине души вдруг начинает ощущать, что вроде как не совсем туда идет и не совсем то делает. В таких случаях обвинять его в лени начинают окружающие - в частности, те, кому необходимо, чтобы он выполнял работу, которую ему делать не хочется. Скажем, родители жалуются на ленивого ребенка, который им не помогает, не хочет учиться и т.п…




    1. Леность ума, или интеллектуальная лень. Когда просто лень подумать - что, как и зачем будешь делать. В этом случае человек катится по жизни по инерции, даже если ему его стиль жизни уже стал неприятен. Но чтобы его изменить, нужно этим озаботиться - а думать ему лень. Студент, готовя задания, тупо вызубривает "от сих и до сих", а что именно он выучил и как это можно в жизни применить - подумать лень. Вот именно такая лень опаснее всего. Но, как правило, страдающие ею вовсе не считают себя лентяями, от наличия у них такой лени не мучаются и обвиняют одних только окружающих в том, что у них самих в жизни все не так, как они бы хотели. А если при лености ума присутствует тяга к активной деятельности (по принципу "что тут думать - трясти надо"), мы получаем то самое, что грубо обычно называют "дурак с инициативой".

    2. Лень как стремление к удовольствию. З. Фрейд, отмечал, что жизненные силы и энергия человека стремятся канализироваться через получение удовольствия, и в следствие получить ослабление уровня внутреннего напряжения. В этом заключается принцип удовольствия [10, с.374-381]. Т.е. с точки зрения классического психоанализа, лень это вполне нормальный и объяснимый феномен -получить удовольствие в настоящий момент от процесса, не дожидаясь результата. Неслучайно, говоря о лени младших школьников и подростков, одной из причин указывается отдаленность целей, осуществление которых нескоро приведет к получению удовольствия [18]. С другой стороны можно трактовать лень не как стремление к удовольствию, а как стремление избежать неудовольствия, связанного с постоянным «перешагиванием» через себя. Подобные различия в стремлениях мы выявили в нашем исследовании: мужчины чаще ленятся для получения удовольствия, а женщины - для избегания неудовольствия.

    3. Лень как боязнь ответственности. Лень может выступать и как боязнь ответственности, особенно это проявляется у мужчин, т.к. за формирование ответственности, в основном отвечает мать, воспитывающая ребенка. Это связано с психоаналитическим трактованием детско-родительских отношений [18], девочек обычно нагружают хотя бы бытовыми делами. Когда в детско-родительских отношениях преобладает гиперопека, то в течение длительного времени ребенка всячески отгораживают от ответственности за что-либо. А потом уже удивляются, почему ребенок вырос безответственным и ему ничего не нужно и он ни к чему не стремится. Просто он старается избежать любую ситуацию, связанную с ответственностью, т.к. она заведомо воспринимается как угрожающая и травмирующая.

    4. Лень как слабая волевая сфера. Чтобы успешно осуществлять деятельность в определенных условиях необходимо прилагать волевые усилия. Если этого не происходит, то деятельность приостанавливается и человек начинает лениться. Этот подход к проблеме лени был и остается традиционным. С данной точки зрения чаще обсуждается лень, даются рекомендации по её преодолению. Действительно, отсутствие силы воли иногда негативно сказывается на выполнении определенных действий. Именно самодисциплина необходима человеку для интеграции в общественные отношения. «Двойственность лежит в основе волевого акта и становится особенно приметной и наглядной, когда в нашем сознании сталкивается несколько мотивов, противоположных стремлений, из них сознанию приходится делать выбор... [2, с.194-195]. И очень часто оказывается трудно прилагать волевые усилия и делать то, что нужно, а не что хочется в данный момент.

    5. Лень как индивидуальный стиль деятельности. Т.е. лень это часть «индивидуально своеобразной системы психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности» [3, с.25]. Например, человеку для успешного выполнения деятельности нужно довести ситуацию до очень высокого уровня психического напряжения (очень долго лениться, мысленно обдумывать свою деятельность до тех пор, пока не будет сформирована внутренняя готовность или не вынудят внешние причины), и только после этого он качественно и рационально выполняет всё необходимое.

    6. Лень как инфантильное состояние. Очень интересно наблюдение, что ленящийся человек находится в инфантильном состоянии. «Такое инфантильное состояние лени можно удостоверить тем, что она парализует произвольные действия, т.е. приводит человека в состояние инфантильной бездеятельности, закономерно присущей легкому и простому миру. А так же тем фактом, что наиболее острые приступы переживаются многими людьми во время утреннего вставания с постели, т.е. когда необходимо выйти из состояния, соматически и символически приближенного утробному» [5, с.33]. Т.е. в силу каких-либо причин человеку требуется минимизировать свои усилия, проявлять минимальную активность.

    7. Лень как ресурсное состояние. Проявляется в случаях, когда человек или вообще исчерпал в процессе предшествующей деятельности энергетический запас (устал), или не считает нужным тратить энергию на то, что определяет для себя как не важное Возможен вариант, что эта сторона проявится еще до начала осуществления деятельности, когда человек к ней просто не готов. Тогда происходит внутренняя работа, идет процесс формирования внутренней готовности.

    8. Лень как двигатель прогресса. Именно "ленивый" человек придумал все то, что позволяет рационально расходовать силы и время - от пресловутого колеса до того же Интернета. Все эти изобретения оказали несомненное влияние на развитие цивилизации. И данный конструктивный подход к решению проблемы правильнее называть не ленью, а желанием решить конкретную проблему оптимальным способом, без лишних трудозатрат. Точно так же бессмысленно называть лентяем человека, который, получив какое-то задание (на работе, в школе, в семье), не спешит его выполнять, - но не потому, что ленится; просто вначале ему хочется избрать наиболее разумный, адекватный и результативный способ выполнения, а потом уже приступить к непосредственным действиям. Поэтому понимание лени в этом контексте подразумевает, что сам человек не осознает свою лень, он работает мысленно, так, что никто этого не видит, но его внешнюю бездеятельность замечают окружающие. С их точки зрения он является лентяем, Парадокс заключается в том, что очень часто в случаях, когда индивид считает, что он трудится, а с внешней стороны это выглядит как лень, после неоднократных претензий человек перенимает мнение окружающих (интроецирует его). И все дальнейшие подобные ситуации он воспринимает как лень, что осложняет его жизнь мешает нормальному осуществлению индивидуального стиля деятельности.

    С такой точки зрения на лень, она является весьма полезным феноменом. Но степень ее полезности зависит от личности конкретного субъекта, от детерминант его поведения и от контекста самой деятельности. То есть, важно, как каждая конкретная личность находится в каждой конкретной деятельности.

    Целью нашего исследования стало выявить виды лени преобладающие среди студентов факультета психологии и социальной педагогики ТГПИ имени А.П.Чехова.

    В предыдущем исследовании мы определили группу из 50 студентов склонных к лени.

    В ходе нашего эксперимента были применены следующие методики: наблюдение, опрос, метод незаконченного предложения и ассоциации.

    Из которых следовало, что лень для большинства студентов склонных к лени представляется как:

    Сон 28%

    Общение в соц.сетях 22%

    Занятие другими делами во время лекций и семинарских занятий 20%

    Отсутствие мотива к обучению12%

    Опоздание 10%

    Перекладывание дел «на потом» 6%

    Другое 2%
    Метод ассоциации выявил следующий словесный ряд:

    Сон 42%

    Общение 20%

    Диван 14%

    Телефон 12%

    Гулянье 8% другие ответы 4%.
    Из результатов исследований мы сделали вывод, что

    Очень важно соблюдать одно важное правило, что когда энергии мало, то нельзя себя насиловать и заставлять что-либо делать, иначе, это будет записано в долг и списано либо из здоровья, либо из личной жизни, либо из финансового потока (подробнее в Теме 20: Откуда берутся долги). Понимая это, иногда таким людям осознанно нужно давать себе отдых, но этот отдых не заключается в употребление пива, вина, водки, шашлыков, в танцах до упаду в обкуренных клубах или посиделках с подругами, на которых каждая делиться негативом. Отдых этот должен заключаться в накопление энергии от ничего неделания, в медитациях, когда есть возможность погрузиться во внутреннее созерцание или находится на природе рядом с одной из стихий, которая может подпитать энергетически. А также в местах силы, к которым относятся, например, церкви.


    написать администратору сайта