Летний цикл марийских праздников. Летний цикл марийских календарных праздников. Летний цикл марийских календарных праздников
![]()
|
Летний цикл марийских календарных праздников Неотъемлемой частью общественного быта народа были календарно-трудовые, престольные (храмовые), местные деревенские праздники. Марийские празднества сочетали общинное и семейно-родовое моление, производственно-магические обряды, общедеревенское гулянье, родственные встречи с застольем, молодежные игры и развлечения. В праздниках олицетворялись идеалы народа, его представления о счастье, полноте существования, гармонии и творческой жизни. Наиболее насыщенными всевозможными обрядами, ритуалами, обычаями являлись календарные праздники, тесно связанные с годичным круговоротом в природе и сельскохозяйственным календарем, подведением итогов основных этапов хозяйственной деятельности крестьян, освящением крестьянского труда, укреплением единства членов общины. Во время праздников люди стремились восстановить связь с олицетворяемой в виде божества природой, усилить ее плодородящие силы. Рассмотрим один из циклов марийских календарных праздников поподробнее – летний цикл. Летний праздничный календарь открывается праздником Семык (Семик). Он является одним из самых значимых и любимых. Семык отмечался через 7 недель от Пасхи: со среды на Троицкой неделе и заканчивался в воскресенье - в день Троицы. В этом празднике сочетается радость прихода лета, торжество жизни, уважение и почитание предков. Обряды, связанные с почитанием культа предков занимали самое большое место в празднике: души родственников встречали, водили в баню, угощали праздничной едой, с почестями провожали. Особенностью традиционного праздника являлось проведение предохранительных обрядов, соблюдение запретов, что было связано с защитой посевов от засухи, града, других стихийных явлений. Традиционно во время праздника ходили в гости, пели и плясали под игру гусель и волынок. Молодежь устраивала игры, пела песни. Затевали в этот день и свадьбы. Кругом царила праздничная атмосфера. Безусловно, сегодня невозможно возродить праздник в первозданном виде, поскольку в течение времени он претерпел изменения. Но через праздники, обряды последующие поколения постигают взгляды на жизнь своих предков, их песни, игры. Пеледыш Пайрем (Праздник цветов). Праздник в честь растительного мира, один из летних праздников, имеющих под собой древнюю языческую основу. Впервые Пеледыш пайрем под названием Йошкар пеледыш пайрем проведен в 1920 году в селе Сернур. Он был приурочен к народным календарным праздникам Агавайрем и Семык с целью заменить их и отвлечь сельское население от религиозных праздников. Он сыграл большую роль в просвещении марийского народа. В настоящее время Пеледыш пайрем является неотъемлемой частью национальной культуры народа мари. В 1930-е годы праздник был запрещён. И только 28 апреля 1965 года Бюро Марийского обкома КПСС приняло постановление о восстановлении и ежегодном проведении праздника во всех населённых пунктах Марийском АО в третье воскресенье июня (дата была выбрана, чтобы попадать после окончания весенне-полевых работ). В сельской местности установлена единая форма проведения праздника. Пеледыш пайрем обычно состоит из двух частей – торжественно-официальной и развлекательной. В торжественную часть входит открытие праздника с поднятием флагов и подведением итогов весенне-полевых работ. Развлекательная часть включает в себя концерты, спортивные состязания, различные веселые конкурсы, аттракционы, игры. В Йошкар-Оле Пеледыш пайрем проходит как массовое народное гуляние. В программе праздника – костюмированное шествие по главным улицам города, торжественное открытие праздника на главной площади города, концерты, игры, конкурсы, спортивные состязания и многое другое. Обрядовое снятие табу, наложенное в связи с цветением хлебов, проводилось во время праздника Сÿрем или Кÿсо (у восточных марийцев). Отмечался он в самый разгар лета - около христианского Петрова дня (12 июля) или же в Петров день. Основным отличием от других праздников было изгнание шайтана, нечистых сил (сÿрем мужо) и проведение большого моления с жертвоприношением в роще сÿрем ото или кÿсо олмо. Сÿрем имел важное религиозное значение для марийцев и сопровождался сложными церемониями. Подготовка к нему шла в несколько этапов, она включала общинное жертвоприношение, моления жителей родственных деревень - тшите кумалтыш, окружное жертвоприношение в роще мер ото (священная роща округи). В дни праздника, наполненного веселыми песнями и танцами, детскими и молодежными играми и развлечениями, крестьяне не только отдыхали от повседневных будничных работ, но и получали эстетическое наслаждение от коллективного общения. Молодежь имела возможность поближе узнать друг друга. Во время игр девушки и парни охотно знакомились с прибывшими на праздник молодыми людьми из соседних деревень. Иногда после такого знакомства девушка навсегда могла остаться в этой же деревне, выйдя замуж за полюбившегося ей парня. Сÿрем (Кÿсо) завершал летний праздничный календарь марийцев. Вскоре после праздника крестьяне приступали к сенокосу, а затем - к уборке урожая. Также хотелось бы отметить Праздник урожая – Угинде. В разных источниках этот праздник относят к разным циклам: где-то к летнему, где-то осеннему. Угинде входит в праздничный календарь всех групп марийцев. Он отмечается в самом начале уборочно-полевых работ в период христианского Ильина дня (2 августа). Православные марийцы приурочивают его к самому Ильину дню. Главная идея праздника - поблагодарить богов за новый урожай, заручиться их благосклонностью и в будущем обеспечить свою семью хлебом. Праздник Угинде традиционно проходит как семейное моление. Его проведение считалось обязательным. В день праздника принято было печь хлеб из новой муки, варить пиво. Старший член семьи на краю чаши с зерном зажигал свечу, и, обращаясь к богам, благодарил их за новый урожай, просил благоприятной погоды для дальнейшей работы, здоровья всей семье, благословения на новый урожай будущего года. В обрядовых действиях участвовали все члены семьи, близкие родственники, соседи. Первый кусок хлеба отламывал человек, у которого, как полагали, есть Перке (изобилие, достаток), затем пробовали все остальные. В некоторых селениях богу изобилия Перке Юмо делали жертвоприношения в священной роще. Горные марийцы посещали в день праздника церковь— молились и освящали новое зерно, новый хлеб. Сегодня освящают в церкви свежие овощи. |