|
личность и группа. Личность и группа амангельдыызы Меруерт
ЛИЧНОСТЬ И ГРУППА Амангельдықызы Меруерт Әбдіразақ Жасмина Байсмакова Ботакоз - Любая личность практически всю жизнь принадлежит к тем или иным группам — большим и малым, условным и реальным, формальным или неформализованным. Групповая принадлежность обуславливает групповую идентичность — важную составляющую личностной идентичности (которую в американской психологии часто рассматривают как сумму групповых идентификаций).
- Группа является естественной социальной средой развития и функциони рования личности; статус личности в группе — важнейший показатель ее достижений и успехов; изгнание из группы, отлучение от сообщества себе подобных — наиболее тяжелая социальная санкция. Членство в группе редко бывает единичным, обычно индивид входит сразу в несколько малых (семья, школьный класс, компания друзей, кружок, клуб, спортивная секция) и больших (школа, вуз, религиозная общность, армия, этнос, государство) групп.
- Главной и наиболее важной группой для личности является семья, поначалу родительская, а затем собственная. В составе семейной группы человек чувствует себя защищенным, испытывает эмоциональную близость, получает опыт любви и безоценочного принятия. Семья формирует первые ценности, во взаимодействии с родителями закладываются бессознательные паттерны объектных отношений и способы внешнего управления внутриличностной динамикой. В силу этого семья как тип малой группы идеализируется (производственный или воинский коллектив, дружный, «как одна семья»). В большинстве развитых стран неблагополучная (неполная, малообеспеченная, криминализованная) семья рассматривается как фактор «низкого социального старта» и главная причина социальной неуспешности личности.
- Сменяющая семью школа в качестве группы социализации устроена иначе. Здесь личность в самой неприкрытой форме сталкивается с системой внешнего оценивания, с ситуацией постоянной проверки и поддержки своего социометрического статуса (уровня собственной популярности и привлекательности для членов группы).
- Школьный класс как группа является «учебным полигоном» отношений личности. В нем ребенок, подросток и юноша впервые познает признание и отвержение, любовь, дружбу и ненависть, получает опыт самораскрытия и самопредъявления, учится скрывать и выражать свои мысли, сталкивается с искренностью и манипуляцией, ищет понимания и борется с несправедливостью. Разумеется, группы сверстников могут складываться и вне школы, но школьный опыт является определяющим.
- В подростковом и юношеском возрасте личность формирует для себя референтную группу, состоящую из людей, чьи цели и ценности являются для нее определяющими, а взгляды и достижения — образцом для подражания. Референтная группа служит личности социальным эталоном и может состоять как из реально знакомых людей, так и из знаковых фигур конкретного общества (политики, ученые, спортсмены). Состав референтной группы меняется с возрастом, и личность постоянно стремится к общению с референтными людьми. Отсутствие желания войти в более пре стижные и статусные группы является показателем стагнации социального развития.
- В зависимости от того, как соотносятся групповые цели и ценности с законами и принципами общества, выделяются про-, а- и антисоциальные группы. Профессиональные и производственные группы (рабочие коллективы, сотрудники учреждений и организаций, профессиональные сообщества, группы досуга, криминальные или бизнес-группировки) составляют реальную повседневную среду существования личности.
- Общение и отношения с коллегами и сотрудниками составляют групповую динамику, в ходе которой меняется структура группы, положение в ней индивида, ее размеры, стабильность, ориентация. Динамика групповых процессов, ее причинно-следственные основания влияют на поведение личности в группе и вне ее, определяют систему отношений и установок, обеспечивают психологический комфорт или эмоциональную неудовлетворенность члена группы.
- В отечественной психологической традиции выделена и подробно изучена особая разновидность группы — коллектив. Как указывает ведущий специалист в этой области А.В. Петровский, коллектив — это просоциальная группа высокого уровня развития, межличностные отношения в которой опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием деятельности. Коллективы были универсальным и практически единственным типом группы при социализме, они считались свойственными социалистическому образу жизни, признавались общественно ценными и всячески поддерживались социальными институтами СССР. Они были структурной единицей социалистического общества, а слово «коллектив» полностью заменяло в советской психологии термин «группа».
- Ключевая для отечественной социальной психологии 70-х годов проблематика «личность и коллектив» была реализована во множестве теоретико-экспериментальных исследований, позволивших описать ряд личностных феноменов, обусловленных коллективом, а именно:
— коллективистическое самоопределение личности представляет собой приоритет коллективных норм и ценностей в ее индивидуальной мотивационной сфере. В отличие от конформности (тенденции следовать групповым нормам из-за внушаемости и страха перед групповыми санкциями) эта форма личностного самоопределения осознана, устойчива и опирается на свободный выбор коллективистических ценностей. Коллективистическое самоопределение лежит в основе ценностно-ориентационного единства коллектива, т. е. степени совпадения мнений, оценок, установок и позиций его чле нов, оно обуславливает высокую референтность коллектива для его членов; — лидерство, или ведущее положение личности в коллективе, ее высокий статус, также определяется целями и задачами коллективной деятельности. Формальный лидер (руководитель, начальник, командир) является главным субъектом ответственности в деятельности, а неформальный лидер (если он есть) отражает систему отношений в коллективе, основанную не столько на личных симпатиях и антипатиях, сколько на эмоциональной интеграции, связанной с продуктивностью совместного труда. Исследуя активность личности в коллективе, Артур Владимирович Петровский предложил оригинальную теорию трех уровней личностной атрибуции. На первом, интраиндивидном уровне, личность атрибутирует, «находит» себя в пределах своего Я, пространство ее существования не распространяется за пределы собственной индивидуальности. На интериндивидном уровне экзистенциальное поле личностной феноменологии представлено прежде всего отношениями с другими людьми, личность самореализуется в процессах деятельности и общения. Коллектив, членство в нем — важнейший фактор интериндивидного бытия, им обусловлены все перечисленные выше личностные феномены. Наконец, на мета-индивидном уровне личностной атрибуции существует идеальная представленность индивида в других лицах в виде своеобразных «смысловых вкладов» — идей, мнений и ценностей. «Сущность этой идеальной представленности, этих "вкладов'' — в тех реальных смысловых преобразованиях, действенных изменениях интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы личности другого человека, которые производит деятельность индивида и его участие в совместном труде», — пишет А.В. Петровский. - Исследуя активность личности в коллективе, Артур Владимирович Петровский предложил оригинальную теорию трех уровней личностной атрибуции. На первом, интраиндивидном уровне, личность атрибутирует, «находит» себя в пределах своего Я, пространство ее существования не распространяется за пределы собственной индивидуальности. На интериндивидном уровне экзистенциальное поле личностной феноменологии представлено прежде всего отношениями с другими людьми, личность самореализуется в процессах деятельности и общения. Коллектив, членство в нем — важнейший фактор интериндивидного бытия, им обусловлены все перечисленные выше личностные феномены. Наконец, на мета-индивидном уровне личностной атрибуции существует идеальная представленность индивида в других лицах в виде своеобразных «смысловых вкладов» — идей, мнений и ценностей. «Сущность этой идеальной представленности, этих "вкладов'' — в тех реальных смысловых преобразованиях, действенных изменениях интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы личности другого человека, которые производит деятельность индивида и его участие в совместном труде», — пишет А.В. Петровский.
- Малая группа, составляя привычную микросреду существования личности, транслирует в ее жизнь установки, нормы и ценности больших групп (социальной страты, этноса, государства и т. п.). Большие и малые группы не просто детерминируют активность личности — они имеют над ней власть.
|
|
|