Личностное_развитие _Янова_ЭН_2019_156с.. Личностное развитие
Скачать 1.24 Mb.
|
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АКМЕОЛОГИИ 2.1 Характеристики и структура акмеологии Акмеологию как науку отличают фундаментальность, гуманистическая направленность, интегративность и прикладная ориентация. Фундаментальность акмеологии проявляется в создании системы ее общих и конкретных методологических принципов, которая определяет проблемное пространство, специфику ориентации акмеологии в ее подходе к человеку, социальную и личностную потребность в данной области знания, а также специфику объекта науки – развивающегося человека, субъектный характер этого развития. Фундаментальность акмеологии проявляется также в разработке методологической модели ее предмета, собственного методического инструментария, теоретических концепций (например, концепции личностно- профессионального и гуманитарно-технологического развития; концепции развития акмеологической культуры личности; акмеологической концепции профессионализма деятельности в особых и экстремальных условиях; концепции рефлексивной самоорганизации творческого мышления и др.), системы законов и закономерностей. Фундаментальность акмеологии характеризуют и ее обширные междисциплинарные связи. Акмеология тесно связана с такими направлениями общей психологии, как психология личности, дифференциальная психология, психология творчества, возрастная психология. У акмеологии весьма тесные связи с психологией труда и социальной психологией. Междисциплинарные связи с науками, не входящими в психологический комплекс, привели к возникновению специальных направлений акмеологии, таких, как педагогическая (Н.В. Кузьмина), военная (П.А. Корчемный, Л.Г. Лаптев, В.Г. Михайловский), политическая (В.М. Герасимов), медицинская (В.А. Храпик), юридическая (А.В. Кириченко). Гуманистическая направленность акмеологии проявляется в том, что акмеологическое знание помогает людям в личностной и профессиональной самореализации, в профессиональных и жизненных достижениях. Гуманистическая направленность определяется также ориентированностью акмеологии на конкретного человека. Эта индивидуальная ориентированность проявляется в том, что акмеология в ходе комплексного исследования определяет условия и факторы, способствующие или препятствующие восстановлению целостности человека, достижению им высших уровней в своем развитии, оптимизации этих процессов. То есть все, что изучается акмеологией, направлено в первую очередь на благо конкретного, а не абстрактного человека, гармонизацию его развития и отношений. Интегративностьакмеологии проявляется в том, что она содержательно объединила множество смежных наук и областей знания, целенаправленно используя их данные в своем предмете. Каждая наука, имея свой предмет 19 исследования, естественно дифференцирует его от предметов других наук. В силу интегративного характера акмеологии она, напротив, соотносится и взаимодействует с другими науками. Целенаправленное преобразование данных других наук в акмеологии осуществляется на уровне методологии. Одновременно методологические принципы акмеологии задают операциональные направления, по которым должны интегрироваться и использоваться различные знания. Именно интегративность акмеологии обеспечивает синтез сведений, получение целостной картины субъекта жизнедеятельности и при этом учет его включенности во все реальные связи и отношения. При этом в рамках единой акмеологической системы интегрируются не только исследовательские, но и деятельностные, развивающие модели, алгоритмы и технологии. Прикладная ориентация акмеологии проявляется в том, что эта наука на базе познанных фундаментальных законов и закономерностей разрабатывает такие практически ориентированные технологии, которые не могут быть выведены из уже существующих социологических процедур, психологических методов и педагогических приемов. Акмеологические методы и технологии обеспечивают такие общепринятые виды деятельности, как диагностика, коррекция, развитие. Акмеологические технологии нацелены на создание акмеологической среды для экологически-комплексного культивирования творческих способностей, обеспечивающих саморазвитие человека как целостности. Таким образом, как конкретная научная дисциплина акмеология характеризуется тем, что она: – в онтологическом плане охватывает такую сферу человеческой реальности (прогрессивное развитие зрелого человека), которая специально не рассматривается другими областями человековедения и, тем самым, в своей специфически акмеологической сущности, не может быть выведена чисто теоретически или эмпирически охарактеризована путем простого истолкования и последующей интеграции знаний из смежных с акмеологией наук; – в гносеологическом плане познает собственно акмеологический аспект человеческой реальности специфическими для себя методами, представляющими собой технологии как проведения экспериментальных и эмпирических исследований, так и внедрения их результатов в социальную практику в виде соответствующих приемов саморазвития профессионализма и его формирования у партнеров по профессиональной деятельности; – в аксиологическом плане выражает собой ту ценность, согласно которой одной из целей жизни человека является его направленность на достижение вершин в различных сферах жизнедеятельности; – в методологическом плане представляет собой самостоятельную научную дисциплину: междисциплинарную по своему происхождению, комплексную по форме существования, системную по способу организации знания, фундаментальную по общенаучным параметрам и прикладную по практической направленности своих технологических разработок. 20 Содержание естественнонаучной, гуманитарной и технологической ориентаций в акмеологии Конкретным акмеологическим исследованиям присущи три основные ориентации: естественнонаучная, технологическая и гуманитарная Естественнонаучная ориентация выражается в том, что, во-первых, акмеология методологически во многом следует дисциплинарным стандартам (в виде изучения в эксперименте фактов, механизмов, закономерностей, их статистической достоверности и т.п.), которые сложились еще в классическом естествознании. Во-вторых, при анализе рядов акмеологических проблем (природы одаренности, генетических и психофизиологических компонентов способностей, психологических предпосылок становления профессионализма и т.п.) имеет место апелляция к естественнонаучным знаниям из сферы возрастной физиологии, психофизиологии труда. Гуманитарная ориентация проявляется еще более многообразно. Принадлежа к наукам о человеке, акмеология обретает свою онтологическую определенность, с одной стороны, на базе генетического взаимодействия с этими науками в ходе исторического развития, а с другой – в предметном обособлении от них в качестве формирующейся самостоятельной дисциплины. Разумеется, и до возникновения акмеологии психологи, социологи, педагоги исследовали вопросы профессионализма, творчества, образования взрослых, которые во многом сходны с акмеологической проблематикой. Однако именно особый акцент на изучение созревания мастерства, на культивирование его акме-форм привел сначала к зарождению специфически акмеологической проблематики, а затем к концептуально-методическому построению оригинальных акмеологических технологий и, далее, – к возникновению и оформлению особой науки со своими специфическими предметом и методами. Технологическая ориентация – это не столько непосредственное взаимодействие с техническими науками (кибернетикой, системотехникой, теорией информации и т.п.), сколько использование присущих им алгоритмически четких стандартов практически ориентированного прикладного знания. При этом важно иметь в виду, что, с одной стороны, акмеология взаимосвязана с техническими дисциплинами не напрямую, а опосредована, в частности, эргономикой 1 , которая направлена на оптимизацию человеческого фактора в технике (например, в автоматизированных человеко- машинных системах управления и т.п.). С другой стороны, необходимо учесть влияние на акмеологию современной праксиологии в виде двустороннего процесса как технологизации гуманитарного знания, например в форме психотехники и игротехники 2 , инноватики и рефлексики, так и гуманитаризации технических наук (возникновение бионики, соционики, синергетики и т.п.). 21 Характеристики акмеологического знания Акмеологическое знание – совокупность сведений в области акмеологии, результат познания процесса достижения акме и самоосуществления и отражение этого процесса в сознании человека. Акмеологическое знание имеет теоретическую и эмпирическую форму проявления. На теоретическом уровне - это объяснение фактов, осмысление их в системе понятий данной науки, включенность в ее теорию. На эмпирическом уровне акмеологические знания выступают как средства самосовершенствования человека и социума. В содержании акмеологического знания традиционно выделяют три взаимодействующих направления: естественнонаучное, социогуманитарное, технологическое. Естественнонаучное направление предполагает использование в интересах поступательного движения к акме сведений из области возрастной физиологии, психогенетики, эргономики, психофизиологии труда и т.п., а также методов экспериментального исследования, разработанных в этой сфере науки. Социогуманитарное направление включает основные факты наук о человеке и обществе. Теоретическую базу гуманитарного компонента акмеологического знания составляют науки, изучающие общество, культуру, историю народа, онтогенез человека. Технологическое направление позволяет использовать алгоритмические стандарты технических наук (кибернетики, системотехники, информатики) в целях оптимизации жизнедеятельности человека и технологизировать гуманитарные знания. Акмеологическое знание и объективно, и в сознании конкретного человека может существовать на методологическом, теоретическом и методическом уровнях. На методологическом уровне акмеологическое знание предстает как некоторый общий подход, общий способ самопознания и самосовершенствования. На теоретическом уровне акмеологическое знание выступает как целостная система, позволяющая выявлять закономерности, механизмы, условия и факторы, содействующие или препятствующие саморазвитию человека и его высоким достижениям в различных сферах жизнедеятельности. На методическом уровне акмеологическое знание предстает как развитая система гуманитарных технологий, овладение которыми оптимизирует движение человека к акме. Независимо от уровня, акмеологическое знание характеризуется двумя функциями: объяснение и преобразование соответствующего комплекса проблем (объекта – предмета). 22 Структура акмеологии В зависимости от научных или практических ориентаций в структуре акмеологии выделяют общую (фундаментальную) и прикладную акмеологию. Общая акмеология является, с одной стороны, введением в акмеологическую науку, а с другой – берет на себя решение конкретных задач теоретической подготовки акмеолога к его профессиональной работе, сообщая необходимые знания об основных акмеологических феноменах и акмеологических закономерностях развития и саморазвития человека и социума, без ориентировки в которых оказывается невозможным дальнейшее формирование акмеолога-профессионала. Целью общей акмеологии является решение фундаментальных научных проблем на теоретическом и эмпирическом уровне, формирование понятийно- категориального и концептуального аппарата акмеологии, а также разработка методологических принципов и фундаментальных методов акмеологического исследования. Целью прикладной акмеологии является решение конкретных проблем в определенных практических областях человеческой деятельности. Теоретические и эмпирические исследования в рамках прикладной акмеологии направлены на поиск путей и способов использования выявленных в рамках общей акмеологии законов и закономерностей для развития и совершенствования представителей различных профессий, повышения эффективности их деятельности, становления их как субъектов жизненного пути. В структуре прикладной акмеологии выделяют управленческую, военную, образования, политическую, медицинскую, социальную, педагогическую, юридическую, и др. Управленческая акмеология имеет предметом исследования развитие взрослого человека, занятого управленческой деятельностью в самых разных сферах взаимодействия с большими и малыми группами. Возникла с момента регистрации акмеологии в системе психологии сотрудниками РАГС при Президенте РФ академиками РАО А. А. Бодалевым и А. А. Деркачом. Управленческая акмеология активно развивается А. А. Деркачом, коллективом его кафедры акмеологии и профессиональной психологии. В основание его научных поисков положено определение акмеологии, сформулированное А. А. Бодалевым. Используемая ими система понятий включает в себя психические процессы, состояния и свойства. «Акме» рассматривается как состояние. Военная акмеология на сегодняшний день является научным и при- кладным направлением акмеологии, которая: а) развивается на стыке общественных, гуманитарных, естественных и военно-технических наук; б) изучает феноменологию индивидуальных и групповых субъек тов военной службы; в) изучает закономерности, механизмы, условия и факторы их продуктивного развития и самореализации при выполнении военно-профессиональных задач. 23 Ее содержание охватывает проблемы теории и практики развития и самореализации военнослужащих и воинских коллективов на военной службе. Военная акмеология своими корнями уходит в военную психологию и педагогику, психологию труда в особых и экстремальных условиях. В центре внимания военной акмеологии стоит военный профессионал, воин и командир, высокоэффективно и надежно осуществляющие свой воинский труд. Объекты военной акмеологии разнообразны и отражают статусный уровень субъекта воинского труда в военной иерархии - от рядового до командующего. В общей проблематике военной акмеологии выделяются такие проблемы как: профессионализм военной деятельности в особых и экстремальных условиях, опасных специальностей, профессионализм командной и управленческой деятельности военных кадров. Политическая акмеология – отрасль акмеологического знания, изучающая закономерности, условия, факторы и пути достижения профессионального мастерства субъектами профессиональной политической деятельности; Объект политической акмеологии – личность, участвующая в профессиональной политической деятельности. Предмет политической акмеологии – закономерности, условия, факторы и пути достижения субъектами политики профессионального мастерства. При этом политическая акмеология имеет ярко выраженный прикладной характер, поскольку по своей сущности она направлена не только и столько на теоретическое осмысление феномена профессионализма в политической сфере, сколько на разработку технологий эффективного решения политических проблем и достижения акме политикам и практиками. Медицинская акмеология – наука о достижении профессионализма в труде медицинского работника, медицинском обеспечении акмеологического процесса (процесса личностно-профессионального развития человека). Предметом познания медицинской акмеологии становятся реальные показатели духовного, физического, социального, психического и профессионального здоровья, которые не всегда осознаются человеком. Процесс взаимодействия акмеологии и медицины носит взаимопроникающий, взаимодополняющий характер как процесс взаимодействия элементов системы, функционирующей во благо человека. Интегративный характер акмеологии, комплексный, системный и субъектный подходы, принципы развития и гуманизма – предоставляют возможность использования достижений медицины для решения акмеологических задач совершенствования человека, достижения им более высоких ступеней в личностном и профессиональном развитии. Социальная акмеология как направление прикладной акмеологии приобрела отчетливые научные очертания совсем недавно при разработке проблем профессионализма социальных работников в сложных условиях переходного периода. Социальная акмеология охватывает области деятельности, относящиеся к профессиональным группам «человек - человек» и «человек - общность», 24 осуществляемым в затрудненных социальных и экономических условиях, поэтому у нее самые тесные связи с социальной психологией и психологией труда в особых условиях. Педагогическая акмеология – наука о путях достижения профессионализма в труде педагога. Истоками педагогической акмеологии, как и общей акмеологии, являются труды Н. В. Кузьминой и представителей ее научной школы. Педагогическая акмеология на сегодняшний день является одним из наиболее разработанных направлений прикладной акмеологии. Собственно, интенсивное развитие именно педагогической акмеологии и послужило мощным импульсом для становления общей акмеологии и ее прикладных направлений. Содержание педагогической акмеологии во многом определяется акмеологическим подходом к специфике труда в данной профессиональной области. Предметная область педагогической акмеологии широка. Сегодня в ней на передний план вышли стороны и уровни профессионализма педагога, а также условия и закономерности достижения вершин профессиональной зрелости личности педагога. В ее предметную область входят: а) закономерности и механизмы достижения вершин не только индивидуальной, но и коллективной деятельности, связанной с решением педагогических задач; б) исследование процессов поэтапного становления учителя-акмеолога; в) мотивы профессиональных достижений в педагогической деятельности; г) траектории достижения профессионализма в области педагогики Педагогическая акмеология способствует достижению педагогом вершин профессионализма, проявляющегося не только в высокой результативности деятельности, но и в следующем: а) в гуманистической ориентации на развитие личности обучающихся средствами отдельных учебных предметов; б) в выборе педагогом способов своей деятельности с учетом мотивов, ценностных ориентации, целей учащихся; в) в подготовке учащихся к следующим этапам педагогического маршрута. В области |