лекции. Учебная дисциплина общая и прикладная акмеология
Скачать 278.61 Kb.
|
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА ОБЩАЯ И ПРИКЛАДНАЯ АКМЕОЛОГИЯ Полякова Ольга Борисовна, кандидат психологических наук, доцент; доцент факультета психологии Российского государственного социального университета МОДУЛЬ 1 АКМЕОЛОГИЯ КАК НАУКА О ЛИЧНОСТНОМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РОСТЕ РАЗДЕЛ 1.1. АКМЕ И АКМЕОЛОГИЯ ЛЕКЦИИ КАТЕГОРИЯ «АКМЕ»: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ Акме – слово из древнегреческого языка, означающее буквально вершину, пик (древнегреч. слово akmē (вершина, высшая точка, расцвет, зрелость, лучшая пора, цветущая сила), которое восходит от слова «axis» (острие) и означает «навысшый уровень» или «en akme einai» («быть в акме»), что значит «быть в полном цвете, на высшей степени развития»); наивысший расцвет всех его сил и способностей, духовная и интеллектуальная зрелость (в жизни человека); древнегреческие доксографы, собирая биографии прогремевших в свое время мудрецов, писали часто не даты начала и конца их жизни, а именно то время, когда они проявили себя именно в качестве мудрецов и философов, т.е. то время, на которое приходился расцвет их деятельности – акме: так Диоген Лаэртский, представляя Гераклита, говорит, что «расцвет его приходился на 69-ю олимпиаду»; соматическое, физиологическое, психологическое и социальное состояние личности, которое характеризуется зрелостью ее развития, достижением наиболее высоких показателей в деятельности, творчестве (считается, что данный период в жизни человека приходится на возраст от 30 до 50 лет); пик удовлетворения в сексуальном акте (в психоанализе); зрелость, лучший возраст человеческой жизни (30-45 лет); высшая точка развития заболевания (в медицине). Акме (зрелость человека и вершина этой зрелости) – многомерное состояние взрослого человека: охватывающее значительный этап его жизни, показывающее, насколько он состоялся как физический индивид, как гражданин, как личность, как специалист-труженик в какой-то области деятельности, как супруг, как родитель и т.п., никогда не являющееся статичным, отличающееся большей или меньшей вариативностью и изменчивостью. Взрослость и зрелость – наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности. В акмеологии зрелость не отождествляется со взрослостью, наоборот, эти категории разводятся. Зрелость личности (с акмеологической точки зрения) – более масштабная категория, подразумевающая преимущественное развитие морально-нравственных качеств, гуманистической направленности личности, нормативности поведения и отношений. Зрелая личность отличается: высокими профессиональными достижениями, высокой ответственностью, заботой о других людях, социальной активностью, имеющей гуманистическую направленность, эффективной самореализацией. Не всякого взрослого человека можно назвать по-настоящему зрелой личностью. Направленность и масштабность проявления акме у разных людей существенно отличается: люди от рождения не одинаковые по своим задаткам и способностям, у них разные возможности развития. 4 магистральных пути развития, которые соответствуют известному методологическому принципу изучения человека (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, А.А. Бодалев): 1) «пик» в прогрессивном развитии человека как индивида; 2) наивысшие достижения в личностном развитии; 3) выдающиеся результаты в труде (то есть связанные с развитием человека как субъекта деятельности); 4) достижение вершин в развитии человека как индивидуальности. По-древнегречески «быть в акме» означает «находиться на высшей ступени»: древнегреческие доксографы (авторы сочинений, содержащих высказывания известных философов), составляя жизнеописания выдающихся личностей, указывали не даты начала и конца их жизни, а время, когда они прославились своими выдающимися достижениями, когда у них был наивысший расцвет, пик этих достижений; сама история в акмеологическом смысле формировалась как повествование о весьма значимых событиях, участниками которых были выдающиеся личности; о «серых» личностях историки не пишут, да такие личности историю и не создают. Личностный аспект зрелости рассматривается в контексте моральной нормативности поведения: когда личные нормы и нравственные ценности соответствуют гуманистическим; когда они являются главными регуляторами поведения и отношений; когда они настраивают человека на прогрессивное развитие, достижение высоких личностных и социально-позитивных результатов. АКМЕОЛОГИЯ КАК НАУКА Акмеология (древнегреч. слово akmē (вершина, высшая точка, расцвет, зрелость, лучшая пора, цветущая сила), которое восходит от слова «axis» (острие) и означает «навысшый уровень» или «en akme einai» («быть в акме»), что значит «быть в полном цвете, на высшей степени развития» + logos – слово, понятие, учение, наука) – научное направление, развивающееся на стыке естественных, гуманитарных, общественных и технических дисциплин и изучающее феноменологию, закономерности и механизмы развития человека, его наивысшие творческие достижения на этапе зрелости; наука о закономерностях (путях) достижения максимального совершенства во всех видах индивидуальной деятельности человека; комплексная наука о человеке, находящемся в периоде его зрелости, т. е. наиболее продуктивном периоде жизни (в широком смысле термин использовался в 1920-х гг., например, Н.А. Рыбниковым, предложившим строить акмеологию по образу и подобию педологии в рамках еще более широкого научного образования под названием «антропономия», введенным американским психологом У. Хантером в 1925 г.); раздел возрастной (онтогенетической) психологии, изучающий зрелую личность (в узком смысле); наука о совершенствовании; наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на этапе его зрелости, включая профессиональное самосознание, самосовершенствование и саморегуляцию личности; новая междисциплинарная область знаний в системе наук о человеке, наука о закономерностях развития личности под влиянием самоопределения, жизненного опыта, социального окружения и образования; система смысложизненных вершин (социальных, духовных, профессиональных) достигнутых человеком и воспринимаемых им как «чувство жизни» самореализация, воплощенная собственная уникальность. Понятие «акмеология» было впервые предложено Н.А. Рыбниковым в 1928 году для обозначения особого раздела возрастной психологии – «психологии взрослости или зрелости»: уже в те годы между понятиями «взрослость» и «зрелость» проводилась четкая грань, они практически не отождествлялись. Создатели акмеологии: Ананьев Б.Г.: в работе 1969 г. «Человек как предмет познания» сформулировал проблемы акмеологии как науки; указал место акмеологии в системе наук о человеке как индивиде, изучающих фазы жизни человека, возрастные его особенности; расположил их в следующей последовательности: эмбриология человека, морфология и физиология ребенка, педиатрия, педагогика, акмеология, геронтология (наука о старении), Бехтерев В.М.: отмечал, что «... прогресс народа, его цивилизация и культура зависят, прежде всего, от степени развития личности...»; именно жизненные пути, личностные, творческие и профессиональные достижения выдающихся личностей составляют конкретную почву теоретических акмеологических исследований; сказанное определяет своеобразие научных ориентации и статуса акмеологии; при изучении и описании научных ориентации акмеологии следует помнить, что они проявляются преимущественно в онтологическом, гносеологическом, аксиологическом и методологическом планах или аспектах; онтологический план характеризует объектное пространство акмеологии (как наука, она охватывает такую сферу человеческой реальности (профессионализм и его развитие), которая специально глубоко не рассматривается другими науками, следовательно, не может характеризоваться «простым переносом», экспликацией и интеграцией знания из смежных с акмеологией наук); гносеологический план характеризуется самостоятельностью исследовательской деятельности, в которой рассматривается собственно акмеологический аспект человеческой реальности специфическими для данной науки методами (в практической деятельности акмеология использует собственные технологии и приемы саморазвития и самосовершенствования); аксиологический план выражает собой базисные ценности личности (с акмеологической точки зрения, одной из целей жизни человека в современном постиндустриальном и информационном обществе является его направленность на достижение вершин в личностном и профессиональном развитии, гуманизация данного развития); методологический план отражает статус акмеологии как новой самостоятельной науки, интегративной и междисциплинарной, комплексной по форме и системной по способу организации знания; Бодалев А.А.: в работе 1993 г. «Акмеология как учебная и научная дисциплина» сформулированы и развиты проблемы акмеологии как науки; «акмеология – наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и, особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии»; акмеология всесторонне освещает особенности важнейшей ступени, которую проходит человек в своем развитии – ступени зрелости; определяет сходное и различное в ней у разных людей; проясняет у них своеобразие действий факторов, обусловливающих индивидуальную картину зрелости; Деркач А.А.: акмеология как новая комплексная область знания о человеке и его совершенствовании; предметом акмеологии являются процессы и механизмы совершенствования личности и как индивидуальности в жизни, деятельности (профессии), общении, приводящие к наиболее оптимальному способу самореализации в жизни, к конструктивному, компетентному, высоко профессиональному осуществлению деятельности в качестве субъекта; предмет акмеологии представлен в виде сложной модели, выявляющей изменение, развитие исходного состояния реального объекта, его переход от «стартового» к идеальному, «вершинному» состоянию; модель выявляет изменение способа организации объекта от наличного к более оптимальному уровню; желательное идеальное целевое состояние или качество проектируется (А.А. Деркач) согласно теоретическим, методологическим, гуманистическим принципам и одновременно достигается практически заданным критериям, определяемым системой функционирования личности – в качестве участника и субъекта всех сфер социально и личной жизни, в том числе – профессиональной (руководителя, преподавателя и т.д.); Кузьмина Н.В.: даѐт определение акмеологии: «Акмеология – та новая междисциплинарная область научных знаний, которая предметом своих исследований и делает высоко продуктивных людей, опираясь на сравнительный принцип, т.е. сравнивая их с менее продуктивными. Это, с одной стороны, обеспечивает возможность сравнить природные потенциалы тех и других, с другой, выявить своеобразие восприятия, понимания, стратегии самодвижения к искомым результатам, чтобы их моделировать»; Рыбников Н.А.: в 1928 г. ввел понятие «акмеология» в научный оборот, обозначая им особенный раздел возрастной психологии – психологии зрелости или взрослости. Зобнина Т.В.: «акмеология как наука изучает возможности самореализации творческого потенциала человека на пути к вершинам профессионализма и мастерства». Если судить по длительности или времени с момента обоснования понятия «акмеология», эта наука считается молодой. Мировоззренческие и научные идеи акмеологического содержания относительно развития и самосовершенствования человека, полноты его самореализации в жизни, деятельности и творчестве являются такими же древними, как само научное знание о человеке. Акмеология – молодая, интенсивно разрабатываемая наука, зарегистрированная 15 июля 1991 г. В зарубежной психологии выделение акмеологии как относительно самостоятельной области исследований не принято: психология зрелости рассматривается лишь как один из разделов психологии развития. В отечественной психологии, наряду со сторонниками такого выделения, имеются и его противники, полагающие методологически некорректным объединение разнородных научных дисциплин только на основе общности изучаемого объекта (высшие достижения человека). В акмеологических исследованиях: устанавливается сходное и различное в индивидных, личностных и творческих характеристиках разных людей, проясняется действие факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости и такие особенности акме человека, как его содержание, продуктивность, время наступления, широта, продолжительность и др., выясняется, какие предпосылки должны быть сформированы у человека на предшествующих зрелости этапах возрастного развития для того, чтобы он по-настоящему смог состояться как индивид, как личность, как субъект деятельности, став взрослым, прослеживаются механизмы и результаты воздействия макро-, мезо- и микросоциумов (государства, общества, учебного и трудового коллективов, семьи и др.), природной среды и самого человека на процесс собственного развития, ставятся и решаются задачи разработки рекомендаций стратегии организации жизни человека, реализация которых позволила бы ему оптимально объективировать себя на ступени зрелости и внести свой индивидуально неповторимый вклад в обогащение ценностей жизни и культуры. |