Главная страница
Навигация по странице:

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТИМЕНИ П.П. СЕМЕНОВА-ТЯН-ШАНСКОГО» Институт филологии Кафедра русского языка и литературы

  • «Литература и кино»

  • Филологическое образование и дополнительное

  • СОДЕРЖАНИЕ Введение

  • Многоактные пьесы

  • Утиная

  • Список литературы

  • В 1962 году

  • Одноактные пьесы

  • вампилов. Проект Вампилов на телеэкране. липецкий государственный педагогический университет имени п. П. Семеноватяншанского


    Скачать 53.09 Kb.
    Названиелипецкий государственный педагогический университет имени п. П. Семеноватяншанского
    Анкорвампилов
    Дата19.04.2023
    Размер53.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПроект Вампилов на телеэкране.docx
    ТипБиография
    #1074182

    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
    УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
    ИМЕНИ П.П. СЕМЕНОВА-ТЯН-ШАНСКОГО»

    Институт филологии
    Кафедра русского языка и литературы
    Фролова Елизавета Геннадьевна

    «Александр Вампилов на телеэкране»
    (проектная работа)
    выполнена в рамках изучения курса по выбору
    «Литература и кино»
    Направление подготовки

    44.03.05 − Педагогическое образование
    (с двумя профилями подготовки)

    Профиль подготовки

    Филологическое образование и дополнительное

    образование (в области медиаобразования)

    Год набора

    2017






    Научный руководитель:

    Стюфляева Н. В.


    Липецк 2021

    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение……………………………………………………………………..…....3

    Биография А.В. Вампилова……...................................…………………...…..4

    Творчество…….………………………………………...…………………...…..6

    Многоактные пьесы………………………………………………………….....8

    Прощание в июне……………………………………………………..….8

    Старший сын………………………………………………………...….12

    Утиная охота………………………………………………………..….15

    Одноактные пьесы…………………………………………………………..…16

    Заключение………………………………………………………………….…..19

    Список литературы………………………………………………………....….21

    Введение
    Александр Вампилов родился в 1937 году. Год этот в нашей памяти остался как время трудное, неоднозначное, полное противоречий. С одной стороны – грандиозный исторический поворот, укрепление советской власти, люди полны коммунистического вдохновения, стремятся вперёд и верят. С другой стороны – это год репрессий и страха, который управлял жизнью. Может быть, именно условия такой яркой противоречивости стали причиной появления на свет в 1937 году сразу нескольких десятков ярчайших в будущем талантов, которых в расцвет их творческой деятельности назовут шестидесятниками. Белла Ахмадуллина, Эдуард Успенский, Андрей Битов, Валентин Распутин,  Александр Вампилов. Поколение прозаиков, драматургов и поэтов, писавших в шестидесятые, замкнуло цепь развития всей русской литературы воедино.

    Неслучайно, наверно, что именно в 1937 году учеными была отмечена небывалая солнечная активность. В этом же году праздновали столетний юбилей со дня гибели великого поэта Александра Пушкина. В честь него и был назван Вампилов.

      

    Биография

    Вампилов Александр Валентинович – советский драматург, сценарист. Родился 19 августа 1937 года в семье учителя, яркой и незаурядной личности, трагически рано ушедшего из жизни (был репрессирован), оставившего четверых детей.

    Родители будущего писателя проживали в райцентре Кутулик, а до этого три года — в селе Аларь Аларского района Иркутской области. Хотя часто местом рождения А. В. Вампилова называют посёлок Кутулик, на самом деле он родился в роддоме соседнего города Черемхово. Считал своей малой родиной село Аларь. Отец — Валентин Никитич Вампилов (1898—1938) — бурят, по образованию педагог. Вскоре после рождения сына (17 января 1938 года) был арестован, 9 марта 1938 года расстрелян по приговору «тройки» Иркутского областного управления НКВД. В феврале 1957 года В. Н. Вампилов был посмертно реабилитирован. Мать — Анастасия Прокопьевна Вампилова-Копылова (1906—1992), оставшись после гибели мужа с четырьмя детьми, продолжила работать учителем математики в Кутуликской средней школе. Мать оказала решающее влияние на формирование личности А. В. Вампилова.

    Детские и юношеские годы прошли в родном доме. В 1954 году первая попытка поступить в ИГУ не удалась. Один год Вампилов проработал инструктором струнного кружка в районном Доме культуры. Позже, в 1955 году, Вампилов поступает на филологический факультет Иркутского университета, где начинает серьёзно думать о литературном творчестве. В 1958 году в университетской газете под псевдонимом А. Санин был впервые опубликован рассказ «Стечение обстоятельств» (позднее давший название и его первому сборнику рассказов, вышедшему в Иркутске в 1961 году). В октябре 1959 года, учась на пятом курсе, А. В. Вампилов стал литературным сотрудником областной газеты «Советская молодёжь». В этой газете он проработал литсотрудником, заведующим отделом, ответственным секретарём до февраля 1964 года. Покинув редакцию, А. Вампилов не прервал связей с газетой и не раз ездил в командировки по заданиям «Молодёжки». Пока он работал в газете «Советская молодёжь», он публиковал свои рассказы.

    В 1960 году женился на студентке ИГУ Людмиле Добрачёвой, в 1963 году развелся с ней. В 1963 году женился на Ольге Ивановской. В 1966 году у них родилась дочь Елена. В 1963-1965 годах Вампилов учится в Москве на Высших литературных курсах при Литературном институте им. Горького. Сблизился со многими московскими литераторами и режиссёрами (А.Т. Твардовским и В.С. Розовым и др., О.Н. Ефремовым и Г.А. Товстоноговым и др.).

    После возвращения в Иркутск в альманахах «Ангара» и «Сибирь» увидели свет все его драматургические произведения («Прощание в июне», 1964; «Старший сын», 1965; «Утиная охота», 1968; «Прошлым летом в Чулимске», 1971; одноактные пьесы «Двадцать минут с ангелом», 1962, и «История с метранпажем», 1971, позже объединённые под общим названием «Провинциальные анекдоты»).

    Все пьесы Вампилова были поставлены и не сходят со сцены до сих пор. Осенью 1965 года по итогам Читинского семинара молодых писателей А. В. Вампилов был рекомендован в Союз писателей СССР.

    17 августа 1972 года, за два дня до 35-летия, А. В. Вампилов погиб — лодка с ним перевернулась у берега Байкала, он поплыл к берегу и умер в воде, вероятно, от переохлаждения. На его рабочем столе осталась лежать неоконченная работа — водевиль «Несравненный Наконечников». У места смерти на берегу озера Байкал в посёлке Листвянка установлен памятный знак.

    Похоронен в Иркутске на Радищевском кладбище. В 1973 году на могиле был установлен памятник — камень с автографом.
    Творчество

    Первый рассказ Вампилова — тогда студента третьего курса — «Персидская сирень» был опубликован (под псевдонимом А. Санин)1 ноября 1957 года в газете «Иркутский университет». Второй рассказ «Стечение обстоятельств» был напечатан в той же газете 4 апреля 1958 года, а затем в альманахе «Ангара». Этот рассказ дал имя и первой книге Александра Вампилова, которая вышла в свет в 1961 году и включала в себя юмористические рассказы и сцены.

    В 1962 году Вампилов написал одноактную пьесу «Двадцать минут с ангелом». В 1963 году написана одноактная комедия «Дом окнами в поле». В 1964 году написана первая большая пьеса — комедия «Прощание в июне» (к работе над ней драматург возвращался неоднократно: известны четыре варианта пьесы). Попытки автора заинтересовать центральные советские театры её постановкой закончились безуспешно. Прорывом Вампилова на советскую театральную сцену стала постановка пьесы «Прощание в июне» в 1966 году Клайпедским драматическим театром (главный режиссёр — Повилас Гайдис). Осуществил эту постановку молодой белорусский режиссёр Вадим Допкюнас. Успех клайпедской постановки открыл двери советских театров для творчества Вампилова: так, в 1970 году пьеса «Прощание в июне» шла уже в восьми театрах СССР, хотя пока не в столичных театрах.

    В 1965 году Александр Вампилов написал комедию «Старший сын» (первое название «Предместье»). В 1968 году драматург закончил пьесу «Утиная охота». В её сценической судьбе решающую роль сыграл министр культуры Латвийской ССР В.И. Каупуж: пьесу, запрещённую к постановке в Москве, впервые поставили в латышском переводе на сцене Латвийского Национального театра в Риге. Потом пьесу взял к постановке Рижский театр русской драмы, а за ним и московские театры.

    В 1968 году Вампилов написал одноактную пьесу «История с метранпажем». Эта одноактная комедия, объединённая с пьесой «Двадцать минут с ангелом», образует пьесу «Провинциальные анекдоты».

    В 1971 году Вампилов завершил работу над драмой «Валентина», но название пришлось поменять, так как, пока пьеса проходила утверждение цензурой, стала широко известна пьеса Михаила Рощина «Валентин и Валентина», написанная позднее. Название было изменено на «Лето красное — июнь, июль, август…». В свой первый однотомник Вампилов включил пьесу под рабочим названием «Прошлым летом в Чулимске» — и после смерти автора оно стало окончательным.

    При жизни не был по достоинству оценен современниками. По словам актёра Николая Чиндяйкина, «не только чиновники не видели, что это великая драматургия, — мы тоже не видели. Не вчитывались, не осознавали, не понимали».

    Только в 1972 году, после смерти Вампилова, отношение центральных театров к его творчеству начало меняться. Его пьесы поставили московские театр имени Ермоловой, театр имени Станиславского и ленинградский Большой драматический театр.

    За время литературной работы Вампилов написал около 70 рассказов, сценок, очерков, статей и фельетонов. Творчество Вампилова полностью деидеологизировано. Нигде в его художественных произведениях ни разу не употребляются слова «социализм», «коммунизм», «капитализм», «Ленин», «партия» и т. п. Произведения Александра Вампилова переведены на английский, белорусский, болгарский, венгерский, иврит, испанский, китайский, латышский, лезгинский, молдавский, монгольский, немецкий, норвежский, польский, румынский, сербский, словацкий, французский, чешский, эстонский и другие языки.

    Многоактные пьесы

    «Прощание в июне» — комедия в двух действиях Александра Вампилова, написанная в 1964 году. С этой многоактной пьесы, по мнению исследователей, Вампилов «начинается как драматург». Впервые была опубликована в журналах «Ангара» (№ 1 за 1966 год) и «Театр» (№ 8 за 1966 год).

    Первая постановка спектакля «Прощание в июне» состоялась в 1966 году в Клайпедском драматическом театре (режиссёр Вадим Допкюнас). По словам литературоведа Елены Гушанской, фабула пьесы была подсказана драматургу самой жизнью. Будучи студентом-филологом, Вампилов написал едкую эпиграмму на ректора вуза, которая быстро стала популярной. Спустя некоторое время в одной из общежитских комнат, куда нередко захаживал Вампилов, были найдены пустые бутылки. Автору сатирических стихов грозило исключение, и если бы не вмешательство факультетской общественности, его уход из Иркутского университета оказался бы неизбежным.

    Первоначально комедия называлась «Ярмарка». Точное количество её вариантов неизвестно — в разных театрах сохранилось множество редакций пьесы с авторской правкой. Так, иркутский товарищ драматурга Алексей Симуков утверждает, что ему известно о 17 вариантах. Вампилов менял коллизию, добавлял и удалял персонажей. К примеру, в одной из ранних версий сюжет построен вокруг конфликта Колесова с музыкантом Шафранским, требовавшим с героя выкуп за травмированную руку.

    В письме заведующей литературной частью Московского театра имени Ермоловой Елене Якушкиной, датированном 1970 годом, Вампилов сообщал, что переработал пьесу «процентов на 75». Менялись и названия: «Ночь в июне», «Свидание в предместье», «Середина лета», «Прощание в июне». В итоге была признана та редакция пьесы, которая уже после смерти Вампилова вошла в сборник «Избранное», выпущенный в 1975 году издательством «Искусство».

    Первое знакомство с пьесой создаёт впечатление, что в ней рассказывается о любви и предательстве. Однако в предисловии к сборнику «Вампилов. Избранное» (1975) театральный критик Александр Демидов писал, что «не следует переоценивать масштабы любви героев и искать в пьесе тему предательства чувства, драматического заблуждения, роковой ошибки. <…> О любви героев в строгом смысле слова в пьесе нет и речи».

    С этой точкой зрения согласна и Елена Гушанская, которая в книге «Вампилов. Очерк творчества» (1990) утверждает, что «к моменту расплаты за своё мелкое хулиганство, явившееся, впрочем, последней каплей в застарелом конфликте героя с ректором, Колесов не только не успел полюбить Таню, но даже навряд ли успел разглядеть её как следует. Образ темы — история любви Колесова и Тани — и её, так сказать, реальное, конкретное воплощение не совпадают. Любви Колесова и Тани в пьесе попросту почти нет, хотя, казалось бы, пьеса посвящена именно ей». Литературовед Ирина Канунникова, отметив кольцевую композицию и притчевый характер пьесы, подчёркивает, что Колесов предаёт не Таню, а свои собственные убеждения: «В финале он рвёт злополучный диплом, за который так дорого заплатил. Спасёт ли это разрушенные отношения, вернёт ли душевный покой и былую уверенность в своих силах? Этот вопрос Вампилов оставляет открытым».

    Борис Сушков в книге «Александр Вампилов: Размышления об идейных корнях, проблематике, художественном методе» (1989) обозначает основные идеи комедии — это «консервативный конформизм „отцов“ и разбойничья „беззаконность“ молодости». Внутренний же конфликт связан с тем девизом, который провозглашён Профессором из пьесы Карела Чапека «Разбойник»: «Молодость нужно сломить!»

    Репников, по мнению литературоведа, в своё время прошёл тот же путь, недаром он в разговоре с Колесовым признаётся: «У нас с вами есть нечто общее… Когда я рвался в науку с таким же нетерпением, со мной случилось нечто подобное».

    В момент откровенности Золотуев рассказывает Колесову историю о мяснике, которому довелось столкнуться с неподкупным ревизором: тот отказался от взятки и отправил «грешника» за решётку. Спустя годы мясник решил разбогатеть, принести ревизору 20 тысяч рублей и заставить в ответ произнести одну фразу: зря я человека посадил.

    Этот монолог Золотуева, поведавшего на самом деле о собственной житейской драме, необходим для того, чтобы «подвести действие комедии к сверхидее». Речь идёт об искушении, о «мефистофельской сделке»: «Твердость убеждения Золотуева заразила Колесова — и состоялась сделка студента и ректора, и молодой человек, не имеющий собственных убеждений, готов начать бесчестную жизнь. Именно после исповеди Золотуева о взяточничестве, о том, что каждый человек — товар, к Николаю Колесову приходит Репников».

    В 1965 году, по воспоминаниям писателя Вячеслава Шугаева, состоялось знакомство Вампилова с Алексеем Арбузовым, который прочитал пьесу «Ярмарка» и хорошо о ней отозвался. Однако никаких рекомендаций от именитого драматурга в столичные театры не последовало.

    За пьесу пыталась хлопотать Елена Якушкина, но главный режиссёр театра имени Ермоловой отказался от комедии под предлогом, что «это не для нашего театра». В письме Вампилову Якушкина также сообщает, что она лично разговаривала с Анатолием Эфросом, возглавлявшим в ту пору театр Ленинского комсомола, и тот обещал ознакомиться с пьесой.

    Наконец, в 1966 году главный режиссёр Клайпедского драматического театра Повилас Гайдис рискнул взять комедию. Это стало сигналом для других трупп, и через четыре года «Прощание в июне» шло уже в восьми театрах страны.

    Первая московская постановка «Прощания в июне» состоялась в 1971 году на сцене драматического театра имени Станиславского. Приглашённый режиссёр Александр Товстоногов доверил роль Колесова Эммануилу Виторгану, который, по утверждению Елены Гушанской, «был идеально полным воплощением социального героя, олицетворением сильного, упорного, целеустремленного человека». Однако Вампилова выбор режиссёра не устроил. В письме Елене Якушкиной он сообщил: «Я стал настаивать на замене или назначении второго исполнителя». В результате Колесова сыграл другой актёр – Василий Бочкарев.

    Спектакль «Прощание в июне» поставлен по одноименной пьесе Александра Вампилова и исполняется в основном молодыми актерами, весело, задорно и легко. При минимуме декораций им удалось очень точно передать атмосферу 60-х годов. Получилась очень добрая и жизненная постановка с открытым концом, поэтому после окончания спектакля по дороге к метро я слышала бурные обсуждения и различные варианты дальнейшего развития событий от зрителей, которые были в зале вместе с нами. Основные темы спектакля извечны. Этот спектакль о любви и о необходимости выбора между любовью и карьерой, о взаимопонимании и умении уступить в нужный момент, о непростых взаимоотношении отцов и детей, о естественном желании родителей защитить своих детей и выбрать для них лучшее и о нежелании детьми того, чтобы за них решали их судьбу, о первых самостоятельных решениях, радостях и разочарованиях, ссорах и примирениях. Все играют замечательно, но особенно хотелось бы выделить старшее поколение – актеров, сыгравших роли Репникова и Золотуева. Созданные ими образы показались мне наиболее яркими и убедительными.

    Другой многоактной пьесой является «Старший сын».

    «Старший сын» — комедия в двух действиях Александра Вампилова, написанная в 1967 году. Самые ранние записи Вампилова, относящиеся к пьесе «Старший сын», датируются 1964 годом: название — «Мир в доме Сарафанова», будущие персонажи: Сарафанов Андрей Григорьевич — полковник в отставке, Эмма — его дочь, Вася — его сын, десятиклассник, Забродин — студент на каникулах, Кемеровская — машинистка, Чистяков — инженер.

    Ещё раньше в записных книжках Вампилова упомянуты имена и характеристики будущих персонажей, отличные от конечного варианта: Николай Забродин — студент на каникулах, физик (22 года), босяк и нонконформист (озлоблен). Алексей Николаевич Сарафанов — настройщик (старше 50 лет), добряк, жизнелюб, всё понял и всё простил, мягкий человек. Любит работу. Оленька Сарафанова — девушка, пробивающаяся на сцену. Трезва, холодна, но мила и так далее. Грета Комаровская — женщина, которая ждёт случая, секретарь-машинистка. Васенька Сарафанов — инфант, начинающий забулдыга, за спиной два первых курса. Юрий Чистяков — инженер, человек с московской пропиской, жених Оленьки.

    Первый вариант пьесы был создан в 1965 году и опубликован отрывками под названием «Женихи» 20 мая 1965 года в газете «Советская молодёжь». В 1967 году пьеса носит название «Предместье» и в 1968 году печатается в альманахе «Ангара».

    В 1970 году Вампилов дорабатывает пьесу для издательства «Искусство», где «Старший сын» вышел отдельным изданием.

    Драматург Алексей Симуков сохранил письмо Вампилова, в котором тот разъясняет действия Бусыгина:

    «…В самом начале… (когда ему кажется, что Сарафанов отправился прелюбодействовать) он (Бусыгин) и не думает о встрече с ним, он уклоняется от этой встречи, а встретившись, не обманывает Сарафанова просто так, из злого хулиганства, а, скорее, поступает как моралист в некотором роде. Почему бы этому (отцу) слегка не пострадать за того (отца Бусыгина)? Во-первых, обманув Сарафанова, он всё время тяготится этим обманом, и не только потому, что — Нина, но и перед Сарафановым у него прямо-таки угрызения совести. Впоследствии, когда положение мнимого сына сменяется положением любимого брата — центральной ситуацией пьесы, обман Бусыгина поворачивается против него, он приобретает новый смысл и, на мой взгляд, выглядит совсем уже безобидным»

    Премьера состоялась 18 ноября 1969 года в Иркутском драматическом театре, режиссёр В. Симоновский. В создании спектакля участвовал и сам драматург Александр Вампилов.

    Существует устойчивое выражение «книга лучше». Выражение вполне обоснованное, так как книга наиболее точно раскрывает характеры героев, описывает обстановку, скрупулёзно объясняет каждую деталь и сюжетную линию. Фильм, если речь идёт о полном метре, ограничен временными рамками, и постановщик вынужден резать книгу в угоду правилам большого кино. Подобные ножницы дают разный результат, всё зависит от мастерства режущего, но в любом случае как бы хороша экранизация не была, звучат голоса о несоответствиях, упущенных нюансах, обрезанных линиях. С пьесами дела обстоят проще, собственно пьеса и есть готовый сценарий, подогнанный под живого зрителя, а значит, и резать ничего не надо. Хотя и здесь без упрёков трудно обойтись. «Старший сын» редкий случай, когда фильм лучше книги/пьесы, и мне кажется, что даже от чувства противоречия спорить с этим утверждение никто не будет.

    Молодые ребята Владимир Бусыгин (Николай Караченцов) и «Сильва» (Михаил Боярский), неудачно проводили девушек, в результате чего опоздали на последнюю электричку. Места незнакомые, на улице осень, и перед парнями встаёт насущный вопрос, где переночевать. Естественно никто не хочет пускать двух незнакомцев и тогда в ход идёт жестокая и в то же время судьбоносная затея. Выбор пал на пожилого музыканта Сарафанова (Евгений Леонов) и его детей. Пьеса Александра Вампилова, кроме захватывающей завязки, не заключает между строк ничего особенного, после прочтения вы не схватитесь за голову, вскрикнув, о боже, это гениально. Хорошая история, поданная грамотным литературным языком, причём в некоторых моментах пьесы заметна попытка нагромождения автором лишних сцен для придания проседающему сюжету ускользающего нерва. Например, сцена с попыткой Нины и Бусыгина поцеловаться. У Вампилова этот момент подан довольно топорно, совсем другое дело Мельников. У маэстро режиссёрских наук, сцена на кухне одновременно интимна и целомудренна, отсутствует и намёк на близость, тем не менее за нейтральным разговором чувствуется взаимное притяжение Нины и Бусыгина. Герои сходят со страниц, проникновенность истории во многом достигнута за счёт фантастически точного подбора актёров. И раз в основу положена пьеса, то и фильм превращён в спектакль, в котором напрочь отсутствует всё лишнее, действие происходит в одной квартире, даже скорее в двух комнатах. Всё внимание сконцентрировано на нескольких персонажах, остальные люди подчёркнуто безлики.

    «Старший сын» жемчужина отечественного и мирового кинематографа, причём жемчужина особо редкой формы и значения. Достаточно прикоснуться к ней, чувствуешь, как твой собственный культурный уровень незаметно повышается. Я очень рад, тому, что массовый зритель в полной мере смог прикоснуться к этой жемчужине, о чём свидетельствуют высокие оценки на киноресурсах и общий тон отзывов. И это при том, что фильм Виталия Мельникова не частый гость на телеэкранах. Как известно если жемчуг перестают носить он «умирает», и чтобы такого не произошло, жизненно необходимо как можно чаще демонстрировать наши великие фильмы. Это пойдёт на пользу, как самим фильмам, так и нам зрителям, особенно молодым.

    «Утиная охота» — пьеса Александра Вампилова, написанная летом 1967 года. Основное действие пьесы происходит в течение одного дня в квартире Зилова. События перемежаются реминисценциями в прошлое и воображаемое будущее героя.

    «Утиная охота» впервые была опубликована в 1970 году в альманахе «Ангара». До этого пьесу пытался напечатать «Новый мир», но редколлегия не пришла к единому решению. Официальная причина отказа звучала так: «Новый мир» пьес не печатает. Публикация в «Ангаре» чудом обошлась без цензуры: главный редактор Марк Сергеев «подловил» момент, когда главный цензор ушёл в отпуск, и поставил «Утиную охоту» в номер.

    Вскоре после публикации на Вампилова был написан донос в Иркутский обком КПСС, а затем и в ЦК КПСС: оказалось, что в Иркутске есть Бюро технической информации (такое же название в пьесе носит организация, где работают Зилов, Саяпин и Кушак), и его служащие обвинили автора в клевете. В 1972 году, уже после смерти Вампилова, Марк Сергеев попытался издать однотомник произведений писателя. Директор Восточно-Сибирского издательства, куда была передана рукопись, соглашался печатать, но — без «Утиной охоты». Сергеев забрал рукопись и передал её в московское издательство «Искусство» — и в 1975 году сборник «Избранное» А. Вампилова вышел в свет вместе с крамольной пьесой.

    По пьесе А. Вампилова «Утиная охота». Театр «Мастерская», реж. Г. Козлов.

    Зилов – герой, о котором написано множество статей и поставлено множество спектаклей. Человек, о котором сказаны тысячи слов. Он перед нами – джинсы, кеды, спрятанные руки в карманах. Такой понятный и близкий, знакомый каждому из нас – простой обычный парень. Вовсе Зилов (Е. Шумейко) не «простой» и вовсе не «обычный». Может, мы его особенным и не назовем, но сам герой уверен, что способен на многое и «силы необъятные» у него в душе есть. И вот, мечтавший с детства стать футболистом «номер 1» Зилов спит, а во сне видит тех, кто, в отличие от него самого, сумел угадать и выполнить «назначение высокое». Действительно, сколько великих людей было на свете: Бродский, Высоцкий, Шукшин, Брежнев, Гагарин, Пьеха. Несмотря на всю скрытую в Зилове незаурядность, проблемы у него самые обыкновенные: раздоры с женой, сложности на работе, недовольство друзьями, жизнью и собой. Почему, например, простой официант (С. Интяков) может выстрелить и попасть в цель одним только взглядом, а у Зилова это не получается? Что мешает ему, не дает достичь высот? Он вспоминает; пытается найти ответ, и всё время сильно волнуется: нервно поправляет свитер, дергает ногами, не знает, какое принять положение. Может, в вечном беспокойстве и кроется причина всех неудач Зилова.

    Итак, Зилов живет в пространстве нескончаемых дождей, которые идут не только за окном, но и в его воспоминаниях. Он воссоздает в памяти события последних дней, ищет момент, когда счастье разрушилось; ищет в ссорах с женой (М. Валешная), в проблемах с начальством (А. Ведерников), с друзьями (В. Щипицын, Н. Куглянт), в мимолетной любви (Н. Шулина). Но находит в себе.

    Одноактные пьесы

    Дом окнами в поле — пьеса Александра Вампилова, написанная в 1963 году, обозначенная автором как комедия. Первое опубликованное драматическое произведение Вампилова. В одноактной пьесе два действующих лица, кроме того, часть реплик и пение хора доносятся из-за сцены.

    Пьеса представляет собой диалог одинокой сельской жительницы Астафьевой и неженатого учителя Третьякова, приезжавшего в село, чтобы отработать в местной школе 3 года. Ему пришло время уезжать. И вот, он ходит и прощается со всеми знакомыми людьми и в конце решил зайти к Астафьевой. На протяжении всей пьесы молодые люди выясняют отношения. Хор, слышимый героями через раскрытую дверь, выводящий то деревенскую песню о диалоге влюблённых, то частушки, служит так называемой «рамкой» (то есть возникает и в начале, и в конце повествования) для действия пьесы. Сама пьеса в некоторых местах сравнивает жизнь в селе и в городе, а также затрагивает тему любви.

    Произведение свидетельствует, что уже на раннем этапе творческой биографии Вампилов мог в небольшой по объёму лирической сценке, продолжая чеховскую драматургическую традицию, создать точными деталями цельное представление о персонаже со всей его предысторией, обрисовать серьёзный внутренний нравственный конфликт героя при внешне ироничном, лёгком, достоверном действии. Выбор героев и места действия характерен для писателя с его постоянным интересом к чаяниям и быту жителей российской провинции.

    Е.М. Гушанская отмечает излишнюю простоту и наивность исполнения пьесы, однако указывает и на самобытность автора, проявляющуюся даже при разработке банальной, стереотипной для современной ему литературы темы. При том что основную фабулу пьесы составляет любовная игра между женщиной-лидером и охотно подчиняющимся ей мужчиной, социальные конфликты «человек и долг», «горожанин и село» неожиданно легко разрешаются настойчивостью героини, атакующей инерционные представления героя об устройстве личного будущего. Цели и ценности, предлагаемые человеку обществом, оказываются у Вампилова изменчивой, необязательной величиной.

    В книге «Георгий Товстоногов репетирует и учит» приведена текстовая расшифровка разбора пьесы, выполненного Г.А. Товстоноговым, А.И. Кацманом и их студентами в 1974 году. Чуть выше Кацман даёт пьесе чёткую сравнительную характеристику, предвосхищая её востребованность для учебных спектаклей:

    Очень мало доброкачественной одноактной литературы. Пожалуй, только у Вампилова, из советских авторов, хорошая одноактовка «Дом окнами в поле».

    Заключение

    Пьесы Вампилова соединяют комическое и драматическое, лирику и сатиру, динамику психологически напряженного действия и объемность характеров. Это стихотворение его институтского друга:

    Ах, Саня, дружище славный!

    Как сердце моё щемит.

    Казалось совсем недавно

    Приехал я в твой Кутулик.

    Тогда нам по двадцать было.

    Мы пили сухое вино,

    И столько весёлой силы

    Давало тогда нам оно!

    О многом мы говорили:

    О Блоке, планиде его,

    Стихи Беранже хвалили…

    Сейчас и не вспомнишь всего.

    “Чтоб жизнь веселей казалась,

    Надо глядеть на восток.

    Где солнце б нам улыбалось –

    Солнца боится РОК” –

    Так говорил ты в тот вечер.

    Вечер второй я был в шоке.

    Сижу, не смыкая глаз

    Грустные мысли о РОКе

    В душу вошли сейчас.

    …Ты помнишь, друзей ватага

    Всегда тебя окружала.

    До славы осталось полшага…

    Ах, Саня, ты прожил так мало!

    А жизнь так зовёт и манит

    Своим ласкающим взглядом.

    Ах, Саня, дружище Саня!

    Не сядешь ты больше рядом…

    (В. Зоркин)

    Друзья отзывались о нем как об очень общительном товарище и душе любой компании. С детских лет он был уверен в своем литературном жизненном пути. Он писал не только для людей, но и для родственников. Его трогательные письма доступны любому человеку, который хотел бы их прочесть.

    Друзья говорят, что он любил ходить «по острию лезвия». В своих произведениях он никогда не использовал слова «социализм», «партия», «Ленин» и прочие идеологические термины.

    В ноябре 1972 года Александр Вампилов был награжден премией Иркутского комсомола им. И.Уткина (посмертно). После смерти Вампилова стали выходить в свет его книги, театры ставили его пьесы ("Старший сын" шел сразу в 44 театрах страны), режиссеры приступили к съемкам фильмов по его произведениям.

    Неподалеку от места гибели на Байкальском берегу был установлен памятник драматургу. В Иркутске на доме по улице Дальневосточная, где последние годы жил Вампилов, была открыта мемориальная доска. Улица Бажова в Иркутске была переименована (в год 50-летия со дня рождения) и носит его имя. Его имя носит и библиотека в его родном поселке Кутулике. Там же открыт дом-музей А. Вампилова. С 1987 года Иркутский областной театр юного зрителя носит его имя. В 1996 году основан областной Фонд Вампилова. С 1997 года проводятся фестивали «Байкальские встречи у Вампилова», и с 2001 года – Всероссийский фестиваль современной драматургии им. А.В. Вампилова.

    В 2012 году в Кутулике Иркутской области был установлен памятник Александру Вампилову работы улан-удэнского скульптора Болота Цыбжитова.

    Список литературы

    1. А. В. Вампилов: библ. указатель / сост. Э. Д. Елизарова. — Иркутск, 1989.

    2. Антипьев Н. Герой сопротивляется канонам: «Утиная охота» Александра Вампилова // Антипьев Н. Наедине с совестью. Иркутск, 1981.

    3. Гушанская Е. Александр Вампилов. Л., 1990; Сушков Б. Ф. Александр Вампилов: Размышления об идейных корнях, проблематике, художественном методе и судьбе творчества драматурга. М., 1989.

    4. Гушанская Е. Александр Вампилов: Очерк творчества. — М., 1990.

    5. Гушанская Е. Самоосознание по Вампилову // Звезда. 1989.

    6. Жизнь Александра Вампилова в событиях и датах: Биографическая хроника // Аврора. — 1987.

    7. Лакшин В. Дни и годы героев Вампилова // Юность. — 1976.

    8. Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Александр Вампилов // Современная русская литература. М., 2001. Книга вторая: 70-е годы.

    9. Липовецкий М. Н. Маска, дикость, рок (перечитывая Вампилова) // Литература. 2001.

    10. Махова М.3. Феномен Александра Вампилова. М., 1999; Библ. указатель / сост. Т. Д. Жихарева. — Иркутск, 2000.

    11. Рудницкий К. По ту сторону вымысла: Заметки о драматургии А. Вампилова // Вопр. литры. — 1976.

    12. Соловьев В. Праведники и грешники А. Вампилова // Аврора. — 1975.

    13. Сушков Б. Александр Вампилов. — М., 1989.

    14. Тендитник Н. Александр Вампилов. — Новосибирск, 1979.

    15. Туровская М. И. Вампилов и его критик // Туровская М.И. Памяти текущего мгновения. М., 1987.

    16. Чеботаревская Т. Такой разный Александр Вампилов... // Лит. газ. — 1974.


    написать администратору сайта