|
Иван Бунин Господин из Сан-Франциско Анализ текста. Литература, 11 класс. Бунин Господин ... Литература, 11 класс Яшина М. В., учитель русского языка и литературы, вкк тема урока Рассказы И. А. Бунина. Обличение фальши современной цивилизации (рассказ Господин из СанФранциско)
Анализ художественного текста.
Литература, 11 класс
Тема урока: Рассказы И.А.Бунина. Обличение фальши современной цивилизации (рассказ «Господин из Сан-Франциско»).. Форма урока: Исследование. Тип урока: Урок общеметодологической направленности. Методический приём: аналитическое чтение. Цель урока: раскрыть философское содержание рассказа Бунина. Планируемый результат: Научить понимать философское содержание рассказа Бунина, уметь аналитически мыслить по прочитанному Планируемый продукт: Заполненная учащимися таблица анализа рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». Оборудование урока: 1. Картина норвежского художника Эдварда Мунка «КРИК» 2. Листы-вопросники для учащихся 3. Словарная статья «ФАЛЬШЬ» 4. Текст рассказа. 5. Презентация с вопросами тестового контроля по биографии писателя И.А.Бунина 6. Таблица для заполнения учащимися. Этапы урока
| Задания, упражнения
| Виды деятельности
| Планируемые результаты (УУД)
| 1. Подступ к теме
| Выполните тестовые задания, данные на слайдах (по биографии писателя)
| Слушают учителя, выбирают правильные ответы для решения теста.
| П.-Р.Выявление главной и второстепенной информации, преобразование информации.
К.Умение читать и понимать информацию.
| 2. Введение в тему
| Просмотрите данную картину Эдварда Мунка. Как вы думаете, как связана она с темой нашего урока? (Картина написана на тему жизни и смерти. Человек охвачен ужасом, т.к. в конце своего жизненного пути он остаётся один, никому не нужен. Было всё и ничего нет. Пустота и темнота)
| .Выдвижение первоначальной гипотезы.
| П.-Р.выявление ключевой темы.
| 3. Затекстовая ситуация.
| Рассказ учителя: толкование темы, уточнение значения слова «ФАЛЬШЬ» (словарная статья)
Рассказ ученика.
Знакомство с историей написания рассказа И.А. Бунина «Человек из Сан-Франциско»: о предпосылках написания рассказа, о первоначальном названии «Смерть на Капри», о философской и социальной проблематике рассказа.
Повторение: что такое сюжет и композиция произведения.
| Слушают учителя и ученика, отбирают необходимую информацию для заполнения таблицы, предложенной учителем
| П.-Р.Выявление главной и второстепенной информации, преобразование информации.
К.Умение слушать и понимать информацию.
| 4. Работа с сюжетом и композицией.
| Находим центральный образ.
Выявляем динамику состояний, переживаний, настроений героя. О чём этот рассказ? (Сюжет построен на описании несчастного случая, неожиданно прервавшего налаженную жизнь и планы героя , имени которого «никто не запомнил». Он один из тех, кто до 58 лет «работал не покладая рук», чтобы быть похожим на богатых людей, «которых некогда взял себе за образец».)
Анализируем место действия, характеристику общества, портрет героя и героев второго плана
Каким настроением проникнуты герои рассказа?
Меняется ли настроение по ходу текста рассказа? Докажите своё мнение.
Какие образы и картины показались вам самыми выразительными?
| Выявление главной и второстепенной информации, преобразование информации, коррекция первоначальной гипотезы
Нахождение и преобразование информации, анализ и синтез,
| П. постановка вопросов, умение точно выражать свою мысль.
| 5. Авторская позиция
| Выявляем авторскую позицию и формулируем смысл рассказа.
1. В чём же основной конфликт рассказа? (конфликт выходит далеко за рамки этого одного частного случая. Рассказ – не размышление о судьбе одного «господина», а размышление о судьбе всех прошлых и будущих пассажиров «Атлантиды». Они обречены на вечный путь преодоления «мрака, океана, вьюги», человечество подавлено условиями своей земной жизни. Только наивным и простым, как дети, доступна радость приобщения «к вечным и блаженным обителям». Это образы двух абруццких горцев, старика Лоренцо. Что выберет , куда пойдёт человечество, сможет ли победить в себе злое начало? Это вопрос, на который автор произведения даёт «подавляющий душу» ответ.
2. Можно ли определить реальное отношение автора к своему герою? (Автор с иронией относится к своему «господину», но с неподдельным интересом рассказывает о старике Лоренцо и абруццких горцах. Именно они являются олицетворением той настоящей, искренней жизни, пусть даже совсем не богатой).
| Преобразование и использование информации, оформленной в таблице. Синтез.
| П: умение находить нужную информацию
К.Умение точно выражать и понимать свою мысль, умение видеть авторскую позицию в тексте.
Л.Нравственно-этическое оценивание.
| 6. Итог урока
| 1. Сформулируйте итог анализа рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» и ответьте на вопрос «В чём заключается фальшь цивилизованного мира?»
2. Просмотрите небольшую презентацию об иллюстрировании рассказа И.А. Бунина русскими художниками.
| Завершение структуры исследования
| Р: умение соотнести цель урока с достигнутым результатом
К: умение отображать в своей речи содержание выполненных действий
Л. нравственно-этическое, эстетическое оценивание
появление уверенности, что ты можешь анализировать художественное произведение.
| 7. Домашнее задание. Оформление итогового письменного текста
| С. 138, задание 5 (письменно).
Создаем текст интерпретации.
| Преобразование и использование информации, Контроль.
| П. Умение обобщать и преобразовывать информацию
Л. нравственная оценка, формирование мотивации к читательской и исследовательской деятельности.
| ТАБЛИЦА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ АНАЛИЗ РАССКАЗА И.А.БУНИНА «ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО» ОСНОВНАЯ ТЕМА
РАССКАЗА
История создания
|
СЮЖЕТ
|
КОМПОЗИЦИЯ
|
ОБРАЗЫ «господина», общества, героев второго плана
|
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ
|
|
|
|
|
| Рассказы И.А.Бунина. Обличение фальши современной цивилизации(Рассказ «Господин из Сан-Франциско»)ВОПРОСЫ ДЛЯ 1 ГРУППЫ1. Какие образы в рассказе имеют символическое значение? (Обратите внимание на океанский пароход «Атлантида». Можно провести ассоциативное сходство с «Титаником», погибшим в 1912 году; на «океан, ходивший ша стенами» парохода; на образ капитана; на образ заглавного героя. Справка: заглавный герой тот, чьё имя выносится автором в заголовок, он может и не быть главным героем.)2. Какое значение имеет основное место действия рассказа?(Что даёт ограниченное пространство парохода? Что это за общество с «этажами» и «подвалами», жизнь наверху и внизу?3. Какой приём использует И.А.Бунин для изображения разделения общества?(Обратите внимание на классификацию пассажиров: «господа» во фраках, дамы в «богатых», «прелестных» «туалетах» и «облитые едким, грязным потом люди». Картина каких миров показана при использовании этого средства выразительности?)4. Как соотносятся между собой «верхи» и «низы»?(Как они были связаны? Что помогало попасть наверх «из преисподней»?)ВОПРОСЫ ДЛЯ 2 ГРУППЫ5. Почему главный герой лишён имени?(Герой назван просто «господином», и в этом его суть. Считает ли этот человек себя господином? Как оценивает он своё положение в обществе? Что может позволить себе? Есть ли в нём что-нибудь духовное? Какова его главная цель в жизни? Стал ли он от этого счастливее? С каким чувством описывает его автор?)6. Когда герой начинает меняться, теряет свою самоуверенность?(Обратите внимание, как начинает вести себя господин перед лицом смерти. Появляется ли в нём что-либо человеческое в этот момент? Согласны ли вы, что смерть возвращает его на землю, в суровую реальность жизни? Как именует теперь его автор? Меняется ли к нему отношение окружающих (как относятся уже к трупу, как решается вопрос с гробом, вызывает ли умерший чувство сожаления у прислуги? Как упоминается герой в конце рассказа? Его могущество и деньги всё также реально имеют власть над людьми?)7. Как показано общество в рассказе?Обратите внимание на строение парохода, его трюмы и палубы. Кто живёт на верхних этажах, а кто на нижних? Имели ли смысл развлечения богатых? Как они характеризуются с точки зрения духовности? Слышат ли они звук злобной сирены? Как характеризуются отношения в этом обществе? (пример – влюблённая пара, нанятая за деньги изображать любовь на корабле. Какую жизнь себе устроили богатые за деньги? Это искренний мир? Сравните с жизнью в «подводной утробе парохода».)ОБЩИЕ ВОПРОСЫКакова роль героев второго плана? Обратите внимание на старика Лоренцо и абруццких горцев. Что олицетворяют эти герои? Можно ли сказать, что именно эти люди счастливы по-настоящему, что именно они искренне могут радоваться солнцу, каждому дню, природе независимо от наполнения их карманов? |
|
|