Главная страница
Навигация по странице:

  • 1 Общая характеристика итальянского искусства эпохи Возрождения

  • Возрождение античного наследия

  • Почему всё началось в Италии

  • 2 Философия и литература

  • 2.1 Дворцы и архитектура

  • Поднятый на высоту 136 метров, купол стал самым высоким в мире.

  • 2.3 Изобразительное искусство

  • Поступки героев имеют человеческую мотивацию. В эпоху Высокого Возрождения искусство достигает вершины расцвета.

  • Леонардо да Винчи − посланник высших цивилизаций, прародитель будущего человечества.

  • В 19 лет Рафаэль Санти (1483 − 1520) пишет полную гармонии и душевной красоты «Мадонну Конестабиле».

  • Жизнеутверждающее искусство крупнейшего представителя венецианской школы Тициана Вечеллио относится к Возрождению высокого и позднего периодов.

  • 2.5 Театр

  • Основные культурные достижения эпохи Возрождения

  • Список использованных источников

  • Возрождение Итальянское и Северное. История Мировой культуры. История 1 вариант — копия. Литература 13 1 Дворцы и архитектура 15 2 Скульптура 17


    Скачать 53.17 Kb.
    НазваниеЛитература 13 1 Дворцы и архитектура 15 2 Скульптура 17
    АнкорВозрождение Итальянское и Северное. История Мировой культуры
    Дата01.03.2020
    Размер53.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория 1 вариант — копия.docx
    ТипРеферат
    #110438

    Содержание


    Введение 3

    1 Общая характеристика итальянского искусства эпохи Возрождения 5

    1.1 Периоды эпохи 9

    2 Философия и литература 13

    2.1 Дворцы и архитектура 15

    2.2 Скульптура 17

    2.3 Изобразительное искусство 18

    2.4 Музыка 21

    2.5 Театр 22

    3 Интересные факты 23

    4Основные культурные достижения эпохи Возрождения 23

    Заключение 24

    Список использованных источников 26

    Введение


    Когда европейский дух перестал стремиться к смерти и обратился к жизни, он нашел для себя новый источник силы в самом начале своего же пути – в античности. Почти тысячу лет средневековая Европа развивалась на обломках античной культуры, оставленных варварами. Средневековье – это та же античность, но в варварском восприятии и исполнении. Однако не нужно думать, что средневековая культура является какой-то неполноценной потому, что она стала сочетанием обломков античности и варварства. Энергияварваров смогла разрушить одну из самых могучих в истории культур, а затем возродила то, что не могло быть разрушено – творческий дух античности. Новый импульс развития европейской культуры выразился в эпохе, которую принято называть Возрождением (Ренессанс).

    Термин “Renaissance” («Возрождение») был введен мыслителем и художником этой эпохи Джорджо Вазари в его книге «Жизнеописание знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Так он назвал время с 1250 по 1550 гг. С его точки зрения это было время возрождения античности. Для Вазари античность предстает идеальным образцом.

    В дальнейшем содержание термина «Возрождение» эволюционировало. Возрождение стало означать эмансипацию науки и искусства от богословия, охлаждение к христианской этике, зарождение национальных литератур, стремление человека к свободе от ограниченной католической церкви. То есть Возрождение, в сущности, стало означать гуманизм (гуманный – значит человеческий, направленный на человека)

    Отдельные черты гуманизма присутствуют и в античной культуре, но возрожденческий гуманизм был объемнее и целостнее. Гуманизм означает не только то, что человек признается высшей ценностью, но и то, что человек объявляется критерием всякой ценности. Эта черта гуманизма была выражена в античности Протагором: «Чело­век есть мера всех вещей». Такой взгляд предполагал самопознание человека. Гуманизм Возрождения проявлялся как превознесение разума в качестве главного орудия познания. Фактически это озна­чало признание господства разума над окружающим миром. Из этого следовала еще одна черта гуманизма – вера во всеобщий и бесконечный прогресс. Наконец, поэтизация человека и всего чело­веческого влекла за собой эстетическое восприятие действительно­сти, страсть к прекрасному и возвышенному. Гуманизм Возрожде­ния, не отрицая, что человек создан по образу и подобию Бога, вместе с тем утверждал право человека на безграничное творчест­во. Именно в творчестве, считали гуманисты, должно прежде всего проявляться подобие человека Богу. Творчество Возрождения было направлено прежде всего на человека. Самопознание и самосозида­ние человека – таковы главные идеи возрожденческого гуманизма.

    Основными чертами культуры Возрождения являются:

    1. антропоцентризм;

    2. гуманизм;

    3. модификация средневековой христианской традиции;

    4. особое отношение к античности – возрождение античных памятников искусства и античной философии;

    5. новое отношение к миру.

    Возрождение самоопределилось, прежде всего, в сфере художественного творчества. Архитектура и изобразительное искусство эпохи Возрождения пронизаны пафосом утверждения красоты и гармонии мира, верой в творческие возможности человека. В искусстве эпохи Возрождения открытие чувственного богатства и многообразия окружающей действительности сочеталось с ее аналитическим изучением, разработкой законов линейной и воздушной перспективы, теории пропорций, проблем анатомии и т.д.

    Цель данного реферата – раскрыть своеобразие культуры эпохи Возрождения в двух ее направлениях – итальянском и северном.

    1 Общая характеристика итальянского искусства эпохи Возрождения


    «Рождаться опять или возрождаться» (renasci) − так переводится с латыни название эпохи мирового значения в развитии культуры. Итальянское Возрождение или Ренессанс (итал. Rinascimento) проложило мост между античностью, средневековьем и Новым временем.

    Причина процветания искусства кроется в готовности лучших умов страны к прогрессивным переменам. Из пережитых человечеством переворотов на то время, только Возрождение принесло такое количество гениев. Хронологические рамки периода до сих пор вызывают споры среди историков.

    Возрождение античного наследия

    После распада Восточной Римской империи («империи греков») под ударами крестоносцев в 1204 году и окончательной гибели в середине XV века, эмигранты из Византии прибыли в центр Средиземноморья. Они познакомили итальянцев с античными трактами личных библиотек и произведениями искусства.

    Средневековая Европа не была знакома с культурой греко-римского мира, вызвавшей невиданный интерес. На поиски древних рукописей отправляются в дальние монастыри Франческо Петрарка (Francesco Petrarca), Джованни Боккачо (Giovanni Boccaccio), Поджо Браччолини (Poggio Bracciolini) и другие гуманисты.

    В 1404 году Донателло (Donato di Niccolo di Betto Bardi) едет из Флоренции (Firenze) в Рим (Roma) для зарисовки и обмера скульптур древнего зодчества. Юный Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) копирует греческие статуи (1488). Рафаэль Санти (Raffaello Santi) по приказу папы Льва X он изучает древние постройки на территории Рима (1513 − 1516). Формируется система взглядов на средневековье: период варварства и невежества − причина уничтожения цивилизации классической древности. Мыслители признают высшим мерилом всего сущего не Создателя, а человека. Интерес к забытой античной культуре назвали Возрождением.

    Почему всё началось в Италии?

    Социальные предпосылки Возрождения обусловлены политическим феноменом страны. На смену империи и церкви пришли самостоятельные города-государства, большинство из которых были республиками. Независимая политика, демократические порядки отличались от европейских монархий. Раннее Возрождение не знало централизованной власти. Даже в маленьких городах изгнанники находили поддержку и понимание гуманистов. Итальянцы осознают себя единым, оптимистически настроенным, жизнеутверждающим народом. В центре Средиземноморья сформировалось народное правление, осуществились коренные перемены, произошло становление Возрождения.

    Тоскана

    Родина Ренессанса − республиканская Тоскана (Toscana) − первой изменила устройство общества. Художники получили привилегии, вошли в структуру власти, стали дипломатами. Ремесло живописцев и скульпторов приравнивали к наукам.

    В Тоскане творили Данте Алигьери (Dante Alighieri), Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi), Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci), Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), Микеланджело Буонарроти (Michelangelo di Buonarroti). Появилось новое явление − меценатство.

    Видный государственный деятель Козимо ди Джованни де Медичи (Cosimo di Giovanni de’ Medici) открывает линию покровителей зодчих и художников. На два столетия Тоскана становится центром художественной жизни и определяет курс развития культуры Италии. В список Всемирного наследия ЮНЕСКО внесены 7 объектов региона:

    1. Исторический центр Флоренции

    2. Исторический центр Сиены (Siena)

    3. «Идеальный город» Пьенца (Pienza)

    4. Город фамильных башен Сан-Джиминьяно (San Gimignano)

    5. Пьяцца-деи-Мираколи (Piazza dei Miracoli) или Площадь Чудес в Пизе (Pisa)

    6. Виллы и сады Медичи

    7. Культурный ландшафт долины Валь д’Орча (Val d’Orcia)

    Падуя

    В начале XV века свободолюбивая Падуя (Padova) стала главным образовательным центром Италии.

    Здесь родились и работали основоположник современной науки Галилео Галилей (Galileo Galilei) и прародитель флорентийского Возрождения Донателло. Десятилетний период творчества в Падуе считается вершиной достижений скульптора. Мастер создаёт непревзойдённые творения: медную конную статую падуанского правителя Гаттамелаты, бронзовые барельефы для церкви Святого Антония (Basilica Pontificia di Sant’Antonio di Padova), скульптуру Иоанна Крестителя.

    У входа в Собор Святого Антония размещён монументальный трёхметровый памятник Гаттамелата, выполненный Донателло на пьедестале восьмиметровой высоты.

    В Падуе (Padova) творил Тициан Вечеллио (Tiziano Vecellio), украсивший фресками ораторий церкви дель Кармине (Basilica e Scoletta di S.Maria del Carmine).

    Феррара

    Расцвет «феррарского» Ренессанса связан с династией правителя города − герцога д’Эсте (1393 − 1441). Меценат старался украсить свои дворцы уникальными картинами и фресками, недоступными для всеобщего обозрения.

    Увлечение эзотерикой и астрологией повлияло на выбор сюжетов, наполненных аллегорией и иронией. Художники жили во дворце, выдерживали заданный стиль и настроение в произведениях. Группа новаторов сформировала школу живописи, которая отличалась от творчества других представителей Возрождения.

    Искусствоведы называют художников Феррары (Ferrara) «провидцами от искусства». Сюжеты картин, выразительные образы, выстроенная композиция, сочные цвета, как будто взяты из современности и перенесены в далёкое прошлое. Стиль художников был соединением искусства смелых провокаций и Ренессанса. Работы Козимо Тура (Cosimo Tura), Никколо Пизано (Nicola Pisano), Доссо Досси (Dosso Dossi), Лоренцо Коста (Lorenzo Costa) и других мастеров хранятся в пинакотеках и музеях. Картины художников-новаторов оцениваются в 20−35 млн. долларов. Главные достопримечательности Феррары:

    1. улица Корсо Эрколе (Korso Erkole I d’Este), сохранившая в первозданном виде все дворцы, построенные в эпоху Возрождения;

    2. замок герцогов д’Эсте (Castello Estense) – строительство началось в 1385 году; Палаццо деи-Диаманти (Palazzo dei Diamanti) − единственный в Ферраре памятник эпохи Ренессанса, облицованный мрамором.

    3. «Дворец алмазов» построен архитектором Бьяджо Россетти (Biagio Rossetti) в 1493 − 1503 годах, украшен 8500 подобным алмазам камнями с искусно выполненной огранкой;

    4. университет Феррары (Universita di Ferrara) – один из древнейших вузов Европы образован в 1391 году по инициативе правящего семейства д’Эсте.

    Венеция

    Во второй половине XVI века республиканская Венеция принимает эстафету центра Возрождения.

    Формируется венецианская школа живописи. До нашего времени сохранились работы Джорджоне (1478 − 1510) и другие шедевры Высокого Ренессанса. Тициан Вечеллио (1477 − 1576) получает признание современников. Знаменитые произведения размещены в Галерее Академии (Gallerie dell’Accademia). Здесь же представлены работы Джованни Беллини (Giovanni Bellini), Витторе Карпаччо (Vittore Carpaccio), Паоло Веронезе (Paolo Veronese), редкие полотна Антоне́лло да Месси́на (Antonello da Messina).

    Искусствоведы советуют посетить церковь Сан-Джорджо Маджоре (San Giorgio Maggiore), в которой хранится смелая работа Тинторетто (Tintoretto).

    Написанная специально для храма гигантская «Тайная вечеря» поражает переплетением божественного начала и земного бытия. Помещение, в котором расположена картина, имеет двойное освещение: обычное от подвешенных светильников и Вселенское, необъяснимым образом распространяемое вокруг голов Христа и его апостолов.

    1.1 Периоды эпохи


    Установить точные даты нескольких веков Ренессанса невозможно. Различия в общественной и политической жизни повлияли на развитие искусства в регионах. Доктор искусствоведения, профессор Виктор Никитич Лазарев утверждал: наука об итальянском Возрождении настолько сильно продвинулась вперед, что ряд акцентов приходится уточнять («Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве»). Однако общие закономерности позволили определить 4 этапа итальянского Возрождения.

    Проторенессанс

    Культура Италии переживает небывалый подъём, который начинается в конце XIII века и захватывает XIV век. Подобного перехода от средневековья к новому времени не было в истории других европейских стран. Расцветает литература на родном языке. Появляются поэты нового стиля («сладостного»), на смену которым приходит Данте. Обезличенное ремесло цеховых живописцев вытесняют мастера, работающие индивидуально. В скульптуре закладываются основы для развития искусства Ренессанса.

    В XIII веке в Пизе работает Никколо Пизано (Nikola Pisano). Мастер становится у истоков школы скульптуры, которая оказывает влияние на Италию до середины XIV века. Архитектура отстаёт в развитии, оставаясь в рамках средневековых традиций. Первые ростки появляются в пространственных решениях и нарядной декоративности зданий. Итальянскую культуру этого времени назвали эпохой Данте Алигьери (Dante Alighieri) и Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone).

    Раннее Возрождение

    Раннее Возрождение в Италии − это первая половина и середина XV века. В искусстве происходит резкий перелом. Очаг Ренессанса из Флоренции неравномерно распространяется по Италии. На севере страны ещё живы традиции готики. На юге работает Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi), заявивший о себе постройками alfantica.

    С середины третьего десятилетия реформатор флорентийской школы Мазаччо (Masaccio) осуществляет прорыв в живописи. Донателло закладывает основы индивидуального скульптурного портрета. В творчестве ваятеля «флорентийской школы» Нанни ди Банко (Nanni di Banco) появляются монументальные формы (фигуры четырёх святых в нише Орсанмикеле).

    В этот период искусство обращается к научным знаниям. Художники и архитекторы заняты разработкой теории пропорций и линейной перспективы. Изучение анатомического строения тела человека используется для создания реалистических произведений.

    Высокое

    На рубеже XV и XVI столетий Возрождение вступает в 30-летний период исключительного развития художественного творчества в Италии, особенно в Риме. Главным меценатом становится Папа Юлий II (Iulius PP. II). Богатая история древнего города возвращает мастеров к античности. Тема прославления героических подвигов и долга становится модной.

    Взлёт искусства связан с именами Леонардо да Винчи, Джорджоне, Рафаэля, Тициана, Микеланджело. С 1503 года начинается «золотая эпоха» зодчества. Донато Браманте (Donato (Donnino) di Pascuccio di Antonio detto il Bramante) закладывает основы архитектуры нового периода. Собор Святого Петра в Ватикане (Basilica di San Pietro) становится классическим примером достижений архитектуры Высокого Возрождения.

    Позднее

    Сложный период позднего Возрождения начался с середины XVI века. Папа Павел III (Paulus PP III) главной задачей видит борьбу с инакомыслящими. Созванный Тридентский собор (13 декабря 1545 — 4 декабря 1563) начинает наступление на культуру Ренессанса. Церковь запрещает книги Петрарки, Данте, Боккаччо и других гуманистов. Папа осуществляет контроль над искусством. От художников требуют ортодоксальности и каноничности. Итальянские художники по-разному восприняли перемены. Крупные художники старшего поколения (Тициан, Микеланджело) сохраняют художественные традиции Возрождения.

    Молодые художники (Веронезе, Бассано, Тинторетто) используют ренессансный опыт для создания нового течения «маньеризма». В конце XVI столетия начинает творческую деятельность основатель реализма в живописи, реформатор Микеланджело Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio).

    Северное

    Современные культурологи и искусствоведы выделяют пятый период гуманистического движения, вышедший за пределы Италии XV века. Северное Возрождение образовалось под мощным воздействием итальянского Ренессанса, но имеет свои особенности:

    1. происходит в период угасания Возрождения;

    2. в культуре германоязычных стран отсутствует видимый интерес к античности.


    2 Философия и литература


    В противовес религиозным убеждениям Западной Европы философы Возрождения создают идейное движение − гуманизм. Петрарка, Данте, Боккаччо, другие мыслители ставят Человека с его земными и неземными потребностями в центр мироздания.

    Никколо Макиавелли

    Государственный деятель, мыслитель, дипломат Никколо Макиавелли (Niccolo di Bernardo dei Machiavelli) был значимой персоной в Тоскане. Его пьесы пользовались успехом у публики, а философские трактаты вызывали разногласия и критику. Известные работы − «Государь», «Рассуждения…», «Десятилетия». Взгляды Макиавелли (1469-1527) мешали новым властям проводить свою политику. Писателя дважды отправляли в отставку, арестовывали и даже пытали на дыбе.

    После освобождения из тюрьмы он стал писать книги, которые вошли в историю философии периода Ренессанса. В 1559 году свободолюбивый философ попал в «чёрный» список иезуитов, а все сочинения отнесли в разряд запрещённых книг.

    Данте Алигьери

    Яркий представитель итальянского Проторенессанса − богослов, философ, поэт Данте Алигьери (1265 − 1321). Переплетение старых традиций и новых веяний периода сказалось на философских взглядах автора «Божественной комедии». Последний поэт средневековья первым заложил в произведениях основы гуманизма, создал итальянский литературный язык.

    Роман «Новая жизнь» впервые описывает чувства обычного человека. В трактате «Пир» появляются предпосылки ренессансной теории стиля. Данте верит в безграничные возможности творческой личности и утверждает: счастье каждого человека заключается в земном существовании. Учение о земной и божественной природе человека отходит от средневековых взглядов и становится основой гуманизма.

    Франческо Петрарка

    Апофеозом жизни главы старшего поколения гуманистов Проторенессанса Италии стала коронация лавровым венком от Римской курии. Человек нового типа, Франческо Петрарка (1304−1374), начал эпоху Ренессанса в Италии и распространил идеи по всей Европе. С лучшим стихотворцем Рима в то время никто не мог соперничать. Всемирное признание, круг общения, знание философии приводят к научному осмыслению Ренессанса.

    Достижения Петрарки:

    1. первым объяснил исторический принцип в понимании эпохи;

    2. нашёл преемственную связь и отличия между античностью, средневековьем и Возрождением;

    3. проанализировал рукописи древних авторов, содержание которых не знали 10 веков. Описал миропонимание гуманистов;

    4. написал «Сонеты», «Книгу песен», «Триумфы», «Африка». Автор трактатов, полемических сочинений, литературных произведений разработал основы для научного понимания Ренессанса.

    Джованни Боккаччо

    Итальянский гуманист был выдающимся учёным. Он знал астрономию, изучал греческую литературу, собирал и переписывал рукописи, основал кафедру греческого языка во Флоренции. Боккаччо (1313 − 1375) возглавил компанию по защите научных трудов в монастырских библиотеках и побуждал современников к изучению древней литературы.

    Автор исторических произведений составил генеалогию языческих богов, описал 106 биографий знаменитых женщин, был поэтом и прозаиком. В историю Возрождения вошёл как гуманист, отвергающий аскетизм. Главное произведение − собрание ста повестей «Декамерон», посвящённых ироничному рассказу о жизни и нравах итальянского общества.

    2.1 Дворцы и архитектура


    Благодаря дворцам, построенным по заказу глав прославленных семейств итальянского Ренессанса, Тоскана приобрела строгий «флорентийский стиль». Появление двух палаццо – Палаццо Медичи (Palazzo Medici Riccardi) и Строцци (Palazzo Strozzi) – связано с многолетней борьбой между богатейшими кланами банкиров.

    Меценат демократического склада Козимо Старый Медичи (Cosimo il vecchio) был покровителем художников, зодчих. В искусстве любил строгую простоту, не принимал роскошь. В 1444 году Медичи поручил архитектору Микелоццо ди Бартоломео (Michelozzo di Bartolomeo) построить для семьи дворец, не вызывающий зависти соотечественников.

    По приказу заказчика первое здание стиля Раннего Ренессанса выложили плитняком, который применялся для отделки общественных сооружений. Дворец строили 20 лет. Здесь работали Донателло, Боттичелли, Микеланджело.

    После возвращения во Флоренцию из вынужденного бегства, Филиппо Строцци решает построить палаццо, не уступающий по величию дворцу соперника. Давление заказчика на архитектора и инженера привело к тому, что сооружения оказались почти «близнецами». Дворец создаёт впечатление величия в сочетании с подчёркнутой простотой фасада.

    Собор святого Петра

    В 4 веке на месте захоронения апостола Петра был возведён маленький храм. Папа Юлий II предложил перестроить базилику в 1506 году. В строительстве, которое продолжалось более 100 лет, приняло участие 20 выдающихся архитекторов. Среди них − Бернардо, Микеланджело, Рафаэль Санти, Джакомо и другие.

    Донато Браманте (1444 − 1514) первым приступил к осуществлению задумки возвести собор в виде креста, увенчанного огромным куполом. После смерти архитектора строительство остановилось. Спустя 33 года работы продолжил Микеланджело. Автор чертежей нашёл неожиданное решение, создающее иллюзию пружинящего купола. Мастер не успел осуществить задуманное. Продолжил работу Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta). Поднятый на высоту 136 метров, купол стал самым высоким в мире. Внутренней отделкой занимался итальянский скульптор Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini), который проработал в соборе 20 лет.

    Купол Флорентийского кафедрального собора

    После возведения грандиозного купола Флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) архитектор Брунеллески стал самым знаменитым зодчим Италии.

    Первый крупный памятник Ренессанса воплотил новаторскую инженерную мысль, основанную на использовании специально изобретённых механизмов.

    Средневековые мастера сомневались в возможности строительства сооружения весом 9 тысяч тонн, диаметром 42метра, на высоте 91 метр.

    Загадку решил Брунеллески. Он предложил совету города модель собора и доказал, что построит купол с помощью инновационных способов инженерии. Строительство купола начали в 1420 году и закончили в 1436 году. Через три года ученик  Андреа дель Верроккьо (Andrea del Verrocchio) Леонардо да Винчи достроил мраморный фонарь, увенчанный золотым шаром. Сооружение отделило строительные традиции средневековья от архитектуры эпохи Возрождения. Уникальный памятник стал символом Флоренции.

    2.2 Скульптура


    Новое мировоззрение вызвало революцию в скульптуре. Средневековье не считало произведения ваятелей отдельным видом творчества и воспринимало единым целым с архитектурой. Скульпторы отходят от принятых канонов и становятся самостоятельными авторами.

    Донателло

    В ряду гениев особое место занимает Донато ди Никколо ди Бетто Барди, более известный, как Донателло. Впервые мастер из Флоренции создаёт обнажённую скульптуру. Он обращается к библейским персонажам, придавая им черты греческих богов.

    По заказу Медичи Донателло работает над образом Давида. Голая фигура свободного, расслабленного героя смущает Козимо.

    Выполненная в стиле реализма смелая скульптура устанавливается на заднем дворе палаццо, подальше от современников. Для соблюдения баланса Донателло делает копии античных скульптур, которые меценат размещает во внутреннем портике дворца.

    Работая над статуей христианской святой Марии Магдалины, скульптор идёт на смелый шаг. Он представляет мироносицу измождённой покаяниями старухой, прикрытой длинными волосами и дырявым рубищем.

    Скульптор совмещает в творчестве классический и реалистический стили. По заказу городского совета он изготавливает статуи пророков с невыразительными лицами и фигурами, закрытыми плотными одеждами. Но в соборе Орсанмикеле (Orsanmichele, Or San Michele) устанавливает скульптуру святого Георгия.

    Отступив от традиционного изображения с драконом и копьём, Донателло представляет совсем другой образ. Прекрасный и спокойный герой наслаждается собственной победой.

    2.3 Изобразительное искусство


    Предвестниками итальянского Ренессанса были Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone), Пьетро Каваллини (Pietro Cavallini), Симоне Мартини (Simone Martini). В основе творчества лежали традиции средневековья, совмещающие новые художественные приёмы. Самостоятельным жанром становится портрет. Мазаччо (Masaccio), Никколо Пиццоло (Niccolo Pìzzolo), Сандро Боттичелли  (Sandro Botticelli) наделяют персонажи индивидуальными чертами.

    Поступки героев имеют человеческую мотивацию. В эпоху Высокого Возрождения искусство достигает вершины расцвета.

    Леонардо Да Винчи

    Пять веков исследователи творчества да Винчи (1452 − 1519) пытаются найти ответ на вопрос: кто он, гениальная личность во всём? Сверхъестественные способности Мастера привели к неожиданной гипотезе.

    Леонардо да Винчи − посланник высших цивилизаций, прародитель будущего человечества.

    Новатор в живописи применил масляные краски, вписал фигуры в пейзаж, сделал «живыми» портреты. «Мадонна в скалах» − первая картина в истории живописи, где персонажи изображены внутри пейзажа. «Дама с горностаем» стоит в три четверти, а не в профиль, и слушает невидимого собеседника.

    На фреске «Тайная вечеря» апостолы отличаются друг от друга жестами и эмоциями. До Леонардо никогда индивидуальность персонажей не была так ярко прописана.

    Изобретатель метода сфумато (sfumato) растушевал линии, осуществил переход света к тени и оживил полотна. До сих пор посетители Лувра теряют сознание при виде «Моны Лизы», облик которой выходит за границы рамки картины. Да Винчи теоретически обосновал необходимость художнической практики и оставил потомкам Витрувианского человека как эталон канонических пропорций.

    Леонардо не учился в университетах, но совершил открытия в 50-ти видах знаний. Через 500 лет часть из них подтвердит официальная наука.

    Микеланджело Буонарроти

    Творчество второго из титанов итальянского искусства считается Кульминацией Высокого Ренессанса. За долгую жизнь Микеланджело Буонарроти (1475 − 1564) воплотил в творчестве все идеалы эпохи. В ранних работах проявились характерные черты стиля мастера: монументальные образы, пластика, возвеличивание красоты человека (рельеф «Битва кентавров»).

    Скульптуры Микеланджело украсили Ватикан, Флоренцию, Рим. Работа «Пьета», считается вершиной мировой скульптуры.

    Появление «Давида» вызвало восторг современников. Работа воплотила идеи гражданской доблести и красоты человека.

    Цикл фресок Сикстинской Капеллы считаются самой монументальной работой автора. Сложнейшую задачу живописец выполнил самостоятельно в рекордные сроки.

    Во втором десятилетии XVI века Микеланджело работает над гробницей Юлия II. Выполненная скульптура «Умирающий раб» изображает всё, что пришлось пережить пленнику: нестерпимую боль и освобождение от мук с приходом смерти. Реализм образа вызвал слухи в обществе. Считали, что натурщика замучили, чтобы передать страдания несчастного. Поздний период творчества отражает трагическое отношение к крушению идеалов Возрождения. Тема героизма сменяется образом погибающего человека.

    Рафаэль Санти

    Рафаэль Санти – выдающийся, архитектор, график считается третьей хрестоматийной личностью, начавшей революцию в искусстве Ренессанса. Он прожил 37 лет, но оставил человечеству бесценное наследие культурных достижений Ренессанса.

    В 19 лет Рафаэль Санти (1483 − 1520) пишет полную гармонии и душевной красоты «Мадонну Конестабиле».

    После переезда во Флоренцию Рафаэль создаёт около 20 Мадонн, индивидуальные образы которых наделены необыкновенной теплотой любящей матери. В 1508 году Санти становится официальным живописцем Ватикана. Росписи дворца − «Станцы Рафаэля» (Stanze di Raffaello) − приносят славу и выдвигают художника в тройку самых крупных мастеров монументального искусства.

    Одновременно с картинами религиозной тематики Санти рисует портреты. Многогранный талант живописца повлиял на развитие архитектуры. Главный архитектор кафедрального собора святого Петра составляет новый план строительства и продолжает задуманное Браманте.

    Зодчий воздвигает церкви и капеллы в Риме, строит палаццо. Отличительная особенность стиля архитектора заключается в стремлении связать назначение здания с размерами и фасадами соседних построек. Каждый дворец имел индивидуальный нарядный облик.

    Тициан Вечеллио

    Жизнеутверждающее искусство крупнейшего представителя венецианской школы Тициана Вечеллио относится к Возрождению высокого и позднего периодов.

    Титулованный при жизни первый художник Венеции имел собственный стиль и видение нового искусства. С 1510 года в течение 20 лет живописец создаёт пафосные монументальные полотна (росписи церкви в Венеции, «Вознесение Марии»), картины религиозной и мифологической направленности («Венера Урбинская», «Вознесение Богоматери»).

    Славу художнику принесли портреты современников, в которых показаны противоречивые характеры персонажей. Виртуозные работы создавались с помощью нового приёма, присущего только Тициану. Живописец использовал тонкие тональные оттенки красок, выбирал характерную позу или жест изображаемого героя («Портрет Федерико Гонзага», «Красавица», «Ипполито Медичи»). Последние полотна на религиозную тематику считаются вершиной живописи («Оплакивание Христа», «Кающаяся Магдалина»). Развитие мирового искусства во многом определило творчество живописца эпохи Ренессанса.

    2.4 Музыка


    В XIV веке в Италии наступает эпоха перемен в музыке. Путь развития искусства от средневековья до Позднего Ренессанса был периодом развития строгого стиля − полифонии. Вершиной развития одухотворённой музыки считается творчество композитора Джованни Пьерлуиджи да Палестри́на Giovanni Pierluigi da Palestrina).

    Концертная жизнь Ренессанса обогащается новыми жанрами: оперой, сольной песней, лиричными музыкальными пьесами на 3-4 голоса (фротолла). Толчком для возникновения итальянской оперы стала идея Винченцо Галилея объединить античную драму с музыкой. Первая опера − «Эвридика» (автор музыки Якопо Пери).

    Композиторы Возрождения начинают ориентироваться на современную танцевальную культуру, появляются новые жанры в инструментальной музыке. Популярными становятся школы исполнения на лютне и вёрджинеле. Орган в начале эпохи был основным инструментом музыкантов. Постепенно концертные выступления обогащаются семейством струнных. Мастера по изготовлению смычковых инструментов разделяются на две противоборствующие группы. Приверженцы аристократического стиля пропагандируют виолу. Любители народной музыки отдают предпочтение скрипке. В XV веке появляются разновидности клавишных инструментов − клавесин, чембало, клавикорд.

    2.5 Театр


    Италия − родина театра эпохи Возрождения. Увлечение античностью и произведениями греческих авторов повлияло на появление комедий и трагедий с приставкой ««учёная».

    В это же время на улицах городов представления дают бродячие актёры с цирковыми трюками, комичными плясками, весёлыми песнями. В середине XVI века формируется театр масок. В основе дель Арте (commedia dell’arte) лежала импровизация на написанный короткий сюжет. Каждый персонаж пьесы — это заострённый шарж на конкретный тип социальной личности. Появление театра масок меняет дух спектаклей. Маска-образ показывает господ, слуг, купцов, банкиров.

    Совмещение опыта народного театра с «учёной» драмой сформировало новый вид театрального искусства. Комедия «Мандрагора» считается лучшей показательной пьесой того времени (автор − Никколо Макиавелли). Новый вид театрального искусства быстро стал любимым зрелищем народа.

    3 Интересные факты


    1. Историк и художник Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) в 1550 году термином rinascita назвал прорыв в искусстве, а не возвращение к истокам античности.

    2. Во время поисков реликвий античности Боккаччо посетил монастырь Монтекассино (Montecassino). В библиотеке он обнаружил древние рукописи Гомера и Платона с выдранными листами. Оказалось, что монахи соскабливали старинный текст с пергамента, изготавливали амулеты и продавали.

    3. Безупречную мелодию обнаружили в «Тайной вечере». Она появилась после того, как компьютерный техник нарисовали нотный стан вдоль монументальной росписи. Руки ангелов и хлеб на столе составляют гармоничную музыку.

    4. Реакционные тенденции в период Позднего Ренессанса коснулись творчества Микеланджело. Указом Папы Павла IV предписывалось «одеть» обнажённые фигуры «Страшного суда».

    5. Во время последней реставрации фресок Сикстинской капеллы установлено, что Микеланджело часто рисовал без помощи кисти, только пальцами.

    6. В 1994 году на аукционе Christie’s Билл Гейтс приобрёл манускрипт Леонардо да Винчи за 30,8 млн. долларов. Рукопись, написанная между 1504-1508 годами, содержит научные записи и рисунки, исследующие природные явления. Бизнесмен и филантроп временно передал «Лестерский кодекс» флорентийской Галерее Уффици (Galleria degli Uffizi) для выставки, посвящённой 500-летию годовщины смерти одного из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения.



    1. Основные культурные достижения эпохи Возрождения

    1. Наследие итальянского Возрождения изменило мир, открыло новую эру в развитии искусства. Памятники культуры стали историческими ценностями.

    2. Возникло и получило развитие целенаправленное коллекционирование.

    3. В период Возрождения художественная культура выделилась в профессиональный вид деятельности.

    4. Идеи гуманизма воплотились в работах мастеров, создавших образ нового, гармонически развитого человека.

    5. Художники решили проблему восприятия иллюзий, открыли возможности изображения трёхмерного мира, изобрели новые формы творчества.

    6. Скульптура становится самостоятельным видом искусства.

    7. Воздвигаются памятники архитектуры, закладываются основы профессионального театра.

    8. Ренессанс открывает оперу, сольную песню, новые жанры в инструментальной музыке.

    9. Эпоха Возрождения рождает универсальное созвездие Титанов, обогативших историю культуры бесценными произведениями в живописи, архитектуре, скульптуре, музыке.

    10. Современные ценности и нравственные принципы невозможно представить без гуманистической этики Ренессанса.


    Заключение


    В эпоху Возрождения Бог становится ближе к человеку. Он мыслит­ся пантеистически (Бог слит с миром, он одухотво­ряет мир). Поэтому-то мир и влечет человека. По­стижение человеком мира, наполненного боже­ственной красотой, становится одной из главных мировоззренческих задач эпохи Возрождения.

    Наилучшим способом постижения Божествен­ной красоты, растворенной в мире, справедливо признается работа человеческих чувств. Поэтому возникает такой пристальный интерес к визуаль­ному восприятию, отсюда – расцвет простран­ственных видов искусства (живописи, скульптуры, архитектуры). Ведь именно эти искусства, по убеж­дению деятелей точно запечатлеть Божественную красоту. Поэто­му культура Возрождения носит отчетливый ху­дожественный характер.

    Интерес к античности связан у возрожденцев с модификацией христианской (католической) тради­ции. Сильной становится пантеистическая тенденция. Это прида­ет уникальность и неповторимость культуре Ита­лии XIV – XVI веков. Возрожденцы по-новому взгля­нули на самих себя, но при этом не потеряли веру в Бога. Они начали осознавать себя ответственны­ми за свою судьбу, значимыми, но при этом не пе­рестали быть людьми средневековья.

    Противоречивость культуры Возрождения: радость самоутверждения и трагизм мироощуще­ния. Наличие этих двух перекрещивающихся тен­денций (античность и модификация католицизма) определило противоречивость культуры и эсте­тики Возрождения. С одной стороны, человек Воз­рождения познал радость самоутверждения, об этом говорят многие источники этой эпохи. С другой стороны, постиг всю трагичность своего существования. И одно, и другое связано в мироощущении человека Возрождения с Богом.

    Истоки трагизма творчества художников Воз­рождения убедительно показаны русским филосо­фом Н. Бердяевым. По его мнению, столкновение античных и хри­стианских начал послужило причиной глубокого раздвоения человека, подчеркивал он. Великие художники Возрождения были одержимы проры­вом в иной, трансцендентный мир. Мечта о нем была уже дана человеку Христом. Художники были ориентированы на создание иного бытия, ощуща­ли в себе силы, подобные силам Творца; ставили перед собой, по существу, онтологические задачи. Однако эти задачи были заведомо невыполнимы­ми в земной жизни, в мире культуры. Художествен­ное творчество, отличающееся не онтологической, но психологической природой, таких задач не ре­шает и решить не может. Опора художников на достижения эпохи античности и их устремленность в высший мир, открытый Христом, не совпадают. Это и приводит к трагическому мироощущению, к возрожденческой тоске. Бердяев пишет: «Тайна Возрождения в том, что оно не удалось. Никогда еще не было послано в мир таких творческих сил, и никогда еще не была так обнаружена тра­гедия общества».

    Список использованных источников


    1. Киселева С.А. Культурология. Учебно-методический комплекс. Электронное учебно -методическое издание. - Мн. БИТУ, 2011, (7 п. л.)

    2. Культурология (История мировой культуры) Учебное пособие для студентов БИТУ Коллектив авторов. Рег.№ - БНТУ/ФТУГ 01-5.2010.С 403. Электронное издание.

    3. Культурология. Теория и история культуры. Учебное пособие. - Мн.: Экоперспектива. Под.ред. И.Е.Ширшова. 2010.-7,3 п.л. (С грифом Министерства образования РБ). Коллектив авторов.

    4. Маркова, Т.В. История искусства Западной Европы от античности до наших дней: учебное пособие /Т.В.Маркова, М.- Юрайт-издат, 2009. - 435 с.

    5. Мартынов, В.Ф. Культурология, теория культуры XX века: учебное пособие /В.Ф.Мартынов. - Минск: АСАР, 2008. - 848 с.

    6. Хромченко Д.Н. Культурология. Учебная программа и планы семинарских занятий для студентов всех форм обучения. Под. ред. К.И.Баландина. - Минск, БИТУ, 2009 г. - 27 с. - 0,25 п.л.


    написать администратору сайта