Главная страница
Навигация по странице:

  • Искусство религия Литература

  • Памятники Сооружения Произведения и т.п.

  • Роль городов в развитии культурной жизни в средневековом Казахстане.

  • Тема 7. Литература Архитектура Представители


    Скачать 27.99 Kb.
    НазваниеЛитература Архитектура Представители
    Дата22.03.2021
    Размер27.99 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТема 7.docx
    ТипЛитература
    #187162

    Средневековая философия  

    Городская культура   

    Наука  

    медицина  

    Искусство   

    религия  

    Литература  

    Архитектура   

    Представители  

    Ташкент, Коканд, Самарканд, Наманган, Андижан, Бухара, Хива, Ургенч, Термез, Карши, Джизак, Навои, Зарафшан, Алмалык, Сырдарья, Гулистан, Кувасой, Нукус  

     Аль-Фараби, Абу Сулейман ас-Сиджистани, аль-Кинди, аль-Балхи, Хаббаш аль-Марвази, аль-Мамун, Ахмед аль-Фергани, Ибн Сина.  

     Уровень художест-венной культуры Средней Азии  был довольно высок. Среди памятни-ков декоратив-ного и прикладного искусства выделяют-ся резьба по дереву и керамика, изображе-ния живых существ. 

      Основной религией на территории Средней Азии в данный период это исламская религия, а послужило этому арабские завоевательные походы в 7-9 веке, чьей целью и было распространение данного верования. К основным представителям исламской религии можно отнести халифов, которые считаются представителями пророка, к средневековью относятся такие халифы, как Муса аль-Хади, Муххамад аль-Амин, Абу Джафар ар-Рашид, кроме того значимой фигурой в истории мусульманского мира является Саладин, который освободил Иерусалим от крестоносцев. 

     Рудаки, Фирдоуси, Омар Хайям, Саади  

     

     

    Грандиоз-ные здания, построенные из обожженных кирпичей. Украшены высокоде-тализиро-ванными синими и бирюзовыми линейными и геометрическими узорами глазурован-ной плитки.  

     




    Памятники  

    Сооружения  

    Произведения и т.п.  

    городища Токсанбай, Айтман, Манай-сор  

     Святилища Слабодчики  и Велижаны. 

    Самаркандский шахристан (60 га), городище Ак-Бешим.  

    Хорезмийские средневековые замки – Тешик кала, Якке-Парсан, Мервские замки.  

     

     

     Памятник Ибн Сины  

     мечети МагокиАттари , Обсерватория Улугбека, Соборная мечеть Биби-Ханум  

    Живопись в Пяджикенте, живопись Варахши. Сасанидские серебренные блюда (Аниковское блюдо).  

     

     мавзолей Мир-Сайд Бахрам,  мечеть Чар-Сутун, Мавзолей Саманидов 

    Мечеть Омара, мечеть Аль-Акса, Купол Скалы, Храмовая гора  

     

     Памятники Низами , памятник Фирдоуси , Мавзолей Исмаила Самани  

    Мемориальный комплекс – Гробница Фердоуси в Тусе, Мешхедский университет имени Фирдоуси. «Шахнаме».  

    Мавзолей Омар Хаяма, г. Нишапур, Иран.  

    Машлишахские астрономические таблицы, календарь, работы в области алгебры и геометрии.  

     

     

     Памятник Шахи Зинда ,Таш Рабат архитектурный памятник   

    караван-сарай Кырк-кыз в древнем Термезе.  

    Дая-Хатын, Ак Бешим, Педжикент, Мечеть Мох, мечеть Чор-Сутун. 

     

     

    Значение   

    Большое значение в экономическом и в военном плане, так как они являлись центром торговли, а также выполняли роль защитных сооружений. Кроме того, такие центры, сооружения и памятники выполняют культурно-историческую роль.  

    Ученные Средней Азии в средневековье славились своим новым и передовым подходом к изучению множества дисциплин, начиная от искусства и заканчивая точными науками (математика, физика, медицина), поспособствовали развитию данных отраслей, их учения и исследования использовались как основа для новых изучений.  

     Искусство несет в себе отражение феодальной эпохи и истории того времени. А так же составляет культурно-историческую основу народа.  

     Простой народ искал свое внутреннее утешение в ней, тогда как для правительства она служила инструментом манипуляции и причиной начать войну. 

     В арабской литературе на первое место вышел жанр дастана. В Египте с развитием прозы появились исторические романы. В XIX—XX веках в Египте, Ливане, Алжире, Йемене, Тунисе и Марокко наряду с арабской литературой развиваются национальные литературы. С возникновением нового направления в прозе появилось литературное течение «исламский модернизм» 

     Архитектура как один из основыных компонентов культуры народов средней Азии, отражает особенности, традиции, историю и религию. Данных народов. 

    Роль городов в развитии культурной жизни в средневековом Казахстане.

    Казахская народность, прошедшая долгий период формирования, в процессе которого принимало участие множество племен и народов, занимает важное место в истории Евразии и является одним из древнейших этносов. Она является преемницей культурного наследия всех народов, принявших участие в ее становлении, поэтому казахский народ - один из богатейших народов в культурном плане. Культура казахов вплоть до ХХ века оставалась кочевой, но не смотря на это, за многие тысячелетия прошла путь развития не менее сложный и интересный культур других народов. Кочевые казахи выработали свой способ мышления и общественной организации, которая является синтезом познавательных форм Запада и Востока. В результате этого смешения наибольшее развитие получили традиции, обряды и обычаи.

    На территории Казахстана с VI в до начала XIII в. существовали, последовательно сменяя друг друга вплоть до монгольского нашествия, Западно-Тюркский, Тюргешский, Карлукский каганаты, государства огузов, караханидов, кимеков, кыпчаков. После монгольского нашествия, в начале XIII в. сложились улусы Монгольской империи Джучи и Джагатая, давшие затем жизнь Ак-Орде, Моголистану, а позже - Казахскому ханству.

    Все эти государства имели смешанную экономику. Племена скотоводов соседствовали с племенами земледельцев, степь и город дополняли друг друга. Города Тараз, Отрар, Испиджаб, Талхир стояли на Великом Шелковом пути, который соединял в древности и средневековье Запад и Восток: Японию, Корею и Китай с Центральной Азией, Ираном, государством сельджуков, Русью и Византией, Францией и Италией.

    По Великому Шелковому пути распространялись искусство танца и живопись, зодчество и музыка. По нему двигались религии: манихейство и буддизм, христианство и ислам, который начиная с VIII в. становится преобладающей, а затем и единственной религией казахов.

    Все идеи и достижения разных цивилизаций впитывал и перерабатывал народ, живший на территории Казахстана, внося, в свою очередь, в сокровищницу мировой культуры свои достижения в хозяйстве и культуре: мобильное жилище - юрту, седло и стремена для лошади, военное искусство верхового боя, ковровые узоры и серебряные украшения, мелодичные напевы и напоминающую бег степных лошадей музыку. Все это определило целостность и преемственность древней и средневековой истории Казахстана.

    О культуре племен и народностей , населявших территорию Казахстана в период раннего средневековья (VI - XII вв.), сообщают письменные, археологические и эпиграфические (надписи на надгробных камнях) источники.

    Культура племен и народностей VI - XII вв. преемственно связана с культурой племен и народностей предшествующей эпохи и, в зависимости от природных, экономических и политических условий, развивалась неодинаково. Развитию культуры способствовали торговые связи населения Казахстана с Китаем, Средней Азией, Волжской Булгарией, Киевской Русью, которые осуществлялись по Великому шелковому пути. В культуре этого времени характерным является рост городов, подъем городской жизни.

    В X - XII веках в Казахстане шел процесс быстрого роста городов, значительное оживление городской жизни. На карте Казахстана появился ряд новых городов - Карачук, Карнак, Каялык, Еки-Огуз, Ашнас и др. Только в Илийской долине кроме 10 городов предшествующего периода, возникло еще 56 городов. Десятки городских поселений образовались в Чуйской и Таласской долинах, а также на Сырдарье.

    С развитием феодальных отношений средневековые города меняли свою планировочную структуру. Вместо древних городов-крепостей появились укрепленные цитадели, окруженные кольцом оборонительных стен. Цитадели Средней Азии назывались шахристаном, где находились культовые здания, базары, жилые дома знати. При дальнейшем росте экономического значения городов в низ стали возникать предместья - рабады, заселенные беднотой.

    Крупнейшим из казахстанских городов был Отрар. По сравнению с VI - IX вв. площадь его увеличилась в несколько раз, вместе с рабадами он занимал около 200 гектаров. Стены окружали не только шахристан, но и рабад.

    В одном дневном переходе от Отрара находился округ Шавгар. Это территория современного Туркестана. В XI веке Шавгар пришел в упадок, и столица округа была перенесена в город Ясы, где в конце XII века был построен мавзолей Ходжа Ахмета Ясауи. С тех пор город стал религиозным центром.

    В числе крупных городов юга Казахстана были Испиджаб, Сыгнак. Развалины Испиджаба находятся сейчас недалеко от Шимкента. В X - XII вв Испиджаб был известен как центр транзитной торговли. Сыгнак являлся центром кыпчакского объединения, на его месте сейчас находится городище Сунак-ата.

    Крупнейшим центром политической, экономической и культурной жизни Семиречья был Тараз. В округе Тараз, вдоль рек Талас, Аса и других тянулись цепи городов и поселений - Кулан (Луговое), Мерке, Аспара, Баласагун и др. кулан был крупным центром VII века. В Чуйчкой долине наиболее известным городом была Аспара. В долине реки Или находились города Каялык, Тальхиз, Еки-Огуз и др.

    Таким образом, как письменные, так и археологические материалы, а также памятники архитектуры свидетельсвуют о развитии городской культуры.

    Развитие материальной культуры нашло свое выражение в изготовлении орудий труда. В VI - VIII веках основные виды орудий труда преимущественно изготавливались из железа. Развитие древней металлургии явилось важным стимулом для роста кузнечного дела. В рассматриваемый период, т.е. VI - XII вв., в городах кузнечное дело достигло высокого уровня. Производство орудий, металлической утвари и украшений имело в этот период уже ремесленный характер.

    Развитие материальной культуры происходило в жилище и предметах домашнего обихода. В VI - XII вв. летние жилища были двух типов: юрта, покрытая войлоком, и подвижное жилище на колесах. Они конструктивно отличались друг от друга. Юрта имела круглую форму, состояла из основания - кереге и сферического свода. Подвижное жилище на колесах делалось обычно богато, обтягивалось шелком и узорчатым войлоком. Подвижные жилища принадлежали богатым людям. Зимние жилища строили из глины, дерна, камыша, а в лесных районах - из рубленого дерева.

    Предметами домашнего обихода племен средневекового Казахстана считались: деревянная кровать (тосагаш), сундуки, стеганые одеяла, большой круглый стол, колыбель.

    Развитие феодальных отношений вело к постепенной ломке натурального хозяйства сельских общин. Увеличивался спрос на ремесленную продукцию гончаров, стеклодувов, ювелиров, оружейников, кузнецов, резчиков по дереву, кости, камню. Все шире стала распространяться поливная керамика, которая обжигалась в гончарных печах.

    При раскопках города в слое X - XII веков был обнаружен инструментарий ювелира. Интересная коллекция украшений найдена в Отраре. Это бронзовый браслет с восьмигранными головками на концах, налобная тесьма с нашивными бронзовыми шариками, образующими сложный узор, бусы из полосчатого стекла и голубой пасты, поясная бляшка с арабской надписью.

    Широко использовались в качестве материала кость и рог. Из кости изготавливались амулеты, рукоятки для ножей, игральные кости, заколки, булавки, пуговицы.

    Высокохудожественные изделия из металла, драгоценных камней, бусы из перламутра, кораллов и лазурита, изделия из нефрита и зеркала являлись предметами транзитной торговли между странами.

    К духовной культуре мы относим продукты деятельности человека в сфере сознания. Это в первую очередь язык, письменность, устное творчество и литература, наука и искусство, религия.

    Начавшиеся в VI в., бурные политические процессы, приведшие к расцвету, а затем и упадку Тюркского каганата, значительно изменили лингвистическую карту Казахстана. В VIII-X вв., ирано-язычные кочевники Средней Азии и Южного Казахстана под влиянием тюркских племен Жетысу переходят на огузский язык, выделившийся из восточной группы тюркских языков. Из этой же группы выделяются карлыкский, уйгурский, а также огузо-уйгурские языки народов Алтая и Сибири. В то же время на базе кангарского языка начинает складываться кыпчакский (древне-казахский) язык, а булгарский распадается на два диалекта - камских и азовских булгар.

    В VI-VIII вв. среди тюрко-язычных племен Казахстана существовала устно-поэтическая традиция, восходящая к еще более ранней эпохе. Фольклор находил свое выражение и в поэтической, и в прозаической форме. Раннюю форму народного творчества представляют бытовые песни, связанные со свадебными и похоронными обрядами, народный календарь, а также исторические предания, легенды, сказки, пословицы, поговорки и загадки.

    Письменная литература развивалась преимущественно в городах. Однако литературный язык оставался пестрым, неоднородным. В XI-XII вв. появляются уже крупные литературные произведения. Крупнейшим произведением поэтического творчества этой эпохи является поэма «Кутатгу билик» (Благодатное знание). Она написана Юсуфом Хас-хаджибом из Баласагуна для одного из правителей Караханидского государства Сатук Богра хана.

    Значительное место в культурной жизни городского населения занимали произведения дервишских поэтов, проповедников культа ислама. Среди этих писателей наиболее крупным был Ходжа Ахмет Яссави, проповедник ислама XI-XII вв. С его именем связана мечеть, построенная Тимуром в конце XIV-начале XV вв. в Туркестане. Он написал сборник стихов «Дивани Хикмет» (Книга о премудрости).

    Младшим современником, учеником и единомышленником Яссави был Сулеймен Бакыргани, известный так же как Хаким Ата. Книга Сулеймена Бакыргани, написанная под влиянием «Дивани Хикмет», называется «3амму назир китабы» (Книга о конце света). Основная мысль произведения - все на Земле и хорошее и плохое, создано по воле Бога. Когда наступит конец света, погибнут все грешные и святые, ангелы и черти, вся Вселенная, останется лишь Бог, который вновь создаст мир, и все возвратится к жизни.

    Кроме литературы и устного творчества, в городах Казахстана широкое распространение получают научные знания. Знания кочевников по астрономии, географии и другим естественным наукам в средние века получают новое оформление в виде научных трактатов, большая часть из которых, к сожалению, до нас не дошла. Нам известны имена многих ученых - уроженцев Казахстана, но особое место среди них занимает Абу Насыр Аль-Фараби. Аль-фараби был ученым-энциклопедистом, внесшим значительный вклад почти во все отрасли научных знаний. Все науки он разделял на теоретические (логика, естествознание, математика) и практические (этика, политика). Его перу принадлежит множество трактатов по философии, логике, математике, медицине, астрономии, социологии, юриспруденции, физике, теории музыки. Продолжив и развив учение Аристотеля, Аль-Фараби при жизни удостоился почетного звания «Второй учитель» (после самого Аристотеля).

    Кроме Аль-Фараби земля Отрара воспитала еще двух знаменитых ученых того времени. Аббас Жаухари, также родившийся в Отраре, занимался астрономией и математикой, вместе с Аль Хорезми принимал участие в составлении астрономических таблиц, и сегодня поражающих своей точностью.

    Лингвистикой и географией занимался Исхак Аль-Фараби, другой земляк Абу Насыра. Известным географом был Жанак ибн Хакан-ал-Кимаки, родившийся на берегах Ертиса. Но особое место в этом списке по праву принадлежит прекрасному лингвисту и географу Махмуду ибн ал-Хусаин ибн Мухаммед Ал- Кашгари, автору «Диуани лугат ат-тюрк» (Словарь тюркских языков.

    Таким образом, мы видим, что средневековый Казахстан был одним из научных центров тогдашнего мира.


    написать администратору сайта