Главная страница
Навигация по странице:

  • « Слово о полку Игореве» в литературе, музыке и живописи. Работу выполнил ученик 10 класса МБОУ Глуховской СОШ

  • «Слово о полку Игореве» в литературе, музыке и живописи. Слайд 1 Название работы

  • Слайд 2 Эпиграф, Белинский

  • Слайд 3 “Слово” в литературе.

  • Слайд 5 Жуковский

  • Слайд 8 “Слово” в музыке

  • Слайд 10 Опера «Князь Игорь»

  • Слайд 11 Фрагменты оперы

  • Слайд 12 “Слово” в живописи.

  • Слайд 14,15 Декорации Рериха

  • Слайд 16, 17 Декорации Рериха

  • Слайд 18, 19,20,21

  • Слайд 22, 23 Голиков, палехская роспись

  • Слайд 24, 25, 26 палехская роспись

  • Слайд 28, 29 ,30 Гравюры Фаворского

  • Слайд 31, 32 Гравюры Фаворского

  • Слайд 34 Васнецов БАЯН

  • Перов Плач Ярославны

  • Слайд 38 К.Васильев

  • Слайд 43

  • слово о полку игореве. Литература и искусство Слово о полку Игореве


    Скачать 64.5 Kb.
    НазваниеЛитература и искусство Слово о полку Игореве
    Анкорслово о полку игореве
    Дата27.09.2022
    Размер64.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаslovo_o_polku_igoreve.doc
    ТипЛитература
    #701052

    Научно-практическая конференция по литературе

    «Роль книги в формировании духовно и эстетически развитой личности»

    Литература и искусство

    « Слово о полку Игореве»

    в литературе, музыке и живописи.

    Работу выполнил

    ученик 10 класса

    МБОУ Глуховской СОШ

    Столяров Роман

    Руководитель: Афанасьева А.А.

    Ноябрь, 2011г.

    Литература и искусство.

    «Слово о полку Игореве» в литературе, музыке и живописи.

    Слайд 1 Название работы

    "Слово о полку Игореве" - живое явление не только литературы древней, но и новой - XIX–XX веков. Образы "Слова" использованы в стихах о России А.Блока и в произведениях И.Бунина, в стихах Прокофьева, Тычины, Рыльского, Бажана и многих других.

    "Слово" является основой сюжета оперы А.П. Бородина "Князь Игорь". К этому произведению обращались такие художники: Н.Рерих, В.Васнецов и В.Фаворский. Время не властно над таким бессмертным произведением, как « Слово о полку Игореве».

    Слайд 2 Эпиграф, Белинский

    Общение со “Словом” всегда рождает в человеке глубокие мысли, сильные переживания, будит душу и воображение. И это понятно. “Слово” - юность русской литературы, юность мечтаний, благородных порывов, страстного стремления помочь Отчизне, стремления к героическим поступкам. Вот почему оно необыкновенно свежее, как прекрасный полевой цветок.

    «Прекрасным благоуханным цветком славянской поэзии» называл “Слово” В.Г. Белинский. И таковым оно остается до сих пор. И поэтому неудивительно, что уже более двух веков “Слово” находится в поле зрения переводчиков, поэтов, художников, композиторов.

    Слайд 3 “Слово” в литературе.

    “Слово о полку Игореве” стало живым явлением не только литературы древней, но и новой – XIX-XX веков. Поэты не только переводили, но и использовали его образы в своих произведениях.

    Слайд 4 Радищев

    Поэтические инкрустации из “Слова” вносили в свою поэзию Радищев (в “Песнях, петых на состязаниях в честь древним славянским божествам”),

    Слайд 5 Жуковский

    В. Жуковский (в “Певце во стане русских воинов”), А.С. Пушкин (в поэме “Руслан и Людмила”),

    Слайд 6 Рылеев

    К. Рылеев (в стихах “Боян”, “Владимир Святой”, “Рогнеда”), А. Островский (в драме-сказке “Снегурочка”).

    Слайд 7 БЛОК

    С удивительным искусством использованы образы “Слова” в стихах о России А. Блока и в произведениях И. Бунина. Образы “Слова…” несут в себе удивительную поэтическую силу, они использовались поэтами наряду с образами народной поэзии. Внесённые в современную поэзию, они помогают ощутить связь времен, извечность патриотических чувств, вечность пейзажей нашей Родины – особенно степных.

    “Слово” переводили многие художники слова: Жуковский, Майков, Бальмонт, Заболоцкий.

    Слайд 8 “Слово” в музыке

    Слайд 9 А.П. Бородин

    “Первоклассный химик, которому многим обязана химия…”

    “Равно могуч и талантлив как в симфонии, так и в опере, и в романсе”.

    “Основатель, охранитель, поборник женских врачебных курсов, опора и друг учащихся”

    Так говорили современники, Д.И. Менделеев, В.В. Стасов и первые русские женщины-врачи, об одном и том же человеке – Александре Порфирьевиче Бородине, который был и гениальным композитором, и одним из создателей органической химии, и выдающимся педагогом.

    Две страсти владели Бородиным: страсть к химии и страсть к музыке. Химики жаловались, что музыка отвлекает Бородина от науки, а товарищи по искусству сетовали на то, что наука не дает ему заниматься музыкой.

    Слайд 10 Опера «Князь Игорь»

    Много научных открытий принадлежит Бородину. Им создано большое количество музыкальных произведений, но самой заветной мечтой Бородина, по его признанию, было написание эпической русской оперы.Этой мечте суждено было осуществиться.

    Сочинение оперы Бородин начал в конце 60-х годов XIX века. Музыкальный критик Стасов предложил ему в качестве сюжета “Слово о полку Игореве”. Это увлекло композитора. Так началась вдохновенная и кропотливая работа композитора над оперой “Князь Игорь”. Бородин изучал русские летописи, исследования о половцах, русские народные песни и сказания, песни тюркских народов и многое другое. Но верность исторической правде не заслонила от Бородина высокую поэзию основного источника. Литературный памятник и лег в основу оперы “Князь Игорь”.

    Слайд 11 Фрагменты оперы

    Бородин увидел в “Слове” не просто поход одного из русских князей против половецких ханов, а мощное движение целого народа против варварского нашествия. Опера называется “Князь Игорь”. Но Игорь представлен в ней не как отдельный человек, а как выразитель воли многих тысяч русских людей.

    Для Игоря быть князем – значит служить русской земле, охранять ее, бороться с ее врагами. Игорь – это воплощение идеи патриотического долга, воплощение чести

    Слайд 12 “Слово” в живописи.

    Благодаря талантливой музыке, её оригинальности, опера “Князь Игорь” занимает одно из первых мест в русской классической музыке. Но опера – это необыкновенный музыкальный жанр. Это жанр, в котором сочетаются театральное действо, музыка и живопись.

    Слайд 13 Рерих

    Шумный, заслуженный успех выпал на долю Рериха в 1909 году, когда в парижском театре открылся первый “русский сезон”. В оформлении Рериха шли “Половецкие пляски” из оперы “Князь Игорь” Бородина.

    Слайд 14,15 Декорации Рериха

    Французский мастер Жак Бланш писал газете “Фигаро”: “Я не имею чести лично знать Рериха. Я сужу о нём только по декорациям в “Шатле” и нахожу их чудесными…Что касается декораций “Игоря”, то уже с самого начала это сплошное очарование для взора.”

    Слайд 16, 17 Декорации Рериха

    Успех Рериха приветствовали и соотечественники. В.Серов писал Николаю Константиновичу: “Поздравляю Вас с успехом Ваших декораций в Париже – они мне очень понравились”.

    Слайд 18, 19,20,21 “Путивль”, “Двор Галицкого”, “Терем Ярославны”.

    В 1908 – 1909 им написаны эскизы “Путивль”, “Двор Галицкого”, “Терем Ярославны”.

    Слайд 22, 23 Голиков, палехская роспись

    “Слово о полку Игореве” - литературное произведение. А литературное произведение живёт в книге. Всякую книгу делают богаче, украшают иллюстрации. Особенно известны иллюстрации к “Слову”, выполненные палехским художником Иваном Ивановичем Голиковым.

    Слайд 24, 25, 26 палехская роспись

    Палехская миниатюра – народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области.

    Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше.

    Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.

    Слайд 27 Фаворский

    Известны гравюры Владимира Андреевича Фаворского.

    Владимир Андреевич Фаворский – российский художник-график, монументалист, театральный художник, теоретик искусства, иллюстратор, создатель школы отечественной ксилографии, то есть гравюры на дереве. Он стал виртуозом в этой технике, нарезал более 5 сотен больших гравюр.

    Богатый арсенал приёмов, которым владел мастер, способствовал содержательной простоте, ясности, лиризму его произведений. В. Фаворский четырежды иллюстрировал “Слово о полку Игореве”.

    Слайд 28, 29 ,30 Гравюры Фаворского

    Впервые он делает гравюры к этому произведению в 1937 году, продолжил эту работу после войны, когда “Слово…” зазвучало с новой силой как поэтическое свидетельство славы русского народа. За эти иллюстрации в 1962 году ему была присуждена Ленинская премия.

    Слайд 31, 32 Гравюры Фаворского

    Люди, живущие на гравюрах, полны человеческих страстей и в лучшем смысле психологичны. Герои поэмы живут, действуют среди природы, их жизнь находит отклик и в ней.

    Слайд 33

    Как чудесно выражены близость человека к природе, поклонение её силам в сцене “Плач Ярославны”! Покоряет затихшее безбрежье далей – к ним обращено слово человека. Поэтичный речитатив Ярославны находит полнозвучный отклик и в заречных кущах, и в водах Днепра, и в сиянии солнца:

    Полечу кукушкою по Дунаю,
    омочу бобровый рукав в Каяле-реке,
    утру князю кровавые его раны
    на могучем его теле.

    Главное достоинство гравюр Фаворского в том, что они органично слиты с книгой, с текстом. Точность и глубина мысли – вот первейшее качество книжной гравюры.

    Гравюры Фаворского к “Слову” не отвлекают, а помогают читать. Как заметил И.С.Ефимов, “слёзы капают на такие рисунки, живёт русская душа”.

    Слайд 34 Васнецов БАЯН

    Сюжеты “Слова” широко использовались в русской живописи. Стоит вспомнить картину Виктора Михайловича Васнецова “Баян”,

    Слайд 35 Перов Плач Ярославны

    картину Василия Григорьевича Перова “Плач Ярославны”,

    Слайд 36 Борис Ольшанский и 37 слайд

    картины Бориса Ольшанского,

    Слайд 38 К.Васильев

    произведение Константина Васильева.

    Слайд 39 Васнецов

    Особенно знаменита картина Виктора Михайловича Васнецова “После побоища Игоря Святославича с половцами”.

    Слайд 40 Картина

    Большое историческое полотно было закончено Васнецовым в 1880 году. В этом произведении, воскрешавшем далёкое прошлое, нашли своеобразное отражение мысли и чувства, волновавшие современников художника. Васнецов в прекрасной воинской повести, проникнутой печалью, - “Слово о полку Игореве” - нашёл мысли и образы, которые были созвучны его времени.

    Эпиграфом к произведению Васнецова являются строки “Слова”:

    Пали полки Игоревы.
    Тут кровавого вина недостало,
    Тут пир окончили храбрые русские,
    Сватов напоили и сами полегли
    За землю Русскую.

    Будучи художником лирического склада и горячо любя родину, Васнецов нашёл в “Слове” поэтические мотивы для будущего своего произведения. Его картина – эпически величественное произведение, вызывающее глубокое преклонение перед героической гибелью павших за Родину героев.

    Торжественное безмолвие царит на поле брани. Степь покрыта телами убитых воинов – русских и половцев. Величественно покоятся русские богатыри. Они пали смертью героев. Глубокое впечатление оставляет могучий богатырь, упавший с широко раскинутыми руками, и прекрасный юноша, пронзённый стрелой в сердце. Эти образы определяют идею картины – величие, благородство и красоту совершённого подвига.

    Большую роль в картине “После побоища” играет пейзаж. Он поэтичен и эпически глубок. Весь тон пейзажа с мрачными грозовыми тучами, тяжёлой синей пеленой, царящая мёртвая неподвижность, которую не нарушают сцепившиеся в схватке орлы, тревожно-сумрачный облик восходящей луны выражают вдохновенные образы “Слова”. Весь строй картины и её живописное решение поэтичны и выразительны. Оно идёт от образности и настроения “Слова”

    Слайд 41 Баян

    Умирая, человек продолжает жить, - он живёт в своих делах. И важно отметить, что в человеке жило, живёт и будет жить только лучшее. Лучшее в человеке бессмертно. Ещё более это относится к памятникам искусства. Лучшие произведения искусства и, в частности, лучшие произведения литературы продолжают участвовать в жизни народа.

    Слайд 42 «Слово…»

    Вот почему “Слово”, продолжающее жить в произведениях XIX–XX веков, мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере и современной литературы. Оно живо и действенно, заряжает поэтической энергией, учит литературному мастерству и любви к Родине.

    Более чем семь с половиной веков живёт “Слово” полнокровной жизнью, и сила его воздействия не только не ослабевает, но всё возрастает и расширяется. Такова власть над временем “Слова о полку Игореве”, его живой связи с мировоззрением и творчеством всего народа.

    Слайд 43 Использованная литература.

    1. Д.Лихачёв. “Слово о полку Игореве” - героический пролог русской литературы” - Ленинград, изд. “Художественная литература”, 1967г.

    2. П.Беликов, В. Князева “Рерих” ЖЗЛ – М.: Белая гвардия, 1973 г.

    3. М.Ильин, Е.Сегал “Александр Порфирьевич Бородин”- М.: Правда,1989 г.

    4. М.Третьякова “Русская музыка 19 века” - М.: Просвещение, 1976г.

    5. “Слово о полку Игореве” в гравюрах В.А.Фаворского – М.: Искусство, 1987 г.

    6. Древнерусская литература.- М.: Дрофа: Вече, 2002 г.

    7. Ресурсы сети Интернет.


    написать администратору сайта