Главная страница

вопросы 20 в. Литература на рубеже 1920 вв. основные направления, их характеристика


Скачать 118.55 Kb.
НазваниеЛитература на рубеже 1920 вв. основные направления, их характеристика
Дата18.01.2019
Размер118.55 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлавопросы 20 в.docx
ТипДокументы
#64154
страница5 из 5
1   2   3   4   5




Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,

Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,

Пройти по всей земле горящими ступнями,

Всё воспринять и снова воплотить.

К искусству парнасского типа восходит существенная для поэтики Волошина ориентация на зрительное восприятие. Его тексты

отличает господство изобразительного начала, прежде всего, передача формы и цвета, «пластики».

Облик крымской земли, где Волошину виделись тени древней

Эллады,— той восточной части полуострова, что называлась Киммерией, был запечатлен им в слове раньше, чем в

краске. Таковы проникновенные строфы цикла «Киммерийские сумерки» (1907), украсившие первый сборник. Сквозной мотив покрывшей крымские предгорья «седой полыни», «желчи» закатов, «горькой соли» волн — иносказания печали от разлуки с любимой. Стихи о Киммерии — одна из вершин волошинской лирики; эмоции современной души, слитые с древним преданием и освященные «гением места», воплощены здесь с редким совершенством стиха.

Циклы, которые объединит вторая (неизданная) книга поэта — обращенная к Дмитриевой любовная лирика «Блужданий», пейзажи «Киммерийской весны»— являли примеры блестящего владения формой, богатства метафорики, строфические изыски.

В стихах первых военных лет (вошли в сборник «В год пылающего мира» 1915) пацифистские настроения и мистическое восприятие катастрофы были усилены антропософскими влияниями: начало войны поэт встретил в Швейцарии, в кругу съехавшихся из разных стран приверженцев Штейнера.

В шести новых стихотворениях о Париже Волошин скорее эстет, любующийся великим городом в дымке истории, чем выразитель его нынешних бед. Как вселенская катастрофа война осознается в стихах, обращенных к Белому, здесь встают образы Апокалипсиса, видений Страшного суда и Второго пришествия, возникает фольклорный мотив кровавого сева, изранившего землю («Посев»).

Идея всечеловеческого братства определит поведение поэта и в первые послеоктябрьские годы. В стихах 1915 г. трагический образ вовлеченной в войну России, причитающей «голосом бабьим Над трупами сыновей», во многом навеян Некрасовым, славянофилами, Тютчевым. Страна видится Волошину «в лике рабьем». Гражданственный пафос, открытая публицистичность, впервые проявившиеся в стихах о 1905 г. и усилившиеся «в год пылающего мира», станут преобладающими в десятилетие, начатое событиями Октябрьской «смуты».

С 1917 г. «вселенское» и «родное» меняются в сознании Волошина местами, теперь его мысль и слово всецело обращены к России. Иным становится и выбор знаков: метафоры, отсылающие ко временам Французской революции, иссякают; усиливаются мотивы национального прошлого, аллюзии текстов Достоевского. Образы «Бесов», «Подростка», эпилога «Преступления и наказания» возникают во многих стихотворениях рубежа 1917—1918 годов.

Все чаще обращается Волошин к страницам отечественной истории, соотнося ее с настоящим. Размах реминисценций велик —

от скифов причерноморского «дикого поля» до последних российских самодержцев.

Присущие волошинской стихотворной публицистике страстная убеждённость, энергия мысли, экспрессия слова покоряли.

Среди стихов, ходивших во множестве списков, звучавших в авторских выступлениях, особенно известной стала тогда «Святая

Русь». Даже эта — «бездомная, гулящая, хмельная», «во Христе юродивая Русь» — стоит низкого поклона поэта и его благословения.

Волошин стремился содействовать в годы гражданской войны сохранению ценностей науки и культуры. Он участвовал в работе крымских органов народного образования, охраны памятников искусства и частных библиотек, комиссии помощи ученым, читал лекции в Народном университете Севастополя.

Наиболее близка была дару поэта стихия открытого лиризма; ориентированная на восприятие слушателя, волошинская «одическая» поэзия возвращала жанру давнюю возможность содержания обличительного. Голос поэта — осуждая, негодуя, сострадая — становился в годину бед гласом народным. Волошинское слово оказалось особенно мудрым, прозорливым, властным.

У позднего Волошина канонические размеры не раз оттеснит свободный стих как еще одно средство усилить эмоционально-

смысловую выразительность речи, приблизить ее к слушателю. Риторичность слова, его пылкая экспрессия порой уступают сухой протокольной записи происходящего; таково, например, изображение «распорядка» работы карателей, деловито вершащих массовые казни

Особое выражение предоктябрьская эпоха нашла в поэзии Волошина, организационно не связавшего себя ни с какими литературными группировками. В начале творческого пути Волошин примыкал к символистам, печатался в символистских журналах «Весы», «Золотое руно», сотрудничал с акмеистами в «Аполлоне». Начало века было для Волошина периодом становления его как поэта и художника.

Одна из основных тем их - «просторы всех веков и стран»; лирический герой Волошина - «странник и поэт, мечтатель и прохожий». Особое место в лирике Волошина занимают стихи, написанные поэтом во время путешествий по горам Восточного Крыма. В мыслях Волошина органически слились темы природы, истории с темой человека. О неразрывном единстве творческого и человеческого «Я» с любимой поэтом восточно-крымской землей говорится во многих его стихах того времени. Поэзия раннего Волошина в основном носила описательно-созерцательный характер. Это была лирика раздумий над жизнью человечества, над судьбами ушедших культур. По стилю лирика Волошина 1910-х годов была импрессионистической. Его лирический герой сосредоточен на своем внутреннем мире, в «блужданиях» своего духа. Волошин в те годы все-таки испытал влияние поэтического стиля символистов, в котором много туманной изысканности поэтических образов, таинственной неопределенности, недосказанности, музыкальной напевности стиха. Поэтические интонации Брюсова, Блока, влияние философской лирики В. Соловьева чувствуются во многих стихах Волошина.

Огромное воздействие на Волошина оказала революция 1905-1907. Он был в Петербурге 9 января и видел войска на Невском, оказался свидетелем расстрела безоружных людей. Для него девятое января знаменовало крах идеи самодержавия. Война самодержавия с народом на всю жизнь оставила след в душе поэта. Реальные события первой русской революции отразились в творчестве Волошина неоднозначно. В его сознании они как бы включали опыт прошлых веков, вызывали философские раздумья, тайные «прозрения», отражаясь сквозь призму сложного, подчас причудливого мира души поэта. Именно в годы революции сформировалось отрицательное отношение поэта ко всякому насилию человека над человеком, бунтарское свободолюбие, пророческая дальнозоркость и характерная для него, не раз проявлявшаяся социальная близорукость. В годы реакции Волошин обнаруживает интерес к буддизму, теософии, оккультным знаниям. Впоследствии поэт назовет свои духовные искания того времени «блужданиями духа». Поэтому лирический герой многих стихов его - «прохожий, близкий всем, всему чужой». Теософия - религиозно-мистическое учение о единении человеческой души с божеством и о возможности непосредственного общения с потусторонним миром. Но при этом Волошин продолжает раздумывать о судьбах революции; мысль о неизбежности новой революции не покидает его. Творчество Волошина 1910-х годов отразило настроения той части честной русской интеллигенции, которая, замкнувшись в отвлеченных, книжных представлениях о жизни, опираясь подчас на эмоциональное восприятие происходящего, испытала на определенном этапе развития острой классовой борьбы чувство неуверенности, растерянности перед реальностью опрокинувшей ее абстрактно-гуманистическое восприятие жизни. События Октября 1917года заставили Волошина многое пересмотреть в своей общественной позиции и во взглядах на искусство. Чуждавшийся тем политических, современных, избравший в 1910-е годы позицию наблюдателя жизни, Волошин теперь раздумывает о позиции художника, долге, проблемах поэзии. Эти мысли, переживания поэта отражены в стихах 1918-1919 гг., объединенных Волошиным под названием «Пути России». Но политические темы поэт разрабатывает опосредованно, через исторические аналогии из стихийно-народных движений Разина и Пугачева.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта