презентация. Prezentatsia_древнерус. литература. Литература Название презентации Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
Скачать 1.62 Mb.
|
Древнерусская литератураНазвание презентации «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» Древнерусская литератураМагнитогорск, 2020 Древнерусская литература – это русская литература первых веков её существования. Это литература XI-XVII веков.988 год - Русь принимает христианствоЭто литература духовная, главное назначение которой — осмысление христианской сущности человека и православной картины мира.Русская словесность первых семи веков своего существования была христоцентрична и ориентирована прежде всего на Новый Завет. В центре ее находится скромная жизнь одного лица — Христа.Д. С. Лихачев –Д. С. Лихачев –ведущий исследовательдревнерусской литературы.Древнерусская литература — священнодействие. Читатель был в каком-то отношении молящимся. Перед книгой испытывал благоговение.Книга как икона.Но в отношении к произведению возникало и противоположное: глумление, ирония, скоморошество.Пышный двор нуждается в шуте; придворному церемониймейстеру противостоит балагур и скоморох.Яркий представитель этого противоположного начала в литературе — Даниил Заточник, перенесший в свое «Слово» приемы скоморошьего балагурства. Даниил Заточник высмеивает в своем «Слове» пути к достижению жизненного благополучия, потешает князя и подчеркивает своими неуместными шутками церемониальные запреты. В средневековой литературе вообще существуют и контрастно противостоят друг другу два начала. Первое — это начало вечности; писатель и читатель осознают в ней свою значительность, свою связь со вселенной, с мировой историей. Второе начало — начало обыденности, простых тем и небольших масштабов, интереса к человеку как таковому. Древнерусская литература носила рукописный характер. В XI–XIV вв. материалом для письма служил пергамен (телячья кожа особой̆ выделки). Бумага появляется на Руси только в конце XIV в. и к XVI в. окончательно вытесняет пергамен. Писали чернилами и киноварью. До середины XIX в. для письма использовались гусиные перья. Абзацы рукописи выделялись красной̆ киноварной буквицей – инициалом, заголовком – «красной̆ строкой» в буквальном смысле этого слова. Слова, часто встречающиеся, писали сокращенно под особым надстрочным знаком – титлом. Почерк XI–XIII вв. в науке носит название устава – это спокойный̆, торжественный̆ почерк. Со второй̆ половины XIV в. в употребление входит бумага, и устав постепенно уступает место полууставу. Это письмо более беглое и менее строгое. В конце XVI в. в широкое употребление входит скоропись. Это наклонное письмо, где буквы соединяются, а многие известные читателю слова подвергаются сокращению, поэтому скоропись экономит и материал. Кроме пергамена и бумаги, в качестве материала для письма употреблялась берёста (березовая кора). Основной̆ тип древнерусской̆ книги – объёмная рукопись, составленная из отдельных тетрадей̆, затем переплетенных вместе. Переплеталась такая рукописная книга в деревянный̆ переплет, обтянутый̆ тиснёной̆ кожей̆. Отсюда фразеологический̆ оборот – «прочитать книгу от доски до доски». Для сохранения рукописи к переплетам прикреплялись кожаные завязки или металлические застежки. По углам и в середине переплета для предохранения его от порчи помещались так называемые «жуки» – металлические бляхи из бронзы или меди. Древнерусские книгиДревнерусские книгиСтраницы из древнерусских книг Древнерусские книгиДревнерусские книгиНовгородская первая летопись Лист пергамена структура (север, запад, юг, Пергаментный свиток Рукописный характер литературы обусловил, во-первых, то, что художественный текст мог изменяться во времени. До наших дней дошло очень мало оригиналов-автографов (архетипов). Большинство известных списков (т. е. рукописных копий) — это изводы (т.е. списки, отличающиеся некоторыми языковыми и орфографическими особенностями) и редакции (варианты текста, возникшие в результате его переработки, изменившей стиль, объем, содержание произведения). Рукописный характер определил анонимность древнерусской литературы. По нравственным нормам того времени считалось нескромным увековечивать свое имя в произведениях. Чтение должно было учить праведности и мудрости, давать образцы для подражания. Воспитательная и поучительная направленность произведений проявилась не только в содержании, но и обусловила такую стилистическую особенность древнерусской литературы, как дидактизм. К специфическим особенностям средневековой̆ русской̆ литературы относится также публицистичность и злободневность. Всемирно известный исследователь Д.С. Лихачев выделяет в истории древнерусской литературы три основных стиля, которые определяются особенностями художественного метода в каждую определенную эпоху: XI-XIII века — господство монументального историзма: XIV-XV века — преобладание эмоционально-экспрессивного стиля; XVI век возрождает монументализм, стиль идеализирующего биографизма. Для монументального историзма характерно стремление во всем временном, преходящем, в частных явлениях находить отражение вечного, общего. В житиях святых воплощаются закономерности жизни библейских святых. Для летописцев история Руси представала частью мировой истории, а история человечества проходила под знаком борьбы света и тьмы, Бога и дьявола. Важным принципом художественного метода литературы Древней Руси является и средневековый историзм. Выражается он в том, что произведения всегда прикреплены к конкретному историческому событию или лицу (причем как исторически действительные, реальные, воспринимались даже рассказы о видениях и чудесах). Правдивое изображение их героических и духовных подвигов должно было побуждать к подражанию. Каждое произведение в какой-то мере находит свое географическое место и свою хронологическую веху в истории мира. Все произведения могут быть поставлены в один ряд друг за другом в порядке совершающихся событий: мы всегда знаем, к какому историческому времени они отнесены авторами. Поэтому реальное — мировая история, реальное географическое пространство — связывает между собой все отдельные произведения. Художественный метод и поэтика древнерусской литературы во многом определялись литературным этикетом (или литературными канонами). Социальная жизнь патриархального средневекового общества подчинялась обрядам, ритуалам. Из упорядоченных общественных отношений обрядовость, этикетность проникают и в мышление человека, в литературу. Возникают литературные каноны языка: в зависимости от предмета изображения применяются соответствующие языковые формулы. Существовал и литературный этикет ситуаций: в житии обязательно рассказывалось о детстве святого, благочестивых родителях, о его смиренном служении Господу, о чудесах; перед мученической смертью святые “обязаны” были произносить речи, свидетельствующие об их кротости, любви к Богу. В древнерусской литературе повторяются типы поведения, повторяются отдельные эпизоды, повторяются формулы, которыми определяется то или иное состояние, события, описывается битва или характеризуется поведение. Это не бедность воображения — это литературный этикет. Автор — церемониймейстер, он сочиняет «действо». Его герои — участники этого «действа». Церемониален князь, епископ, боярин, церемониален и быт их дворов. Даже быт крестьянина полон церемониальности. Мир казался незыблемым и упорядоченным, и литература должна была закреплять этот исконный порядок. Каноничность древнерусской литературы не имеет ничего общего с шаблонностью, с механическим повторением. Существовали и особые принципы изображения положительных и отрицательных героев. В средневековой литературе человек либо абсолютно добр, либо абсолютно зол. Положительный — всегда идеализированный — герой был эталоном добродетели, воплощением самых ценных человеческих качеств: благочестия, одухотворенности, любви к Отечеству и готовности ради него пожертвовать собой, благородства, мужества. Для отрицательных героев существовали свои каноны: чаще всего их сравнивали со зверями, которые хотят поглотить праведных, злодеев искушал дьявол. Особенностью художественного метода древнерусской литературы является и символизм. Герои воинских или житийных повестей часто перед решающим событием (битвой, например) проливают потоки слез. Это отнюдь не выражение их слабости. Это символ их благочестия. Слезы по древней христианской традиции — дар Божий, смывающий грехи, знак того, что герой сконцентрировал свои духовные силы. Строгая фактографичность древнерусской литературы сочеталась с идеальным преображением действительности. Задача человеческого познания состоит в том, чтобы разгадать смысл вещей, символику животных, растений, числовых соотношений. Можно было бы привести множество символических значений отдельных чисел. Существовала символика цветов, драгоценных камней, растений и животных. Строгая фактографичность древнерусской литературы сочеталась с идеальным преображением действительности. Задача человеческого познания состоит в том, чтобы разгадать смысл вещей, символику животных, растений, числовых соотношений. Можно было бы привести множество символических значений отдельных чисел. Существовала символика цветов, драгоценных камней, растений и животных. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Древнерусская литература – это литература русского Средневековья, которая прошла в своем развитии долгий̆ семивековой путь, от XI в. до XVII в.
ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 988 г. великий киевский князь Владимир I Святославович принял христианство как государственную религию. На Руси появляется большое количество переводной литературы — сначала из Болгарии, затем из Византии. Прежде всего переводятся богослужебные книги: Евангелие, Апостольские деяния, Псалтырь и др. Система жанров древнерусской̆ литературы была двуедина: церковные и светские жанры, но приоритет имели церковные жанры. Церковная литература строилась на определённом иерархическом принципе. Верхнюю ступень занимали книги «священного писания». Вслед за ними шла гимнография и «слова», связанные с толкованиями «писания», разъяснениями смысла праздников. Затем следовали жития – рассказы о жизни святых. Переводились и произведения византийской патристической литературы. Патристика (сочинения “отцов церкви”, богословов и проповедников) (Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Нисский, Ефрем Сирин). Жития святых (агиография) так же, как и святоотеческая, призвана была наставлять и поучать. Два основных жанровых подвида жития: мартирий — описывающий мученичество и смерть святого (“Сказание о Борисе и Глебе”), и житие-биос — рассказывающее обо всем жизненном пути от рождения до смерти (“Житие Алексея, Человека Божия”, “Житие Феодосия Печерского”). Иногда выделяют оригинальные русские жития — княжеские — с элементами воинской повести («Повесть о житии Александра Невского»). Широко были известны и патерики — сборники рассказов о монахах, отшельниках. Патерик напоминает житие, но рассказывает о самых занимательных и нравоучительных эпизодах из жизни праведников. Своей фантастичностью патерики близки легендам. Наряду с официальными богослужебными книгами распространялись и апокрифы («тайные, ложные» сочинения) — произведения, развивающее темы, идеи и сюжеты Ветхого и Нового Заветов, ориентирующиеся на канонические формы, но по каким-либо причинам не вошедшее в канон. Наиболее известны отрывок из Деяний апостолов о сказочном путешествии Христа и “Хождение Богородицы по мукам”, рассказывающее о конце мира и загробных мучениях грешников. Высоко ценилась на Руси ораторская проза (проповеди, поучения, слова). Жанры красноречия делились на дидактические (нравоучительные) и панегирические (торжественные). Выдающиеся ораторские произведения: “Слово о Законе и Благодати” митрополита Илариона и “Поучение” Владимира Мономаха. Хронографы. Летописи. Изложение исторических событий по годам. “Повесть временных лет” (начало 12 века). Её автор - монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Слово «временных» означает минувших. «Повесть временных лет» – наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII в. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов ХV. Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях Популярностью пользовались и переводные естественнонаучные сочинения: “Физиолог” (рассказы о животных, деревьях, камнях, отражающие средневековые представления об окружающем мире); “Шестоднев” Иоанна Экзарха (в повествовании о шести днях сотворения мира раскрывалось многообразие Вселенной). Популярностью пользовались и переводные естественнонаучные сочинения: “Физиолог” (рассказы о животных, деревьях, камнях, отражающие средневековые представления об окружающем мире); “Шестоднев” Иоанна Экзарха (в повествовании о шести днях сотворения мира раскрывалось многообразие Вселенной). Сборники афоризмов и притч. В сборнике “Пчела” в целях воспитания высокой нравственности приводились слова и мысли из Евангелия, святых отцов, древних светских философов (Сократа, Плутарха, Аристотеля).. Хожения (или хождения) — путешествия, чаще всего по святым местам Палестины и Византии. “Хожение игумена Даниила”. “Хожение за три моря” Афанасия Никитина”. Публицистичность как черта стиля всегда была присуща древнерусским произведениям. Однако жанр публицистики пышно расцветает в XVI в. В центре писем, памфлетов, посланий, челобитных стоят злободневные политические проблемы власти, государственного устройства, отношений между боярством и дворянством. Наиболее даровитые писатели-публицисты — Иван Грозный, Иван Пересветов, Максим Грек, Андрей Курбский и др. Ближе всего к жанрам литературы нового времени стоит древнерусская повесть. Большую популярность в Древней Руси завоевали переводные повести: “Александрия” (о подвигах Александра Македонского), “Девгениево деяние”, “Повесть об Акире Премудром” и др. Оригинальные русские произведения — это исторические и воинские повести: “Повесть о разорении Рязани Батыем”, “Сказание о Мамаевом побоище”. Повести о княжеских преступлениях: “Об ослеплении Василька Теребовльского”. социально-бытовые повести: “О Горе-Злочастии”, “О Савве Грудцыне”; плутовские: “О Шемякином суде”, “О Фроле Скобееве”; сатирические: “Повесть о Ерше Ершовиче”, “Слово о бражнике”. Беллетристика - расцвет этого жанра приходится на XVII век. “Житие протопопа Аввакума” содержит элементы житийной, исторической, социально-бытовой повести. Это и проповедь, и исповедь одновременно. Спасибо за внимание!Название презентации Спасибо за внимание! |