Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2 Тематическое и поурочное планирование Планирование темы

  • Урок 1-2. Вечер в Александринке Цели урока

  • 1. Формулирование цели урока. Мотивационная беседа

  • О комедии как виде драматического искусства.

  • 4. Лексико-орфографическая работа. Введение понятий

  • 5. Рассказ учителя о первой постановке комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» Работа с учебником.

  • Рефлексия. Составление синквейна. Комедия «Ревизор» Заключение.

  • Урок 3-4 «К нам едет ревизор…» Цели урока

  • Ход урока: Формулирование целей урока. Входящий контроль

  • Аналитическое чтение второго действия.

  • 4. Составление синквейна.

  • Литература по прежнему занимает приоритетное место. Нравственные, бытийные, социальные проблемы, затрагивающиеся в ней, предполагают более глубокое и личное восприятии её учеником


    Скачать 91.33 Kb.
    НазваниеЛитература по прежнему занимает приоритетное место. Нравственные, бытийные, социальные проблемы, затрагивающиеся в ней, предполагают более глубокое и личное восприятии её учеником
    Дата05.04.2022
    Размер91.33 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаKursovaya_rabota.docx
    ТипЛитература
    #445542
    страница2 из 3
    1   2   3
    Глава 2. Методические особенности преподавания эпического произведения в средней школе (на примере комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)

    2.1. Художественные особенности комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

    В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь выступает как драматург-новатор. Он преодолевает традиционные приемы поэтики классицизма, приемы водевилей, отходит от традиционной любовной интриги, обращаясь к сатирическому изображению общества, города, вырастающего в грандиозный символ Российского государства. «Я хотел собрать в одну кучу все дурное в России и за одним разом… посмеяться надо всем», – писал Н.В. Гоголь [15]. Попробуем проанализировать сюжетно-композиционную структуру произведения.

    Оригинальность автора состояла уже в том, что экспозиция в комедии следует после завязки. Завязкой пьесы является первая фраза Городничего: «…к нам едет ревизор». И только после этого мы окунаемся в атмосферу жизни уездного города, узнаем, какие там заведены порядки, чем занимаются местные чиновники. Мы узнаем здесь и некоторые подробности: о том, как содержатся постояльцы богоугодных заведений, какие порядки заведены судьей «в присутственных местах», что происходит в учебных заведениях..

    Завязкой реальной интриги комедии, как мы уже отмечали выше, становится первая реплика Городничего. В.И. Немирович-Данченко в статье «Тайны сценического обаяния Гоголя» отмечал необыкновенную смелость и новаторство Гоголя в создании завязки. «Самые замечательные мастера театра, – говорит он, – не могли завязать пьесу иначе, как в нескольких первых сценах. В «Ревизоре» же одна фраза, одна первая фраза: «Я пригласил вас, господа, для того, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор», – и пьеса уже начата. Дана фабула, и дан главнейший ее импульс – страх» [2]. Однако стоит отметить, что страха здесь еще нет. Завязка в пьесе отличается и комедийностью, и сатиричностью, и психологизмом.

    Приезд ревизора – безусловно, неприятное известие, но ситуация традиционна. У Городничего имеется большой опыт в подобных делах (двух губернаторов обманул). Ревизор едет, но его пока не боятся. Инициативу город пока еще держит в своих руках. Однако город уже приведен в движение. Городничий энергично раздает указания чиновникам. Гоголь проявил себя как талантливый драматург, придумав такую завязку, благодаря которой в движение пришли сразу все действующие лица комедии. Каждый из них действует в соответствии со своим характером и своими преступлениями. Также отметим, что ни в экспозиции, ни в завязке пьесы не присутствует сам главный герой.

    Далее в комедии появляются Бобчинский и Добчинский и приносят весть о загадочном постояльце трактира. Здесь Гоголь использует традиционный для комедий образ героев-вестников. Нетрадиционно лишь известие, которое они приносят. Из ничего они творят образ ревизора. Приезд незнакомца кажется им неожиданным, поведение его таинственным (живет, наблюдает, о себе не заявляет). И вот тут-то среди чиновников и начинается смятение, возникает страх. Сцена, изображающая героев-вестников, необычайно важна в художественной ткани пьесы. Часть исследователей считают, что она является своеобразным завершением завязки в реальном конфликте пьесы. Другие критики (обозначившие наличие двух интриг в сюжете – реальной и «миражной») видят в ней завязку «миражной» интриги. Думается, мы можем рассматривать эту сцену как развитие действия после завязки (сообщения Городничего) в реальном конфликте пьесы.

    На очень сложном комизме построена сцена первого знакомства Городничего с Хлестаковым. Сцена эта также является развитием действия и в реальном, и в «миражном» конфликте. Хлестаков чувствует страх, считая что его собираются препроводить в долговую яму. Городничий же считает, что собеседник его отличается хитростью и коварством: «какого туману напустил!». Герои не понимают друг друга, находясь как бы на разных волнах. Но Городничий расценивает все поведение Хлестакова как некую тонкую игру, условия которой он быстро принимает. И начинается соблазнение мнимого ревизора. Для начала Антон Антонович дает ему взятку. Это переломный момент в поведении Городничего. Он преодолевает робость и чувствует себя уже более уверенно. Ситуация несомненно ему знакома и привычна. Затем приглашает пожить в своем доме, посетить богоугодные заведения, уездное училище, острог. Словом, активно действует. Отметим здесь комедийность в развитии конфликта. «С точки зрения здравого смысла героем, ведущим действие, нападающим, атакующим, должен быть ревизор, поскольку он государственный чиновник, который приехал в город с ревизией, с проверкой, а Хлестаков никого не атакует, так как не является ревизором. Он оказывается объектом нападения, его по нелепому стечению обстоятельств приняли за ревизора, и он как может отражает это нападение. Героем, ведущим действие, оказывается Городничий. В основе всех его действий одно стремление: обмануть ревизора, создать видимость благополучия, не дать возможности ни одному человеку в городе сказать ревизору о должностных преступлениях. <…> Все это «наоборот» пройдет через все наиболее важные моменты в развитии конфликта»[3].

    События третьего действия представляют собой также очень этап в развитии конфликта. Хлестаков, вероятно, начинает догадываться, что его принимают за важную государственную персону, и начинает играть эту роль, очень непринужденно. Он рассказывает о своей столичной жизни и завирается до такой степени, что полностью разоблачает себя. Сцена вранья является кульминацией в саморазоблачении героя. Однако Городничий и остальные чиновники принимают ложь героя как должное. В чем же причина подобного поведения? Как отмечают исследователи, «страх подготовил почву для обмана. Но обмануло чистосердечие Хлестакова. Опытный плут навряд ли бы провел Городничего, но непреднамеренность поступков Хлестакова сбила его с толку. <…> …Во всех случаях – даже в минуту самого невероятного вранья – Хлестаков искренен. Выдумывает Хлестаков с тем же чистосердечием, с каким ранее говорил правду, и это опять обманывает чиновников»[4]. Далее следуют сцена посещения мнимого ревизора местными чиновниками – у всех он берет деньги. Сцена взяток содержит грубо комический ход. Первый посетитель, судья, еще стесняется предлагать Хлестакову деньги: он делает это неумело, с боязнью. Однако Хлестаков разрешает напряженную ситуацию, попросив взаймы. И далее он берет в долг у каждого из чиновников, причем суммы от визита к визиту возрастают. Потом следует сцена ухаживания Хлестакова за дочерью и женой Городничего. Он сватается к Марье Антоновне. Сцена эта содержит пародию на любовную интригу.

    Как отмечает В. Гиппиус, «единство времени требовало быстрого темпа, но все же давало простор в пределах пяти актов и двадцати четырех реальных часов. Как бы издеваясь над этим правилом, Гоголь вмещает два объяснения, недоразумение с соперничеством, предложение и помолвку в пределы полуакта и нескольких минут, чтобы в последнем акте посмеяться и над этим «фантомом». Таким образом, сцены вранья, взяток и сватовства – это развитие действия в реальном конфликте пьесы и одновременно кульминационные эпизоды в «миражном» конфликте.

    В пятом акте мы имеем кульминацию в развитии реальной интриги – это сцена разоблачения Хлестакова. Городничий торжествует: он не только сумел скрыть свои дела от ревизора, но и почти породнился с ним (эта сцена также является кульминационной в развитии «миражной» интриги). Однако торжество его омрачается приходом Почтмейстера с письмом, которое открывает истинное положение дел. Сцена чтения письма Хлестакова – это кульминация в реальном конфликте и одновременно развязка «миражной» интриги. Однако комедия не заканчивается этим эпизодом. Далее следует появление жандарма, который сообщает о приезде настоящего ревизора. Эта сцена представляет собой развязку в реальном конфликте пьесы. Таким образом, сюжетное действие возвращается к тому, откуда оно началось. «Немая сцена» у Гоголя обрела различные интерпретации критиков. Одно из ее толкований: прибыл наконец настоящий ревизор и город ждет реальное справедливое наказание. Другая версия: прибывший чиновник ассоциируется с небесной карой, которой страшатся все действующие лица комедии.

    Таким образом, Н.В. Гоголь выступает новатором в развитии драматургических приемов, в обрисовке конфликта. В своей комедии он практически полностью отказался от любовной интриги. Любовный треугольник Марья Антоновна – Хлестаков – Анна Андреевна демонстративно пародиен. В основе сюжета лежит необычный случай, «анекдот», однако позволяющий глубоко раскрыть общественные отношения и связи. Главный герой не присутствует ни в первом, ни в последнем действии «Ревизора»: его нет как в завязке, так и в развязке. Кульминация в развитии реального конфликта также происходит без Хлестакова. Динамика «Ревизора» следует определенному правилу – «уже хочет достигнуть, схватить рукою, как вдруг помешательство» [15]. Это в равной степени относится и к Городничему, к его честолюбивым надеждам, и к Марье Антоновне, к ее любовным устремлениям. Основой действия пьесы становятся не личные столкновения, а общее, социальное начало.

    У Н.В. Гоголя нет в пьесе положительных героев. Идеальное уходит у писателя в подтекст. Это идея, нравственный критерий, с позиций которого автор оценивает общественные пороки. По замечанию Гоголя, смех является единственным положительным лицом комедии.

    2.2 Тематическое и поурочное планирование

    Планирование темы:

    Урок 1-2: Вечер в Александринке...

    Урок 3-4: «К нам едет ревизор...»

    Урок 5-6: «Нам нужно бы кое-что предпринять...» (Триумф Хлестакова)

    Урок 7-8: Хлестаковщина в действии. Разоблачение чиновничества.

    Урок 9-10: Обучающее сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

    Урок 1-2. Вечер в Александринке

    Цели урока:

    • познакомить учащихся с историей создания и первой постановкой комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»; обогатить знания учащихся о театрально-драматических понятиях;

    • развитие интереса учащихся к личности и творчеству Н.В. Гоголя, продолжить формирование навыков работы с учебником;

    • воспитание у учащихся интереса к театральному искусству, к комедии как драматическому искусству.

    Ход урока

    1. Формулирование цели урока. Мотивационная беседа

    Его обличительная драматургия ввела в духовный мир русской культуры гениальные образы всепроникающей и очищающей сатиры. Пьесы писателя неразрывно связаны с его эпическими произведениями – и по жизненному материалу, и по духовно- нравственному содержанию, и художественности. Сценичность его прозы была очевидна для современников и бесспорна для потомков. О ком же пойдёт сегодня речь? Да, вы не ошиблись. Мы будем говорить о Н.В. Гоголе и его знаменитой комедии «Ревизор». Эта комедия оставила неизгладимый след в истории драмы и театра, её обличительные традиции глубоко проникли в пласты многих национальных культур. Произведение было написано почти два столетия назад, но до сих пор не сходит со сцены.

    В чём же секрет её бессмертия? Почему проблемы, затронутые автором, актуальны и в настоящее время? Не узнаем ли мы среди действующих лиц героев сегодняшнего века? Чему учит нас великий сатирик? На эти и другие вопросы нам предстоит ответить в ходе изучения комедии.

    2. Входящий контроль.

    1. Какие произведения Н.В. Гоголя вы знаете?

    2. Каких его литературных героев помните?

    3. Чем они привлекли ваше внимание?

    1. О комедии как виде драматического искусства.

    Записи в тетрадях.

    Комедия – один из видов драмы, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.

    4. Лексико-орфографическая работа.

    Введение понятий: акт, декорация, костюмер, мизансцена, монолог, режиссёр, ремарка, реплика, явление, пьеса, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, завязка.

    5. Рассказ учителя о первой постановке комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

    1. Работа с учебником.

    1. Чтение статьи «Гоголь о театре»

    • Что значил театр в жизни писателя?

    1. Чтение статьи «Гоголь читает «Ревизора»»

    • Что нового узнали?

    1. Знакомство с афишей.

    Представьте себе, что вы решили отправиться в театр. С минуты на минуту начнётся представление. А любое представление начинается с афиши.

    Откроем учебник и познакомимся с афишей и замечаниями Н.В. Гоголя для господ актёров.

    Итак, вы сделали первый шаг на пути изучения комедии. Думаю, что вам будет небезынтересно продолжить этот путь.

    1. Завершающий контроль.

    1. Назовите годы жизни Н.В. Гоголя.

    2. Кому принадлежит идея «Ревизора»?

    3. К какому драматическому жанру относится «Ревизор»?

    4. Что такое комедия?

    5. Когда состоялось первое представление комедии на театральной сцене?

    6. Почему Гоголю пришлось написать «Замечания для господ актёров»?

    1. Рефлексия. Составление синквейна.

    • Комедия

    • «Ревизор»

    1. Заключение.

    1. Итоги урока.

    2. Оценки.

    3. Домашнее задание: д. 1, 2; написать свои замечания для одного из актеров из «Ревизора»; подготовиться к словарному диктанту.

    Урок 3-4 «К нам едет ревизор…»

    Цели урока:

    • помочь учащимся представить городничего и Хлестакова во втором действии комедии, показать, как нарастает испуг городничего и растерянность Хлестакова; выявить авторские приёмы создания комического;

    текстовые таблицы;

    • воспитание негативного отношения к праздности, лжи.

    Ход урока:

    1. Формулирование целей урока.

    2. Входящий контроль

    Словарный диктант

    3. Аналитическое чтение второго действия.

    1. Обратимся к афише спектакля. Кто они, чиновники, собравшиеся у городничего?

    Произведём своеобразный «парад» действующих лиц:

    - Дополните замечания Н.В. Гоголя актёрам замечаниями,
    написанными ими самими.

    - О чём говорят фамилии чиновников?

    - Когда происходит действие пьесы?

    - Где собрались чиновники?

    1. Дополнения учителя.

    2. Чтение 1-го и 2-го явлений комедии (по ролям)

    Вопросы по прочитанному:

    - Почему известие о приезде ревизора так встревожило чиновников уездного города, от которого «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь»?

    - Что мы узнаём о чиновниках и городе, в котором происходит действие?

    -Что советует городничий своим подчинённым? В чём смысл его советов?

    1. Записи в тетрадях:

    Об щее состояние души чиновников




    ужас при мысли о разоблачении

    желание жить так, как жили до сих пор




    Страх перед ревизором




    1. Вопросы по первому действию:

    - Почему городничий и чиновники поверили Бобчинскому и Добчинскому?

    - Как авторские ремарки («в страхе», «хватается за голову») помогают нам понять состояние городничего?

    - С какой целью автор заставляет персонажей произносить реплики «в сторону»?

    - С помощью какой детали автор показывает, что городничий испуган?

    - А почему? Ведь ревизоры бывали и раньше?

    - Итак, каковы первые впечатления о городе, о чиновниках?

    1. Аналитическое чтение второго действия.

    «Иван Александрович Хлестаков, из Петербурга, прикажете принять»?

    1. Кто же этот Хлестаков?

    - Почему перед тем, как вывести его на сцену, Гоголь включает в комедию монолог Осипа? (д.2, явл.1)

    - Что даёт этот монолог для понимания характера Хлестакова?

    1. Используя приём устного рисования, расскажите, как происходит первая встреча городничего и Хлестакова.

    - Почему городничий, «очень неглупый по-своему человек», как говорит о нём автор, не замечает испуга и жалкого вида Хлестакова?

    - Комическое или трагическое впечатление производит эта сцена?

    1. Работа по составлению таблицы.

    Выпишите в тетрадь авторские ремарки к репликам городничего, а также высказывания вслух и в сторону, про себя самого персонажа.

    - Чем объяснить расхождение между тем, что говорит и что делает городничий?

    - А что таится за словами Хлестакова?

    - Почему в речи Хлестакова совсем нет реплик в сторону?

    - Что можно сказать о жизненных целях и характере Хлестакова на основе его монолога в явл.5(прочитать)?

    4. Составление синквейна.

    • Городничий

    • Хлестаков.
    1   2   3


    написать администратору сайта