Главная страница
Навигация по странице:

  • Уроки 5-6 «Нам нужно бы кое-что предпринять» (Триумф Хлестакова) Цели урока

  • Ход урока. Формулирование целей урока. Устное сочинение “Прошлое Хлестакова”. Анализ д. 3

  • Анализ д. 4. “Дары города”

  • Список литературы

  • Литература по прежнему занимает приоритетное место. Нравственные, бытийные, социальные проблемы, затрагивающиеся в ней, предполагают более глубокое и личное восприятии её учеником


    Скачать 91.33 Kb.
    НазваниеЛитература по прежнему занимает приоритетное место. Нравственные, бытийные, социальные проблемы, затрагивающиеся в ней, предполагают более глубокое и личное восприятии её учеником
    Дата05.04.2022
    Размер91.33 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаKursovaya_rabota.docx
    ТипЛитература
    #445542
    страница3 из 3
    1   2   3

    5. Заключение.

    1. Итоги урока.

    2. Оценки.

    3. Домашнее задание: а) д.3,4(прочитать); б) подготовить краткий рассказ-характеристика о Хлестакове по плану:

    1. Что нам известно о прошлом Хлестакова?

    2. Каковы его жизненные идеалы и чем они определяются?

    3. Что побуждает Хлестакова рассказывать о себе небылицы?

    в) индивидуальное сообщение по картине П.А. Федотова «Свежий кавалер»

    Уроки 5-6 «Нам нужно бы кое-что предпринять» (Триумф Хлестакова)

    Цели урока:

    • развитие умения наблюдать за происходящим в комедии (процесс превращения мелкого чиновника в «значительное лицо»), делать соответствующие выводы;

    • воспитание у учащихся негативного отношения к порокам чиновников.

    Ход урока.

    1. Формулирование целей урока.

    2. Устное сочинение “Прошлое Хлестакова”.

    3. Анализ д. 3

    1. Работа с иллюстрациями по вопросам:

    - Кто изображён?

    - В какой момент?

    - Что можете рассказать об этом эпизоде?

    1. Восстановите по репликам действующих лиц (д.3, явл.5) то, что происходило за сценой в промежутке между д.2 и д.3.

    - Подумайте, что мог увидеть Хлестаков в городе?

    - Прав ли он, считая, что «ведь для того и живёшь, чтобы срывать цветы удовольствия»?

    - В чём он видит удовольствие жизни?

    1. Инсценирование д.3, явл.6

    - Понравились ли вам актёры?

    - Почему это явление считают кульминационной сценой комедии?

    - Сомневаются городничий и другие в правде слов Хлестакова?

    1. Сравните д.2, явл.5 и д.3, явл. 6

    Как россказни Хлестакова о петербургской жизни связаны с его желанием играть роль «значительного лица»?

    1. Наблюдения за репликами действующих лиц.

    - Как реплики, поведение слушателей подстёгивают ложь Хлестакова?

    - Почему ему верят?

    Что даёт возможность Хлестакову беспрепятственно подниматься по лестнице славы?

    - Только ли Хлестаков комичен в этой сцене?

    6) Индивидуальное сообщение учащегося по картине П.А. Федотова «Свежий кавалер»

    7)Рассказы учащихся о Хлестакове.

    Устное сочинение «Что я узнал о Хлестакове»?

    1. Анализ д. 4. “Дары города”

    1. Подумайте и ответьте, почему чиновники решили дать Хлестакову взятку?

    2. Творческое задание.

    В-1

    Проследите по тексту, как всё больше наглеет Хлестаков (явл.3, 4). Из чего это видно?

    В-2

    Из каких деталей мы узнаём, что взятка - дело привычное для чиновников? (явл. 1)

    В-3

    Что дают нам понять реплики «в сторону, про себя»? (страх чиновников)

    1. Понимает ли Хлестаков причину «радушия чиновников»? (проследите по тексту)

    2. Сделайте вывод о нравственном и умственном развитии чиновников (явл. 4-7)

    3. Как дополняют образ Хлестакова «любовные сцены»?

    4. Как приводит Гоголь своего героя к догадке о том, что он принят за какое-то важное лицо?

    5. Какие изменения происходят в отношениях городничего и Хлестакова?


    Заключение

    Итак, эпос, как и любой другой поэтический род, всегда находится в движении. Он исторически изменчив и, в сущности, как бы заново рождается в каждом эпическом произведении большого художника. Однако в данной работе нас интересует прежде всего то устойчивое, что составляет качественную определенность эпического рода. Определенность эта (для литературы всех времен и творчества всех писателей) — в повествовательном характере эпических произведений. В эпическом произведении — всегда повествуется о человеческих судьбах, о том, что уже совершилось, уже было.

    Для изучения эпических произведений существуют: вступительный урок, урок анализа художественного текста и завершающее занятие

     Цель вступительных уроков сводится к тому, чтобы вызвать у детей интерес к изучаемому материалу и создать условия, благоприятствующие пониманию его. То и другое призвано способствовать активному и эффективному восприятию изучаемого.

    Вступительные занятия могут иметь различные виды и формы и занимать разное количество времени, от нескольких минут до одного-двух часов.

    На вступительных занятиях учащиеся получают общее представление о том, чем они будут заниматься, либо сведения справочного характера. Но и в том и в другом случае важно увлечь, заинтересовать детей.

          Главное, что является условием и основой всех учебных занятий по литературе,- это чтение произведения. От организации чтения зависит во многом "успех всей работы над литературной темой.

          Учет родовой специфики художественных произведений при изучении их в школе поможет школьникам понять литературу как вид искусства и создаст нужную установку на восприятие эпоса, лирики, драмы. Каждый из этих родов искусства отличается и по манере отражения действительности, и по способу выражения авторского сознания, и по характеру воздействия на читателя. Поэтому при единстве методологических принципов в их изучении методика работы над эпосом, лирикой и драмой различна.

          Заключительные занятия по изучению литературного произведения в школе требуют осуществления многих задач. Во-первых, после анализа необходимо вызвать у школьников потребность снова обратиться к произведению, осмыслить его в целом.

          Во-вторых, заключительные занятия призваны не только суммировать знания, но и синтезировать их, привести учащихся к  более обобщенным выводам.

          В-третьих, заключительные занятия призваны «проверить» прочность сложившихся в ходе анализа убеждений учеников в классе должна быть создана ситуация, когда школьники самостоятельно защищают определенное мнение о произведении, применяют накопленные в процессе анализа знания.

          Кроме того, современные подходы в литературном образовании, требуют особого внимания к организации исследовательской деятельности обучающихся, в том числе и при изучении эпических произведений.

          Мы выяснили, что структура исследования по литературе включает в себя ряд этапов: осмысление темы, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, становление плана исследования, чтение художественного произведения, создание «служебного комментария», анализ художественного произведения его интерпретация, обобщение, выводы.  

          Развивают поисковую активность учащихся в процессе изучения эпических произведений разные методы обучения. Литературное творчество, художественное домысливание, проблемность в обучении, поисково-диалогический метод

    Также, одним из наиболее эффективных приемов, активизирующих исследовательскую деятельность учащихся, является постановка проблемных вопросов и исследовательских заданий.

          Эффективной формой самостоятельной урочной работы при изучении эпических произведений, которая вооружает учащихся способами познавательной деятельности, формирует читательскую компетентность и обеспечивает возможность индивидуального подхода в обучении, является лабораторная работа.

    Список литературы

    1. Андреева, И.Н. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева. – М.: Педагогика, 2011. – 332 с.

    2. Абрамович, Г.Л. Введение в литературоведение / Г.Л. Абрамович. – М.: Просвещение, 1979. – 352 с.

    3. Андреева, Т.Н. Формы исследовательской деятельности старшеклассников в процессе литературного образования / Т.Н. Андреева // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. – 2003. - №2 (Т.2.). – С.95-100.

    4. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1985. - 208 с.

    5. Бабанский, Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности / Ю.К. Бабанский.- М.: Знание, 1981. – 96 с.

    6. Беленький, Г.И. Литература в 8 классе: методические советы / Г.И. Беленький. – М.: Просвещение, 1997. – 74 с.

    7. Богданова, О.Ю. Теория и методика обучения литературе / О.Ю. Богданова. – М.: Академия, 2008. – 400 с.

    8. Бодалев, А.А. Психология о личности / А.А. Бодалев. – М., 1988. – 187 с.

    9. Бруднов, А.К. Учебно-исследовательская работа школьников / А.К. Бруднов // Воспитание школьников. – 1996. - №2. – С.23-31.

    10. Белокурова, С.П. Словарь литературоведческих терминов / С.П. Белокурова. – СПб.: Паритет, 2007. – 320 с.

    11. Бельская, Л.Х. Литературные викторины / Л.Х. Бельская. – М.: Просвещение, 2003. – 301 с.

    12. Буданцова, А.А. Современный ребенок: новый тип познания. / А.А. Буданцова // Педагогика и психология образования. – 2012. – С.21-28

    13. Башаркина, Е. А. Общая педагогика: курс лекций: в 2 ч. / Е. А. Башаркина. – Могилев: МГУ, 2014. – 155 с.

    14. Викторов, Ю.М. Организация исследовательской деятельности школьников / Ю.М. Викторов, С.А. Лебедева, С.В. Тарасов. – СПб.: АРТ, 1998. – 218 с.

    15. Гоголь, Н.В. Ревизор / Н.В. Гоголь. – М.: Азбука, 2019. – 176 с.

    16. Гецов, Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы / Г.Г. Гецов. – М.: Книга, 1984. – 120 с.

    17. Голубков, В.В. Методика преподавания литературы: учебное пособие для студентов педагогических институтов / В.В. Голубков. – М.: Просвещение, 1995. – 647 с.

    18. Гуковский, Г.А. Изучение литературного произведения в школе / Г.А. Гуковский. – М.: Просвещение, 1996. – 311 с.

    19. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов) / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1972. – 423 с.

    20. Ильин, Е.Н. Путь к ученику / Е.Н. Ильин. – М., 1998. – 221 с.

    21. Иншакова, О.А. Развитие читательской самостоятельности учащихся в процессе изучения русской литературы в 5-9 классах средней школы / О.А. Иншакова. – М., 2013. – 217 с.

    22. Ионин, Г.Н. Проблема интерпретации художественного текста в учебной и профессиональной деятельности / Г.Н. Ионин // Интерпретация художественного текста в вузе и школе. – СПб.: Образование, 2003. – С.3-21.

    23. Корста, Н.О. Вопросы анализа художественных произведений / Н.О. Корста. – М., 1969. – 205 с.

    24. Калачихина, О.Д. Распространенные ошибки при выполнении учащимися исследовательских работ / О.Д. Калачихина // Исследовательская работа школьников. – 2004. - №2. – С.77-82.

    25. Кан-Калик, В.А. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе / В.А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 1988. – 255с.

    26. Конаржевский, Ю.А. Система. Урок. Анализ. / Ю.А. Конаржевский. – Псков: ПОИКПРО, 1996. – 440 с.

    27. Кудряшев, Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы: пособие для учителя. / Н.И. Кудряшев. – М.: Просвещение, 1981. – 189 с.

    28. Курдюмова, Т.Ф. Проблемы преподавания литературы в средней школе / Т.Ф. Курдюмова. – М.: Просвещение, 1985. – 192 с.

    29. Майман, Р.Р. Практикум по методике преподавания литературы / Р.Р. Майман. – М.: Просвещение, 1985. – 192 с.

    30. Рыбникова, М.А. Избранные труды / М.А. Рыбникова. – М.: Педагогика, 1985. – 248 с.

    31. Шолпо, И.Л. Урок литературы – урок искусства: интерпретация художественного текста и содружество искусств на уроке литературы: методические рекомендации для учителей / И.Л. Шолпо. – М.: МАИ, 1995. – 110 с.



    1   2   3


    написать администратору сайта