Краткосрочный план
Раздел долгосрочного плана:
Раздел 3. Война в судьбах людей
| Школа:
| Дата:
| ФИО учителя:
| Класс: 11
| Количество присутствующих:
| отсутствующих:
| Тема урока:
Урок 49
| Военная лирика. Заболоцкий Н.А.
| Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)
| 11.1.2 понимать содержание художественного произведения и его роль в литературном процессе, критически осмысливая, выражать свое отношение;
11.2.6 анализировать художественный мир произведения, представляя проблематику в различных формах представления (символы, формулы, законы, буктрейлеры);
| Цели урока
| -понимать содержание художественного произведения через ответы на вопросы;
-определять тему и проблематику произведения, критически осознать ситуацию войны, выражать свое отношениечерез заполнение дневника двойной записи;
-анализировать содержание стихотворения,детально восстановить контекст произведений о войне и представить постер в виде символов, рисунков, таблиц, схем.
| Критерии оценивания
| -определяет тему и проблематику художественного произведения
-отвечает на вопросы по содержанию художественного произведения
-анализирует художественное произведение, используя план анлиза стихотворения;
представляетпостерв виде символов, рисунков, таблиц, схем.
| Привитие ценностей
| Воспитание патриотизма и гражданской ответственности, любви к родине.
| Межпредметные связи
| История, музыка
| Предварительные знания
| Этот урок построен на знаниях и навыках, приобретенных учащимся на уроках по изучению художественных произведений, посвященных военной тематике.
|
Ход урока
| Запланированные этапы урока
| Запланированная деятельность на уроке
| Ресурсы
| Начало урока
5 минут
| Приветствие.
Беседа по вопросам.
Послушайте строчки стихотворения.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!..
1.Кому принадлежат эти строки? Николай Заболоцкий.
Это одно из самых известных стихотворений поэта, ставшее, можно сказать, его визитной карточкой. Звучит как творческое, да и жизненное кредо Заболоцкого, как завещание следующим поколениям.
2.Какие ещё стихотворения этого поэта вы знаете?
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она , в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
3.Как называется это стихотворение? О чём оно?
Так заканчивается стихотворение «Некрасивая девочка».
4. Каким вы представляете человека, написавшего эти строки?(Философ, очень ценит жизнь, любит её, считает себя частью большого мира – макрокосмоса, утверждает, что смерти нет, думает о том, что он оставит потомкам.)
5.Какие важнейшие вопросы современности нашли отражение в его творчестве?
6.Какие проблемы затрагивает автор в своем творчестве и какое решение находят они в его произведениях?
7.Каковы основные идеи его произведений?
8.Знаете ли вы?Про Н.А.Заболоцкого часто говорили, что он совсем не похож на поэта. Выглядел он скорее, как счетовод или агроном.
Поэта такие слова страшно обижали. Ведь Николай Алексеевич считал поэзию не просто своим призванием. Для него творчество было священнодействием. Это отношение проявлялось даже в мелочах. Например, поэт терпеть не мог небрежного отношения к рукописям. Сам же он стихи записывал ровным аккуратным почерком, который отличался от его обычного. Поэт даже брал для этого уроки каллиграфии и рисунка. Вся жизнь Заболоцкого была посвящена поэзии.
Многообразие тем, возвышенные философские идеи, воплотившиеся в совершенной поэзии, яркие, запоминающиеся образы из мира природы, глубокий психологизм, внимание к нравственным проблемам личности- вот те качества, которые делают творчество Николая Заболоцкого современным и необходимым нам, читателям.
Но не только тема природы, философского отношения к ней является предметом размышлений автора. Не мог Заболоцкий пройти мимо темы войны.
-Сегодня мы рассмотрим военную тематику стихотворений Н.Заболоцкого, анализируя стихотворение военных лет, выразим свое отношение к проблематике и представим анализ стихотворения в различных формах.
|
https://www.youtube.com/watch?v=Ol5kLSmfxRIНиколай Заболоцкий, "Не позволяй душе лениться!"
| Середина урока
| (К)Прослушивание аудиозаписи стихотворения «В этой роще березовой
(Стихотворение удивительно лирично, недаром оно положено на музыку и стало песней.)
ЦО: 11.1.2 понимать содержание художественного произведения и его роль в литературном процессе, критически осмысливая, выражать свое отношение;
(К) Ответьте на вопросы.
1. Сколько раз, по-вашему мнению, меняется интонация?
2.Назовите ключевой образ-символ. Попробуйте объяснить, почему автор выбрал именно этот образ?
ФО комментарий
(И)Заполните «Дневник двойной записи».
Цитата
| Комментарий
| Выпишите из текста те моменты, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания или ассоциации, озадачили, вызвали протест, восторг, удивление.
| Почему это важно?
Что заставило записать именно эту цитату?
Какие мысли она вызывает? Какой вопрос возник в связи с ней?
|
|
|
ФО взаимооценивание, комментарий
ЦО: 11.2.6 анализировать художественный мир произведения, представляя проблематику в различных формах представления (символы, формулы, законы, буктрейлеры);
(П) Выполните в параханализ стихотворения.
Проанализируйте художественный мир произведения (образы, герои, детали, место, мотив).
Используйте план анализа стихотворения.
Критерий оценивания: понимает тему, проблематику, анализирует стихотворение по плану.
Дескрипторы:
-определяет тему стихотворения;
-определяет мотивы и образы стихотворения;
-находит средства выразительности;
-выражает свое отношение к теме.
(Г) В группах создайте постер и представьте информацию в виде символов, рисунков, таблиц, схем.
1 группа - Картина мира.
2 группа- Картина войны.
Дифференциация. Для поддержки учитель раздает для групп выдержки из статей.
Н.Заболоцкий не был на войне. В 1938 году он был осужден по делу об антисоветской пропаганде и с 1939 по март 1944 года находился в лагере. В марте 1944 года он был освобожден, год жил в Караганде, а в 1946 году, после публикации его перевода «Слово о полку Игореве», был восстановлен в Союзе писателей и получил разрешение жить в Москве, в Переделкино. К этому периоду его жизни и относится стихотворение «В этой роще березовой…», датированное 1946 г.
Уже в первых строках стихотворение мы встречаем два мира, противопоставленные друг другу. Первый мир представлен в образе березовой рощи, где сейчас находится лирический герой, а второй мир – это мир «страданий и бед», упомянутый лишь кратко – «вдалеке от страданий и бед». Этот мир оставленных вдалеке страданий и является тем незримым психологическим фоном, на который накладывается восприятие лирическим героем березовой рощи, где «льются листья с прозрачных ветвей» и «колеблется розовый, немигающий утренний свет». Сама роща представлена автором почти как кусочек рая, из которого лирический герой обращается с просьбой к иволге. По сути, вся первая строфа является обращением, осложненным придаточными предложениями места: «В этой роще березовой, вдалеке от страданий и бед, где колеблется розовый, немигающий утренний свет, где прозрачной лавиною льются листья с высоких ветвей, спой мне, иволга, песню…» О чем же просит спеть лирический герой? Не о будущей радости, не о красоте этого мира – он просит спеть «песню жизни», и здесь интересны эпитеты «пустынной» и притяжательное местоимение «моей», использованные автором по отношению к этой «песни жизни», получается «моя жизнь пустынная» (то есть, одинокая, как у пустынника). Так возникает мотив одиночества лирического героя в этой прекрасной березовой роще, в мире, далеком от страданий и бед. Герой почти в земном раю, но он здесь одинок, и единственное близкое ему существо – иволга.
Во второй строфе мы, вероятно, видим некоторую ретроспективу: если в первой строфе время действия – настоящее с обращением к будущему, то во второй строфе автор использует глаголы прошедшего времени. Мы можем предположить, что здесь описывается все то, что видела иволга до того момента, как прилетела в этот мир немигающего утреннего света и услышала просьбу лирического героя.
Сам образ иволги представлен во второй строфе необычно: иволга избрала для себя деревянную дудочку.Деревянная дудочка – это устойчивый атрибут Музы поэзии.Все это дает основание предположить, что иволга – это образ поэтической музы лирического героя.
Почему иволга? По поверьям древних славян, иволга олицетворяет гармонию, равновесие. Также не случайно поэт связывает свою жизнь с песней иволги. Избрав «неприметную деревянную дудочку», чтобы радовать людей, она привлекает их красивым флейтовым свистом (флейта — небольшой музыкальный деревянный духовой инструмент). И песня её созвучна и этому чудному утру, и умиротворённому настроению лирического героя.
Безмятежность природы и человеческой жизни («вдалеке от страданий и бед») прерывается строкой: «Но ведь в жизни солдаты мы…». С одной стороны, здесь ясно слышны отзвуки недавней войны (стихотворение написано в 1946 году), с другой — встаёт образ вечной войны, которую человек вынужден вести за своё существование.
Третья строфа начинается с союза НО. Художественный мир этой строфы представлен образом жизни, превратившейся в войну («в жизни солдаты мы»). Здесь ярко представлен мотив безумия этого мира: мир рушится, распадается на атомы «уже на пределах ума», рядом с картиной распадающегося на атомы мира дана реминисценция к образу безумного Дон Кихота: «как безумные мельницы, машут войны крылами вокруг» . Эмоциональный мир строфы представлен только двумя эпитетами, один из них – «безумные», а второй сопровождает картину разрушения – «белым вихрем взметая дома». Заканчивается это описание очередным обращением к музе-иволге: «Что ж ты смолкла, мой друг?» По сути, вопрос риторический - Муза не может петь лирическому герою посреди содрогающегося безумия. Все события этой строфы происходят в настоящем времени. Лирический герой будто вступает в диалог с самим с собой, пытаясь объяснить себе и миру, почему Муза, певшая ему на заре его жизни, молчит сейчас - голос Музы замолк, потрясенный безумием этого мира.
Следующая строфа продолжает тему предыдущей: иволга летит над разрушенным миром, «над руинами смерти», и хотя теперь она названа «молчаливой странницей», она по-прежнему сопровождает образ лирического героя. А герой отправляется на бой. С чем или с кем? Об этом не сказано, но бой этот будет для лирического героя смертельным. Если подхватить реминисценцию, брошенную нам автором в предыдущей строке, то можно предположить, что лирический герой, подобно Дон Кихоту, отправляется на бой с несправедливостью безумного, разрушающегося мира, но это всего лишь предположение. Текст не дает нам никаких подсказок, кроме очевидного факта, что лирический герой предчувствует свою смерть: «…Смертельное облако тянется над твоей головой…». Интересны эпитеты и образы, сопровождающие образ иволги - все они с церковным оттенком: «странница», «отшельница» (иволга), «целомудренно-бедная заутреня» (песня иволги)
В следующей строфе происходит встреча лирического героя со смертью. Но интересно, что события здесь происходят в будущем времени и построены по принципу антитезы: солнце «встанет» и я «припаду», пулемет «замолчит» и голос иволги «запоет». Образ великих рек мифологический, он вызывает в сознании некий образ начала мира или «мира за пределом этого мира». Будущее время указывает на то, что все эти события и образы – всего лишь предчувствия уходящего на смертный бой, но эти предчувствия на грани видения, откровения. Со смертью, описанной так реалистично, как будто она уже в прошлом, а не в будущем, случится, как предчувствует лирический герой, главное чудо – замолчит бешенство реального мира (переданное через образ дрожащего пулемета) и запоет голос иволги. Отшельница, молчаливая странница с деревянной дудочкой, запоет, наконец, в сердце лирического героя.
Последняя строфа начинается анафорой, возвращая нас к началу стихотворения, в березовую рощу. Здесь по-прежнему «льются листья с высоких ветвей», но мир вокруг изменился. Во-первых, герой вернул этот мир себе. Роща для него уже не «эта», а «моя». Исчезло чувство одиночества. Во-вторых, в этом образном мире появилось место для Бога («под каплей божественной…»). Весь этот мир описан как уже настоящий, существующий здесь и сейчас, и в нем впервые возникает образ будущей победы – торжественной победы, запечатанной, как «аминь», утверждением, что это победа - «на века». В смерти герой обрел бессмертье, а его муза обрела голос. Стихотворение звучит как пасхальный гимн, как утверждение победы лирического героя над безумием этого мира. Но победа эта возможно только в смерти – и эта нота придает стихотворению щемящее чувство горечи. Выступления групп.
ФО взаимооценивание«Плюс/Минус/Интересно»
| https://www.youtube.com/watch?v=ESEG8dhPSUQ
В этой роще берёзовой
| Конец урока
5 минут
| Рефлексия «Трехминутное эссе»
Напишите свое письмо от лица солдата.
Д/з: чтение библиографической памятки»Буктрейлер», подготовка презентационного ролика («буктрейлер»), который будет посвящен военной лирике Н.Заболоцкого.
|
| |