Главная страница
Навигация по странице:

  • Задание 1. Проанализируйте первую главу сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок»

  • Задание 2. Творчество Л.Н. Толстого и ответьте на следующие вопросы

  • по плану: а) особенности композиции стихотворения, его тема, поэтика; б) стихотворный размер, виды рифм, способы рифмовки;

  • Детская литература с практикумом по выразительному чтению (четвертый семестр) 3. Практическое задание 3. Литература с практикумом по выразительному чтению (четвертый семестр) Практическое задание 2


    Скачать 31.71 Kb.
    НазваниеЛитература с практикумом по выразительному чтению (четвертый семестр) Практическое задание 2
    АнкорДетская литература с практикумом по выразительному чтению (четвертый семестр) 3
    Дата24.11.2022
    Размер31.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактическое задание 3.docx
    ТипЛитература
    #809889

    АНО ПО «Открытый социально-экономический колледж»


    44.02.04 Специальное дошкольное образование


    Дисциплина: Детская литература с практикумом по выразительному чтению (четвертый семестр)





    Практическое задание № 2

    Выполнил слушатель:

    Судьбинина Евгения Михайловна
    Преподаватель: Степанова Елена Ивановна


    2022 г. Тула
    Задание 1. Проанализируйте первую главу сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок»:

    Вопросы

    Ответы

    Год создания сказки

     1834 г.

    Жанр произведения

      русская литературная сказка в стихах

    Эпиграф к первой главе сказки (объясните его смысл)

     «Начинает сказка сказываться». Первый эпиграф- это своеобразная прелюдия к дальнейшим сказочным событиям..

    Зарисовка поэтом эпической картины России: крестьянской, самодержавно-крепостнической, древней и современной (приведите примеры из текста)

     «Конёк-горбунок» — произведение народное, почти слово в слово, по сообщению самого автора, взятое из уст рассказчиков, от которых он его слышал; Ершов только привёл его в более стройный вид и местами дополнил. Своеобразный слог, народный юмор, удачные и художественные картины (конный рынок, земский суд у рыб, городничий) доставили этой сказке широкое распространение.
    Автор использует фольклорные мотивы в своей сказке , она собрана из нескольких сказках здесь есть и друг главного героя. Конек помогает Ивану во всём и не бросает его в беде. Как и в русских народных сказках главный герои переживает воплощение и становится мужем прекрасной Царевны и сам становиться Царем. Главные «злодеи» повержены и наказаны.
    Образ главного героя . Параллельность образов Ивана в русских народных сказках и в сказке П. Ершова (дайте сравнительную характеристику      
    Простой работящий парень, выполняет поручения честно и бесхитростно. Благодаря своему трудолюбию и усердию становится обладателем двух красивейших коней и маленького волшебного конька-горбунка. Царь назначает Ивана конюхом, оставляет при дворе. Он исправно служит, выполняет все поручения Царя. Не обладая большим умом, руководствуется сердцем и советами своего друга Конька-Горбунка.      

    Образ главного героя. Параллельность образов Ивана в русских народных сказках и в сказке П.Ершова (дайте сравнительную характеристику).

     Герои русских народных сказок отличаются такими светлыми человеческими качествами, как благородство, добросердечность, храбрость, находчивость, а добрые силы в сказках всегда одерживают верх. Среди положительных героев русских народных сказок есть и храбрые царевичи, и былинные богатыри, и простые крестьяне, и целый ряд женских образов.

    Любимый герой русских народных сказок – Иван–царевич. Это известный всем положительный персонаж, который борется со злом, помогает слабым и обиженным. Чаще всего - это младший из трёх сыновей царя. В некоторых сюжетах Иван и вовсе не знает о своём царском происхождении, но, тем не менее, олицетворяет собой благородство и добрые качества души. Например, он борется с Кощеем, одолевает его, спасает жену или прекрасную царевну. И за своё героическое поведение и добрые дела этот герой народных сказок получает полагающееся ему царство или чужие полцарства, и царскую дочь, и прочие волшебные умения.
    Иванушка – дурачок – также очень важный герой русских сказок, стоящих на стороне добрых и светлых сил. Иван - дурак – всего лишь крестьянский сын и он совсем не похож на благородного сказочного героя. Его особенность в том, что внешне он совсем не таков, как другие положительные герои русских сказок. Он не блещет умом, но именно благодаря своему нерациональному поведению и нестандартному мышлению проходит все сказочные испытания, побеждает своего противника и получает богатство.

    «Иванушко-дурачок». Иван-дурак, или ласково — Иванушка-дурачок  не могуч, и не красавец, да еще и дурак. Неказистый, смешной, нелепый, глупый, покорный жестоким и злым людям, но всегда преодолевающий все препятствия и беды. Он выглядит дураком, но оказывается самым умным в критические минуты; он ленивый и пассивный на вид, но в решающий момент действует быстро, смело и очень активно; он неотесанный и тонкий, беспечный и заботливый, хитрый и доверчивый. Он всех побеждает в конце сказки терпением, добротой, смекалкой и отсутствием претензий.
    С помощью волшебных средств и, особенно благодаря своему «уму»,  Иван-дурак успешно проходит все испытания и достигает высших ценностей: он побеждает противника, женится на царской дочери, получает и богатство, и славу…

    Иван-дурак — единственный из братьев, кто говорит в сказке, он загадывает и отгадывает загадки.  Иван-дурак — поэт и музыкант; в сказках подчеркивается его пение, его умение играть на чудесной дудочке или гуслях-самогудах, заставляющих плясать стадо. Он — носитель особой .

    Народность языка сказки. Тесная связь с фольклором. Присутствие завершённости в произведении по первой главе (выпишите из текста не менее 10 примеров, подтвердите композиционным построением главы, плавным переходом ко второй главе)

     Народность языка сказки . Тесная связь с фольклором . Присутствие завершенности в произведении по первой главе ( выпишите из текста не менее 10 примеров ,подтвердите композиционным построением главы , главным переходом ко второй главе)
    Слияние фольклорного и литературного начал в произведении Ершова многоплановое. Оно проявляется в композиции, художественных приемах, переплетении, соединении двух «закадровых» голосов — автора и сказителя. Каждая из трех частей «Конька-Горбунка» предваряется эпиграфом — прием литературный, хотя роль эпиграфа каждый раз меняется. В первой части «Начинает сказка сказываться» — звучит вполне нейтрально, но это явно голос автора, так как зачин уже соответствует манере сказителя –повествователя .

    За горами, за лесами,

    За широкими морями,

    Против неба — на земле,

    Жил старик в одном селе.
    Эпиграфы выполняют роль связок в повествовании: «Начинает сказка сказываться», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». И только третий эпиграф: «Доселева Макар огороды копал, а нынче Макар в воеводы попал» — напоминает пословицу и предсказывает некий необычный поворот в судьбе героя.
    Стихи легко читаются и запоминаются благодаря основному стихотворному размеру — четырехстопному хорею, простым и звучным рифмам, парной рифмовке, обилию пословиц, поговорок, загадок. Любое описание само западает в память: глаголы в нем играют первую роль, выразительное движение скрепляет яркие детали в цельный, явственно видимый образ:

    Кони ржали и храпели,

    Очи яхонтом горели;

    В мелки кольца завитой

    Хвост струиться золотой,

    А алмазные копыта

    Крупным жемчугом обиты



    Задание 2. Творчество Л.Н. Толстого и ответьте на следующие вопросы:

    1. Укажите, что занимает основное место в учебных книгах Л.Н.Толстого для детей. Основное место в учебных книгах Толстого занимают вольные переложения русских, индийских, персидских, турецких, немецких сказок, переделки басен Эзопа, иногда пересказы произведений современных.

    2. Какова композиция «Новой азбуки»? Композиция «Новой азбуки» была тщательно продумана Толстым. Вначале идут рассказы-миниатюры; всего несколько строк, простых по содержанию и синтаксису,
      Такие рассказы, как «У Вари был чиж», «Пришла весна», «У бабки была внучка», автор предназначал малышам, только-только вступающим в мир природы, вещей, человеческих взаимоотношений

    3. Перечислите жанры произведений, вошедших в « Новую азбуку».В последующих произведениях «Новой азбуки» — сказках, былях, баснях — смысл углубляется, расширяется содержание, захватывая новые слои жизни, незнакомые ранее понятия. Лексика и стиль меняются: сохраняя прежнюю простоту
      азбука и книги для чтения – это своего рода энциклопедия жанров для маленького читателя. В его детском арсенале есть сказки, были, рассказы, басни, различные переложения былин и сказаний.

    4. Прочитайте сказку Л.Н.Толстого « Три медведя». Традиционен или нет зачин сказки? «Три медведя» была написана в 1872 г. для «Новой азбуки». Повествование ее предельно приближено к реалистическому рассказу: в ней нет традиционных для народных сказок зачина и концовки. 

    5. Какие характерные особенности фольклорной сказки присутствуют в литературной сказке Л.Н.Толстого? Гоголь модифицирует жанр сказа: помимо использования присущих сказу приемов, писатель синтезирует реальное и идеальное.
      Реальный план повествования – типичные социальные противоречия, семейно-личные отношения, крестьянский быт пореформенной России. При воспроизведении действительности писатель использует прием гротеска, намеренно гиперболизируя, нагнетая события, доводя их до абсурда. Действительность обретает черты фантасмагории, хаоса в условиях бездуховной жизни. Реальный мир представлен Толстым как цепь катастрофических последствий нехристианского поведения. Он создается приемами гротеска, который помогает писателю разоблачить дисгармонию реальной бездуховной жизни и показать трагический итог приятия бесовского, предвестником которого служит сон-видение («Много ли человеку земли нужно»). Бесовское, в свою очередь, воплощено приемами сказочной фантастики: трансфигурацией (превращение), агглютинацией (соединение в одном персонаже разных внешних черт)

    6. В чём близость персонажей сказки Л.Н.Толстого с персонажами фольклорных сказок о животных?В сказках о животных говорится о повадках , проделках и обыкновенных приключениях диких и домашних зверей , о птицах и рыбах , отношение между которыми очень похожи на отношения между людьми . Да и характер зверей уподобляется человеческому : медведь- глуповат, заяц- трусоват, волк- жаден, а Лиса Патрикеевна – хитрее хитрых , обманет кого хочешь.

    7. Что было важно показать Л.Н. Толстому детям в конце сказки?Толстому важно было показать , что крестьянский ребенок в экстремальной ситуации смел, ловок, решителен. И писатель делает это при помощи синтеза сказочного сюжета ( чтобы захватить детское воображение ) и реальных ,близких к жизни деталей . Даже медведь и волк в конце концов уступают им , решая не связываться с необычным противникам («И волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти , а этот был какой – то бешеный»).

    Задание 3. Проанализируйте любое стихотворение, вошедшее в круг детского чтения: Ф.Тютчева «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Зима недаром злится» и др.; А.Фета «Кот поет, глаза прищуря...», «Мама! глянь-ка...» и др.; А. Майкова «Спи, дитя мое, усни...»; Н. Некрасова «Крестьянские дети», «Школьник», «Дядюшка Яков», «Плач детей»; «Дедушка Мазай и зайцы»; «Мороз Красный нос» по плану:

    а) особенности композиции стихотворения, его тема, поэтика;

    б) стихотворный размер, виды рифм, способы рифмовки;

    в) центральные образы, их роль в раскрытии идеи произведения;

    г) образовательно-воспитательное значение стихотворений.

    Тема: описание первой весенней грозы и майского дождя.
    Проблема и идея: донести до читателя возвышенное чувство обновления и любви к пробуждённой красоте природы, к весне и её проявлениям: грозе, прилёту птиц, золотистым нитям тёплого дождя.
    Тип: описание.
    Стиль: художественный.
    Языковые средства: 1. Эпитеты (красочные, выразительные и образные определения): "весенний первый гром", "раскаты молодые", "поток проворный", "ветреная Геба", "громокипящий кубок".
    2. Метафоры (иносказания, скрытое сравнение): "перлы дождевые", "солнце нити золотит", "кубок с неба на землю пролила".
    3. Сравнение (сопоставление): "как бы резвясся и играя".
    4. Олицетворение (придание неодушевлённому свойств и качеств живых существ): "гром..., резвясся и играя", "бежит поток", "всё вторит весело".
    5 Инверсия (перестановка привычного порядка слов, когда, к примеру, сказуемое стоит впереди подлежащего, для усиления выразительности речи): "гремят раскаты", "бежит поток", "не молкнет... гам", "гам лесной", "шум нагорный".
    4 строфы стихотворения, написанные четырёхстопным ямбом с чередующимися перекрёстно мужской и женской рифмами, плавно перетекают друг в друга. В первой показано зарождение грозы, когда гром резвится, как маленький ребёнок в преддверии дождя. Во второй "брызнул дождь", а в третьей -- всё вторит буйству грозы. Четвёртая строфа, венчая стихотворение и подводя итог, подчёркивает божественный характер всего происходящего.
    "Весенняя гроза" -- образец стихотворной пейзажной лирики, заставляющий проникнуться настроением поэта и восхититься красотой родной природы, проявлением её стихии, почувствовать вместе с ней обновление сил и жажду жизни.



    написать администратору сайта