Главная страница

Возникновение и развитие детской литературы в 15-18 вв.. Литература возникла примерно во второй половине 15 в., в то время, когда русский народ освободился от татаромонгольского ига


Скачать 219.96 Kb.
НазваниеЛитература возникла примерно во второй половине 15 в., в то время, когда русский народ освободился от татаромонгольского ига
Дата16.03.2022
Размер219.96 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВозникновение и развитие детской литературы в 15-18 вв..docx
ТипЛитература
#399776
страница4 из 4
1   2   3   4

32. На свадьбы и танцы младый отрок не зван и не приглашен для получения себе великой чести и славы отнюдь не ходи, хотя такой обычай и принят. Ибо в первых, хотя незамужния жены и охотно то видят, однакож свадебные люди не всегда ради тому бывают. И понеже невзначай пришедшия, причиняют возмущения, а пользы от них мало бывает, но часто от таких нестройных поступков ссоры происходят, что либо излишняго вина не могущи стерпеть и самим собою владеть, или, не узнав меры, не пристойным своим невежеством подаст к ссоре причину, или незванной похощет посесть званнаго и возбудит великое неспокойство: ибо говорится, кто ходит не зван, тот не отходит не дран.


33. Не надлежит болши чести и ласки приимать, нежели как кто может удостоен и приличен быть. Ибо услуга для отслуги в гости звана бывает, а не мысли себе акибы тебе кто чем должен оное чинить.


34. Не малая отроку есть краса, когда он смирен, а не сам на великую честь позывается, но ожидает пока его танцевать, или к столу итти с другими пригласят, ибо говорится: смирение молодцу ожерелие.


35. Младыя отроки не имеют быть насмешливы, и других людей речи не превращать, и иначе не толковать, и ниже других людей пороки и похулки внушать и предявлять: ибо хотя про кого говорится, чего он может быть и не слышит, однакож со времянем и ему сказано будет, и тем он на гнев приведен и озлоблен искать будет случая со времянем, то потаенно отметит, ибо хотя кто и долго молчит, токмо злобы не забудет.


36. Имеют младыя отроки всегда начальствующих своих как при дворе, так и вне двора в великом почтении и чести содержать. Подобно как сами сеое хотят, чтоб они в такой службе превознесены были. Ибо честь какову они ныне оным показуют, со временем и им такая ж показана будет.


37. Когда при дворе, или в других делах явитца надлежит, то должно в таких церемониях, в которых напредь того не бывали и не учивались, прилежно присматривать, как в том те поступают, которым оное дело приказано. И примечать, похваляют ли их или хулят, и хорошо ль они в том поступали или плохо. Слушать же и примечать, в чем оныя погрешили, или что просмотрели.


38. Каждый осторожной и высокоумный кавалер, имеет прилежно подражать, чтоб не озлобить друга своего вымышленными ложными и льстивыми поступки. Ибо, ежели другой то признает тогда оной за недруга себе его почтет и никогда ему верить не будет, но отбегая его, за лукаваго человека разглашать будет.


39. Отрок во всех пирах, банкетах и протчих торжествах и беседах, которыми он равенстников своих потчивает отнюдь никакой скупости или грабителства да не являет, да бы не признали гости. Ибо в том познавается, и в том замыкается его честь, разум, и слава: когда он сам не хощет во всякой дом на подобие дураков в комедии бегать. Ибо надобно разсуждать, что которой призван, також, а может быть и лучший, в доме своем приготован обед имеет, нежели как у него изготовлено есть. А что званной пришел не обед, и то оной токмо для содержания дружбы и добраго согласия учинил. Ибо как выше упомянуто, должен честной отрок по состоянию своему и по преимуществу податлив и чтив быть, а не для худой собственной своей прибыли имя свое в огласку пустить и опорочить.


40. Хотя в нынешнее время безмерная скупость у некоторых за обычай принята и оныя хотят ее за домодержавство почитать, токмо чтоб могли денег скопить, не смотря на свою честь и не храня славы. Но отрокам надлежит знать что они сим способом в безчестие и ненависть приити могут и таких людей ни мало не почитают, понеже они денги болши любят, нежели самих себя, и ближняго своего. И такой мыслит, что доволно и того, что другой про него ведает, что он богат. Ибо толь помощи может оное добро (которое кому не ползует) как зло, которое кому не вредит; особливо имеет породный шляхтич от сея прелестныя добродетели остерегатца. Ибо оная противится любви к ближнему, без нея же не возможно спастися. Ибо такое ремесло тем за обычно, которыя имеют нечистую совесть и противную веру: яко жиды, мошенники и обманшики.


41. Также излишняя роскошь и прихотливыя протари, зело не похваляются. А на примере: когда кто в год 1000 рублев приходу имеет, хощет с тем равен быть, которому по 6000 приходит для того и говорится: надобно держать по приходу расход.


42. Когда который породный отрок кому что обещает дать, подарить или ино что учинить должен, не откладывая на долго. Ибо в двое приятно бывает и болши того одолжает, когда вскоре что содержано будет. Для того говорится: кто скоро дает, оной сугубо дает.


43. Все, которыя что кому обещают, имеют прилежно трудится, чтоб как возможно без отлагателства оное исполнить. Хотя в том и убыток себе понесть или прежде обещания должно на перед доволно размыслить. Ибо такого человека не много почитают, которой слово свое пременяет, понеже пословица гласит: не молвя слова крепись, а дав слово держись. А особливо должны шляхетныя сие хранить. Оных бо постоянство имеет быть безсмертно и непременно, а не имеетглупой онои пословицы следовать, что говорится: обещать, то дворянски, а слово держать, то крестьянски. Но ведай себе, что и такая есть пословица. Со лжи люди не мрут, а впредь веры неимут. И конечно крестьянина лучше почтут, нежели дворянина, которой шляхетского своего слова и обещания не исполняет и не сохраняет: от чего и ныне случается, что охотнее мужику, нежели дворянину верят.


44. Еще же отрок да будет во всех своих службах прилежен, и да служит с отою и радением. Ибо как кто служит, так ему и платят. По тому и счастие себе получает.


45. В церкве имеет оной очи свои и сердце весма к Богу обратить и устремить, а не на женской пол, ибо дом Божий, дом молитвы, а не вертеп блудничен, но увы коль часто случается, что тем другия соблазняются и подают злой пример. Понеже прочтыя смотрят болши на знатных и тому себя ведут и поступают, но кто хощет быть знатнейший в чину, оной должен везде в страсе Божием и благочинство первым себя содержать.


46. Когда с кем случится говорить, то должни они с тою персоною учтиво и прилежно говорить, а не так притворять себя, яко бы не охотно кого хотят слышать и ниже задом к кому обращатся, пока кто говорит. Ибо сие есть признак гордости и непочитания, понеже оной с кем ты говориш, может разуметь вослибо он тебе не годен или речь его тебе противна, разве что случится другому важная притчина так поступить, то надобно позволения попросить и оговорится для такой продерзости и неучтивости. Непристойно также когда с кем говориш, быстро в глаза смотреть, яко бы хотел кого на сквозь провидеть, но при случае чтоб можно усмотреть с какою ревностию, осамкою и постоянством кто что расказывает и говорит, да бы ему можно в том отвещать.


47. Никто не имеет, повеся голову и потупя глаза, вниз по улице ходить или на людей косо взглядовать, но прямо, а не согнувшись ступать и голову держать прямо ж, а на людей глядеть весело и приятно, с благообразным постоянством, чтоб не сказали: он лукаво на людей смотрит.


48. Когда о каком деле сумневаешься, то не говори того за подлинную правду, но или весьма умолчи, или объяви за сумнительно, дабы после, когда инако окажется, тебе не причтено было в вину.


49. Слугам своим и челядинцам не должно давать злато прикладу, и пред ними никакова соблазну не чинить, и ниже допускать, чтоб они всякими глупостми хозяину подлещались, как обычно такия люди делают, но держать их в страсе, и больше двух крат вины не спущать, но выгнать из дому. Ибо лукавая лисица нрава своего не переменит.


50. Когда кто своих домашних в страхе содержит, оному благочинно и услужено бывает, а слуга может от него научитися, и другие его равестники за разумнаго его почитать будут. Ибо раби по своему нраву невежливи, упрями, безстыдливи, и горди бывают, того ради надобно их смирять, покарять и унижать.


51. Не надлежит от слуги терпеть, чтоб он переговаривал или как пес огрызался, ибо слуги всегда хотят больше права иметь, нежели господин: для того не надобно им того попущать.


52. Когда кто меж своими слугами присмотрит одного мятежника и заговорщика (переговорщика), то вскоре такого надобно отослать. Ибо от одной овцы паршивой все стадо пострадать может, и нет того мерзостнее, как убогой, гордой, нахалливой, и противной слуга, от чего и пословица зачалась: в нищенской гордости имеет диавол свою утеху.


53. К оным, которые исправно служат, должно быть склонну и верну, и в делах их спомогать, защищать и их любить, пред другими повышать и договорную мзду исправно в прямый срок платить, то напротив того, ему больше счастия и благословения будет от Бога и не даст причины, чтобы его порекали, как инако у них обычай делать. А особливо, когда кто их известную мзду задержит как некоторая в том мало совести имеют.


54. Непристойно на свадьбе в сапогах и острогах (сапоги с острыми носами) быть, и тако танцевать, для того что тем одежду дерут у женского полу и великий звон причиняют острогами, к тому ж муж не так поспешен в сапогах, нежели без сапогов.


55. Такожде когда в беседе или в компании случится в кругу стоять, или сидя при столе, или между собою разговаривая, или с кем танцуя, не надлежит никому неприличным образом в круг плевать, но на сторону, а ежели в каморе, где много людей, то прими харкотины в платок, а также невежливым образом в каморе или в церкви не мечи на пол, чтоб другим от того не згадить или отъиди для того к стороне (или за окошко выброси), дабы никто не видал, и подотри ногами так чисто, как можно.


56. Никто честновоспитанный возгрей (соплей) в нос не втягает, подобно как бы часы кто заводил, а потом гнусным образом оныя в вниз глотает, но учтиво, как вышеупомянуто, пристойным способом испражняет и вывергает.


57. Рыгать, кашлять и подобный такия грубыя действия в лицо другого чини, или чтоб другой дыхание и мокроту желудка, которая восстает, мог и чувствовать, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот на сторону, или скатертию, или полотенцем прикрой. Чтоб никого не коснутца и тем сгадить.


58. И сия есть не малая гнусность, когда кто часто сморкает, яко бы в трубу трубит, или громко чхает, будто кричит, и тем в прибытии других людей или в церкве детей малых пужает и устрашает.


59. Еще же зело непристойно, когда кто платком или перстом в носу чистит, яко бы мазь какую мазал, а особливо при других честных людях.


60. Когда тебя о чем спросят, то надлежит тебе отозватца и дать ответ, как пристойно, а не маши рукою и не кивай головою или иным каким непристойным образом, наподобие немых, которыя признаками говорят или весма ни какой отповеди не дают.


61. Должно, когда будешь в церкве или на улице людем никогда в глаза не смотреть, яко бы из их насквозь кого хотел провидеть, и ниже везде заглядоватся, или рот розиня ходить яко ленивый осел. Но должно итти благочинно постоянно и смирно и с таким вниманием молитца, яко бы пред вышшим сего света монархом стоять довлело.


62. Когда кого поздравлять, то должно не головой кивать и махать, яко бы от поздравляемого взаимной чести требовать, а особливо будучи далеко, но надобно дожидатися, пока ближе вместе сойдутца. И ежели другой тогда взаимной чести тебе не отдает, то после его никогда впредь не поздравляй, ибо честь есть того, кто тебя поздравляет и не твоя.


63. Младый шляхтич или отрок всегда должен быть охоч к научению всякого добра, и что ему прилично быть может и не имеет дожидатца пока кто его о том попросит, или потребует, или чтоб за ним для того в доме прибегали. А наипаче платить возмездие служащим ибо в том есть великий грех и порок, когда кто у кого кровию заслуженною и трудом выработанную мзду наемничу удержит.
1   2   3   4


написать администратору сайта