Главная страница
Навигация по странице:

  • Юности честное зерцало. или показание к житейскому обхождению.

  • Возникновение и развитие детской литературы в 15-18 вв.. Литература возникла примерно во второй половине 15 в., в то время, когда русский народ освободился от татаромонгольского ига


    Скачать 219.96 Kb.
    НазваниеЛитература возникла примерно во второй половине 15 в., в то время, когда русский народ освободился от татаромонгольского ига
    Дата16.03.2022
    Размер219.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВозникновение и развитие детской литературы в 15-18 вв..docx
    ТипЛитература
    #399776
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    Комментарии


    • Кий — легендарный герой, основатель Киева.

    • Порфир — вулканическая горная порода, близкая к граниту.

    • Кибитка — переносное жилье у кочевых народов.

    • Роспуски — повозка без кузова.

    • Кочевье — стоянка кочевников.

    • Старшина — здесь в значении старейший, знатный, «первостатейный» (Словарь Академии Российской. СПб., 1794. Т. S. Стлб. 707).

    • Камка — шелковая узорчатая ткань.

    • Парча — шелковая ткань с перепле­тающимися золотыми или серебряными нитями.

    • Тишить — утишать, успокаивать.

    • Роптать — выражать недовольство, се­товать.

    • Потакать — потворствовать.

    • Рек — сказал, молвил.

    • Буде — если, когда.

    • Дядька — человек, приставленный для ухода и надзора за ребенком.

    • Паки — опять, снова, еще.

    • Мещане — мелкие домовладельцы, торгов­цы, ремесленники.

    • Зверинец — место, где содержат зверей для показа. С такой же целью —показать, но только человеческие пороки, слабости и добродетели, Хан собрал и поселил на специально отведён­ном для того и огороженном месте соответствующим образом подобранных людей, создав в полном смысле «превеликий» человеческий «зверинец».

    • Рассудок — разум, «способность души, посредством которой человек, обдумывая, сравнивая предме­ты, может их понимать, об оных судить и выводить по рассмот­рении и соображении следст­вия» (Словарь Академии Рос­сийской. СПб., 1794. Т. 6. Стлб. 39).

    • Скучил — приуныл, затосковал от одной только мысли, что нужно ку­да-то идти, прилагать какие-то усилия, преодолевать трудности и т. п.; от слова «скука» в значении «неудовольствие или унылость души, причиненная каковою-либо вещим, по себе самой неприятною, или долговременным ее продолжением» (Словарь Ака­демии Российской. СПб., 1792. Т. 3. Стлб. 1103).

    • Горница — комната, чистая половина крестьянской избы.

    • Кости — кубики с очками или цифрами на боках.

    • Хоромы — большой дом богатого вла­дельца.

    • Десятина — русская единица земельной площади, равная 1,09 гек­тара.

    • Обливал — поливал.

    • Баричи — мальчики из барской семьи.

    • Приязненно — дружелюбно.

    • Ветхий — древний, старый.

    • Невестка — жена сына или брата.

    • Ситный хлеб — хлеб, испеченный из просе­янной сквозь сито муки.

    • Крынка — расширяющийся книзу удлиненный глиняный горшок.

    • Гнушаться — испытывать чувство отвраще­ния, презирать.

    • Войлок — плотный толстый материал из валяной шерсти.

    • Епанча — длинный и широкий безрукавый плащ.

    • Верста — старая русская мера длины, равная 1,06 км.

    • Волынка — народный духовой музыкальный инструмент.

    • Скучать — скулить, хныкать, капризничать.

    • Литавры — ударный музыкальный инструмент.


     

     


    3. Юности честное зерцало (полное название «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов») - русский литературно-педагогический памятник начала XVIII века, подготовленный по указанию Петра I.

     Авторы издания неизвестны. Предполагаемый составитель - епископ Рязанский и Муромский Гавриил (Бужинский). В создании книги принимал активное участие и курировал её издание сподвижник Петра, Яков Брюс. «Зерцало» было издано в соответствии с духом петровских реформ, когда основу всей книгопечатной продукции составляли разного рода руководства и наставления.

     «Юности честное зерцало» на долгие годы стало руководством о правилах хорошего тона и поведения в обществе. Популярность издания у современников была так велика, что в том же 1717 году книга была выпущена ещё дважды. А в 1719 году книга вышла уже четвёртым изданием, и неоднократно переиздавалась вновь вплоть до конца XIX века.
    Юности честное зерцало.

    или

    показание к житейскому обхождению.


    Собранное от разных авторов.

    Напечатася повелением Царскаго Величества.

    В Санкт Питербурхе

    Лета Господня 1717

    Февраля 4 дня.
    1. В первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле их не садитися, и прежде оных не заседать, при них во окно всем телом не выглядовать, но все потаенным образом с великим почтением, не с ними вряд, но немного уступи позади оных в стороне стоять, подобно яко паж некоторый или слуга. В доме ничего своим имянем не повелевать, но имянем отца или матери, от челядинцев просительным образом требовать, разве что у кого особливыя слуги, которыя самому ему подвержены бывают. Для того, что обычайно служители и челядинцы не двум господам и госпожам, но токмо одному господину охотно служат. А окроме того, часто происходят ссоры и великия между ими бывают от того мятежи в доме, так, что сами не опознают, что кому делать надлежит.


    2. Дети не имеют без имянного приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, и оное они должни учинить вежливо и учтиво.


    3. У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не повторять, на стол, на скамью, или на что иное, не опираться, и не быть подобным деревенскому мужику, которой на солнце валяется, но стоять должни прямо.


    4. Без спросу не говорить, а когда и говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком и ниже с сердца, или с задору говорить, не яко бы сумозброды. Но все, что им говорить, имеет быть правда истинная, не прибавляя и не убавляя ничего. Нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать, подобно якобы им с каким иностранным высоким лицем говорить случилось, дабы они в том тако и обыкли.


    5. Не прилично им руками или ногами по столу везде колобродить, смирно ести. А вилками и ножиком по торелкам, по скатерти или по блюду чертить, не колоть и не стучать, но должни тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.


    6. Когда родители или кто другии их спросят, то должни к ним отозватца и отвещать тотчас, как голос послышат. И потом сказать, что изволите, государь батюшко; или государоня матушка. Или что мне прикажете государь; а не так: что, чего, што, как ты говоришь, чего хочешь. И не дерзностно отвещать: да, так, и ниже вдруг наотказ молвить, нет; но сказать: так государь, слышу, государь: я выразумел, государь, учиню так, как вы, государь приказали. А не смехом делать, яко бы их презирая, и не слушая их повеления и слов. Но исправно примечать все, что им говорено бывает, а многажды назад не бегать и прежняго паки вдругорядь не спрашивать.


    7. Когда им говорить с людьми, то должно им благочинно, учтиво, вежливо, но а не много говорить. Потом слушать, и других речи не перебивать, но дать все выговорить и потом мнение свое, что достойно, предъявить. Ежели случиттся дело и рчь печальная, то надлежит при таких быть печальну и иметь сожаление. В радостном случае быть радостну и являть себе весела с веселыми. А в прямом деле и в постоянном быть постоянну и других людей разсудков отнюдь не презирать и не отметать. Но ежели чие мнение достойно и годно, то похвалять и в том соглашатца. Еже ли же которое сумнительно, в том себя оговорить, что в том ему разсуждать не достойно. А еже ли в чем оспорить можно, то учинить с учтивостью и вежливыми словами, и дать свое рассуждение на то, для чего. А ежели кто совету пожелает или что поверит, то надлежит советовать сколько можно и поверенное дело содержать тайно.


    8. С духовными должны дети везде благочинно, постоянно, учтиво и вежливо говорить, а глупости никакой не предъявлять. Но о духовных вещах и о чине их, или духовныя вопросы предлагать.


    9. Никто себя сам много не хвали и не уничижай (не стыди) и не срамоти, и ниже дела своего возвеличивая, разширяй боле, нежели как оное в подлинном действе состоит, и никогда роду своего и прозвания без нужды не возвышай, ибо так чинят люди всегда такия, которыя не в давне токмо прославлялись. А особливо в той земле, где кто знаком, весьма не надлежит того делать, но ожидать, пока с стороны другая похвалят.


    10. С своими или с посторонними служители гораздо не сообщайся. Но ежели оньи прилежны, то таких слуг люби, а не во всем им верь, для того, что они, грубы и невежи (неразсудливы) будучи, не знают держать меры. Но хотят при случае выше своего господина вознестись, а отшедши прочь, на весь свет разглашают, что им поверено было. Того ради смотри прилежно, когда что хощешь о других говорить, опасайся, чтоб при том слуг и служанок не было. А имян не упоминай, но обиняками говори, чтоб дознатца было неможно, потому что такия люди много приложить и прибавить искусны.


    11. Всегда недругов заочно, когда они не слышат, хвали, а в присутствии их почитай и в нужде их им служи, также и о умерших никакого зла не говори.


    12. Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторыя живут лениво, не бодро, а разум их затмится и иступится, потом из того добра никакова ожидать можно, кроме дряхлова тела и червоточины, которое с лености тучно бывает.


    13. Младый отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и безпокоен, подобно как в часах маетник, для того что бодрый господин ободряет и слуг: подобно яко бодрый и резвый конь учиняет седока прилежна и осторожна. Потому можно от части смотря на прилежность и бодрость или радение слуг признать, како правление котораго господина состоит и содержится. Ибо не напрасно пословица говорится, каков игумен, такова и братия.


    14. От клятвы чужеложства (блуда) играния и пьянства отрок себя велми удержать и от того бегать. Ибо из того ничто ино вырастает, кроме великой беды и напасти телесныя и душевныя, от тогож раждается и погибель дому его, и разорение пожиткам.


    15. Имеет отрок наипаче всех человек прилежать, как бы себя мог учинить благочестна и добродетельна; ибо не славная его фамилия, и не высокой род приводит его в шляхетство, но благочестныя и достохвальныя его поступки. Понеже благочестие есть похвала юности, и счастие благополучное, и красота в старости. Того ради оный имеет по правде тому подражать. То бо есть истинное избавление от убожества, и прямая подпора и постоянной столп богатству.


    16. Имеет прямый (сущий) благочестный кавалер быть смирен, приветлив и учтив. Ибо гордость мало добра содевает (приносит), и кто сих трех добродетей не имеет, оный не может превзойти, и ниже между другими просиять, яко светило в темном месте или каморе. Понеже что выше чином, то ниже смирением быть должно. Для того и три оныя добродетели: приветливость, смирение, и учтивость, украшают не мало шляхетскую славу. А понеже искони старыя честныя люди оное сохраняли, того ради и юныя имеют оному подражать.


    17. Младый человек всегда имеет с благочестными и добродетельными людми обходитися, от которых бы он добру научитца мог. Также и с такими людми которые честное имя и непорочное житие имеют. А от таких, которые легкомысленно и злочестно живут, бегать, яко бы от яду или лютого мору. Благочестныя люди имеют от юных почтены, превозносены, и возлюблены быть. А от злоимянитых должны юныя остерегатися, и от них бегать. Ибо токмо скажи, с кем ты обходишся, то можно признать, какое счастие тебе впредь будет.


    18. Младый шляхтич, или дворянин, ежели в еверциции (в обучении) своей совершенен. А наипаче в языках, в конной езде, танцовании, в шпажной битве, и может доброй розговор учинить, к томуж красноглаголив и в книгах научен, оный может с такими досуги, прямым придворным человеком быть.


    19. Прямый придворный человек имеет быть смел, отважен, и не робок, а с государем каким говорить с великим почтением. И возможет о своем деле сам предъявлять, и доносить, а на других не имеет надеятися. Ибо где можно такого найти, который бы мог кому так верен быть, как сам себе. Кто при дворе стыдливо бывает, оный с порожними руками от двора отходит. Ибо когда кто господину верно служит, то надобно ему верная и надеждная награда. А кто ища милости служит, того токмо милосердием награждают. Понеже никто ради какой милости должен кому служить кроме Бога. А Государю какову ради чести и прибыли, и для времянной милости.


    20. Умный придворный человек, намерения своего и воли никому не объявляет, дабы не упредил ево другой, которой иногда к томуж охоту имеет.


    21. Проезжей отрок, имеет податливо быть с мерою, смотря по состоянию своему. А особливо к тем, которые ему заслужили, а не к лукавым издевочникам и лстецам, которыя ему то говорят, чего он охотно слушает являть себе податлива.


    22. Отрок должен быть весма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив, также имеет оной стретившаго на три шага не дошед, и шляпу приятным образом сняв, и не мимо прошедши назад оглядоваясь поздравлять. Ибо вежливу быть на словах, а шляпу держать в руках неубыточно, а похвалы достойно. И лутче когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный кавалер, и молодец, нежели когда скажут про которого, он есть спесивый болван.


    23. Отрок имеет быть трезв и воздержен, а в чужие дела не мешатца и не вступать, и ни чего что ему не касается не всчинать, и поводу к тому не давать, но с учтивостию уступать. Разве что когда чести его кто коснется, или порекать учнет: то в таком случае уступки не бывает, но по нужде пременение закону дается.


    24. Младому человеку не надлежит быть резву и ниже доведыватся (выведывать) других людей тайн. И что кто делает – ведать не надлежит. Так писем, денег или товаров без позволения не трогать и не читать, но когда усмотришь, что двое или трое тихо между собою говорят, к ним н ступать, но на сторону отдалиться, пока они между собою переговорят.


    25. Младый отрок да не будет пересмешлив, или дурацким шуткам заобычаен, но имеет честь свою исправно охранять. И с такими людми ни чего не всчинати, и поводу к тому не давать, чтобы его одурачили, и на посмех передражнили. Ибо оныя что кому в доме учинят, того и на улицах чинить не оставят. И такия люди бывают токмо обманщики денежныя, и блюдолизы. А ежели кто им ни чего не даст, то они ево пересмехают, и везде в домех поносят.


    26. Честный отрок должен остерегать себя от неравных побратенеств в питье, чтоб ему опосле о том не раскаяваться было. И дабы иногда новой побратеник не напал на него безчестными и необыкновенными словами что часто случается. Ибо когда кто с кем побратенство выпьет, то чрез оное дается повод и способ к потерянию своея чести, так, что иной принужден побратеника своего устыдиться. А особливо когда оной отречется или нападет несносными поносительными словами.


    27. Младыя отроки должни всегда между собою говорить иностранным языки, дабы тем навыкнуть могли, а особливо когда им что тайное говорил, случится, чтоб слуги и служанки дознаться не могли и чтоб можно их от других не знающих болванов разпознать: ибо каждый купец, товар свой похваляя продает как может.


    28. Младыя люди не должни ни про кого худого переговаривать. И ниже все разглашать, что слышат. А особливо что ближнему ко вреде, урону и умалению чести и славы касатися может. Ибо на сем свете нет иного чувствительнее, чим бы бог до зела прогневан, и ближней озлоблен были, кроме сего.


    29. Младые отроки не должни носом храпеть, и глазами моргать и ниже шею и плеча якобы из повадки трести, и руками не шалить, не хватать, или подобное неистовство не чинить, да бы от издевки не учинилось в правду повадки и обычая: ибо такия принятая повадки, младаго отрока весьма обезобразят и остыжают так, чтоб потом в домах, их посмехая, тем дражнят.


    30. Младыя отроки, которыя приехали из чужестранных краев и языков с великим иждивением научились, оныя имеют подражать, и тщатися, чтоб их не забыть, но совершеннее в них обучатися: а имянно чтением полезных книг, и чрез обходителство с другими, а иногда что-либо в них писать и компоновать, да бы не позабыть языков.


    31. Оныя, которыя в иностранных землях не бывали, а либо из школы, или из другаго какого места ко двору приняты бывают, имеют пред всяким себя унижать и смирять, желая от всякаго научитися, а не верхоглядом смотря, надев шляпу, яко бы приковану на главе имея, прыгать, и гордитися, яко бы никого в дело ставя: ибо такою гордою поступкою омерзеет и возбудит себе у других ненависть, что всяк компании его гнушатца и бегать, потом и посмеян и поруган будет, и получит себе презирание и убыток.

    1   2   3   4


    написать администратору сайта