Античность и современная массовая культура. Реферат. Литература Введение Актуальность
Скачать 41.9 Kb.
|
ОглавлениеВведение…………………………………………………………………………3 1. Понятие современной массовой культуры …………………………………6 2. Роль античности в развитии массовой культуры XX- XXI вв. ……………10 3. Интерпретация мифологических образов в различных сферах современной массовой культуры………………………………………………………………10 3.1. Мифологические структуры в кинематографе……………………………11 3.2. Миф в литературе…………………………………………………………...13 3.3. Миф в современной музыке………………………………………………..14 Заключение………………………………………………………………………14 Литература………………………………………………………………………14 Введение Актуальность Античная культура на протяжении всего своего существования являлась источником вдохновения многих национальных европейских культур. Большинство стран, входящих в орбиту влияния европейской традиции, обращались к истокам античности и черпали необходимые ресурсы для собственного развития. Согласно мнению культуролога и филолога Г.С.Кнабе, «Античное наследие на протяжении почти двух тысячелетий составляло атмосферу, почву и инвентарь европейской культуры… Античное наследие в той или иной форме и степени образует постоянный элемент европейской культуры и в западноевропейском, и в русском её варианте». 1 Такие системы ценности как демократия, гражданская ответственность, разделение властей, культура и наука, влияющие и преображающие действительность и т.д., берут свое начало из античной культуры. Также античность создала тот особый способ отношения человека к обществу, из которого в наши дни и состоит общественный строй западного мира. В этом способе отношения человека к миру заключаются гуманистические ценности, к которым обращались все великие философы, писатели, музыканты, поэты и художники. Эти ценности воплощали в своем творчестве Леонардо да Винчи, Боттичелли, Рембрандт, Данте, Шекспир, Пушкин и другие великие творцы мировой культуры. Можно сказать, что в настоящее время современная культура много внимания уделяет теме античного мира. С помощью примеров мне бы хотелось доказать свое утверждение. Обращения к античным мотивам можно заметить в таких сферах искусства как кинематограф, индустрия моды и красоты, музыка и даже индустрия компьютерных игр. Так называемый «греческий стиль» в одежде, бытовой дизайн, состоящий из античных элементов, скульптура, которая переняла из античного прошлого формы, материалы и методы выполнения – примеров использования античного наследия огромное множество. Таким образом, все вышеперечисленные факторы указывают на актуальность данной темы. Цель настоящей работы - изучение влияния античности на современную массовую культуру. Задачи работы: -дать общую характеристику понятия «современная массовая культура» -исследовать заимствования античных образов в современной массовой культуре Предмет исследования: произведения массовой культуры, связанные с темой античности. Объект исследования: современная массовая культура. Понятие современной массовой культуры Подавляющее число авторов рассматривает массовую культуру как социальный феномен XX века, представляющий собой особый тип производства и потребления культурных ценностей, характерный для массового общества. В наши дни массовая культура стремительно развивается и проникает практически во все сферы современного постиндустриального общества. Она рассчитана в основном на усредненный и не требовательный вкус массовой аудитории. Для этой культуры свойственно повторение определенного набора сюжетов, а также ее продукты носят серийный, стандартизированный характер и процесс их создания можно сравнить с конвейерным производством. Продукты массовой культуры отличаются короткой жизнеспособностью, они быстро входят в моду и столь же быстро устаревают, даже несмотря на то, что спрос на них всегда высок. Из положительных черт массовой культуры можно выделить ее общедоступность, т.е. она обращена ко всем людям вне зависимости от класса, уровня дохода, нации. Большим достоинством массовой культуры является то, что благодаря технологиям любой человек может получить доступ к любой сфере культуры, а это повышает процент образованных людей. Как отмечают С.Р. Аблеев и С.И. Кузьминская, упрощая реальную картину, можно согласиться с современными культурологами и выделить три наиболее важных структурных уровня массовой культуры: кич-культуру (низкопробная разновидность масскульта); мид-культуру (масскульт «средней руки» и арт-культуру (масскульт, не лишенный высокого художественного содержания и эстетического выражения). Произведения кич-культуры, как правило, мимикрируют под подлинные произведения высокого искусства, но таковыми по своей сути не являются, так как их отличает упрощенная подача проблематики; опора на стереотипные образы, идеи и сюжеты; ориентация на типичного обывателя, чья жизнь протекает скучно и однообразно. Мид-культура задает эстетические тона и моральные стандарты, на которые ориентируется массовая культура в целом. Наиболее высокий уровень массовой культуры представляет … арт-культура …, главной задачей которой является максимальное приближение массовой культуры к высоким нормам и стандартам традиционной культуры блистательных эпох». 2 Еще одной важной частью массовой культуры является эскапизм - социальное явление, заключающееся в стремлении индивида уйти от реальной действительности, общепринятых стандартов и норм общественной жизни в мир социальных иллюзий. Стремление к эскапизму связано с тем, что из-за повседневной жизни, превращающейся в рутину и однообразие, человек начинает испытывать желание выйти за пределы повседневного существования. Массовая культура, с ее развитой системой различных информационно развлекательных ресурсов, дает эскаписту возможность погрузится в виртуальные миры и эпохи. Таким образом, массовая культура совмещает в себе как положительные, так и отрицательные черты и является неотъемлемой частью жизни современного общества. 2. Роль античности в развитии массовой культуры XX- XXI вв. Термином «античность» обозначают прежде всего греко-римскую древность, но также это понятие можно встретить в обозначении только древнегреческого мира. Элементы античности, которые массовый зритель часто оставляет без внимания или вообще не замечает, можно увидеть в различных областях современного общества. Так, названия многих планет Солнечной системы, звезд и созвездий взяты из античной мифологии, например Меркурий, Юпитер, созвездие Геркулес, звезда Бетельгейзе. Также существуют различные биологические термины, связанные с античностью – растения нарцисс, кипарис, животные медуза и тритон и т.п. Все это отсылает нас к известным мифам. Многие века миф представал объектом, на котором акцентировали внимания все сферы искусства, поэтому мифологическая символика античной культуры имеет большое значение и требует особенного внимания. Миф можно рассматривать как совокупность представлений архаичных народов об окружающем мире, воззрений на устройство жизни, законы природы. В ХХ в. и вплоть до начала XXI в., мифологические образы стали все чаще и чаще использоваться при создании литературных произведений. Это объясняется тем, что писатели и поэты интуитивно чувствовали, что, рассказывая об этих образах, они тем самым выходят за рамки узкого или фактографического описания повседневности в литературе XIX века. 3 Современная литература не просто дает пересказ мифа, как это делали писатели более ранних периодов, а существенно переосмысляет его, позволяет взглянуть на него с новой точки зрения. Но при этом она старается сохранить смысл древнего мифа как явления универсального, подойти к нему как к некой культурной постоянной. Именно поэтому в наши дни появляется большое количество новых произведений, таких как романы и поэмы, которые новаторски интерпретируют миф и делают его интересным для читателя. Благодаря этому будущие поколения будут иметь возможность увидеть всеми известные произведения по-новому, открыть для себя идеи, заложенные в этих произведениях, а также использовать мотивы для поэтического изображения и толкования своей эпохи. И.С. Карабина, автор статьи «Античность и современность: межкультурный диалог», отмечает, что вслед за греческой литературой особое внимание уделяется общественным проблемам, индивиду, ценностям личности, гармоничному развитию духовных и физических сил. Актуализируется вопрос, связанный с единством свободы личности и требуемого обществом порядка, - о едином законе, определяющем природные, человеческие и общественные нормы. Появляется интерес к силе и слабости человека, к его телу и душе, к страстям и разуму. На первый план выходит изображение человеческого сознания, попытка объяснения его поступков и действий, все это мы можем считать дальнейшем развитием греческих мыслей и образов. 4 Ю.А. Ильина в своей статье «Игра в античность» в пространстве современной массовой культуры» рассматривала случаи адаптации античных образов и мотивов в пространстве провинциального российского города Ярославля, то есть за пределами произведений искусства. В этой работе автор отмечает активное присутствие античности в городской повседневности на уровне эргонимов – названий различных предприятий, организаций, торговых марок. На примере взаимодействия массовой культуры с античным наследием раскрываются такие черты последней как: 5 «Всеядность», поверхностность, отсутствие точности при обращении к классическим текстам; Фокусировка массового сознания на стереотипных представлениях об античности; Создание псевдоантичных явлений, когда, например, салат Цезарь в обход истинного значения приписывается античности; Способность массовой культуры активизировать мифологические знаки в области коллективного бессознательного. На примере литературы О.А. Запека в исследовании дискурса античности выделила тенденции интерпретирования греко-римского наследия в массовой культуре6: Актуализация культуры повседневности античной эпохи; Обращение к кризисным периодам античной истории; Выбор таких аспектов античности, которые наиболее естественно накладывались бы на дискурс современного сознания; Выбор античных образов и сюжетов для интерпретирования в массовой культуре также обуславливается постмодернистским недовериям к базовым идеям, объясняющим буржуазное общество («метанарративам»); Отклонение или вовсе отказ от античных корней с целью определения собственной идентичности в активно глобализирующейся действительности. Таким образом, можно сделать вывод, что в массовой культуре прослеживается стремление авторов интерпретировать традиционный миф по-своему, поэтому создается абсолютно новый миф, отличающийся от своего прообраза. Также следует заметить, что в массовой культуре античность изображается через разрозненные, стереотипные образы, наделенные современными значениями. Элементы античности можно встретить в любой сфере современного искусства, но риторика античности в этих сферах строится в большинстве случаев на различных клише. Интерпретация мифологических образов в различных сферах современной массовой культуры В этой главе мне бы хотелось проанализировать, какие именно элементы современная массовая культура позаимствовала из древнегреческих мифов. В античных мифах было показано большое количество моделей поведения человека в различных жизненных обстоятельствах: предательство, смелость, героизм, зависть человека к богам, материнская любовь Деметры. В настоящее время массовая культура выполняет многие компенсаторные и регулятивные функции, предписывающие человеку правила поведения, в том числе этические запреты и предписания, но делает это не напрямую, а с помощью языка образов. В качестве материала для рассмотрения я использовала произведения массовой культуры, в которых демонстрируется определенный элемент античной мифологии. К таким элементам относится, например, название, какие-либо визуальные образы и т.п. Мифологические структуры в кинематографе Примером искусного воспроизведения мифологического сюжета в кино является мультипликационный фильм «Король Лев». Это произведение стало самым успешным анимационным проектом за всю историю компании Disney. Сюжет повествует о противоборстве двух братьев-львов Муфасы и Шрама и здесь явно прослеживается сопоставление с египетским мифом об Осирисе, убитом своим братом-противником Сетом. Мифологическое пространство в мультфильме представлено двумя противоположными мирами – областью света (земли Прайда), где господствуют львы – солярные животные, которые через свой образ воплощают мудрость, власть, справедливость, и областью тьмы (кладбище слонов), где царствуют гиены, занимающие в мифологической иерархии животных низшую ступень. При правлении Муфасы (в самом начале фильма) земли Прайда напоминают райское место, где все живые существа обитают в гармонии и процветании. При вступлении на престол Шрама происходит уничтожение разделения между гиенами и львами (теперь они живут вместе), дефицитные еда и вода, постоянная тьма. Все это превращает некогда цветущие земли в безжизненную пустыню. Отсюда же и появляется спасительная миссия главного героя Симбы, сына Муфасы. Он должен одолеть своего противника и восстановить мир на своей родной земле. История главного героя выстраивается на основе мифологического сюжета: чудесное рождение, своеволие героя, героические испытания, временная или мнимая смерть, возвращение в новом, усовершенствованном виде. Таким образом, мультфильм «Король Лев» включает в себя большое количество мифологических образов, и, что более важно, позволяет взглянуть на них с новой точки зрения. Медуза Горгона – убитая Персеем женщина со змеями вместо волос, чей взгляд обращал человека камень - является одним из самых популярных и распространенных образов в массовой культуре. Взгляд Медузы, клыки и торчащие языки змеиных голов были изображены на щите самой Афины. Медузу очень часто можно встретить в современном кинематографе. Например, в фильме «Перси Джексон и Похититель молний» (2010) ее образ показан достаточно современно и даже наличие кишащих змей на голове не мешает быть ей частью современного мира. В данном фильме она трактуется как одинокая женщина, а причиной ее одиночества является гнев богов. А в фильме «Путешествие “Единорога”» (2001) она представлена в виде красивой девушки-антагонистки, позже перешедшей на сторону положительных персонажей. В фильме «Гарри Поттер и Философский камень» показан пес с тремя головами и, несмотря на его образ ужаснейшего чудовища, в кино он предстает в виде собаки по кличке Пушок. Миф в литературе Нил Гейман является одним из самых известных британских писателей и сценаристов, работающих в жанре городского фэнтези. Многие исследователи неоднократно отмечали важную роль мифа во всех его произведениях. Как пишет Е.В. Лозовик в своей статье «Миф и сказка в творчестве Нила Геймана», писатель «привлек внимание исследователя неожиданной степенью мифореставрации, позволившей автору не только выстроить собственную вселенную, но и восстановить в тексте основные принципы мифологического сознания: поиском героем себя и, как следствие, восстановления мифологического сознания». 7 В романе Нила Геймана «Американские боги», написанном в 2001 году, рассказывается о том, что на смену старым мифологическим богам приходит «новое поколение богов: боги кредитных карт и скоростных шоссе, интернета и телефона, радио и телевидения, боги пластика, пейджеров и неоновых вывесок». Именно с этими новыми богами собирается вести битву некий мистер Среда. Как впоследствии выяснится, это американское воплощение бога Одина, так как имя «Среда» сразу отсылает нас к мифологической символике дней недели, где среда считается днем Одина. Все повествование выстраивается на скандинавской идее Рагнарека, однако автор включает в свое произведение не только представителей скандинавской мифологии, но и богов иных культурных традиций: Анубис – египетский бог смерти; Тот – древнеегипетский бог мудрости и знаний; Индуистская Кали; Билкис – царица Савская, правительница аравийского царства Саба; славянский Чернобог; западноафриканский Ананси и многие другие божества, вера в которых была принесена в Америку переселенцами. В романе Милана Кундера «Невыносимая легкость бытия» миф используется для осмысления судьбы человека, который существует в тоталитарном режиме. Важным моментом в сюжете является статья главного героя, хирурга Томаша, об Эдипе. В этой статье Томаш, обращаясь к мифу, пытается понять происходящее в Чехии до и после 1968 г. Эта политическая публикация круто меняет судьбу героя: его увольняют с работы, он работает сначала мойщиком окон, а потом водителем грузовика. Как пишет О. Анисимова в статье «Обращение к мифу в современной литературе», у М. Кундеры конфликт человека, даже далекого от литературы, с режимом в Чехии как бы освещен светом древнегреческого мифа. Миф об Эдипе несет в себе некий заряд истинной трагедии, несовместимой с действительностью, создавшей фальшивые мифы, приводящие не к катарсису, а к нравственному уродству людей. Если античная мифология создала древнегреческую (а позже и европейскую) литературу, то «липовая», лживая мифология социалистической эпохи приводила к неискреннему, лживому слову, литературу разрушавшему. 8 3.3. Миф в современной музыке Использование элементов античной мифологии наиболее ярко проявляется в современной рок-музыке. Например, образ Медузы Горгоны появляется в песне «Отражение» (2006) группы Король и Шут: «…сердце мое как трофей Горгоны…» и в песне «Medusa» (1985) группы Anthrax. В последней композиции повествование ведется от лица вооруженного героя, который готов нанести смертельный удар обольстительной и коварной «ведьме». Герой считает, что он вправе распоряжаться судьбой Горгоны и от его меча ее не защитит никакая броня, однако в конце песни становится ясно, что бой закончился победой Медузы, которая обращает своего противника в камень. Название инструментальной композиции, состоящей из четырех частей -«Sysyphys» (1969) группы Pink Floyd отсылает к Сизифу — древнегреческому герою, который пытался обмануть смерть, заковав в цепи самого Танатоса, но был приговорен богами к вечной пытке в мире мертвых. Сизиф был вынужден вкатывать на гору, расположенную в Тартаре, тяжелый камень, который скатывался вниз, едва достигнув вершины. Заключение Итак, на основании проведенного исследования мы можем прийти к следующим выводам. В работе были проанализированы произведения массовой культуры, связанные с темой античности. В произведениях наблюдается создание нового видения мифа, который отличается от своего прообраза. Выделяются некоторые черты массовой культуры во взаимодействии с античным наследием: использование античных элементов в городской повседневности, поиск актуальных для современности мотивов, интерес к повседневной культуре античности. В наше время античная мифология является источником вдохновения творцов самых разных областей искусства – начиная видеоиграми и заканчивая литературой. Такой интерес к античности указывает на то, что для современности мифологические образы считаются важным элементом культуры. Одни авторы используют античную мифологию, чтобы максимально ее переосмыслить и предоставить читателям возможность взглянуть на нее под совершенно новым углом, в то время как другие стремятся к максимальному упрощению сюжетов и образов героев, чтобы привлечь внимание как можно больше слоев населения. Литература Кнабе Г.С. Избранные труды. Теория и история культуры – Изд. «РОССПЭН», 2006. – 189 с. Аблеев, С. Р., Кузьминская С. И. Экзистенциальные характеристики массовой культуры постиндустриального общества – Изд.: журнал «Вестник Московского университета МВД России», 2016. – 218 с. Карабина, И.С. Античность и современность: межкультурный диалог – Вестн. Омск. ун-та. Сер. «исторические науки», 2017. – 40 с. Ильмова, Ю.А. «Игра в античность» в пространстве современной массовой культуры - Ярославский педагогический вестник, 2015. – 324-333 с. Запека, О.А., Шовиков, В. С. Дискурс античности в массовой культуре постмодерна и методы его интерпретации – Вестник славянских культур, 2018. – 122-134 с. Лозовик, Е.В. Миф и сказка в творчестве Нила Геймана, 2016. – 126 с. Анисимова О. Обращения к мифу в современной литературе, 2003. -127 с. 1 Кнабе Г.С. Избранные труды. Теория и история культуры – Изд. «РОССПЭН», 2006. – С. 189 2 Аблеев, С. Р., Кузьминская С. И. Экзистенциальные характеристики массовой культуры постиндустриального общества – Изд.: журнал «Вестник Московского университета МВД России», 2016. – С. 218 3 Карабина, И.С. Античность и современность: межкультурный диалог – Вестн. Омск. ун-та. Сер. «исторические науки», 2017. – С. 40. 4 Карабина, И.С. Античность и современность: межкультурный диалог – Вестн. Омск. ун-та. Сер. «исторические науки», 2017. – С. 40. 5 Ильмова, Ю.А. «Игра в античность» в пространстве современной массовой культуры - Ярославский педагогический вестник, 2015. – С. 324-333. 6 Запека, О.А., Шовиков, В. С. Дискурс античности в массовой культуре постмодерна и методы его интерпретации – Вестник славянских культур, 2018. – С. 122-134 7 Лозовик, Е.В. Миф и сказка в творчестве Нила Геймана, 2016. – С. 126 8 Анисимова О. Обращения к мифу в современной литературе, 2003. – С. 127 |