Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Литература xix века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы xix века
Скачать 1.77 Mb.
|
Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных в России в 19 веке, но и поражающее разнообразие их. М Горький
недовольство народных масс, их возмущение крепостным гнетом.
Декабристы на Сенатской площади.
Русские художники не были отделены от того, что происходило за рубежом. Они откликались на общественные события Западной Европы, усваивали передовые достижения искусства и литературы. Необычайная интенсивность и быстрый рост русской культуры привели к тому, что течения, развивавшиеся в литературе и искусстве Западной Европы на протяжении нескольких столетий, существовали в России одновременно, переплетаясь друг с другом. Э. Мане. Портрет Эмиля Золя Классицизм, нашедший совершенное выражение в различных сферах русского искусства, развивался параллельно с романтическим направлением, и вместе с тем уже в 20-е годы в России определялись черты реализма, который стал ведущим течением литературы XIX столетия. Отечественная война 1812 г. и связанный с ней патриотический подъем дали мощный толчок развитию русской национальной культуры. Наиболее образованным сословием в России было тогда дворянство. Большинство деятелей культуры этой поры— выходцы из дворян или люди, так или иначе связанные с дворянской культурой.
Разночинец Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература прошлого века — исключительное явление. Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звездами небе, если бы некоторые из писателей, составивших ее славу, не походили скорее на ослепительные светила или на самостоятельные «вселенные». Одни только имена А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого сразу же вызывают представления об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании псе новых и новых поколений читателей. Впечатления, производимые этим «золотым веком» русской литературы, прекрасно выразил Т. Манн. говоря о ее «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплоченности ее рядов, непрерывности ее традиций».
В начале XX в. Гоголь получает всемирное признание и с этого момента становится действующей и все более возрастающей величиной мирового художественного процесса, постепенно осознается глубокий философский потенциал его творчества. Конец дворянского периода освободительного движения, и начало разночинского, буржуазно-демократического, не могли не оказать серьезного влияния на развитие русской демократический лагерь литературы. Она сделала решительные шаги по пути демократизации, приближения к боевым и актуальным вопросам общественной жизни. Окончательное размежевание либеральной и демократической тенденций в русском общественном движении привело к перегруппировке сил и в литературе. Писатели - сотрудники журнала "Современник". В 50-е годы журнал «Современник» объединял вокруг себя крупнейших демократических и либерально настроенных писателей. К концу 50-х годов писатели умеренного направления окончательно порывают с журналом, и он становится органом революционной демократии. Идейным руководителем журнала стал Чернышевский. Революционно-демократический лагерь в литературе представляли также Герцен, Добролюбов, Некрасов, Салтыков-Щедрин. Им противостояли литераторы, тяготевшие к либеральным и умеренно монархическим взглядам. Наиболее значительными из них были Тургенев и Гончаров. Однако назревшая необходимость буржуазно-демократических преобразований и наличие демократического подъема в стране помогали в ряде случаев и этим художникам сохранить в своем творчестве глубину и силу социальной критики. Н.А.Некрасов - редактор журнала "Современник". Литературный журнал «Современник» Основные события 19 века
Основные темы русской литературы XIX века1825 – 1855 – основной вопрос: «Кто мы? Что с нами происходит?»А.С.Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», Н.В.Гоголь «Мёртвые души»1855 – 1861 – основной вопрос: «Кто виноват?»И.С.Тургенев «Записки охотника», И.А.Гончаров «Обломов», М.Е.Салтыков-Щедрин «Губернские очерки»1861 – 1881 – основной вопрос: «Что делать?»Н.Г.Чернышевский «Что делать?», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», Л.Н.Толстой «Война и мир»Социально-политическая борьба во второй половине 19 векаРеволюционеры - демократы Западники Народники Славянофилы Выступали против:
Защищали:
Стремились:
Отстаивали: - верность принципам самодержавия, но не принимали николаевскую деспотию Их объединяла мысль: «Русская жизнь нуждается в коренных изменениях» Как их проводить?Революционеры - демократы Западники Славянофилы Революционеры - демократы Западники Славянофилы Спасение России только в революции России необходимы реформы сверху, без революции В литературе общественно-политическое противостояние нашло отражение в борьбе двух направлений:Критический реализм «натуральная школа» «чистое искусство» «Период с 1856 года по 1880 год – время величайших достижений русского критического реализма 19 века» (Д.Д.Благой) Теоретики «чистого искусства» романтизировали возвышенное и прекрасное, противопоставляли «вечное» в искусстве «злободневному», призывали быть далёкими от «житейского волненья» Писатели демократических убеждений сгруппировались вокруг журнала «Современник» Основные проблемы в литературе 19 века
Основные направления в литературе 1-й половины XIX века классицизм сентиментализм романтизм реализм предромантизм жанр повести (А. А. Бестужев-Марлинский, В. Ф. Одоевский); исторический роман (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь). Основные принципы реализма : широкий охват действительности, изображение человека в его взаимодействии со средой, типизация жизни. Сравнение романтизма и реализма Сравнение романтизма и реализма Русский реализм второй половины XIX века, не теряя своей социальной остроты, выходит к вопросам философским, ставит вечные проблемы человеческого существования. Литература этого периода ощутила острую тревогу за судьбу человека на том этапе истории, когда на попрании религиозных истин возникла фанатическая вера в науку, ее абсолютную безупречность, в возможность устранения общественного несовершенства. Уроки русской классической литературы до сих пор не усвоены. Мы только пробиваемся к их постижению, проходя через горький опыт исторических потрясений XX века. Нам всем есть над чем задуматься. |