2_XVIII век. Литература xviii в как историколитературный этап основные художественные идеи, литературные направления, ключевые писательские имена
Скачать 18.49 Kb.
|
2. Русская литература XVIII в. как историко-литературный этап: основные художественные идеи, литературные направления, ключевые писательские имена. XVIII век - важная веха в истории российского государства и самой литературы. XVIII век историки часто называют «русским Просвещением». Именно в XVIII веке русская литература начала особенно активно развиваться, перенимая европейские литературные традиции и отказываясь от древнерусских идей и жанров. Отныне русские писатели используют жанровую систему Европы, которая существует по сей день. В это время были заложены основы классических российских поэзии и прозы. Развитие русской литературы в этот период можно поделить на несколько периодов: Литература Петровского времени (конец ХVII в. ― 20-е гг. ХVIII в.). Ф. Прокопович. Литература 1730―1760-х гг. Становление русского классицизма. Жизненный и творческий путь писателей: А.Д. Кантемир. В.К. Тредиаковский. М.В. Ломоносов. А.П. Сумароков. Литература конца 1760―1780-х гг. Развитие русского классицизма и его кризис. Журналистика 1769―1774 гг. Н.И. Новиков (жизненный и творческий путь). Драматургия. Поэзия. Проза. Литература последних десятилетий ХVIII в. Сентиментализм. Предромантизм. Реалистические тенденции. Жизненный и творческий путь писателей: Г.Р. Державин. Д.И. Фонвизин. М.Н. Муравьев. А.Н. Радищев. Н.М. Карамзин. И.И. Дмитриев. Первая половина XVIII века была неким допереломным периодом. В это время литература ещё оглядывалась на древнерусскую литературу. Жанры первой половины XVIII века: житие, панегирик (восхваление). Тем временем в Европе уже вовсю развивались крупные литературные формы и господствовал сложившийся во Франции в XVII веке классицизм. Классицизм (от лат. classicus - образцовый) – это направление в искусстве и литературе Европы и России, для которого характерно строгое соблюдение творческих норм и правил и ориентация на античные образцы. Классицизм возник в Италии в 17 веке, а как направление сложился сначала во Франции, а затем и в других странах Европы. Создателем классицизма считается Никола Буало. Художественные принципы классицизма таковы. 1. Писатель (художник) должен изображать жизнь в идеальных образах (идеально положительных или «идеально» отрицательных). 2. В произведениях классицизма строго разделяются доброе и злое, высокое и низкое, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое. 3. Герои классицистических произведений чётко делятся на положительных и отрицательных, при этом фамилии персонажей, как правило, являются "говорящими", то есть содержат характеристику героя. 4. Жанры в классицизме тоже разделены на «высокие» и «низкие»: Высокие жанры Низкие жанры Трагедия Комедия Ода Басня Эпопея Сатира 5. Драматические произведения подчинялись правилу трёх единств – времени, места и действия: действие происходило в течение одних суток в одном и том же месте и не осложнялось побочными эпизодами. При этом драматическое произведение состояло обязательно из пяти актов (действий). Развитие русского классицизма можно поделить на несколько периодов: 1. 1720-ые годы, литература петровской эпохи. Литература начала обретать светские черты. Основную часть литературы этого времени составляли переводы зарубежных произведений. 2. 1730 - 1770-ые годы, расцвет русского классицизма. 3. Последняя четверть XVIII века - кризис русского классицизма, на смену которому пришёл сентиментализм. Главными именами для русской литературы XVIII века считаются Василий Кириллович Тредиаковский, Михаил Васильевич Ломоносов, и Александр Петрович Сумароков. В.К. Тредиаковский - первый профессиональный российский филолог. Он является одним из основателей силлабо-тонического стихосложения в России. Именно Тредиаковский первым ввёл в русскую культуру понятия прозы и поэзии. Он перевёл множество произведений древнегреческой и европейской литературы, сделав их доступными для российского читателя и создав тем самым основу для развития классицизма. М.В. Ломоносова называют «отцом русской литературы». Как и многие ведущие умы своего века, М.В. Ломоносов работал над созданием русского литературного языка и стремился вывести литературу из-под влияния церкви, под которым она находилась с самого своего зарождения. Михаил Васильевич Ломоносов стал создателем русской оды. Ломоносов первым в своих произведениях выразил идею русского национального самосознания, ставшую в дальнейшем неотделимой частью творчества поэтов и писателей XIX века. Создателем русской трагедии был Александр Петрович Сумароков. Его патриотические пьесы были посвящены наиболее заметным событиям российской истории. По мнению Сумарокова, литературное творчество – это рациональный процесс. В человеке борются два начала – божественный разум и животные страсти. Изображение этой борьбы – основная тема представителей классицизма. Заложенные Сумароковым традиции продолжил драматург Яков Борисович Княжнин. Создателем русской сатиры (сатирического стихотворения) был Антиох Дмитриевич Кантемир. В лице Кантемира русская поэзия обнаружила стремление к действительности, к жизни как она есть, основала свою силу на верности натуре. Во второй половине XVIII века в русской литературе господствовали следующие жанры: Драма: комедия и трагедия; Проза: сентиментальная повесть, сентиментальное путешествие и др.; Стихотворные формы: героические и эпические поэмы, оды, различные малые лирические формы. Значительное место в русской литературе занимает творчество Гавриила Романовича Державина, государственного деятеля и тайного советника. «Первым живым глаголом юной поэзии русской» назвал его Белинский. Основным жанром, в котором работал Державин, стала ода – торжественное поэтическое произведение, чья звучная и соразмерная форма всегда была близка классицизму. Но Державин вдохнул в этот жанр совершенно новую жизнь. В поэзии Державина проявилась тенденция разрыва с классицизмом и ориентации на бытовой, психологически мотивированный портрет. Державин ориентируется на «бытовое правдоподобие». Считая высшей ценностью Человека, он видит его и в самом прославленном Герое. Будучи консерватором по своим политическим взглядам, занимая высокие государственные посты, Державин мечтал о правителях – честных людях, чуждых грабежей, злоупотреблений, взяток, о людях, которые бы служили своему народу, а не своим корыстным целям. Автор и од («Фелица», «Водопад», «Вельможа», «Бог», «Властители и судии»), и лирических стихотворений («Похвала сельской жизни»), Державин по яркости языка, поэтичности и красочности образов стал учителем и предшественником Пушкина, поэты пушкинского круга почитали Г.Р. Державина как своего кумира. Сам Державин очень положительно высказывался о юном Пушкине. Не менее значительным для русской литературы XVIII века является имя Дениса Ивановича Фонвизина, автор пьес, являющихся классическими образцами комедий. Прогрессивность его литературных методов заключалась в том, что он, соблюдая каноны классицизма, объединял при этом в своих произведениях несколько проблематик: проблемы семьи и воспитания, проблемы образования, проблемы социального неравенства. Юмор Фонвизина, как и юмор многих писателей XVIII века, был острым, жалящим, направленным на обличение пороков общества. Комедия Фонвизина «Недоросль» (1781) свидетельствовала уже о переходе русской литературы от классицизма к просветительскому реализму. Характеры героев и их быт раскрываются не через их речи, как в «Бригадире», а через их действия. Его традиции в конце 18 века продолжили А.Н. Радищев, а также комедиограф и баснописец И.А. Крылов. Ещё одним выдающимся деятелем литературы XVIII века является Александр Николаевич Радищев. Он не только писал художественные произведения, но и активно участвовал в деятельности сатирических журналов. Его произведение «Путешествие из Петербурга в Москву», открыто критикующее власть, прошло в печать из-за ошибки цензора, посчитавшего, что перед ним простой путеводитель. «Путешествие из Петербурга в Москву» можно назвать причиной того, что в конце века была урезана свобода слова. С 1780-х гг. ведущее место в литературном процессе занимает новое направление – сентиментализм – «Классицизм навыворот»: изображение чувств, красивых переживаний взамен политических проблем и государственных вопросов. М.Н. Муравьёв, Н.А. Львов, В.В. Капнист, И.И. Дмитриев, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин. Большое влияние на русскую литературу оказал также историк и литератор Николай Михайлович Карамзин. Активно занимаясь созданием русского литературного языка, Карамзин провёл реформу, сильно повлиявшую на его развитие. Он отказывался от использования церковнославянского языка, пользуясь в своих произведениях только средствами современного ему русского языка, но используя в качестве образца грамматику французского. Благодаря работе Карамзина в русском языке появилось множество новых слов, таких, например, как «влюблённость», «ответственность», «человечный» и другие. Карамзин – основоположник русского сентиментализма, в стиле которого написана «Бедная Лиза», повествующая о трагической любви крестьянки к дворянину. Влияние Карамзина на русских писателей было огромным. Жуковский, Батюшков, Пушкин, Гоголь – все они прошли школу Карамзина. Существенную роль в развитии литературы начинает играть журналистика. До 18 века в России не было ни газет, ни журналов. Первую русскую газету под названием «Ведомости» в 1703 году выпустил Пётр Первый. Во второй половине века появляются и литературные журналы: «Всякая всячина» (издатель – Екатерина Вторая), «Трутень», «Живописец» (издатель Н.И. Новиков), «Адская почта» (издатель Ф.А. Эмин). Заложенные ими традиции были продолжены издателями Карамзиным и Крыловым. В целом 18 век – это эпоха стремительного становления русской литературы, эпоха всеобщего просвещения и культа науки. В 18 веке был заложен тот фундамент, который предопределил начало в 19 столетии «золотого века» русской литературы. |