|
история исскуств. Задача художественного творчества Создание эстетической ценности
1. Теории происхождения искусства. Виды и функции искусства.
| Виды и функции:
Основная задача художественного творчества
•Создание эстетической ценности
Задача архитектурного творчества
● Создание материально-практической ценности,
эстетическое творчество в архитектуре не самоцель, а необходимое условие достижения цели
Бифункциональные искусства
•Искусства, произведения которых удовлетворяют не только художественные, но и практические потребности человека
(архитектура, фотография, телевидение, кино)
| 2. Искусство Древнего Египта.
Искусство древнего Египта было наиболее совершенным и передовым среди искусств народов древнего Востока. Египетский народ первый создал монументальную каменную архитектуру, реалистичный скульптурный портрет, изделия художественного ремесла.
Среди многих достижений главным было – изображение человека с несравненно большей степенью конкретности, чем прежде.
В портрете был покой и бесстрастное лицо.
Реалистичность изображения человека.
Переодизация: Искусство древнего царства (3200-2400 гг до нэ) Искусство среднего царства (2100-1800 гг до нэ) Искусство нового царства (1600-1100 гг до нэ)
| Канон – строгое правило, которому подчинялось изобразительное искусство.
Рельеф – один из видов скульптуры, (в отличии от круглой скульптуры) располагающийся на плоскости и ориентирующийся на неё.
Фриз – визуально выделенная полоса, украшенная орнаментом, живописными или скульптурными изображениями
. Барельеф - разновидность рельефа, где изображение выступает над плоскостью.
Инталия - свойственный египетскому искусство рельеф, где поверхность камня остается нетронутой, а врезаются контуры изображений.
| 3. Искусство Древней Греции.
Искусство Древней Греции одно из самых значительных явлений мировой художественной культуры. Погребенные Средневековьем древнегреческие руины открыли мастера эпохи Возрождения и дали высочайшую оценку произведениям классической древности.
Античность провозгласили непревзойденной и совершенной. Она вдохновляла всех великих художников – от Рафаэля и Микеланджело до Пикассо.
Периодизация Древней Греции:
1.Геометрика (IX-VIII вв. до н.э.);
Самыми ранними, дошедшими до нас
художественными произведениями, являются
большие расписные сосуды (вазы), украшенные
геометрическим орнаментом.
2. Архаика (VII – VI вв. до н.э.);
Появление ордерной системы, которая стала основой
всего дальнейшего развития античной архитектуры.
Ордер – (в пер. с лат. «порядок, строй») предполагал
при строительстве зданий использовать единый
модуль.
| 3. Классика:
- Ранняя классика (490-450 гг. до н.э.);
Особого расцвета достигла вазопись.
- Высокая классика (450-400 гг. до н.э.);
Искусство Греции вступило в полосу расцвета.
После персидских разрушений отстраивают города,
возводят храмы, общественные здания и святилища.
- Поздняя классика (400-323 гг. до н.э.).
Греция переживает политический кризис.
Искусство развивается по двум основным направлениям:
1)Патетическая героика (пафос);
2)Возвышенно-лирический мир.
4. Эллинизм (323-100 гг. до н.э.).
Классический греческий мир, раздираемый внутренними войнами, практически изжил себя.
Наступала новая эпоха, стирались границы, объединялись народы и культуры.
| 4. Искусство Древнего Рима.
Периодизация Древнего Рима:
Эпоха Республики ( конецVI в. до н.э. - сер.I в. до н.э.);
Государственно-политический строй Республики совмещал демократические, олигархические и монархические (в традициях предшествовавшей царской эпохи) элементы.
Империя (сер. I в. до н.э. – IV в. н.э.);
| Архитектура:
приобретает более грандиозный масштаб. Задача: - Красота и изящество греческих храмов, - Роскошь и пышность колоссальных сооружений Древнего Востока. К концу 1 в. н.э. Рим приобрел облик столицы мировой державы. Образец – эллинистическое искусство, а не классический период как во время правления Августа. Искусство Античности оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Искусству античности выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех принципов которые легли в основу христианского искусства Нового времени.
|
5. Искусство Средневековья.
Кельтское искусство — определенный стиль, который исторически связан с кельтами — племенами, населявшими Западную и Центральную Европу. Наибольшего расцвета их искусство достигло в период латенской культуры, когда происходило формирование цивилизации, носителями которой являлись кельтские племена. Раннехристианское искусство — период искусства в истории от возникновения христианства и признания христианства государственной религией Константином I Великим в Римской империи (в 313 году) до формирования византийского искусства в VI—VII веках. Здесь не было религиозных сюжетов, поэтому использовали языческие мотивы, лишь бы была возможность наполнить их аллегорическим значением, намекнуть на тайный смысл, или же использовали символы-криптограммы.
Византийское искусство — это историко-региональный тип искусства Первые столетия существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. Дороманское искусство и архитектура — период в европейском искусстве, промежуточный между поздней античностью и романским искусством. Его временные рамки определяются от королевства Меровингов (конец V века) и до начала романского периода в XI веке. Термин «дороманский» преимущественно используется для архитектуры и монументальной скульптуры. Основной темой в течение этого периода был процесс смещения и поглощения классических средиземноморских и христианских форм германскими, создание на их основе интересных новых форм, что в результате привело к началу периода романского искусства в XI веке. В частности, в строительстве церквей появилось много новых форм, которые в период романского стиля и готики стали стандартами, например клуатр, «ложное» и «настоящее» средокрестие, два вида крестопоклонной, вестверк, церковные башни.
| Рома́нским иску́сством, рома́нским сти́лем или рома́никой (от лат. Roma — Рим) принято называть период в европейском искусстве, культура которого сложилась на основе античного искусства после раннехристианского периода и византийского искусства IV—VII веков. длилась до возникновения готического стиля в XII веке или позднее, в зависимости от особенностей того или иного региона.
особенно применительно к романской архитектуре, которая сохранила многие характерные черты римского архитектурного стиля, в первую очередь полуциркульные арки и цилиндрические своды, апсиды, «лиственные капители»..романский стиль стал первым направлением в искусстве, распространившимся по всей католической Европе,Романское искусство испытало также сильное влияние византийского искусства, особенно в иконописи и мозаике. Го́тика (от итал. gotico) — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Северной и Восточной Европы с XI — XII по XV—XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. В различных концепциях истории искусства готику интерпретируют и как исторический тип искусства и как исторический художественный стиль.
Готический стиль зародился во Франции, распространившись впоследствии по всей Западной Европе. Наиболее яркое выражение и основные черты этого стиля — изящество, устремлённость ввысь, богатое декоративное убранство — получили в архитектуре больших кафедральных соборов, хотя в эпоху готики возводили и разнообразные светские постройки. Отличался яркостью оригинального художественного стиля. Готика — венец Средневековья, это яркие краски, сияние витражей, экспрессия, .Готический стиль характеризует заключительную стадию развития средневекового искусства, в первую очередь архитектуры, стран Западной Европы.
Основным стимулом формирования нового искусства стало уникальное соединение христианского мировоззрения, традиций античной культуры, прежде всего архитектуры Рима, латинской письменности, романо-кельтских художественных ремесел. Развитию готического стиля способствовал стремительный рост европейских городов и торговли.
| .
6. Ранее Возрождение. 7.Высокое возрождение
Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. Искусство отрешается от преданий недавнего прошлого (Средних веков), но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности.
Художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.
Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится приблизительно до середины следующего века.
8. МАНЬЕРИЗМ
Маньери́зм (итал. manierismo, от maniera — манера, образ действия, приём, обхождение, вычурность) — течение в западноевропейском искусстве 1520—1590-х годов. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком[1].
Эстетика маньеризма складывалась в обстановке экономического и политического кризиса Италии, а также кризиса идеалов итальянского Возрождения, неясности дальнейших путей развития после чрезмерно интенсивного и насыщенного шедеврами искусства римского классицизма первой трети XVI века.
| Третий период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II — человека честолюбивого, смелого, предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству.
При этом Папе и при его ближайших преемниках Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга.
Античность изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства.
Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они с большой находчивостью и живостью фантазии свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства.
Творчество трех великих итальянских мастеров знаменует собой вершину Ренессанса, это — Леонардо да Винчи (1452—1519), Микеланджело Буонарроти (1475—1564) и Рафаэль Санти (1483—1520).
|
.
9 .Северное Возрождение. Общая характеристика. Творчество Ван Эйка. Северное Возрождение — термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в германоязычных странах, или более обобщающе — во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп. Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий. Причины, обусловившие отличие северное возрождения от итальянского: Жители Нидерландов, Германии и др. стран не ориентировались на древнегреческие и римские образцы Создавали свое искусство, оттолкнувшись от готических и местных традиций Антропоцентризму итальянского Возрождения противопоставлена идея пантеизма Внимание к деталям, природе, реальной жизни
Пантеи́зм — философское учение, объединяющее и иногда отождествляющее Бога и мир. Вселенная как всеобъемлющее единство и святость природы. Пантеизм отвергает антропоцентризм, признавая фундаментальное единство всего живого и необходимость почтительного отношения к природе.
Ян ван Эйк (Нидерл. Jan van Eyck, ок. 1385 или 1390, — 1441) — ранненидерландский художник-новатор Северного Возрождения, дипломат, мастер портрета, автор более ста картин на религиозные сюжеты. Младший брат художника и своего учителя Губерта ван Эйка (1370—1426).
Еще до того, как в конце XV в. масляной краской стали писать венецианцы, ее впервые использовал ван Эйк. [1] Ван Эйка считают изобретателем масляных красок, хотя на самом деле он лишь усовершенствовал их. Благодаря ван Эйку масляная техника получила всеобщее признание. Она стала традиционной для Нидерландов, в XV веке пришла в Германию и во Францию, оттуда — в Италию.
| 10. Питер Брейгель и жанровая картина эпохи Возрождения
Питер Брейгель Старший.
•Нидерландский живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников.
•Мастер пейзажа и жанровых сцен.
•Старается быть максимально объективным и критичным
•Утрирует человеческое уродство
•Люди неотделимы от природы и предметного мира
•Один из родоначальников бытового жанра, который оформился именно в Нидерландах
Жанровая живопись — художественное изображение сцен повседневной жизни как отображение форм жизни народа и окружающей его действительности. Такое изображение может быть реалистическим, воображаемым или романтизированным его создателем. Примерами жанровой живописи являются изображения рыночных сцен, праздников, интерьеров, уличных сцен и т. п.
Предшественники современной жанровой живописи (Питер Брейгель Старший, Ян Брейгель, Лукас ван Лейден) обратились к сценам сельской и семейной жизни. Основной мотив вращался вокруг нравственности и отрицательного поведения человека - пьянства, ссор, сводничества. Поворотным моментом в развитии жанровой живописи в XVII - XVIII веках стало обращение бельгийских и нидерландских художников к изображению привилегированного класса. С тех пор в картине принято искать скрытый смысл
|
|
|
11. Северное Возрождение. Общая характеристика. Творчество И. Босха
Северное Возрождение — термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в германоязычных странах, или более обобщающе — во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп. Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий.
Причины, обусловившие отличие северное возрождения от итальянского:
1.Жители Нидерландов, Германии и др. стран не ориентировались на древнегреческие и римские образцы
2.Создавали свое искусство, оттолкнувшись от готических и местных традиций
3.Антропоцентризму итальянского Возрождения противопоставлена идея пантеизма
4.Внимание к деталям, природе, реальной жизни
Пантеи́зм — философское учение, объединяющее и иногда отождествляющее Бога и мир.
Вселенная как всеобъемлющее единство и святость природы.
Пантеизм отвергает антропоцентризм, признавая фундаментальное единство всего живого и необходимость почтительного отношения к природе.
Иероним Босх (1450-1516)
•Готическое искусство стремилось поучать и воспитывать. Босх верен этой традиции
•Средневековая мораль и проблематика преломились через новое видение мира, где художник становится свободным творцом, смело выражающим свои взгляды
•Босха называют первым сюрреалистом, считают предшественником сюрреализма XX века
|
12. Питер Пауль Рубенс – ведущий мастер европейского барокко
•Пи́тер Па́уль Ру́бенс— нидерландский (фламандский) живописец, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер.
•Творческое наследие Рубенса – около 3000 картин, значительная часть которых выполнена в сотрудничестве с учениками и коллегами, крупнейшим из которых был Антонис ван Дейк.Насчитывается 1403 аутентичных полотна.
•Творчество Рубенса — органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы.
•Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций.
•В технике масляной живописи Рубенс был одним из последних художников, использовавших деревянные панели для станковых работ, даже очень больших по размеру.
|
13. Д. Веласкес и испанское искусство XVII века
Хронология: конец 16- начало 17 века
Представители:
Живопись: Эль Греко, Бартоломео Эстебана Мурильо, Франсиско Сурбарана, Франсиско Рибальта
Школа Филипа 3 (придворные живописцы): Бартоломе Гонсалес, Доминго Каррион, Педро Антонио Видаль…
Эскориальский испанизм: Бартоломе Кардучо, Франсиско Лопес, Хуан де Сото;
Мадридская школа 1 половины 17 века: Висенсио Кардучо, Фелис Кастело, Франсиско Фернандес.
Валенсийская живопись: Франсиско Рибальта, Хуан де Рибальта, Хусепе Рибера, Херонимо Хасинто де Эспиноса, Эстебан Марч, Мигель Марч;
Веласкес и мадридская школа: Диего Веласкес, Антонио Пуга, Алонсо дель Арко, Кордовская школа: Антонио дель Кастильо, Себастьян Мартинес, Фра Хуан де Гусман…
Литература:
Культизм – прекрасное воспринимается только высокообразованными. Отрицается реальность. Высокая метафоричность (Л. Де Гонгора, Хуан де Тассис и Перальта, Педро Сото де Рохас);
Консептизм – проза. Связь между далеко стоящими понятиями. Многозначные слова, каламбуры, сравнения. Богатство и гибкость острой мысли. Прзоа рационалистична и остроумна. Обличение пороков общества. (Луис Велес де Гевара, Франсиско Гомес де Кеведо и Вильегас)
Театральное искусство:
Последователи Лопе де Веги (Хуан Луис де Аларкон-и-Мендоса (переход от комедии интриг к комедии характеров), Гильен де Кастро (заимствование сюжетов народных романсов и высокий драматизм), Габриэль Тельес (создатель религиозно – философской драмы, 400 пьес различного рода).)
Скульптура: высокая религиозность и большая самобытность. Суровый драматизм, выразительность образов (Грегорио Эрнандеса, Хуан Мартинес Монтаньес, Педро де Мена)
Чаще всего из дерева, раскрашенные в естественные цвета. В некоторых элементах инкрустация других материалов.
Возрождение в Испании национального искусства шло достаточно трудно из—за позиции Католической церкви. В архитектуре Испании времен 16—17 века сошлись воедино европейское и арабское искусство строения зданий, а также желание итальянских архитекторов проявить индивидуальность.
| А в 17 веке в архитектурной линии Испании добавился и стиль барокко. Первые дома, построенные очень качественно и с элементами изысканности, начали появляться в это время и получили название платереско, что в переводе означает «узорчатый». Стиль платереско 17 века можно увидеть, в основном, в зданиях общественного назначения, таких как больницы, университеты и жилые дома. В церковных постройках стиль платереско проявился также. Ювелирная точность в строительстве церковной архитектуры проявилась в монастырях.
Факторы: война с Англиией и потеря «Непобедимой армады», экономический кризис, вызванный притоком золота с северо - американских колоний (пренебрежение экономикой), абсолютизм, отсталость
Особенности:
Двойственность в трагичности и мистике
Барокко
Д. Веласкес:
(1599–1660)
Один из величайших реалистов европейского искусства. Пронес идеи гуманизма, верность демократической традиции испанской культуры, любовь к простым людям. В мифологических и жанровых картинах Веласкес показал национально-самобытные образы испанского народа. Сила творчества Веласкеса – в глубине психологического анализа и чеканной отточенности характеристик. один из первых мастеров валерной живописи. он был близок к караваджизму, обратился к распространенной в Испании жанровой живописи – «бодегонес», изображая незатейливые сцены жизни простых людей в повседневной обстановке. при дворе, Веласкес освобождался от необходимости писать по заказам церкви, что ставило его в особое положение среди современников. Для формирования Веласкеса-живописца большое значение имела поездка в Итал (1629–1631), знакомство с произведениями великих мастеров Возрождения. Вернувшись из Италии художник написал большую картину на современную историческую тему – «Сдача Бреды» (1634–1635, Мадрид, Прадо). Она посвящена взятию в 1625 году голландской крепости испанскими войсками. В картине «Менины», или «Фрейлины» (1656, Мадрид, Прадо), художник тонко улавливает внутреннюю подвижность и изменчивость жизни, ее контрастные аспекты. Открытия Веласкеса в области цвета и света, его могучий реализм оказали влияние на живопись 18–19 столетий.
| |
|
|