история исскуств. Задача художественного творчества Создание эстетической ценности
Скачать 404.87 Kb.
|
Жорж Сера -Процесс создания картин Сера связывал с научным обоснованием теории цвета. -Световоздушная среда создавалась на основе зависимости основных и добавочных тонов. -Ж. Сера является представителем завершающего этапа импрессионизма, и его техника во многом отлична от основоположников, он точно так же создает с помощью мазков иллюзорное представление предметной формы, рассмотреть и увидеть которое можно лишь на расстоянии. -Шедеврами творчества можно назвать картины «Воскресный день», «Канкан», «Натурщицы». -Характерной особенностью стиля Сера был его ни на кого не похожий подход к изображению фигур. -Сера шёл на упрощение формы, разумеется, совершенно осознанно. -Художник стремился достичь эффекта вневременности и намеренно стилизовал фигуры в духе плоских древнегреческих фресок или египетских иероглифов. -Однажды он написал своему другу: «Я хочу свести фигуры современных людей к их сути, заставить их двигаться так же, как на фресках Фидия, расположить расположить на полотне в хроматической гармонии». Поль Синьяк Изучив строение глаза и законы передачи цвета, Поль Синьяк убедился, что восприятие оттенков усиливается при нанесении краски отдельными мелкими точками. Художник, предложивший революционную идею не перемешивать краски, стал пропагандистом совершенно нового стиля в живописи — пуантилизма. Пьер Боннар Последний проводник эстетики импрессионизма, как его называли, Пьер Боннар критиковал импрессионистов за недоработанность композиции и натуралистичность цвета. Художник мягких, приглушённых тонов и отношений Он писал интерьеры, средиземноморские и парижские пейзажи, бытовые сценки. Под конец жизни Боннар обратился к насыщенным цветовым сочетаниям, создавая изысканные красочные композиции. Пьер Боннар — французский художник, тесно связанный с группой «Наби». Боннара называли Японцем или «самим японским набидом» за его пристрастие к японской гравюре и восточной орнаментальности. Впоследствии художник отошел от принципов «Наби», его палитра стала более насыщенной, а цветовые контрасты сменило сияние света. Наби - «пророк», «избранный» 25. Русское искусство конца 18–начала 19 вв. (Рокотов, Левицкий, Боровиковский) Основание Академии художеств (1757), определило пути русского искусства на протяжении всей втор пол столетия. Господствующим стилевым явлением в русс иск втор пол18в. был классицизм, хотя рядом с ним сущ-вали сентиментализм и предромантическая тенденция. В живописи наиболее последовательно принципы классицизма, естественно, воплотил исторический жанр. Исторический жанр более чем какой-либо другой демонстрирует развитие принципов классицизма, трактованных, однако, очень широко. Наибольших успехов живопись второй половины 18в. достигает в жанре портрета. Основными типами портретов были парадный, камерный и интимный. Монархи, полководцы, вельможи отдавали предпочтение парадному. На нем художник представлял человека во всем блеске занимаемого им общественного положения. Как правило, модель писали в полный рост, в горделивой позе, в парадном костюме, иногда на гарцующем коне. Обязательным было изображение всех подобающих данной персоне аксессуаров власти и богатства. Окружение модели имеет большое значение в парадном портрете. Монарх предпочитал, чтобы его изображали в роскошных дворцовых интерьерах, рядом с троном и другими атрибутами самодержавной власти. Полководца порой представляли на фоне развертывающегося сражения. Парадный портрет всегда значителен по размеру и красив, ведь он предназначен украшать собою пышный дворцовый интерьер. Рокотов Фёдор Степа́нович Ро́котов — русский художник, крупнейший московский портретист, работавший в период Русского Просвещения. Писал в основном парадные портреты московской знати и самой Екатерины II. Особенности творчества художника Федора Рокотова: Эмоциональная, композиционная и колористическая приглушенность портретов. Мягкий свет и некоторая размытость, "туманность" изображения в сочетании с загадочными полуулыбками героинь. Впервые в русской живописи Рокотов изображает на портретах не только внешний облик героев, но и их характер. Картины: "Портрет Александры Струйской", "Портрет неизвестной в белом чепце", "Портрет Екатерины II". Левицкий Дмитрий Григорьевич Левицкий – российский художник, мастер парадного и камерного (интимного) портрета, автор изображений известнейших людей российского государства, включая императрицу Екатерину II и «малый двор» ( двор царевича Павла), академик, руководитель портретного класса в Академии художеств. Особенности творчества художника Начиная с ранних работ, Левицкий проявляется как первоклассный мастер парадного портрета способный найти выразительную позу и жест, уловить за статусными атрибутами природное обаяние портретируемого, виртуозно передать материальную красоту и фактуру предметов, соединить высокую интенсивность цвета с гармоничным тональным единством. В камерны появляется особая «домашность», фамильярность интонации. Левицкий предпочитает для своих портретов не глухой, а полупрозрачный, «подсвеченный» изнутри фон, он так же внимателен к тончайшим индивидуальным особенностям лиц своих героев, а его героини если и не всегда безупречно красивы, то всегда неповторимы. Картины: портрет Екатерины II законодательницы в храме богини правосудия, портрет Е.Н.Хрущевой и Е.Н.Хованской» («Смолянки»), портрет Марии Дьяковой, портрет Н.И.Новикова. Боровиковский Влади́мир Луки́ч Боровиковский (24 июля [4 августа] 1757, Миргород, Российская империя — 6 [18] апреля 1825, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник[6], мастер портрета, академик Императорской Санкт-Петербургской академии художеств. Живописец блистательно проявил себя в самых разных формах портрета. В его наследии мы встречаем и камерные, интимные работы, и миниатюры, и парадные, монументальные портреты. Причем очевидно, что это уже не полотна сентиментализма, портреты Владимира Лукича Боровиковского явно написаны в период смены эпох. В них чувствуется отпечаток зрелого классицизма, ампира. Картины: Портрет М. И. Лопухиной, Муртаза Кули-хан, Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке 26. Русское искусство первой половины ХIХ в. (Кипренский, Тропинин, Венецианов) В первой половине 19 века русское изобразительное искусство развивается в рамках академической школы живописи. Большое распространение получают исторический и батальный жанры, что связано с победой в Отечественной войне 1812 года и подъемом национального самосознания. Основным методом был классицизм, основными жанрами - портрет, декоративный пейзаж и историческая живопись. Молодые художники были недовольны непримиримым консерватизмом Академии и, чтобы не писать картины на библейские и мифологические сюжеты, обращались к портретному жанру и пейзажу. В них все чаще появлялись черты романтизма и реализма. Кипренский Оре́ст Ада́мович Кипре́нский — русский художник, график и живописец, мастер портрета. Основной жанр творчества Ореста Кипренского — портрет. Используя контрасты освещённости лица модели и тёмного фона, насыщенных цветов, художник достигает романтической приподнятости, особой эмоциональной полноты в раскрытии психологического образа портрета. В своих работах Орест Кипренский пытался наиболее полно отразить внутреннее состояние. Портрет А. С. Пушкина, 1827, Бедная Лиза, 1827, Портрет В. А. Жуковского Тропинин Особенности творчества художника Василия Тропинина: живописца прозвали в Москве «халатным портретистом» и, приходя за портретом для семейной галереи, просили писать себя или родных исключительно в халате. В отличие от столичных, петербуржских, художников, Тропинин создавал личные, домашние, «растрепанные» портреты своих заказчиков – и эта камерность пришлась по вкусу москвичам. Картины:_«Кружевница»,_«Портрет_Александра_Сергеевича_Пушкина»,_«Пожилой_украинский_крестьянин»,_«Портрет_Карла_Павловича_Брюллова»,_«Портрет_Арсения_Васильевича_Тропинина».'>Картины: «Кружевница», «Портрет Александра Сергеевича Пушкина», «Пожилой украинский крестьянин», «Портрет Карла Павловича Брюллова», «Портрет Арсения Васильевича Тропинина». Алексей Гаврилович Венецианов– выдающийся русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, основавший так называемую «венециановскую школу живописи» - эффективную систему подготовки живописцев, полностью опровергающую классицистские установки Академии художеств. Особенности творчества художника. Венецианов сознательно избирает бытовой жанр как основу своей живописи. Художник разработал форму многофигурной жанровой картины, в которой значительную роль играет пейзаж или интерьер. Значителен вклад Венецианова в искусство русского портрета: он создал целую галерею поэтизированных портретов молодых русских крестьянок. Выбрав свою редкую для русского искусства «нишу», он научил современников видеть в крестьянах – людей, а за неброской красотой среднерусского равнины – усматривать эпическую, бытийную природу пахоты или жатвы. Картины: «Гумно», «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Спящий пастушок», «Жнецы», «Пётр Великий. Основание Санкт-Петербурга». 27. Русское искусство первой половины ХIХ в. (Брюллов, Иванов) Карл Павлович Брюллов — известный русский живописец, монументалист, акварелист, мастер портрета. Особенности творчества Брюллова: искусствоведы относят стиль его письма к академизму и романтизму, однако талант этого живописца выходит за рамки общепринятых определений. Находясь в постоянном поиске собственного стиля, художник экспериментировал с различными техниками и материалами. Живопись была для Брюллова не только инструментом для отображения окружающего мира, но и средством самовыражения. В своих произведениях он сумел органично соединить наследие великих мастеров античности и эпохи Ренессанса с собственным взглядом на живопись. Картины: «Нарцисс», «Итальянское утро», «Итальянский полдень», «Всадница», «Последний день Помпеи» Иванов — выдающийся русский художник первой половины XIX века. создатель произведений на библейские и антично-мифологические сюжеты, представитель академизма Картины: «Явление Христа народу» (1837–1857), «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (1835) «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора» (1824) 28. Творчество Федотова Па́вел Андре́евич Федо́тов — русский живописец и график, академик живописи, родоначальник критического реализма в русской живописи. Одна из главных особенностей творчества Федотова – бесконечное внимание к деталям. Каждая его картина, при внимательном обращении к ней зрителя, представляет целый мир, реальную сцену повседневного быта. Картины Федотова – не только произведение искусства, но и прекрасный источник по истории XIX столетия. Основная тема творчества Федотова - "судьба маленького человека". Сюжеты своих произведений он берет из окружавшей его действительности, рисуя портреты и бытовые сцены из жизни купцов, мелких чиновников, военных (т. к. сам служил), мещан. Работы Федотова - кусочек настоящей, непарадной жизни обычного человека, живущего в России в середине XIX века. Человека со своими пороками и слабостями, что художник, разумеется, не преминул подчеркнуть. Павел Андреевич обличал, порицал, иронизировал над окружающими его людьми, умея, самое главное, достоверно показать, раскрыть образы, типажи этих людей. Идейной глубиной, жизненностью, силой художественной выразительности своих произведений П. А. Федотов открыл новую страницу в русском изобразительном искусстве - критический реализм. 29. Передвижники: Перов Василий Григорьевич Перов – русский художник, жанровый живописец. Особенности творчества: работая в историческом и портретном жанре, Перов выбирал для своих картин сюжеты из жизни простого народа. Его полотна обличают знать, погрязшую в роскоши и невежестве, в то время как крестьяне и рабочие с утра до ночи тяжело трудятся, чтобы прокормить свою семью. Если присмотреться к фото картин Василия Перова, можно увидеть, что он использует вполне понятные и доступные для обывателя приемы, с точностью воспроизводя не только окружающую среду, но и те чувства, которые испытывают его персонажи. Потрясенный угнетенным положением простых людей, Перов стремился передать на полотне весь ужас их ежедневной борьбы за жизнь. Его излюбленным приемом было такое расположение персонажей, при котором они словно смотрят на зрителя с немым укором. Это позволяло добиться нужного эффекта, каждая работа живописца обличала чванливое, лицемерное и ханжеское общество в его равнодушии к трагедиям «маленьких» людей. Известные картины: «Дворник», «Тройка», «Приезд гувернантки», «Птицелов», автопортрет, портрет Ф.М.Достоевского, «Охотники на привале», «Старики-родители», «Чаепитие в Мытищах…». 30. Передвижники: Крамской, Ге Они оба были передвижниками и для них было характерно: •Вера в воспитательную силу искусства •Искусство призвано формировать гражданственные идеалы личности и нравственно ее совершенствовать Иван Николаевич КРАМСКОЙ талантливый портретист и исторический живописец. Знаменитые картины: •Христос в пустыне 70-80 годы XIX века стали для Ивана Крамского тем периодом, когда были написаны одни из известнейших его работ •Неизвестная •Портрет Льва Толстого 1873 •Неутешное горе 1884 Крамской первый почувствовал недостаток формальной культуры передвижников, придя к выводу, что «искусство до такой степени заключается в форме, что только от этой формы и зависит идея» Иван Крамской был выдающейся фигурой в культурной жизни России 60-80 гг..Он задал новый вектор развитию такой ветви искусства в России, как портретный реализм. Николай Николаевич ГЕ русский художник-живописец , мастер портретов, исторических и религиозных полотен. Знаменитые произведения: •Тайная вечеря 1831-1894 В «Тайной вечере» выразилось стремление художника к обобщенной художественной форме, к ее монументализации, к большому искусству, основанному на традициях великих мастеров прошлого. •Автопортрет. 1893 •Л.Н. Толстой •Портрет Герцена •Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе впервые в русской исторической живописи были созданы типические, чуждые идеализации образы реальных исторических деятелей. Два характера героев превращаются в символ двух разных эпох. •Голгофа Одна из главных заслуг Ге заключается в том, что он первым среди русских художников уловил новое реалистическое направление в библейских сюжетах. Николай Ге всю жизнь надеялся, что благодаря искусству человечество опомнится, а мир — исправится. ИТОГ Организаторы передвижничества Крамской и Ге в своем творчестве идут иным путем, чем их товарищи по объединению, художники-жанристы. Они обращаются к христианским сюжетам, чтобы с их помощью поставить этические, нравственные проблемы, у них иной образный и живописно-пластический строй, тяготеющий скорее к традициям искусства первой половины XIX столетия: у Ге – к романтическим, у Крамского – к рационально-классицистическим. 31. Передвижники: Ярошенко, Маковский Их мировоззрение как передвижников: •Вера в воспитательную силу искусства •Искусство призвано формировать гражданственные идеалы личности и нравственно ее совершенствовать Николай Александрович Ярошенко (1846– 1898) русский живописец и портретист, мастер бытового жанра, член Товарищества Передвижников. Мировоззрение Ярошенко как человека и художника формировалось под влиянием идей русских революционных демократов и искусства передвижников, что и определило острую социальную направленность его творчества. Знаменитые произведения: Ярошенко писал картины, в которых искал образ положительного героя, пример: •Кочегар. 1878 •Заключенный. 1878 «Кочегар» – это первое изображение рабочего в русской живописи, а «Заключенный» – наиболее актуальный образ в годы бурного народнического революционного движения. •Курсистка. 1880 развивал темы революционной борьбы русской интеллигенции и социальной несправедливости, пример: •Всюду жизнь - наиболее скандальная картина, вызвавшая брожение умов, обвинения в идеализации и обелении обыкновенных преступников Значительное место в творчестве мастера занимали портретные работы. Художником была создана целая галерея портретов представителей русской культуры и интеллигенции.(Крамской,Ге,Салтыков-Щедрин) Владимир Егорович Маковский (1846–1920) -живописец, мастер бытового пейзажа Творчеству Маковского присущи точность воплощения характерных социальных типов, убедительность в психологической трактовке сюжетов. Лейтмотивом произведений художника 1870-х гг. стал интерес к «маленькому человеку», его горестям и радостям. Постепенно в картинах Маковского появляются тревожные ноты, напоминающие зрителю о человеческой несправедливости, об униженных и оскорбленных •Крах банка одно из значительных полотен художника, повествующее о трагической повседневности •Осуждённый Ведущее место в творчестве художника занимала жанровая живопись, наиболее тесно связанная с современностью. Тема народной жизни, поднятая еще в первых его работах, достигает больших социальных и жизненных обобщений в картинах-обличениях зрелого периода творчества •Свидание •На бульваре поднята, по сути, важнейшая проблема пореформенной России – разрушения деревни, пагубного влияния города на молодого деревенского парня. |