история исскуств. Задача художественного творчества Создание эстетической ценности
Скачать 404.87 Kb.
|
32. Пейзаж в русском искусстве (Саврасов, Шишкин, Куинджи, Левитан) Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) - живописец, мастер пейзажа Один из прекраснейших мастеров лирического пейзажа. Характерный для бытового и батального жанров демократизм проникает и в жанр пейзажа. Среднерусский пейзаж или суровая северная природа становятся теперь главной темой живописцев. Знаменитые картины : •грачи прилетели •печерский монастырь под Нижним Новгородом •дорога в лесу •лосиный остров С самого начала он искал новые принципы изображения и построения пейзажа, важнейшими из которых являлись введение зрителя в пространство картины. Работам художника, его восприятию жизни была присуща совершенно особая музыкальность, дающая нам услышать и пение жаворонка, и трель соловья, и журчание ручейка. Высочайшее мастерство Он мечтал о светлом и одухотворенном согласии свободного человека и природы, поэтому пытался изобразить гармонию и созвучность в природе. Иван Иванович Шишкин 1832—1898 живописец и гравер, мастер пейзажа, один из основателей товарищества передвижников Тема леса как главной принадлежности русской природы, неразрывно связанной с образом России, ее народом, была одной из главных в творчестве Шишкина. Знаменитые картины: • Рожь • Мачтовый лес в Вятской губернии • Берёзовая роща • Дубовая роща • На севере диком тяготение к монументальным размерам, к приоритету светотени и рисунка над цветом он стремился к созданию общего впечатления могущества, силы, величия русской природы, ищет в ней не переменчивого, а извечного Благодаря Шишкину русский пейзаж поднялся до уровня глубоко содержательного и демократического искусства. Куинджи (1842 – 1910) -живописец, мастер пейзажа поразительные эффекты освещения придают романтический характер его пейзажам, сообщают им некоторую театральность, сделанность, придуманность в отличие от истинно реалистического видения других пейзажистов передвижнического круга Знаменитые произведения • Лунная ночь на Днепре 1880 • Берёзовая роща 1879 • Украинская ночь • После дождя • Радуга Он использовал в картинах новые изобразительные приемы (острые композиционные ракурсы, световые эффекты и интенсивные тона), создавая невиданную ранее систему декоративной пластики. Декоративные искания Куинджи, эффекты освещения, контрасты цвета будут использованы позже художниками XX в. Исаак Ильич Левитан (1860–1900) величайший пейзажист, мастер лирического пейзажа Левитан создавал пейзаж настроения, в котором образ природы одухотворен человеческими чувствами и размышлениями. • Берёзовая роща • Март • Золотая осень • Над вечным покоем 1894 • Вечерний звон 1892 • Тихая обитель 1890 • Владимирка 1892 • Летний вечер • Озеро,Русь Левитан дошёл до изумительной простоты и ясности мотива, до которых никто не доходил. Творчество Левитана оказало огромное воздействие на следующее поколение пейзажистов. 33. Мир искусства (Малявин, Нестеров, Коровин) Большую роль в популяризации отечественного искусства, а также и западноевропейского, играли художники объединения «Мир искусства». В поисках «красоты и гармонии» художники пробуют себя в самых разных техниках и видах искусства.Стиль модерн – это стиль, сложившийся на рубеже веков, новый этап в синтезе архитектуры, живописи, декоративных искусств. Филипп Андреевич МАЛЯВИН(1869–1940) Создал новый тип картины, в которой совершенно по-особому освоены и переложены на язык современного искусства фольклорные художественные традиции. знаменитые картины: Смех» (1899), «Вихрь» (1906) Для него было свойственно: размашистая живопись, эскизная, с фактурным мазком, формы обобщены, пространственная глубина отсутствует, фигуры расположены на переднем плане и заполняют весь холст. Малявин соединял в своей живописи экспрессивный декоративизм с реалистической верностью натуре. Михаил Васильевич НЕСТЕРОВ(1862–1942) русский и советский художник, живописец, участник Товарищества передвижных выставок и «Мира искусства». Обращается к теме Древней Руси , но образ Руси предстает в картинах художника как некий идеальный, почти зачарованный мир, находящийся в гармонии с природой. • Видение отроку Варфоломею» (1889–1890) • "Пустынник" • "Великий постриг" В стремлении художника к плоскостной трактовке композиции нарядности, орнаментальности, утонченной изысканности пластических ритмов проявилось несомненное влияние модерна. Константин Алексеевич КОРОВИН (1861-1939) - русский живописец, театральный художник,блестящий колорист. Для него мир представляется «буйством красок». Он наделяет свои произведения чертами импрессионистической этюдности во всех жанрах, прежде всего в портрете и натюрморте, которые напоминают Мона и Мане. Его французские пейзажи, объединенные названием «Парижские огни», – это уже вполне импрессионистическое письмо, с его высочайшей культурой этюда. 34. Творчество Серова, Врубеля Серов знаменитый русский художник, гениальный мастер портрета, в его работах наблюдается поразительное сходство с моделями. Картины Валентина Серова отражают внутренний мир героя, честно раскрывая его черты. Творчество живописца не ограничивается каким-либо направлением: художника смело можно назвать многогранным, универсальным автором. Основные жанры, в которых работал Серов: живопись, графика, портрет «Все, чего я добивался, — это свежести» говорил Серов про картину «Девочка с персиками» Картины: 1) “Девочка с персиками.” «Девочка с персиками» — это картина, изображающая счастливое мгновение детства, некий обобщённый образ. Но это и портрет — портрет конкретной девочки — дочери Мамонтова. 2) “Баба в телеге” 3) “Октябрь. Домотканово” 4) “Девушка, освещенная солнцем” 5) “Похищение Европы” 6) “Петр I” Врубель русский художник, прославивший своё имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Он был известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок и книжных иллюстраций. Картины: 1) Демон сидящий 2) Сирень 3) Царевна-Лебедь 4) Демон поверженный 5) Демон летящий 6) Пан 7) Утро 8) Шестикрылый Серафим 35. Мир искусства (Бенуа, Сомов) «Мир искусства» появился в 1898 году, главным идеологом сообщества был живописец и искусствовед Александр Бенуа. Художник с начала 1880-х сплотил вокруг себя группу творческой молодежи, которая собиралась в его доме, чтобы поговорить о живописи, театральных постановках, литературе и музыке. Именно тогда у Бенуа впервые появились мысли объединить молодых художников разных стилей и направлений общими эстетическими и идейными принципами. Картины: 1) "Осмеянный поцелуй" Сомов 2)"Пётр 2 и цесаревна Елизавета на псовой охоте" Серов 3) "Король прогуливается в любую погоду" Бенуа 4) Иллюстрация к повести Гоголя "Нос" Бакст 5) "Садик в городе" Добужинский 6) "Императрица Елизавета Петровна в Царском селе" Лансере Бенуа Александр Бенуа (1870-1960) следовал разработанной им концепции всю свою творческую жизнь. В 1900-е годы он работал над «версальскими» сериями акварелей, посвященными временам правления Людовика XIV. Король и придворные изображены на фоне дворцовых пейзажей, напоминающих театральные декорации. Сомов Валентин Серов (1865-1911) принимал активное участие в работе объединения и даже уговорил Николая II выделить субсидию на издание журнала. Живописец черпал вдохновение в событиях XVIII века, его персонажи отличаются некоторой условностью и подчеркнутой декоративностью. 36. Мир искусства (Рерих, Кустодиев) Лидером возрождённого мира искусства после 1910 становится Николай Константинович Рерих (1874-1947), замечательно выразивший в своём творчестве волю к архаичному, к сокровенным тайнам земли и человечества. Рерих желает достигнуть мистического проникновения в прошлое, разбудить личные, генетические «воспоминания» о глубокой древности. Крупнейшим мастером обновленной бытовой картины становится Б. М. Кустодиев (1878-1927) – ученик Репина, начинавший как портретист реалистического направления. Во второй половине 1900х он обретает собственную тему – мир русской провинции, представленный как наиболее чистое воплощение национального идеала. Сопоставление творчества Кустодиева с произведениями, например, Богаевского позволяют убедиться в том, насколько велик был стилистический и идейный разброс между учениками позднего «Мира искусства». Картины: 1) "Ярмарка" Кустодиев 2) «Беление холста» (1917) Серебрякова 3) «Московский трактир» Кустодиев 4) «Небесный бой» Рерих 37. Творчество Сурикова Художник мастерски владел всеми приемами рисунка, которые давали ему возможность обращаться к теме исторического прошлого России. Им был показан конфликт русского Нового времени со средневековым периодом, причем этот конфликт не предполагает доминирования ни одной из сторон и может продолжаться столетиями. Творчество Сурикова насквозь пропитано "духом древности", как образно выразился И. Н. Крамской в своей переписке с В. В. Стасовым в 1884 году. Картины: 1) “Меншиков в Берёзове” 2) "Боярыня Морозова" 3) “Вечер в Петербурге” 4) “Взятие снежного городка” 5) “Степан Разин” 6) “Зима в Москве” 7) “Иртыш” 8) Переход Суворова через Альпы 38. Творчество Репина. Значительный вклад в историю русской культуры внес художник Илья Ефимович Репин. И.Е. Репин принадлежит к числу выдающихся русских художников второй половины 19 века. Его творчество олицетворяет собой высшие достижения живописи передвижников, стремившихся сделать искусство понятным и близким народу, актуальным, отражающим основные закономерности жизни. Репин не признавал «искусства для искусства». «Я не могу заниматься непосредственным творчеством, – писал он, – делать из своих картин ковры, ласкающие глаз…приноравливаясь к новым веяниям времени. Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст». Репин был величайшим реалистом. Окружающим часто приходилось слышать от него жалобы на бедность фантазии Картины: 1) “Иван Грозный и сын его Иван” 2) “Бурлаки на Волге” 3) “Запорожцы пишут письмо турецкому султану” 4) “Не ждали” 5) “Стрекоза” 6) “Иуда” 7) “Дуэль Онегина и Ленского” |