14. Стиль рококо в европейском искусстве.
Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по всей Европе. Отличался грациозностью, легкостью, интимно-кокетливым характером. Придя на смену тяжеловесному барокко, Рококо явился одновременно и логическим результатом его развития, и его художественным антиподом. С барочным стилем Рококо объединяет стремление к завершённости форм, однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то Рококо предпочитает изящество и лёгкость. Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами - розовыми, голубыми, зелёными, с большим количеством белых деталей. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность; само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов).
Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. Первым значительным мастером живописи в стиле Рококо стал Ватто, а дальнейшее развитие он получил в творчестве таких художников, как Буше и Фрагонар. Самым ярким представителем этого стиля во французской скульптуре является,ю Фальконе, хотя в его творчестве преобладали рельефы и статуи, предназначенные для украшения интерьеров, бюсты, в. В архитектуре этот стиль нашёл наиболее яркое выражение в декоративном украшении интерьеров. Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон, выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг.). стиль Рококо быстро распространялся в других странах благодаря французским художникам, работавшим за границей, а также публикациям проектов французских архитекторов. За пределами Франции Рококо наибольшего расцвета достиг в Германии и Австрии, где впитал в себя традиционные элементы барокко. В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг.) (архитектор Нёйман), создавал впечатление лёгкости и сказочного изобилия.
Сторонник Рококо в Италии - архитектор Тьеполо - способствовал его распространению в Испании. Что касается Англии, то здесь Рококо оказал влияние в основном на прикладные искусства, например на инкрустацию мебели и производство серебряных изделий, и частично на творчество таких мастеров, как Хогарт или Гейнсборо. Стиль Рококо был весьма популярен в Центральной Европе вплоть до конца 18 века, тогда как во Франции и других западных странах интерес к нему ослабел уже в 1860-х гг. К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом.
20. «Братство прерафаэлитов» и особенности английской школы живописи рубежа XIX- XX веков
Первым этапом развития прерафаэлитизма было возникновение так называемого «Братства прерафаэлитов», состоявшего первоначально из семи «братьев»: Джона Эверетта Милле, Холмана Ханта, Данте Габриэля Россетти, его младшего брата Майкла Россетти, Томаса Вулнера, Фредерика Стивенса и Джеймса Коллинсона.
История Братства начинается в 1848 году, когда на выставке Королевской академии художеств познакомились студенты Академии — Холман Хант и Данте Габриэль Россетти, ранее видевший работы Ханта и восхищавшийся ими.
Последовательным импрессионистом не был и Эдгар Дега (1834—1917). Выходец из старинной банкирской семьи, В 60-е годы Дега сближается с Мане, и к этому времени относится начало самостоятельного творческого пути, на котором он мужественно делит с батиньольцами все невзгоды, непризнание и презрение публики. Тематика картин Дега типична для импрессионистов и довольно ограничена, изображение будней театра, в основном балета, и ипподрома перемежается с изображением женщины за туалетом и сцен труда — прачек, гладильщиц, модисток. Дега никогда не обращался к пейзажу, что отличает его от более последовательных импрессионистов, ибо именно в пейзаже и возник художественный метод импрессионизма. («Урок танцев», 1874, «Проездка скаковых лошадей», 1880, «У фотографа», «Танцовщицы на репетиции», «Голубые танцовщицы», 1897, «Гладильщицы», 1882, «Прачки», 1876—1878, «Абсент»,
История импрессионизма на этом и кончается, но из Франции импрессионизм распространился в Англию (Джеймс Уистлер, Дж. Сарджент), Германию (Макс Либерман), Швецию (Андерсон Цорн), Бельгию (Тео ван Риссельберг) и т. д.
| 18. Творчество Хогарта
Уильям Хогарт (Лондон родился 10 ноября 1697 года — умер 26 октября 1764 года) — это знаменитый английский художник XVIII века, один из основателей британской национальной школы живописи. Уильям Хогарт также признан выдающимся мастером социальной сатиры и карикатуры. Его картины пользовались огромной популярностью при жизни художника и не утратили актуальности в наше время.
в бедной семье учителя латинского языка.
Самые известные картины Уильяма Хогарта
-написаны в характерной сатирической манере.
-«Автопортрет» (1745) — оригинальная интерпретация автором классического жанра автопортрета. Художник изображен, нарисованным внутри другой картины, собака же, наоборот, выступает здесь в качестве «подлинного» героя произведения.
-Цикл «Карьера проститутки» (1731) — описывает печальную судьбу женщины легкого поведения той эпохи. Эта серия не только принесла известность художнику, но и послужила основой для одноименного телефильма, вышедшего на экраны в 2006 году.
-Цикл «Модный брак» (1743-45) — серия, высмеивающая нравы английского общества XVIII века. Герои картин изображены жертвами окружающих обстоятельств и вызывают жалость у зрителя.
-Цикл «Выборы в парламент» (1755) — едкая сатира на тему несовершенства избирательных прав людей в Англии. Художник изобличает коррупцию и запугивание граждан во время выборов в парламент
19. Творчество Ф. Гойи
Франси́ско Го́йя — испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.
Гойя отличается смелым художественным новаторством от сторонников академизма. Постоянный интерес к гротеску, создание офортов высмеивающих социальные и религиозные порядки в обществе.
Всю жизнь, за свой талант и трудолюбие Франсиско Гойя признан в высшем свете. Постоянно пользуется покровительством представителей самых знатных семейств Испании. Хотя в юности он получил поверхностное образование (Гойя всегда будет писать с ошибками). Его плодотворное творчество на протяжении всей долгой жизни, постоянное стремление к знаниям и самосовершенствование продолжалось до самой поздней старости (невзирая на болезни), являя наглядный пример безграничного трудолюбия талантливого человека.
.Семья Карла 5 1800, Маха обнаженная 1800, Маха одетая 1803, Сумашедший дом 1819, Трибунал Инквизиции 1808-1812, Герцогиня альба и ее дуэнья 1795
21Франц импрессионизм
Импрессиони́зм (фр. impressionnisme ← impression «впечатление») — одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру[1].
а стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. запечатлеть само пространство и время.
Чем отличается импрессионизм
-Свет–главное отличие открытого пространства (постоянная изменчивость) от воздуха мастерской. Яркое солнце меняет очертания и цвет предметов, лишает их материальности
-Цветные тени. Световые явления передаются через сочетание и противопоставление холодных и теплых тонов
-Отказ от контура, от черного--Композиция срезанного кадра
-Разрыв с техникой старых мастеров (многослойное письмо – предварительный рисунок, подмалевок, лессировка)
-Для усиления контрастов писали раздельными густыми мазками чистых красокт.к. смешение красок на палитре дает более бледный тон
-Использовали только краски, имеющие хорошую кроющую способность. Свежие мазки наносили сразу же.
-Сюжетами картин пейзажи, портреты, натюрморты . Х
Эдуар Мане — первый современный художник.
Клод Моне - творец впечатлений
- Огюст Ренуар - создатель картин счастливой жизни -
светского портрета, не лишённого сентиментальности. -Отличительной особенностью творчества О. Ренуара является применение лессировки- то технический прием в живописи, суть которого заключается в нанесении полупрозрачной краски поверх высохшего слоя основного пигмента. Альфред Сислей - вдохновленный пленэром - Эдгар Дега - мастер случайного взгляда -Не принимал стремление импрессионистов работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафешантана. -Стиль Дега основывался на прекрасном рисунке, его картины обладают точностью изображения, совершенно нетипичной для импрессионизма - используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы. «Уловленные мгновения»
Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. . -Дега узнаваем по тематике картин – мир балета, театра Берта Моризо -Моризо работала быстро и порывисто, перекладывая на холст своё впечатление. Фигуры словно вот-вот растворятся в пространстве. -Как и Дега, она часто не дорисовала некоторые детали. И даже части тела модели.
|
|
|
|
|
22. Стиль Модерн, основные представители.
Моде́рн (от фр. moderne — современный) — художественное направление в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве
Особенности модерна
-отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям
-расцвет прикладного искусства
-стремление сочетать художественные и утилитарные функции, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.
-синтез искусств
Основные представители
Архитектура:
-Герман Обрист
-Виктор Орта
-Эктор Гимар
-Антонио Гауди
Живопись модерна
-картины и панно модерна рассматривались как элементы интерьера
-символика линии и цвета
-обращение художников к миру тайны, сна, легенды, сказки
Художники:
Густав Климт
Особенности творческого метода: Климт был ведущей фигурой так называемого Венского Сецессиона, художественного направления, сторонники которого восстали против установленных концепций искусства и создали свой стиль, похожий на модерн. Хотя австрийский художник часто шокировал искусствоведов своими нетрадиционными и провокационными методами в конце концов стал рассматриваться как один из лучших художников Европы.
Альфонс Муха
-Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.
-Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде.
-Картины обрамляют замысловатые растительные орнаменты.
-В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи.
-В отличие от тревожных картин современных ему мастеров — Климта, Врубеля, Бакста — произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой.
Эгон Шиле
Основной темой творчества Эгона Шиле была репрезентация человеческого тела. Он пересмотрел взгляды академической живописи, в которых тело выступало в качестве объекта красоты для созерцания
Анри де Тулуз-Лотрек
Особенности творческого метода:Тулуз-Лотрек, под влиянием японской гравюры, увлекается литографией – и создает рекламные плакаты для увеселительных заведений, впервые в западной истории доводя этот жанр до уровня произведения искусства.
Ян Тороп
Особенности творческого метода: работал со всеми материалами и художественными техниками: уголь, пастель, масло, карандаши, гравюра на дереве, акварель. Выполнил множество блестящих литографических работ в качестве иллюстратора - большинство из них в стиле ар-нуво.
Скульптура:
Огюст Роден
Аристид Майоль
23. Символизм, основные представители
Символи́зм (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших течений в искусстве, характеризующееся экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственности и загадочности.
Предпосылки возникновения символизма:
кризис в Европе второй половины 19 в. бунт против материализма и натурализма, свобода религиозно-философских исканий. реакция и на кризис религии
«Бог умер» - Ницше
Тематические приоритеты:
Утверждение творчества как цели жизни устремленность от серых будней настоящего в яркий мир воображаемого грядущего, грез и фантазий ожидание «конца света», гибели цивилизации мир потусторонний, сон и смерть, эзотерические откровения, мир эроса и магии, измененных состояний сознания и порока мифы и сюжеты, отмеченные печатью неестественных страстей, гибельного очарования, предельной чувственности, безумия жизнь души — полная переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений
В изобразительном искусстве В России — Виктор Борисов-Мусатов, Михаил Врубель, Микалоюс Чюрлёнис, Во Франции — Гюстав Моро, Одилон Редон
Гюстав Моро
-Моро сумел придать новое направление традиционной живописи, перебросить мост между прошлым и будущим
-Его живопись оказала огромное влияние на фовизм и сюрреализм
Одилон Редон
Творчество Редона четко разделяют на два периода — черный (графика и работы, выполненные углем) и цветной (произведения, написанные пастелью и маслом).
Виктор Борисов-Мусатов
мастер символических изображений «дворянских гнёзд»
Михаил Врубель
Михаил Врубель писал иконы и фрески, работал с мозаикой и рисовал эскизы театральных костюмов, создавал декорации и огромные живописные полотна. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин, иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном.
Значение символизма:
Символизм положил начало модернистским течениям в культуре 20 в., Обусловил новое качество литературы, новые формы художественности.
24. Постимпрессионизм и его влияние на европейское искусство
условное собирательное обозначение неоднородной совокупности основных направлений в европейской (главным образом — французской) живописи
Для постимпрессионизма характерны разные творческие системы и техники, объединённые по сути лишь тем, что они отталкивались от импрессионизма. Они сильно повлияли на последующее развитие изобразительного искусства, став основой направлений в современной живописи. Крупные мастера своей проблематикой положили начало многим тенденциям изобразительного искусства XX в.: работы Ван Гога предвосхитили появление экспрессионизма, Гоген проложил путь к символизму и модерну. При этом многие мелкие направления (например, пуантилизм), существовали только в данный хронологический период.
Представители
Винсент Ван Гог Поль Сезанн Поль Гоген Анри Тулуз-Лотрек Жорж Сёра Поль Синьяк Пьер Боннар Винсент Ван Гог (цвет как способ выражения чувств художника)
Реализм уступает место импрессионизму, картины становятся яркими, порой в них через край бьет буйство красок.
Анри Тулуз-Лотрек
-тема цирка и развлекательных, увеселительных заведений стала основной в творчестве художника.
-Свой маленький рост художник компенсировал потрясающим чувством юмора: Тулуз-Лотрек был приятным собеседником.
-Художник, открывший зрителю мир кабаре
-Цель – не осудить, а зафиксировать живое, типическое
-Линия – главный изобразительный инструмент
-Цвета – локальные, лишены оттенков
-Цвет полностью заполняет фигуры, как на японских гравюрах
Поль Сезанн (призыв упростить искусство)
Сезанн, например (и его последователи сезаннисты), считал, что задача художника заключается не в фиксации мгновенных впечатлений от действительности, а в глубоком её изучении, выявлении и передаче общих, основополагающих качеств — объёма, структуры, весомости; в интересе вечного монументального характера мира, его устойчивых, непреходящих черт. Его методом было построение контрастами цвета прочной, устойчивой объёмной формы, её обобщение и геометричность, а основой живописи были рисунок, цвет и контрасты
Поль Гоген (поиски нового цвета)
Реализм уступает место импрессионизму, картины становятся яркими, порой в них через край бьет буйство красок.
Его эксперименты с цветом и символикой в современном искусстве считаются выдающимися. Гоген — противоречивая фигура в искусстве, на что повлияли, в основном, работы с Таити.
|