Доклад №1 Методика литературного чтения. Литературное развитие младшего школьника
Скачать 39.55 Kb.
|
Литературное развитие младшего школьника Литературное развитие – один из компонентов в общей системе обучения, раз-вития и воспитания младших школьников. «Цели литературного образования: ввести ребёнка в мир культуры, познако- мить с языком культуры, сделать не только потребителем, но созидателем духовных ценностей». Литературное развитие как учебный процесс предполагает развитие « способ-ности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений со-знательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями » и развитие собственного литературного творчества детей. На уроках чтения младшие школьники изучают лучшие произведения детской литературы. Истоки детской литературы - в сказочном волшебном царстве уст- ного народного творчества. Русский фольклор - богатейшая сокровищница на- родной мудрости и загадка – одна из её ярчайших жемчужин. Жанр загадки отличается тем, что требует отгадать описываемый предмет. Поэтому загадка имеет большое значение в формировании интеллекта. Отга- дывание загадки предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку и т. д. Художественные образы загадок не только знакомят с языком народной лите- ратуры, но и помогают созданию художественной картины мира, тем самым вы- полняя не только познавательную, но и эстетическую функцию литературы. Эстетическое воспитание осуществляется путём выявления и использования средств эстетического содержания, что позволит детям взглянуть на мир и человека в нём с художественной стороны, облагородит личность ребёнка, поможет общему и литературному развитию. При отгадывании развивается чёткая логика, способность к рассуждению и доказательству, а это является основой творческой деятельности. Сочиняя за- гадки, дети выражают себя, свой внутренний мир, формируют себя как лич- ность, развивают свою речь, как устную так и письменную. Коллективное отгадывание загадок и последующее обсуждение также развивает речь и спо-собствует формированию коммуникативных способностей. Тайный условный язык загадки заставляет рассуждать, соображать, присталь- но всматриваться в окружающую действительность, находить поэзию в самых простых вещах. « Ни для какого жанра, кроме загадки,- пишет В. Митрофано- ва, - не представляет интереса простой сучок в бревне или доске, заслонка рус-ской печи, оконное стекло, ледяная сосулька, свисающая с крыши, ковш в воде, иголка, ножницы и т.п. А загадка <...> умеет включить этот будничный мир ме-лочей <...> в яркую систему образов». Загадки дают представление не только о быте, но и о культуре нашего народа , о его истории. В загадках обращается внимание на близкие и дорогие детям понятия: семья, дом, Родина, родная при-рода, человеческие взаимоотношения, интерес к родному языку. Это определяет духовное развитие детей. Педагогическая направленность народных загадок очевидна, все вышепере- численные особенности, характеристики и признаки загадки определяют её богатые дидактические возможности. Великие отечественные педагоги – К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой применяли этот жанр для обучения детей чтению, для их развития, воспитания. Сам народ придумал такую краткую и чёткую формулу: « Без лица в личине». Предмет загадывания – «лицо» скрыт под личиной, то есть иносказанием. Из вышеприведённых примеров видно, что конкретное определение загадки как жанра вопрос не простой. Попытка дать более развёрнутое понятие загадки, чем у Ожегова, неизбежно суживает круг явлений, которые относятся к загад-кам. Поэтому как основное, универсальное возьмём определение Ожегова: «изображение или выражение, нуждающееся в разгадке». Хотя в практике нас будут интересовать те загадки, которые можно определить как краткое иносказательное, требующее отгадки, ритмичное, часто рифмованное поэтическое произведение о предметах и явлениях, близких человеку, описы- вающее предмет загадывания обычно при помощи метафор, сравнений. Большую роль в таких загадках играют звуковая организация образа, ритм, рифма. «Ритм создаётся и созвучием слов при произношении и всем интонационным рисунком фразы». Лаконизм в загадке «достигается преодолением описаний, пропуском отдель- ных членов предложений и союзов».2 Главным жанровым признаком загадки является требование отгадать её. Это и интригует детей. Отгадывание загадок всегда доставляет удовольствие, прибли-жаясь к игре. А в игровой ситуации учащиеся начальных классов и осваивают сложные литературоведческие понятия. Поэтому на данном этапе мы и не рассматривали математические загадки, загадки – шутки, загадки – шарады. 1.2. Эволюция загадки и процесс ее изучения. Русские народные загадки не раз привлекали внимание учёных, но часто интересовали как подсобный материал при изучении различных общих проблем. А. Н. Афанасьев рассматривал загадку в связи со сказаниями и мифами древних славян. «Народные загадки,- писал он, сохранили для нас обломки старинного метафорического языка».3 Исследуя «поэти- ческие воззрения на природу», в качестве примеров, подтверждающих от- дельные выводы, он привлекал загадки, параллельно делая наблюдения над образами в них, «писал о том, что в загадках народ запечатлел »свои старинные воззрения на мир»»4, и что “нельзя отрицать связи загадок с тайной речью, но нельзя не замечать и их вхождение в обряд, магического значения в определённых условиях, обрядовых действиях».5 Ф. И. Буслаев обращался к загадкам в связи с изучением мифологии и относил их к « древнейшему периоду первых проблесков человеческого ума»6, он утверждал:»Загадка сохранила<…>свой первобытный мифический характер».7 Древность загадок не ставилась фольклористами под сомнение, но происхо- ждение их недостаточно ясно раскрыто наукой. Фольклорист и этнограф Д. К. Зеленин, освещая вопрос о словесных и бытовых запретах, говорил, что знание загадочной речи было обязательным для каждого человека, желающего обеспечить себе и своему роду благополучие и достаток, и что проверка этих знаний становилась одним из обязательных условий принятия юноши в ряды равноправных членов племени.1 К середине 17-го века загадки были распространены в народном быту и имели языческое, обрядовое значение. Тогда этот самостоятельный жанр подвергался осуждению церкви и правящих кругов. C развитием верования загадка была включена в религиозные обряды и литературу. »Беседа трёх святителей» – про- изведение, переведённое с греческого, пришло на Русь через болгарское посре- дство, в ней - вопросы о христианской религии и ответы на них. Возможно, эта книга стала праобразом первых публикаций русских загадок. Знаменитый путешественник ХYIII-го века С.П.Крашенинников отметил ос- татки древней тайной речи у русских охотников по соболю: » Промышленные сказывают,что в прежние годы гораздо больше вещей странными именами на- зывали, например: церковь – востроверхою, бабу – шелухою или белоголовкою, девку - простыгою, коня – долгохвостым, корову – рыкушею, овцу – тонконо- гою, свинью – низкоглядою, петуха – голоногим и прочее; но ныне все, кроме вышеобъявленных слов, оставили».2 «Загадки, которые мы знаем в поздних записях, иногда содержат в себе эти древние образные «зёрна». Подставное слово «низкоглядая» воспроизведено в загадке про свинью: »По земле ходит, неба не видит». Иногда такое «зерно» прорастает и разворачивается в целый образ. Так, условное обозначение «востроверхая», данное церкви, превратилось в развёрнутое описание:» Плеть плетена вверх сведена о ста углов, о тысяче рублей».3 Загадки сохранили в остаточной форме свою прежнюю непосредственную связь с тайной речью. Практическое назначение условной речи древности во многом объясняет и функции первых загадок. «Весьма ценны данные статьи К.П.Герда, опубликованной в «Трудах научного общества по изучению Вотско-го края» за 1927 г. К.П.Герд описал вечера загадок, которые ещё можно было наблюдать в удмуртских сёлах в первое десятилетие ХХ в. «Здесь, - пишет ис- следователь, - загадки загадываются постепенно расширяющимися, концентри- ческими кругами предметов и явлений. В центре их стоит человек. Прежде все- го начинают загадывать о человеке, функциях его тела; затем о доме и предме- тах, находящихся в нём, ит.д.<…>Определённый порядок в загадывании об- легчал положение тех, кто отгадывал загадки». Сведений о существовании ве- черов загадок у русского народа не сохранилось, но важно, что и в русском фо-льклоре существуют тематические круги загадок. Одно это говорит о системе. Что же касается самой передачи знаний от поколения к поколению, то традиция лежит в основе быта, жизни и труда всех народов мира. Можно с уверенно-стью предполагать, что и у русских загадки помогали усвоить образную ино-сказательную систему подставных слов тайной условной речи. Такова первая функция загадок Основа наших знаний о загадках – записи 19 – 20 веков. Зачинатели новой поры в собирании и публикации загадок – И. П. Сахаров, И. М. Снегирёв и В. И.Даль. Сначала загадки публиковали вместе с пословицами . Первым ввёл отдельную публикацию И.П.Сахаров. В 60-е годы XIX века издают свои сбор- ники загадок И.А.Худяков и Д.Н.Садовников. Правила записи народных зага- док складывались постепенно. Они изменялись с течением времени, но суще- ственных перемен не происходило. Как у В. Даля, у Д. Н. Садовникова распо- ложение материала при издании загадок – по тематике отгадок. В.И.Чичеров предложил классификацию по художественному строению зага- док. Указывать место записи загадки и исполнителя предложила М. А. Рыбни- кова. В. И. Чичеров писал: » Загадки, как особый жанр народно - поэтического творчества возникли в глубокой древности, они были порождены условиями жизни первобытного общества. Основой их явилась общественно- полезная трудовая деятельность людей, в процессе которой человек накапливал опыт и познавал мир. Загадка тренирует сообразительность, умение сравнивать и со-поставлять, а поэтому вошла в обряд испытания зрелости ума человека».1 Вопрос генезиса загадки нельзя считать решённым, тогда как чётко выяснены общественная функция и назначение первых загадок – учить, передавая опыт, тренируя молодёжь в иносказательной речи. В наше время научно–технического прогресса людям не нужна тайная речь, нет ни бытовых, ни охотничьих запретов, вместе с древними народными обрядами исчезла связь их с загадкой. Теперь загадка как жанр устного народного творчества служит развлечением, игрой и серьёзным помощником в воспитании и обучении. 1.3. Классификация загадок. В сборниках публикуется огромное количество загадок. Многие авторы таких сборников для удобства обзора материала предлагают классификацию по темам. Объясняется это ещё и тем, что загадка предметна по своей сути. В. В. Митрофанова предлагает такую классификацию: 1. Загадки о явлениях природы, небе, земле, воде. 2. Загадки о растениях: а) встречающихся в лесу и на лугах, б) в саду и огороде. 3. Загадки о рыбах, земноводных, пресмыкающихся. 4. Загадки о насекомых. 5. Загадки о птицах. 6. Загадки о животных. 7. Загадки о человеке: а) о внешнем виде человека, частях его тела, б) о родственных отношениях, о семье, в) об одежде и украшениях, г) о пище и питье, д) о средствах передвижения. 8. Загадки о трудовой деятельности человека: а) о посеве и обработке хлеба, пашне, покосе, б) о занятиях и ремёслах. 1.Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике. Москва. Высшая школа. 1986, с. 322. -- 7 -- 9.Загадки о жилище: а) о деревне, дворе, дворовом хозяйстве, б) о крестьянской избе, в) об отоплении и освещении, г) об убранстве дома, д) о посуде и утвари. 10. Загадки о музыкальных инструментах. 11. Загадки о грамоте, письме, книге, почте, буквах алфавита. 12. Загадки о времени, смене дня и ночи, годе и т.д.. 13. Загадки о предметах, связанных с религией. 14. Шутки, шарады. 15. Задачи. В. И. Чичеров классифицирует загадки по форме, опираясь на их происхожде- ние. Он выделил четыре группы: метафорические, звукоподражательные, арифметические и шуточные. 1. Метафорические или аллегорические – наиболее древний вид загадок, в них описываются, в основном, явления природы, времена года: Синенька шубёнка Весь мир покрыла. (небо) На улице рубашка, в избе рукава. (лучи солнца) В их основу легло познание окружающей действительности, требующее наблю- дательности, сообразительности и упражняющее в сравнении и сопоставлении предметов и явлений окружающего мира. 2. Звукоподражательные загадки построены не на смысловом, а на звуковом образе. В этих загадках ключом к отгадыванию является звуковой образ: Кто на ёлке, на суку Счёт ведёт: « Ку-ку… Ку-ку!». (кукушка) Чёрный, проворный, Кричит «кррак», Червякам враг. (грач) Таким загадкам свойственна богатая и многообразная звукопись – в них ча- сто встречаются аллитерации и ассонансы: Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу, Не жужжу, когда тружусь, А жужжу, когда кружусь. (пчела) Рассыпался горох На семьдесят дорог, Никто его не подберёт. (град) – частое повторение звуков р, с, а, о создаёт звуковую картину звенящего, ба- рабанящего града. -- 8 -- 3. Арифметические - дают обычно одну цифру и указывают соотнесение с ней других величин, которые надо определить: Летела стая гусей. Одного убили. Сколько гусей осталось? (один) 4. Шуточные - позже других возникшая группа, так как это пародия на сам жанр загадки. Они повились тогда, когда появилось и развилось отношение к загадкам, как к забаве, развлечению, шутке. Многие шуточные загадки построены на обманчивом звучании вопроса: Отчего утка плавает? (от берега) Слияние в устном произношении слов «от чего» воедино («отчего») даёт другой смысл вопросу. Поэтому ответ: »от берега» звучит неожиданно. В. П. Аникин предлагает классификацию загадок по форме и приёму создания образа в загадке. 1. Описательные - метафора, - сравнение -- параллелизм, -- отрицательное сравнение, - без сравнения (без названия предметов). 2. Олицетворение – олицетворение, - без собственных имён. 3. Диалог. 4. Речь от первого лица. 5. Вопрос - вопрос в скрытой форме, - вопрос в явном виде. 6.Омонимия. Классификацию по типам и приёмам описания предлагает Ю. Г. Илларио-нова. Она выделяет 4 признака загадки: 1. По содержанию это замысловатое описание, которое надо расшифровать. 2. Описание оформляется в виде вопросительного предложения. 3. Описание даётся лаконично. 4. Загадке свойственен определённый ритм. Далее Ю. Г. Илларионова рассматривает разнообразие приёмов описания по выдвинутым признакам. Ещё одну классификацию – по структуре предлагает тот же автор, рассматри- вая используемые грамматические и лексические средства с целью «надёжнее «упрятать» объект речи»1: 1. Содержание передаётся одним простым предложением - вопросом. 2. Вопросительное предложение находится в начале загадки. 3. Вопрос – в конце загадки. 4. Загадка оформляется с помощью простых и сложных повествовательных предложений (вопрос присутствует в скрытой форме) 5. Содержание передаётся односоставным предложением. 6. Загадки, структурно не оконченные и связанные с отысканием отгадки путём подбора рифмы. 1.Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. Москва. Просвещение. 1985, с. 15. -- 9 -- Итак, загадки классифицируются: I По происхождению. II По форме. III По типам и приёмам описания. IY По темам (по содержанию). Для рассмотрения особенностей загадки как жанра литературы, для выявления её художественного своеобразия важна система художественных образов, спо- собы их построения в загадке. Поэтому мы предпочли классификацию загадок по способу создания образа, использованию различных изобразительно-вырази- тельных средств языка, так как моя цель – литературное развитие и развитие речи младшего школьника. Особенности поэтической формы у загадок связаны с их жанровой природой. В загадке так строится образ, чтобы не называть прямо предмет загадывания. Способов запутывания отгадывающего и наведения его на правильный путь существует много. 1.По самой жанровой природе загадке, сопоставляющей один предмет с другим, свойственны разнообразные формы сравнения: А) Сижу на тереме, Мала, как мышь, Красна, как кровь, Вкусна, как мёд. (вишня) Скорчится – с кошку, А растянется – с дорожку. (верёвка) это собственно сравнение или положительное сравнение, Б) На потолке В уголке Висит сито Не руками свито. (паутина) Не дерево, а суковато (олень с рогами) – этот способ построения образа называется отрицательным сравнением, ключик к отгадыванию таких загадок – в сообщении, что загаданный предмет похож на замещающий, но не обладает всеми его свойствами: Чиста, да не вода, Клейка, да не смола, Бела, да не снег, Сладка, да не мёд, От рогатого берут И живулькам дают. (молоко) Кругла, а не шар, С хвостом, а не мышь, Желта, как мёд, А вкус не тот. (репа) -- 10 -- Не земледелец, не кузнец, не плотник, А первый на селе работник. (лошадь) – здесь так называемое выключение сходных предметов из загадываемого. Свойства, признаки, качества предмета могут отрицаться: Есть крылья – не летаю, Ног нет, а гуляю, По земле не хожу, На небо не гляжу, Звёзд не считаю, Людей избегаю. (рыба) 2.Ещё один способ построения образа – метафора, загадываемый предмет замещается другим, например: огурец – горница, месяц – пастух. А) При замещении предпочтение отдаётся одушевлённым предметам, но и неодушевлённые предметы в загадке говорят и двигаются: Стоит толстуха – Деревянное брюхо, Железный поясок. (бочка) Б)В загадках велика роль олицетворения: топор «в лес идёт» и «кланяется», лапша «сидит на ложке». Немало загадок в форме олицетворения, использу-ющих собственные имена: Стоит Антошка(Трошка, Тимошка) На одной ножке; Его ищут, А он нишкнет. (гриб) – это частная разновидность олицетворения. В) Таинственная, странная, фантастическая картина создаётся в загадке, когда в описании сталкиваются признаки предметов загадывания и замещения: Под землёй птица гнездо свила, Яиц нанесла. (картофель) Белый как снег, Надутый как мех, Лопатами ходит, А рогами ест. (гусь) -образ построен с помощью контраста. Художественное совершенство, поэтичность загадки зависит от того, наско- лько выразительно, метко, наблюдательно выбран образ. Отбор признаков не случаен, отбираются самые характерные, которые отсутствуют у других пред- метов(иначе возникает возможность нескольких отгадок). Предмет замещения подбирается по тем признакам, свойствам, функциям и связям, которые послужат ключом для отгадывания: Г) Признак может быть один: Щука ныряет, -- 11 -- Трава прилегает. (коса), Д) а может быть несколько, соответственно возникают разные образы: В крутом буераке Лютые собаки – здесь отмечается, что пчёлы жалят так, как кусают собаки, а в загадке: Шёл я мимо Шарашина двора, Шарашины ребята ошарашили меня – пчёлы в образе ребят. Изображение разных качеств предмета загадывания создаёт разные загадки об одном и том же предмете, а подбор разных предметов замещения – разные редакции, варианты загадки. Например, загадка о севе: Загану загадку, Закину за грядку, Моя загадка в рост пойдёт, Калачом взойдёт – Встречается в вариантах: Брошу за грядку, год подожду – Годовик (годовинку)пожну(на другой возьму). Сбор урожая уподоблен годовику (однолетку – годовалому, перегодовавшему животному). В других вариантах говорится иначе: Моя загадка пойдёт - Сто рубликов найдёт. Стоит лепёшка На одной ножке, Кто мимо не пройдёт, Всяк поклонится - здесь гриб по внешнему сходству, по форме и размеру уподоблен лепёшке. Красный сапог в земле горит – свёкла по цвету и форме уподоблена красному сапогу. Е) Много загадок, основанных на описании не только свойств предмета, но и способов его изготовления и применения, своеобразной биографии: Бъют меня палками Жмут меня камнями, Держат меня в огненной пещере, Режут меня ножами. За что меня так губят? За то, что любят. (хлеб) Ж) Распространён и приём создания загадки указанием на функцию предмета, производимое им действие, по которому и надо угадать, о чём речь: Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. (дерево) -- 12 -- На горе-горушке Стоят две старушки, Если охнут, Люди глохнут. (пушки) З) Традиционность загадок выражается в том, что в них заметно присутствие устойчивой системы уподоблений. Сходные между собой предметы именуются братьями, либо сёстрами: Два братца пошли в воду купаться. (вёдра) Четыре братца на свете: Два меньшие впереди, Два большие позади, Спешат, бегут, Друг друга не догоняют. (колёса) Две сестры страдают, В каморку зазирают, Войти не смеют. (притолока и порог двери) «Сёстра» и «братья» могут носить имена: Дарья да Марья без устали одна другой в глаза глядят. (пол и потолок) Два Петра в избе. (вёдра) 3. Нередко в загадках встречается иносказательность в форме метонимий: По горам, по долам Ходит шуба да кафтан – В основу замещения положен признак, который говорит о внутренней связи сопоставляемых предметов (шуба и кафтан готовились из овечьей шерсти и шкур). 4.Большое количество загадок построено по принципу воспроизведения отдельных признаков умалчиваемых предметов: А) Чёрненька, маленька, Всему свету миленька. (черника) Сверху зелено, Посередине толсто, Под конец тонко. (репа) - здесь перечисление признаков. Б) Оно часто перерастает в обширное описание:» Комовато, ноздревато, и губато, и горбато, и кисло, и тяскло, и пресно, и вкусно, и красно, и кругло, и грузно, и легко, и твёрдо, и ломко, и черно, и бело, и всем людям мило»(ка-равай). -- 13 -- В)Если предмет не назван, то используются местоимения: В неё льётся, из неё льётся, Сама по земле плетётся. (река) 5. Иногда признаки предмета передаются в форме придуманных на этот случай слов:«И стучиха, и бренчиха, и четыре шумитихи, и хохол, и махор, и змея с хохлом» - эта загадка о телеге, которая на ходу бренчит, стучит, о колёсах, которые шумят, о лошади, её гриве (хохол), хвосте (махор) и кнуте с хвостянкой на конце (змея с хохлом). Такие слова – замены обусловлены промысловыми и бытовыми запретами, тайной речью:«Пошёл я на тух-тух-ту, взял с собой таф-таф-ту, и нашёл на храп-тах-ту; кабы да не таф-таф-та, меня съела бы храп-тах-та» - пошёл на охоту, взял с собой собаку, нашёл медведицу. 6. Вместо рассказа о предмете в загадки иногда дан диалог: «Криво да мимо, куда побежало? – Зелено – лукаво, тебя стерегчи» (околица и поле), «Эй, куда, борода? – Берегись, наскачу, лбом хвачу!» (козёл). 7.Загадка может быть в форме монолога: «Кто меня сделал – не сказывает, кто меня не знает – принимает, а кто знает - на двор не пускает» (фальшивые деньги), «Постелю рогожку, посею горошку, положу калач, никому не взять» (небо, звёзды, месяц). 8. Загадка есть вопрос, её вопросительная сущность обнаруживается в форме прямого вопроса: «Кто бежит без повода?» (река), «Что выше леса, краше света, без огня горит?» (солнце), «Чего в гору не выкатить, в решете не унести и в руках не удержать?» (вода), «Что вверх корнем растёт?» (сосулька). 9.В подборе предмета замещения большую роль играют привычные фольклорные образы. В загадках про зиму, мороз традиционен образ Деда Мороза, в них или не называется никакое действующее лицо или говориться «старик», «дед», «дедушка»: «Пришёл внучек по дедушку» (вешний снег на зимний снег), «Старик у ворот тепло уволок. Сам не бежит и стоять не велит» (мороз). К числу традиционных фольклорных образов относятся «баба», «барыня», «мать», «старик», «хозяин», «бык», »конь», «баран», «пастух» и др.: «Золот хозяин - на поле, серебрян пастух – с поля» (солнце и месяц), «Матушкину скатерть не собрать, батюшкина коня не поймать» (небо, месяц). 10.Загадки иногда используют традиционные сказочные образы. Про медведя загадывают: «всем пригнётыш», это напоминает медведя из сказки о теремке. Про соху говорят: «Стоит баба-яга, распорота нога,весь мир кормит – сама голодна». Загадка о жареном гусе:»В Печерском, в Горшенском, под Крышинским сидит Курлын Курлынович», конечно связана со сказкой о скупой старухе и ловком солдате. Как видим, трудно выделить: загадки, основанные на сравнениях используют описание действия, метафора и сказочные образы тесно переплелись между собой. Мы сознательно расширили и усложнили классификацию, чтобы показать богатство приёмов построения образа в загадке. -- 14 -- Другой аспект, по которому загадки, интересующие нас, различаются – их звуковая и ритмическая организация, которая часто приходит, чтобы указать на искомый образ. Иногда поиску отгадки, нахождению искомого образа помогают чисто формальные признаки. 1.Многообразны формы ритмического строя загадок: А)»Суну, посуну, делаю посуду; высуну – поколочу и всю вызолочу» - ритмический строй загадки соответствует ладной, умелой, быстрой работе – ковке. Ритм русских народных загадок – «свободное и многократное варьирование двух- и трёхсложных стоп. И лаконизм в них достигается преодолением описаний, пропуском отдельных членов предложений и союзов».1 Лежит/ кучка/ поросят,/ 2, 2, 3 Кто ни/ тронет /– завизжат./ 2, 2, 3 (пчёлы) Под мостом,/ мостом,/ 3, 2 Лежит ги/ря с хвостом,/ 3, 3 Ни взять,/ ни поднять,/ 2, 3 Ни на воз /положить./ 3, 3 (змея) Приня/лась о/на за/ дело,/ 2, 2, 2, 2 Завиз/жала/ и за/пела,/ 2, 2, 2, 2 Ела,/ ела/ дуб, дуб,/ 2, 2, 2 Поло/мала/ зуб, зуб./ 2, 2, 2 (пила) Б) Ради воспроизведения ритма работы иногда придумываются и своеобразные звукоподражательные слова: «Потату, потаты! Токату, токаты! А яички ворохом несутся» (молотьба). 2.Нередко загадки включают звуковой образ, звукоподражание:»Летели гуськи, дубовы носки:»Чок, чокоты наговаривали»». 3.Путь к отгадке показывает аллитерация и ассонанс: »Сам Самсон, сам мост мостил, без топора, без клинья, без подклинья» (мороз), «Что слаще мёда, сильнее льва?» (сон). Как видно по приведённым примерам в группах нашей классификации встречаются загадки с различными типами структур: простые ( распро- странённые и нераспространённые ) и сложные предложения, повествовательные, вопросительные и восклицательные; в форме монолога, диалога и т. д. Предложенная нами классификация даёт возможность ознакомиться с различными видами загадок, изучать загадку как жанр, её языковые и художественные средства, а значит использовать русские народные загадки в соответствии с целями литературного образования. 1. Детская литература/ Сборник статей. Москва. 1986, с.19. -- 15 -- Загадка может быть использована при изучении сравнения, метафоры, рифмы и ритма, звукоподрожания, при изучении видов предложений и т. д. Из многообразных аспектов использования загадок для литературного развития мы выбрали работу со сравнением и метафорой. |