Главная страница

Лжедмитрий I: его личность и судьба. Лжедмитрий I личность и судьба Самозванца. Лжедмитрий I личность и судьба Самозванца


Скачать 39.91 Kb.
НазваниеЛжедмитрий I личность и судьба Самозванца
АнкорЛжедмитрий I: его личность и судьба
Дата28.10.2021
Размер39.91 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛжедмитрий I личность и судьба Самозванца.docx
ТипРеферат
#258458

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

Институт детства

Реферат по истории

на тему «Лжедмитрий I: личность и судьба Самозванца»

Санкт-Петербург

2021

Оглавление


Происхождение Лжедмитрия I 2

Личность Лжедмитрия I 7

Заговор и убийство Лжедмитрия I 10

Политика Лжедмитрия I в России 13

Список литературы 15


Происхождение Лжедмитрия I


С 1598 года, с момента смерти Ивана Грозного (последнего представителя династии Рюриковичей), в истории России начинается Смутное время, характеризующееся стихийными бедствиями, упадком экономики, кризисом политической и социальной системы государства, войнами с поляками и шведами.

Предпосылками Смуты являлись следующие события:

  1. После «ухода» последнего Рюриковича началась ожесточённая борьба за власть среди боярских и дворянских фамилий. Этому способствовала гибель в Угличе при невыясненных обстоятельствах малолетнего царевича Дмитрия, а также смерть бездетного и непопулярного царя Фёдора;

  2. Завоевательная политика Ивана Грозного, а также Ливонская война истощили материальные ресурсы государства. К тяжёлому экономическому положению добавился Великий голод 1601-1603 гг. во время правления Бориса Годунова, охвативший европейскую часть Русского государства и разоривший тысячи крестьянских хозяйств;

  3. Последствия опричнины, приведшей к нестабильной социальной ситуации в стране, подорвавшей основы власти и закона. Это вылилось в выступления крестьян, холопов, разорившихся посадских людей, казацкой вольницы и др.

Так и появилась почва для появления слухов о чудом спасшемся царе Дмитрии.

Есть много версий о происхождении Лжедмитрия. Далее представлены несколько версий:

  1. О происхождении личности авантюриста историки спорят и сегодня, большинство считают, что он — сын обедневшего дворянина Отрепьева из Галича. Приняв постриг и покочевав по монастырям, Григорий оказался в Чудовом монастыре в Москве, в котором ему поручили переписывать книги и рукописи;

  2. По версии придворного учёного шведского короля Карла IX — будущий царь слыл авантюристом-монахом, желавшим заполучить хитростью и коварством Русский трон при помощи своих хозяев — поляков и использовавший внешнее сходство с царевичем Дмитрием;

  3. Существовала теория о том, что Лжедмитрий являлся настоящим царевичем Дмитрием, которого спас его дядька Афанасий Нагой. Подтверждением тому является факт признания его бывшей царицей (последней женой Ивана Грозного) Марией Нагой, впоследствии отказавшейся от своих слов.

На сегодняшний день первая версия была признана официальной. Далее, в первой версии говорится о том, что он сбежал из монастыря. Предположительно это произошло в 1601 году. Когда Отрепьев стал выдавать себя за спасшегося царевича Димитрия, он был активно поддержан и польскими аристократами, и католической церковью.

Впервые официальная версия об отождествлении Лжедмитрия 1-го с Гришкой Отрепьевым, беглым монахом из Чудова монастыря, была выдвинута правительством Бориса Годунова. Она обнаружена в письме к королю Сигизмунду и в настоящее время имеет наибольшее число сторонников.

Подлинный Юрий, который в иночестве принял имя Григорий, имел отношение к знатному роду Нелидовых, который со временем обеднел. Они были выходцами из Литвы. От Ивана III Давид Фарисеев, один из представителей этой семьи, получил нелестную кличку. Правитель «окрестил» его Отрепьевым.

Считают, что Юрий был старше царевича на один-два года. Родился он в Галиче, а его отец был вынужден брать в аренду землю у деда будущего русского царя Михаила Романова. Деда звали Никита Романович Захарьин. Имение Богдана Отрепьева находилось неподалеку. Он принял смерть в пьяной драке. Тогда его сыновья Юрий и младший Василий были маленькими и воспитывались вдовой.

Ребенок был очень способным, он легко научился читать и писать. В связи с его большими успехами решено было отослать его в Москву. Там он и поступил на службу к дяде будущего царя, брату патриарха Филарета, Михаилу Никитичу Романову.

Когда происходила расправа с окружением Романовых, спасаясь от смертной казни, Юрий Отрепьев принял постриг в находившемся недалеко от родительского поместья Железноборковском монастыре. Но простая жизнь монаха в провинции не привлекала его.

После скитания по нескольким монастырям он возвратился в столицу. Его дед Елизарий Замятня дал ему рекомендацию для поступления в Чудов монастырь, который считался аристократическим. Там грамотный монах был быстро замечен, и его назначили крестовым дьяком. Он переписывал книги и присутствовал в государевой думе в качестве писца.

Если придерживаться официальной версии, о том, кто такой Лжедмитрий 1-й, которую выдвинуло окружение Бориса Годунова, то именно тогда будущий самозванец начал подготовку к роли.

Имеются свидетельства монахов из Чудова монастыря о том, что Григорий выспрашивал у них подробности, касающиеся убийства царевича Дмитрия. А еще он сильно интересовался правилами и этикетом жизни при царском дворе.

Позднее чернец Гришка якобы стал похваляться тем, что когда-нибудь будет сидеть на царском троне. Сведения об этом хвастовстве были доведены до царских ушей Ионой, митрополитом Ростовским. И по приказанию Бориса Годунова монаха сослали в дальний Кириллов монастырь. Это дело было поручено дьяку Смирному-Васильеву. Однако другой дьяк, Семен Ефимьев, попросил его отложить исполнение приказа, о котором впоследствии и вовсе было забыто.

Тем временем Григорий, неизвестно кем предупрежденный, бежал в Галич, а оттуда в Муром, где скрылся в Борисоглебском монастыре. Там от настоятеля он получил лошадь и через Москву направился в Речь Посполитую, где и произошло появление Лжедмитрия 1-го, объявившего себя чудом спасшимся царским сыном.

Серьезный довод в пользу отождествления Лжедмитрия I и Отрепьева – это портрет самозванца, написанный акварельными красками. Он был обнаружен Ф. Бабуром, американским исследователем. Портрет был найден в Дармштадте, в 1966 году. Он датирован 1604 годом, и на нем есть латинская надпись о том, что это Великий князь Московии Дмитрий Иванович, которому 23 года.

Во-первых, в надписи имеется ряд ошибок, возникающих из-за путаницы при записи польских слов. Во-вторых, если бы реальный царевич остался жив, в 1604 году ему было бы не 23, а 22 года, тогда как Отрепьев был старше его то ли на один, то ли на два года.

Также обращается внимание и на письмо, которое Лжедмитрий написал патриарху Иову. Оно содержит множество церковнославянских терминов, указывая на соответствующее образование автора. А также ряд наблюдений, которые, как считают, мог сделать лишь тот, кто был знаком с патриархом лично.

Что касается противников отождествления Лжедмитрия с беглым чернецом, то они указывают на европейскую образованность первого из самозванцев. А ведь этого трудно ожидать от обыкновенного монаха, который вряд ли умел искусно ездить верхом и владеть саблей.

Также отмечается, что Григория хорошо знали в Москве. Он водил знакомство с патриархом и думными боярами. Помимо этого, в период правления узурпатора в Кремлевский дворец был вхож Пафнутий, архимандрит Чудова монастыря. И ему было бы легко изобличить беглого монаха.

Личность Лжедмитрия I


В народном сознании Лжедмитрий — персонаж однозначно отрицательный, ведь это он привёл интервентов на Русь. По этой причине его внешний и нравственный облик подаются не в самом выгодном свете. Но если описания внешности правдивы: красавцем мнимый Димитрий не был: нос широк, на лице несовершенства, руки — одна длиннее второй — правда, сложением статен, — то его нравственные качества не просто искажаются, но часто выворачиваются наизнанку.

Так, для простого обывателя Лжедмитрий — эдакий не интеллектуал, марионетка в руках польского короля, Марины Мнишек с её отцом и русских бояр во главе с Шуйским. Но глупым человеком на деле царь не был.

Он смог обмануть не только простой русский люд, но искушённых в дипломатии польских сановников, иезуитов и даже Папу Римского, умело увиливая от данных им обещаний.

В реальности же Дмитрий удивлял многих современников своей эрудицией: он нередко к месту цитировал Библию. Читал сам и всячески приобщал к чтению приближённых. Боярскую думу он превратил в Сенат и сам активно участвовал в его заседаниях. Мечтал мнимый Дмитрий даже о всеобщем образовании — в начале XVII века.

Обычно Лжедмитрия считают авантюристом и, хотя он безрассуден, но труслив. Факты же свидетельствуют не только о том, что самозванец свято верил свою идентичность с сыном Ивана Грозного, но также и о том, что он был отважным человеком. Первым из царей он не забирался на коня, предварительно вставая на подставленную скамью, а удалецки запрыгивал на него. Активно участвовал в царской охоте. Сам травил опаснейших зверей, даже медведей.

Лжедмитрий любил балы, любил веселье и танцы — это правда. Но неверно представлять, будто он, достигнув царствования, предался разврату и неге. Новый царь не только исполнял свои обязанности: он, в отличие от предшественников, к примеру, после обеда гулял по городу и разговаривал с купцами и мещанами. За сто лет до Петра I Лжедмитрий покорял сердца ремесленников тем, что работал с ними наравне, причём, когда его толкали или даже сбивали с ног, не гневался и держал себя просто.

Следующий устойчивый миф заключается в том, что Лжедмитрий — предатель, перебежчик, и это он привёл поляков в Россию и начал тем жестокое Смутное время.

Он, действительно, пребывая в Польше и готовясь только к походу на Москву, обещал королю Речи Посполитой Сигизмунду III «вернуть» северскую землю и Смоленск. А своей будущей жене якобы хотел отписать Новгород и Псков. Но, став царём, он принялся вести себя независимо от Сигизмунда, требовал, чтобы тот его называл непобедимым цезарем. Что до земель, то польскому послу царь прямо объявил: их передача королю невозможна.

Лжедмитрий ненавидел православную веру и государственной религией хотел сделать католицизм. А сам был вероотступником.

Дмитрия, действительно, в Польше крестили — он принял католичество. Действительно, он не питал добрых чувств к монахам, отбирая у монастырей всё их богатство, которое они веком ранее так долго и так упорно защищали от нестяжателей. Монахов он считал бездельниками.

Равнодушный к религии, царь, очевидно, понимал, что православие — один из столпов русского общества, и посягать на него опасно. И в то же время, он был по-современному терпим к другим конфессиям.

Несмотря на свою личность, у Лжедмитрия была жена. Исследователи сходятся в том, что никаких корыстных соображений у «царевича» в этом случае не было.

Неказистый внешне «наследник русского престола» просто влюбился в гордую и высокомерную польскую красавицу. Марина Мнишек, которой ко времени встречи с Лжедмитрием было около 16 лет, была авантюристкой под стать отцу. Она мечтала о славе, власти и богатстве.

Робкий и некрасивый выходец из России не вызвал у неё ничего, кроме насмешки, однако отец нарисовал ей блистательную картину её превращения в русскую царицу. Это изменило отношение Марины к воздыхателю, и она проявила к нему свою благосклонность.

Заговор и убийство Лжедмитрия I


В 4 часа утра 17 мая (27-го нов. ст.) 1606 года москвичи были разбужены колокольным набатом. Заговорщики во главе с Василием Шуйским ворвались в Кремль, смяли сопротивление царской стражи и стали искать Лжедмитрия. Спасаясь, он выпрыгнул из окна и сломал ногу. Стрельцы хотели было защищать царя, но заговорщики пригрозили им разорением стрелецкой слободы, и те в испуге отступились. Несколькими днями позже князь Василий был избран царём.

На российском престоле Лжедмитрий I-й к тому времени просидел почти 11 месяцев без 3-х дней. Вот как о событиях того дня рассказывается в «Истории государства российского» Николая Карамзина (М.: Эксмо, 2006. С.908-909): «17 мая в четвертом часу дня (ред. — в 4 часа утра) пробужденный звуком набата, Лжедмитрий в удивлении встает с ложа, спешит одеться, спрашивает о причине тревоги: ему ответствуют, что, вероятно, горит Москва; но он слышит свирепый вопль народа, видит в окно лес копий и блистание мечей; зовет Басманова, ночевавшего во дворце, и велит ему узнать предлог мятежа».

Петра Басманова и нескольких других русских, защищавших Димитрия, убили. Сам же он, пытаясь скрыться, выпрыгнул из окна палат и сломал ногу. «Попав в руки врагов, Отрепьев понял, что проиграл игру. И все же он продолжал отчаянно цепляться за жизнь. Глядя с земли на окружавшие его знакомые лица, самозванец униженно молил дать ему свидание с матерью или отвести на Лобное место, чтобы он мог покаяться перед всем народом. Враги были неумолимы. Один из братьев Голицыных отнял у Гришки последнюю надежду на спасение, он объявил толпе, что Марфа Нагая давно отреклась от Лжедмитрия и не считает его своим сыном. Слова Голицына положили конец колебаниям. Дворяне содрали с поверженного самодержца царское платье. Оттеснив стрельцов, заговорщики окружили плотным кольцом скорчившуюся на полу фигурку и убили», — сообщает самый авторитетный историк «смутного времени» Руслан Скрынников в книге «Самозванцы в России в начале XVII века. Григорий Отрепьев».

Вскоре после убийства труп самозванца раздели до нага и отволокли на Лобное место. Кроме того, на мертвого Отрепьева надели маску (по одной из версий, на живот, по другой – на лицо), и 3 дня население первопрестольной буквально закидывало его грязью, плевало и предавало всяческому поруганию. В ногах самозванца лежал труп его ближайшего приспешника – Петра Басманова. Через 3 дня Басманова похоронили в семейной усыпальнице в церкви Николы Мокрого, а Отрепьева – в «убогом доме», «скудельнице», где хоронили самоубийц и людей, «умерших нехорошей смертью», без причастия и т.д. Их называли «заложными покойниками»: их трупы закладывались в яме бревнами, так как считалось, что из-за множества грехов земля, как одна из чистых стихий, их тела принять не может.

В ночь после убийства Отрепьева Сторонники Лжедмитрия распускали по городу слухи, крайне неблагоприятные для Василия Шуйского. По городу ходили «подметные листы», извещавшие о том, что Дмитрий жив и сам Бог вторично укрыл его от изменников. Власти пытались в корне пресечь зловредные слухи о чудесном спасении «истинного Дмитрия». Для этого затеяли новое представление с трупом Отрепьева. Тело извлекли из скудельницы и доставили на поле у деревни Котлы, где сложили костер из стен разрушенного адова «Гуляй-города», на котором и сожгли самозванца.

Вот как писал об этом анонимный автор в «Сказании о Гришке Отрепьеве» (краткая редакция создана в 1606 году): «И извлекоша за город на поле на Котел, да и град его, что он замыслил себе на потеху, адовы челюсти, с ним же извлекоша, и на поле его в том граде во адовых челюстех сожгоша огнем».

После того, как костер прогорел, прах собрали, зарядили им пушку у Серпуховской заставы и выстрелили в сторону города Серпухова, где в июне1605 года Лжедмитрий I выжидал, когда будет учинена расправа над Годуновыми, чтобы вступить в Москву.

Политика Лжедмитрия I в России


Новый царь открыто демонстрировал пренебрежение русскими традициями, не посещал церковь, почти не скрываясь, исповедовал католицизм и был приверженцем польских обычаев. Москву наводнили поляки, которые приехали в город вместе с Мариной Мнишек, его жены. Иностранцам был разрешен свободный въезд и выезд из Московской Руси.

После того, как Лжедмитрий I помог расправиться с Борисом Годуновым, русскому боярству он перестал быть нужен. В.И. Шуйский организовал заговор против самозванца, однако его планы были раскрыты. В знак милосердия Лжедмитрий I помиловал В. Шуйского, приговоренного к казни.

Все более шатким становилось и внутреннее положение Лжедмитрия I. Бояре уже готовили против него заговор, а средства для щедрых пожалований, которыми самозванец надеялся купить народную любовь, заканчивались. Необходимо было пополнять казну, что означало бы повышение налогов, в то время как Лжедмитрий I обещал снизить их. Попытка обратиться за помощью к церкви успехом не увенчалась: священнослужители восприняли эту просьбу как посягательство на свою собственность.

Крестьяне тоже разочаровались в новом царе: они надеялись вновь получить возможность уходить от своих господ, то есть на восстановление выхода, но потакание желаниям крестьян означало бы непременное противостояние с дворянством. Для подобной внутренней борьбы у Лжедмитрия не было ни средств, ни авторитета.Обострялись и отношения с Польшей. Сигизмунд III и Папа Римский требовали исполнения обещаний, данных Лжедмитрием I в Речи Посполитой. Однако самозванец понимал, что введение католической веры на Руси и передача под власть Польши Смоленска и Северской земли для него самоубийственно. В результате Лжедмитрий I лишь сместил Иова с поста патриарха, ставленником Лжедмитрия I стал патриарх Игнатий. Сигизмунду III самозванец предложил денежный выкуп вместо обещанных земель. Чтобы сгладить противостояние, новый царь предложил устроить всеобщий славянский поход против татар и турок. Лжедмитрий даже начал укреплять войско в рамках подготовки к этой войне, но не успел предпринять ничего масштабного.

Список литературы


  1. https://mospravda.ru/2017/05/27/38478/

  2. https://histerl.ru/lectures/smutnoe_vremia/lgedmitrei.htm

  3. https://zen.yandex.ru/media/id/60a3b4ecaae21013158e1b32/kto-takoi-ljedmitrii-1i-biografiia-samozvanca-60e14cb87601597c33db1ef0

  4. https://studbooks.net/535036/istoriya/zagovor_ubiystvo_lzhedmitriya

  5. https://switki.ru/477602a-smert-ljedmitriya-data-prichina


написать администратору сайта