Главная страница
Навигация по странице:

  • «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова»

  • Верность и предательство.

  • Тема технического прогресса.

  • Роль книги в жизни человека

  • Проблема исторической памяти.

  • Проблема утраты традиций и ценностей прошлых эпох.

  • Риск

  • Категорический силлогизм дедуктивного умозаключения

  • Эссе по логике Васюкова 171209. Логический анализ текста Рэя Бредбери 451 градус по Фаренгейту


    Скачать 57.3 Kb.
    НазваниеЛогический анализ текста Рэя Бредбери 451 градус по Фаренгейту
    Дата21.04.2023
    Размер57.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭссе по логике Васюкова 171209.docx
    ТипДокументы
    #1078640

    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    федеральное государственное автономное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова»

    Высшая школа экономики, управления и права

    ____________________________________________________

    (наименование высшей школы / филиала / института / колледжа)
    ЭССЕ


    По дисциплине/междисциплинарному курсу/модулю

    «Логика (гуманитарный кластер)»







    На тему

    Логический анализ текста Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту»










    Выполнила обучающаяся:

    Васюкова Татьяна Александровна




    (Ф.И.О.)




    Направление подготовки / специальность:

    39.03.03 «Организация работы с молодёжью»




    (код и наименование)




    Курс: 1




    Группа: 171209





    Руководитель практики от университета:

    Ненашева М.В., доцент кафедры философии и социологии, к.ф.н.

    Тетенков Н.Б., доцент кафедры философии и социологии, к.ф.н., доцент


    (Ф.И.О. руководителя, должность / уч. степень / звание)

    Отметка о зачете



















    (отметка прописью)




    (дата)

    Руководитель










    Тетенков Н.Б.







    (подпись руководителя)




    (инициалы, фамилия)



    Архангельск 2022

    ЗАДАНИЯ


    1. Из выбранного произведения необходимо выписать центральные концепты (1-3), раскрыть их смысловой характер, опираясь непосредственно на текст.

    2. Выписать понятия, которые использует автор для более детальной проработки различных смысловых аспектов центральной проблемы, показать, почему именно эти понятия используются, как они связаны с основными смыслами, какие из них являются терминами той или иной предметной области, дать логическую характеристику двух понятий.

    3. Отметить, какие простые суждения являются для автора текста наиболее важными, характеризующими его точку зрения. Для двух простых суждений сделать анализ распределенности терминов, показав отношение между понятиями с помощью кругов Эйлера.

    4. Выписать до 3-х сложных суждений, раскрывающих позицию автора текста. Обосновать, почему именно эти суждения Вы выбрали. Перевести два сложных суждения на символический язык.

    5. Сформулировать кратко один из тезисов автора (центральную идею). Какие аргументы Вы могли бы привести в ее поддержку, опираясь на текст, другую известную Вам литературу и свой опыт? Составьте один категорический силлогизм и одно умозаключение другого типа, содержащее этот тезис.

    6. Логический анализ текста в целом: необходимо выписать главные идеи, как они обосновываются автором (с опорой на такие-то концепты и понятия, такими-то способами аргументируются) и почему, по вашему мнению, автор использует именно такой характер обоснования (например, этого требует специфика гуманитарного знания или смысловая структура концепта, опыт автора и т.д.). Этот заключительный этап работы должен давать представление как о тексте, так и свидетельствовать о вашей логической культуре.



    Оглавление


    ЗАДАНИЯ 2

    ЗАДАНИЕ 1 5

    ЗАДАНИЕ 2 7

    ЗАДАНИЕ 3 9

    ЗАДАНИЕ 4 10

    ЗАДАНИЕ 5 13

    ЗАДАНИЕ 6 14

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 15


    ЛИСТ ДЛЯ ЗАМЕЧАНИЙ

    ЗАДАНИЕ 1


    Роман-антиутопия Рэя Дугласа Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» является одним из самых популярных в мире. Он описывает тоталитарное общество, в котором книги находятся под запретом и подлежат сожжению. В этой фантастической книге автор показывает мрачное будущее, к которому может привести неконтролируемый технический прогресс в совокупности с бездуховностью людей и угасанием интереса к книгам.

    Центральные концепты в романе «451 градус по Фаренгейту» охватывает популярные мотивы в литературе.

    1. Семья. Автор доказывает необходимость общения и поощрения общих семейных интересов. Многие люди замыкаются в себе и своих гаджетах, игнорируя важность семейных уз. Это прямой путь к отчуждению от родных и близких, которое сулит человеку одиночество и незащищенность. Ведь кто, как не родственники, сможет помочь в трудную минуту, поддержать и понять? Увы, герой поздно осознал разрушающую роль экранов в своей личной жизни, поэтому потерял любимую женщину.

    2. Верность и предательство. Те, кому доверял Гай, предали его, повинуясь тому, что им внушили власти. Когда пропаганда становится выше морали, выше чувств и привязанностей, личность разрушается, а на ее месте появляется покорный и апатичный раб, не способный на эмоции и мысли.

    3. Тема технического прогресса. Мы должны понимать, что техника – это средство, а не цель нашего существования. Нельзя допустить, чтобы общество ценило гаджеты и виртуальную реальность выше, чем людей. Кроме того, прогресс не должен вытеснять достижения прошлых эпох, они могут соседствовать друг с другом, только тогда все поколения достигнут гармонии взаимопонимания, которое выступает гарантией взаимовыгодного обмена опытом.

    4. Роль книги в жизни человека. Через утопию писатель демонстрирует мир, который может быть реальностью в случае отказа от чтения литературы. Книги заключают в себе опыт наших предков, который людям стоит перенимать для движения вперед. Читатели задаются вопросами, которые обществу массового потребления не знакомы. Поэтому оно зависимо от правительства и очень уязвимо. Людям, которые не способны мыслить самостоятельно, информация поносится под нужным ракурсом, что дает государству все рычаги для полного управления.

    5. Проблема исторической памяти. Литература, собравшая все открытия и изобретения, все осмысленное и обдуманное столетиями, является памятью поколений. Это сборник архивов всего созданного человеком с момента появления письменности. В обществе, где книги запрещены, возможность сохранения всего этого теряется, что становится залогом полного регресса для общества.

    6. Проблема утраты традиций и ценностей прошлых эпох. Технический прогресс, заменивший хрустящую книгу в руке, может принести пользу и вред, в зависимости от того, как использовать эту находку. Но без альтернативы, которую дает та же литература, общество не может судить, так ли оно распоряжается своими возможностями. Несмотря на улучшение качества показываемого изображения и увеличение диагоналей экранов, техника может оставаться лишь красивой обложкой для апофеоза пустоты.


    ЗАДАНИЕ 2


    Для детальной проработки различных смысловых аспектов центральной проблемы романа «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери использует следующие понятия: время, книга, риск, преступление, мужество, политика, философия, социология, общество, телевидение, солнце, отражение, Земля, отражение, природа, психология и другие. Мне кажется, что эти понятия играют роль некой формы мысли, раскрывают общую сущность различных объектов и помогают читателям понять основную мысль произведения, они обозначают ту или иную часть характера персонажа и его переживаний. Многие из вышеперечисленных понятий являются терминами. К примеру:

    • Книга — это удивительное изобретение человечества, о ценности которого современное общество уже позабыло. Именно в книгах отражается опыт людей, которые они получали веками и даже тысячелетиями. Многие книги очень ценны, некоторые из них написаны на языках, которые ученые не могут расшифровать и по сей день.

    • Риск – это возможные потери чего-либо, в случае, когда обстоятельства плохо складываются.

    • Время – это и огромный, но всё же определённый период в истории человечества и нашей страны. Это и жизненный путь, который проходит каждый из нас. Это «мгновения», именно из них состоит жизнь. Говорят, что время безжалостно, ведь оно идёт и идёт себе вперёд, не останавливаясь ни на секунду, не оглядываясь назад.

    • Общество — форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами. В социальных науках общество в целом часто демонстрирует стратификацию.

    Благодаря этим понятиям автор показывает основную суть концептов, отображённых в романе.

    • Логическая характеристика понятия «риск»:

    Относительное, непустое, общее, нерегистрирующее, несобирательное.

    • Логическая характеристика понятия «книга»:

    Относительное, непустое, общее, регистрирующее, несобирательное.

    • Логическая характеристика понятия «телевидение»:

    Относительное, непустое, общее, нерегистрирующее, собирательное.

    Роман написан в фантастическом жанре, представляющим нам мир ближайшего будущего. Антиутопия, под которой следует понимать художественную литературу, где обязательно фигурирует разоблачение отрицательных тенденций некоторых сфер общества и государства. Автор разоблачает пороки, показывая утрированную картину будущего, к которому неминуемо приведет такое положение вещей.

    ЗАДАНИЕ 3


    Простые и сложные суждения, которые отмечает автор для понимания различных концептов и проблем рассказа.

    Простые суждения:

    • У людей теперь нет времени друг для друга.

    • Сами по себе мы ничего не значим.

    • Не пытайтесь судить о книгах по обложке.

    • Свободного времени у нас достаточно. 

    • Это старо как мир.

    • Люди ни о чем не говорят.

    • Некоторое время они шли молча.

    • Все окна были ярко освещены.

    • О, эта ужасная тирания большинства!

    • И чёрт умеет иной раз сослаться на священное писание.

    Сложные суждения:

    • Отойдите в сторону, чтобы вас не задело колесом.

    • Лучше все хранить в голове, где никто ничего не увидит, ничего не заподозрит.

    • Человек не терпит того, что выходит за рамки обычного.

    • Зачем тратить свои последние часы на то, чтобы кружиться по клетке и уверять себя, что ты не белка в колесе?

    • Может быть, лучше не видеть жизни такой, как она есть, закрыть на всё глаза и веселиться.

    • Сколько раз человек может погибать и все же оставаться в живых?

    • Простой человек только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные девяносто девять процентов он познаёт через книгу.

    Анализ распределенности терминов в простых суждениях:

    1. Все окна(S) были ярко освещены(P). (общеутвердительное – А)






    P-



    S+


    S – субъект

    P- предикат

    Отношение между понятиями - подчинение (одно в другом).

    1. Некоторое время(S) они шли молча(P). (частноутвердительного – I)



    P-



    S-

    S – субъект

    P- предикат

    Отношение между понятиями – перекрещивание

    Формулы сложных суждений:

    1. Если ты не хочешь, чтобы политика оборачивалась для человека бедой, сделай так, чтобы он не ломал голову, разглядывая дело с плохой и хорошей стороны.

    • Если ты не хочешь, чтобы политика оборачивалась для человека бедой – A

    • сделай так, чтобы он не ломал голову, разглядывая дело с плохой и хорошей стороны – B

    A->B – (импликация)

    1. Правда ли, что когда-то давно пожарники тушили пожары, а не разжигали их?

    • Правда ли, что когда-то давно пожарники тушили пожары – A

    • а не разжигали их – B

    А˄В – (конъюнкция)

    ЗАДАНИЕ 4


    Идея Рэя Брэдбери такова: без опоры на опыт прошлых поколений, на свободное и честное искусство, будущее, которое описано в романе «451 градус по Фаренгейту», неизбежно. Люди все чаще в выборе между книгой и развлекательным видео выбирают второе, уровень образованности населения падает, за счет чего происходит массовая деградация и развивается неспособность мыслить, влекущая за собой застой в каждой сфере деятельности человека. Вместо того чтобы самому узнать, а заодно и проверить, те сведения, которые так удобно и просто подаются на экранах, зритель довольствуется поверхностной картиной мира, которую заботливо укладывают в 5 минут эфирного времени. А если бы тот же зритель сам нашел, к примеру, разносторонние факты о том, что ему подают под пропагандистским соусом, то его мировоззрение было объективнее и богаче. В искусстве, которое является лишь одним из источников информации и хранителей культуры, сохранились те крупицы истины, которые могли бы пролить свет на истинное положение вещей. К сожалению, мрачные прогнозы автора сбываются в отдельных странах, где уровень грамотности низок, а вот показатели ханжества, бедности и агрессии зашкаливают. Люди убивают друг друга, даже не задумываясь о том, зачем это нужно, если изначально все религии имели мирный посыл, а все государственные деятели должны вести народ к процветанию.

    Также понятна мысль писателя о том, что человек, так же, как и Гай Монтаг, не должен бояться выделяться из толпы, даже если все общество выступает против него. Желание мыслить и узнавать нечто новое — естественная потребность, а в век информационных технологий — вовсе необходимость.

    Категорический силлогизм дедуктивного умозаключения

    Люди(M) ни о чем не говорят(P)

    О, мы(S) очень странные люди(M)

    Мы ни о чём не говорим

    M P- Фигура I (BARBARA)

    S+ M

    S+ P-

    Пример индуктивного умозаключения:

    Если ты не хочешь, чтобы политика для человека оборачивалась бедой,

    То не нужно ему ее видеть,

    Значит, не нужно показывать ему ни одну из сторон.

    ЗАДАНИЕ 5


    На написание романа Рэя Брэдбери вдохновили кадры нацистской кинохроники, в которых демонстрировалось сожжение книг тех авторов, чьё творчество противоречило гитлеровской национал-социалистической идеологии.

    Писатель был глубоко поражён столь кощунственным отношением к книгам. По его признанию, сжигание Гитлером книг оказало на него такое же сильное влияние, как и уничтожение ни в чём не повинных людей в концлагерях. Для Брэдбери человеческой тело и дух, разум, заключённый в книгах, были неотделимы и представляли одно целое.

    Смысл названия напрямую связан с книгами, поскольку 451 градус по Фаренгейту – это именно та температура, при которой происходит воспламенение бумаги.

    Остросоциальная проблематика романа Рэя Брэдбери не утрачивает своей актуальности на протяжении многих лет.

    Центральная тема романа – роль книги в жизни человека. Писатель без прикрас демонстрирует общество массового потребления, утратившее способность самостоятельно мыслить, испытывать глубокие человеческие эмоции, анализировать происходящее и делать собственные выводы.

    Интеллектуально деградировавшим обществом гораздо легче манипулировать, и это прекрасно известно действующему правительству, которое накладывает запрет на все книги. Источником информации служат СМИ и телевидение, которые исподволь отупляют население, преподнося новости в нужном ракурсе.

    В своем романе автор поднимает проблемы манипулирования обществом посредством СМИ, чрезмерной увлечённости техническим прогрессом, замены моральных ценностей потребительскими. Своим произведением Брэдбери хочет донести простую мысль – у общества, в котором под запретом находятся книги, нет будущего.

    ЗАДАНИЕ 6


    Мы всего лишь обложки книг, предохраняющие их от порчи и пыли, – ничего больше.

    Общество, описанное в антиутопии Рэя Брэдбери, получает информацию с экранов своих телевизоров, заполонивших все стены домов, с шума радиоприемников, и других распространителей удобоваримой и необходимой государству пропаганды. А вот книги, которые заставляют думать над всем, что происходит вокруг людей и внутри общества, в этом мире под запретом. Там, где они сжигаются, нет места бунтам и недовольствам. Общество, не способное мыслить, легко управляемо правительством, вот почему в условиях тоталитарного режима литература запрещена законом, от чего она подлежит немедленному уничтожению. Но наш герой, который по долгу службы очищает свой мирок огнем, внезапно увлекается запретным плодом и начинает способствовать укрывательству книг. Но все тайное становится достоянием бдительных стражей порядка.

    Люди, разучившиеся общаться между собой, способны только лишь воспринимать ту информацию, которую подают, без необходимости ее осмысления. Это именно то будущее, которое нас ожидает, если мы продолжим существовать как стремительно развивающееся общество потребителей.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


    1. Рэй Дуглас Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» [Электронный текст]. URL: https://knigopoisk.com/files/2016/02/451-gradus-po-farengeytu.a6.pdf (дата обращения )

    2. Скидан О.П., Ненашева М.В. Классическая логика в гуманитарных текстах: учебное пособие / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. автоном. образоват. учреждение высш. проф. образования «Сев. (Аркт.) федер. ун-т им. М. В. Ломоносова». Архангельск: САФУ, 2020. 183 с. (дата обращения )


    написать администратору сайта