логика. логика, 3 курс,. Логика как наука
Скачать 97.5 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет» Бирский филиал Социально-гуманитарный факультет Кафедра истории, философии и социально - гуманитарных наук Направление подготовки 38.03.04. «Государственное и муниципальное управление» «Логика» Контрольная работа на тему «Логика как наука» Выполнила: Проверил: Содержание Введение………………………..……………………………..…………3 Определение логики как науки…..………………………..…...4 Понятие логической формы и логического закона…………...4 Логические системы…………..………………………………...7 Основные этапы развития логики ……………………………..8 Неклассические логики…………………………………….…..11 Особенности изучения логики………………………………...14 Заключение………..…………………………..………………………...15 Список литературы…………….……………………………………….17 Введение К какой бы исторической эпохе ни принадлежал человек, он нуждается в истине. И первобытные люди, и наши современники, познавая окружающий мир, стремятся ее получить. Изобретены различные методы познания, расширяющие возможности разума человека: моделирование и математические методы, в том числе методы теории вероятностей, метод эксперимента, методы генной инженерии и обработка информации на ЭВМ и др. Чтобы эффективно пользоваться всеми этими методами и изобретениями, мышление человека должно быть безупречным, логически правильным. Законы развития есть у природы, общества и, конечно же, у самого мышления. Человек с древних времен стремился познать законы правильного мышления, т. е. логические законы. Наука логика помогает познанию этих законов. Ее задача состоит в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать окружающий мир. Существует мнение, что человек может правильно мыслить и не зная точных правил и законов логики, пользуясь ими лишь на интуитивном уровне. Однако человек, овладевший логикой, мыслит более четко, его аргументация убедительнее. Он гораздо реже совершает ошибки, заблуждается. Логика помогает доказывать истинные суждения и опровергать ложные, она учит мыслить четко, лаконично, правильно, помогает отделить главное от второстепенного, критически воспринять данные в разных книгах определения и классификации разнообразных понятий, подобрать формы доказательства своих истинных суждений и формы опровержения ложных. И это только некоторые из многих преимуществ, которые дает человеку изучение интереснейшей и древнейшей из наук – логики, т. е. науки о законах и формах правильного мышления. Определение логики как науки Термин «логика» происходит от греческого слова logos, что значит «мысль», «слово», «разум», «рассуждение». Он используется для обозначения как совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется. Объектом изучения логики как науки является мышление. Однако мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук: психологией, физиологией, кибернетикой, педагогикой и др. Что же в мышлении составляет предмет изучения логики? Предметом логики являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир. Имеются различные определения этой науки, но большинство из них совпадает в том, что основной ее задачей является отделение правильных способов рассуждения (вывода, умозаключения) от неправильных. Правильные выводы называют также обоснованными, последовательными или логичными. Логику можно, таким образом, определить как науку о законах и операциях правильного мышления. Понятие логической формы и логического закона Согласно основному принципу логики, правильность рассуждения (вывода) определяется только его логической формой, или структурой, и не зависит от конкретного содержания входящих в него утверждений. Форму рассуждения можно определить как способ связи входящих в это рассуждение содержательных частей. Например, следующие суждения: «Все караси – рыбы», «Все люди смертны», «Все бабочки – насекомые» имеют различное содержание, но одну и ту же форму: «Все S суть P». Она включает S (субъект), т. е. понятие о предмете суждения, P (предикат), т. е. понятие о признаке предмета, связку («есть», «суть»), кванторное слово («все»). Иногда связка может отсутствовать или заменяться на тире. (Интерес формальной логики только к форме не означает абсолютного отвлечения от всякого содержания. Формальная логика, исследуя логическую форму, анализирует и содержание, с необходимостью присутствующее в ней. Полученная форма «Все S суть P» имеет некоторое содержание. Из нее мы узнаем, что у всякого предмета S есть признак Р. Это является «формальным содержанием»). Правильным является следующий вывод, использовавшийся в качестве стандартного примера еще в Древней Греции: Все люди смертны; Сократ – человек; следовательно, Сократ смертен. Правильным будет и такое рассуждение: Всякий человек – живое существо; Сократ – человек; значит, Сократ – живое существо. Первые два утверждения – это посылки вывода, третье – его заключение. Отличительная особенность правильного вывода в том, что от истинных посылок он всегда ведет к истинному заключению. Такой вывод позволяет из имеющихся истин получать новые истины с помощью чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции и т. п. Если же посылки или одна из них являются ложными, правильное рассуждение может давать в итоге как истину, так и ложь. Так же и неправильные рассуждения могут от истинных посылок вести как к истинным, так и к ложным заключениям. Покажем это на примере следующих умозаключений: Все металлы – твердые тела. Ртуть не является твердым телом. ----------------------------------------- Ртуть не является металлом. Все небесные тела – планеты. Юпитер – небесное тело. ----------------------------------------- Юпитер – планета. В первом случае заключение получилось ложным потому, что в качестве первой посылки взято ложное суждение. Во втором же умозаключении, несмотря на первую ложную посылку, заключение является истинным суждением. Все тигры – полосатые. Это животное полосатое. -------------------------------- Это животное – тигр. Все ушастые тюлени – ластоногие. Все ушастые тюлени – водные млекопитающие. ----------------------------------------------------------- Все водные млекопитающие – ластоногие. В третьем умозаключении обе посылки – истинные суждения, но полученное заключение может быть как ложным, так и истинным потому, что нарушено было одно из правил умозаключения. В четвертом случае обе посылки – истинные суждения, но заключение – ложное, т. к. нарушено правило построения умозаключения (в соответствии с правилом, вместо слова «все» должно стоять слово «некоторые»). Чтобы заключение было истинным, обе посылки должны быть истинными суждениями и должны соблюдаться правила логики. Итак, с точки зрения содержания мышление может давать истинное или ложное отражение мира, а со стороны формы оно может быть логически правильным или неправильным. Истинность есть соответствие мысли действительности, а правильность мышления – соблюдение правил и законов логики. Основными формально-логическими законами считаются: 1) закон тождества; 2) закон непротиворечия; 3) закон исключенного третьего; 4) закон достаточного основания. Эти законы (принципы) выражают определенность, непротиворечивость, доказательность мышления. Логические принципы действуют независимо от воли людей, они не созданы по их воле и желанию, а являются отражением связей и отношений вещей материального мира. Кроме формально-логических принципов, правильное мышление подчиняется также основным законам диалектики: закону единства и борьбы противоположностей, закону взаимного перехода количественных и качественных изменений, закону отрицания отрицания. Логические системы В настоящее время логика представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую. Систему логических знаний можно представить следующей схемой: Логика формальная диалектическая классическая неклассическая традиционная математическая (аристотелевская) (символическая) Формальная логика – это наука о формах мышления, о формально-логических законах и других связях между мыслями по их логическим формам. Формальная логика является наукой о правильном мышлении, исследует и систематизирует также типичные ошибки, совершаемые в процессе мышления, то есть типичные алогизмы. При применении средств, вырабатываемых формальной логикой, можно отвлекаться от развития знания. Формальная логика изучает формы мышления, выявляя структуру общую для различных по содержанию мыслей. Рассматривая понятия, она изучает не конкретное содержание различных понятий, а понятия как форму мышления. Изучая суждения, логика выявляет общую структуру для различных по содержанию суждений. Формальная логика изучает законы, обуславливающие логическую правильность мышления, без соблюдения которой нельзя прийти к результатам, соответствующим действительности, познать истину. Мышление, не подчиняющееся требованиям формальной логики, не способно правильно отражать действительность. Поэтому изучение мышления, его законов и форм нужно начинать с формальной логики. Предметом специального изучения диалектической логики являются формы и закономерности развития знания. Средства диалектической логики применяются в тех случаях, когда от развития знания отвлекаться нельзя. Диалектическая логика исследует такие формы развития знания, как проблема, гипотеза и так далее, такие методы познания как восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез. Логика формальная и логика диалектическая изучают один и тот же объект – человеческое мышление, но при этом каждая из них имеет свой предмет исследования. Диалектическая логика не заменяет и не может заменить логику формальную. Это две науки о мышлении, они развиваются в тесном взаимодействии, которое отчетливо проявляется в практике научно-теоретического мышления, использующего в процессе познания как формально-логический аппарат, так и средства, разработанные диалектической логикой. Этапы развития логики Формальная логика – одна из древнейших наук. Первоначально логика зародилась и развивалась в недрах философии – единой науки, которая объединяла всю совокупность знаний об объективном мире и о самом человеке и его мышлении. Стимулом для исследований в области логики явились запросы практики ораторского искусства – одного из средств воздействия на умы людей, убеждения их в целесообразности того или иного поведения. Развитие логической науки протекало по двум руслам, обособленным и не связанным между собой – в Древней Греции и в Индии. Индийская логическая традиция распространилась позднее в Китае, Японии, Монголии, Тибете, на Цейлоне и в Индонезии, а греческая – в Западной и Восточной Европе, на Ближнем Востоке. В истории развития логики можно выделить два основных этапа. Первый – от древнегреческой логики до начала XX века. Второй – с этого времени до наших дней. В Древней Греции проблемы логики исследовали Демокрит (460 – 370 до н. э.), Сократ (469 – 399 до н. э.), Платон (428 – 347 до н. э.). Однако основателем науки логики считается величайший мыслитель древности – Аристотель (384 – 322 до н. э.). Аристотель впервые дал систематическое изложение логики. Он написал ряд сочинений по логике, которые впоследствии были объединены под общим названием «Органон». Законы правильного мышления – закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего – Аристотель изложил также в своем главном произведении «Метафизика». Логику Аристотеля называют «традиционной» формальной логикой. Она включает такие разделы, как понятие, суждение, законы (принципы) правильного мышления, умозаключения, логические основы теории аргументации, гипотеза. В XIX веке появляется математическая, или символическая, логика. Ее основоположником считается немецкий философ Г. В. Лейбниц (1646 – 1716) – величайший математик и крупнейший философ XVII в. Им была высказана идея о возможности представить доказательство как математическое вычисление. Дальнейшее развитие математическая логика получила в работах английского логика Джорджа Буля (1815-1864), разрабатывавшего алгебру логики – один из разделов математической логики. Д. Буль представил умозаключение как результат решения логических равенств, подобных математическим равенствам. А также в работах немецкого математика Эрнста Шрёдера (1814-1902), английского логика Стенли Джевонса (1835-1882), русского логика, математика и астронома П. С. Порецкого (1846-1907) и других ученых. К началу двадцатого столетия математическая логика оформилась в качестве относительно самостоятельной дисциплины в рамках логической науки. В XX в. математическая логика развивалась в трудах американского логика Чарльза Сандерса Пирса (1839-1914) и итальянского математика Джузеппе Пеано (1858-1932). Немецкий математик и логик Готтлоб Фреге (1848-1925) и вслед за ним английский философ и логик Бертран Рассел (1872-1970) предприняли попытку свести математику к логике. Последующее развитие логики показало, однако, неосуществимость этой попытки. Но это привело все же к сближению математики и логики и к широкому проникновению методов первой во вторую. Со времени своего возникновения и до 20-х гг. XX в. логика преимущественно развивалась в направлении формализации и каталогизирования правильных способов рассуждений в пределах двух значений истинности. Суждения могли быть либо истинными, либо ложными. Такая логика именовалась классической, ибо восходила к древней традиции. Классическая логика – это первая ступень развития формальной логики. С ходом истории логика поднимается на вторую, более высокую ступень развития. Сегодня она систематизирует формы мышления, применяя математические методы и специальный аппарат символов. Исследуя содержательное мышление с помощью исчислений, она идет по пути абстрагирования. Эта формальная логика носит название символической или математической, но является классической в том смысле, что по-прежнему оперирует двумя значениями истинности. Вместе с тем в современной математической логике развиваются и неклассические логики, которые оперируют либо бесконечным множеством значений истинности, либо конструктивными (по сравнению с классической логикой) методами доказательства истинности суждений, либо модальными суждениями, либо исключают отрицания, имеющиеся в классической логике. Неклассические логики Критика классической логики началась уже в начале XX века и велась в разных направлениях. Результатом ее явилось возникновение целого ряда новых разделов современной логики. К ним относятся интуиционистская логика, конструктивные логики, многозначные, модальные, положительные, паранепротиворечивые и другие логики. В некоторых случаях оказалось, что реализованные при этом идеи активно обсуждались еще в античной и средневековой логике. Все эти новые разделы логики не были непосредственно связаны с математикой, в сферу логического исследования вовлекались уже естественные и гуманитарные науки. Рассмотрим некоторые из неклассических логик. Интуиционистская логика. В 1908 г. Л. Брауэр, голландский математик и логик, подверг сомнению неограниченную приложимость в математических рассуждениях классических законов исключенного третьего, (снятия) двойного отрицания, косвенного доказательства. Одним из результатов анализа таких рассуждений явилось возникновение интуиционистской логики, сформулированной в 1930 г. А. Гейтингом. Источник математики, считал Брауэр, - фундаментальная математическая интуиция. Не все обычные логические принципы приемлемы для нее. Так, в частности, обстоит дело с законом исключенного третьего, говорящим, что либо само утверждение, либо его отрицание истинно. Этот закон исторически возник в рассуждениях о конечных множествах объектов. Но затем он был необоснованно распространен также на бесконечные множества. Когда множество является конечным, мы можем решить, все ли входящие в него объекты обладают некоторым свойством, проверив один за другим все эти объекты. Но для бесконечных множеств такая проверка невозможна. В результате переосмысления основных предпосылок интуиционистской логики возникла конструктивная логика, также считающая неправомерным перенос ряда логических принципов, применимых в рассуждениях о конечных множествах, на область бесконечных множеств. Многозначная логика. Предполагает в отличие от классической логики, что утверждения являются не только истинными или ложными (принцип двузначности), но могут иметь и другие истинностные значения. В многозначных системах наряду с истинными и ложными утверждениями допускаются также разного рода «неопределенные» утверждения, учет которых сразу же не только усложняет, но и меняет всю картину. Еще Аристотель не считал принцип двузначности универсальным и не распространял его действие на высказывания о будущем. Ему казалось, что высказывания о будущих случайных событиях, наступление которых зависит от воли человека, не являются ни истинными, ни ложными. Прошлое и настоящее однозначно определены и не подвержены изменению. Будущее же в определенной мере свободно для изменения и выбора. Первые многозначные логики построили независимо друг от друга польский логик Я. Лукасевич в 1920 г. и американский логик Э. Пост в 1921г. Я. Лукасевичем была предложена трехзначная логика, основанная на предположении, что высказывания бывают истинными, ложными и возможными, или неопределенными. К последним были отнесены высказывания наподобие: «Я буду в Москве в декабре будущего года». Событие, описываемое этим высказыванием, сейчас никак не предопределено ни позитивно, ни негативно. Значит, высказывание не является ни истинным, ни ложным, оно только возможно. Э. Пост подходил к построению многозначных логик чисто формально. Пусть 1 означает истину, а 0 – ложь. Естественно допустить тогда, что числа между единицей и нулем обозначают какие-то уменьшающиеся к нулю степени истины. Как только между истиной и ложью допускается что-то промежуточное, встает вопрос: что, собственно, означают высказывания, не относящиеся ни к истинным, ни к ложным? Кроме того, введение промежуточных степеней истины изменяет обычный смысл самих понятий истины и лжи. Приходится поэтому не только придавать смысл промежуточным степеням, но и переистолковывать сами понятия истины и лжи. Модальная логика. Для классической логики вещь существует или не существует, и нет никаких других вариантов. Стремление обогатить язык логики и расширить ее выразительные возможности привело к возникновению модальной логики. Ее задача – анализ рассуждений, в которых встречаются модальные понятия, служащие для конкретизации устанавливаемых нами связей, их оценки с той или иной точки зрения. Еще Аристотель начал изучение таких, наиболее часто встречающихся модальных понятий, как «необходимо», «возможно», «случайно». В средние века круг модальностей был существенно расширен, и в него вошли также «знает», «полагает», «было», «будет», «обязательно», «разрешено» и т. д. Понятия «полагает», «сомневается» и т. п. исследует раздел логики, получивший название эпистемической логики. В числе самых простых законов этой логики такие положения: «Невозможно полагать что-то и вместе с тем сомневаться в этом», «Если субъект убежден в чем-то, неверно, что он убежден также и в противоположном» и т. п. Временные модальные понятия «было», «будет», «раньше», «позже», «одновременно» и т. п. изучаются логикой времени. Среди элементарных ее законов содержатся утверждения: «Неверно, что произойдет логически невозможное событие», «Если было, что всегда будет нечто, то оно всегда будет», «Ни одно событие не происходит раньше самого себя» и т. п. Все модальные понятия можно разделить на абсолютные и сравнительные. Первые представляют собой характеристики, приложимые к отдельным объектам, вторые относятся к парам объектов, первые являются свойствами объектов, вторые – отношениями между объектами. Абсолютными модальными понятиями являются, например, понятия «хорошо» и «плохо», сравнительными – понятия «лучше» и «хуже». В логике времени к абсолютным модальностям относятся понятия «было» («всегда было»), «есть» и «будет» (всегда будет»). Сравнительными модальными понятиями являются «раньше», «позже» и «одновременно». В модальной логике основное внимание уделяется абсолютным модальностям. Из сравнительных модальных понятий относительно подробно исследованы пока только модальности «лучше», «равноценно», «хуже». Существуют также следующие модальные логики: логика оценок, логика истины, логика изменений, логика оценок, логика норм. Модальные понятия разных типов имеют общие формальные свойства. Логика как наука едина. Однако она слагается из множества более или менее частных систем, ни одна из которых не может претендовать на выявление логических характеристик мышления в целом. Между разными логическими системами имеются определенные связи. Одни системы могут быть эквивалентны другим, или включаться в них, или являться их обобщением и т. д. Единство логики проявляется также в том, что разные «логики» не противоречат друг другу: законами одной из них не могут быть отрицания законов, принятых в другой. Особенности изучения логики Изучение логики имеет некоторые особенности. Первая из них заключается в том, что эту науку нужно изучать систематически. Не освоив предшествующих разделов, нельзя переходить к последующим, поскольку все разделы логики связаны между собой. Вторая особенность изучения логики заключается в том, что многие ее разделы не следует изучать частично. Содержание этих разделов можно либо знать, либо не знать. Например, есть правила умозаключений какого-либо типа (пусть это правила категорического силлогизма). Если знать только некоторые из этих правил, проверить умозаключение нельзя. Конечной целью изучения логики является умение применять ее правила и законы в процессе мышления (третья особенность). Поэтому рекомендуется сразу после изучения той или иной темы, или раздела теоретического курса выполнять соответствующие упражнения, а также применять получаемые знания в дискуссиях, спорах, при написании курсовых работ, изучении других дисциплин, при составлении деловых бумаг и т. д. Заключение Изучение логики способствует повышению культуры мышления, способствует четкости, последовательности и доказательности рассуждения, усиливает эффективность и убедительность речи. Уровень логической культуры характеризуется совокупностью логических средств (приемов, способов рассуждения и т. д.), которыми человек владеет. Логической культурой мышления овладевают в ходе общения, учебы в школе и вузе, в процессе чтения литературы. Встречаясь неоднократно с теми или иными способами рассуждения, мы постепенно начинаем усваивать, какие из них правильные, а какие – нет. Затем сами начинаем рассуждать в соответствии с правильными способами рассуждения. Наша культура мышления повышается. Однако такой стихийный путь формирования логической культуры не является лучшим. Люди, не изучавшие логику, как правило, не владеют теми или иными логическими приемами. Кроме того, у таких людей разная логическая культура, что не способствует взаимопониманию. Изучение логики – наиболее продуктивный способ формирования и повышения логической культуры мышления. Логика систематизирует правильные способы рассуждения, а также типичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляет логические средства для точного выражения мыслей, без чего оказывается малоэффективной любая мыслительная деятельность, начиная с обучения и кончая научно-исследовательской работой. Мыслить логично — это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе и в работе юриста, требующей точности мышления, обоснованности выводов. Список литературы Гетманова А. Д. Логика: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Омега – Л, 2006. – 416 с. Ивин А. А. Логика: Учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 352 с. Ивлев Ю. В. Логика: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 304 с. Большой философский словарь: http://metromir.ru/voc/phylosofy.php |