Микляева Ю.В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над про. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. М. Айриспресс, 2010. (Популярная логопедия)
Скачать 1.2 Mb.
|
Гимнастический комплексИспользование постизометрической релаксации (ПИР) полезно тем, что расслабление мышц плечевого пояса и шеи расширяет физиологические возможности дыхательного аппарата, при этом рефлекторно снижается тонус корня языка, активизируются движения нижней челюсти. Постизометрическая релаксация (ПИР): 1. Ребенок сидит. Правая рука специалиста располагается на затылке. Ребенку предлагают немного наклонить голову вперед, сделать вдох и отклонить голову назад. При этом рука взрослого оказывает сопротивление, противодействие этому движению. Упражнение избирательно активизирует затылочные мышцы и способствует опусканию спинки языка. 2. Ребенок сидит. Рука специалиста располагается на лбу. Ребенку предлагают сделать вдох и наклонить голову вперед и вниз, в то время как рука взрослого оказывает этому движению противодействие. Упражнение избирательно активизирует грудино-ключично-сосцевидные мышцы и способствует поднятию спинки языка. 3. Ребенок сидит. Рука специалиста располагается на височной части головы слева. Ребенку предлагают сделать вдох и повернуть голову влево, в то время как рука взрослого противодействует этому движению. Упражнение избирательно активизирует левую грудино-ключично-сосцевидную мышцу. Аналогичные действия осуществляются с противоположной стороны, активизируя правую грудино-ключично-сосцевидную мышцу и повышая тонус языка в поперечном направлении. 4. Ребенок сидит. Рука специалиста располагается на височной части головы слева (справа). Ребенку предлагают сделать вдох и наклонить голову влево (вправо) и вниз, словно «прижать к плечу», в то время как рука взрослого противодействует этому движению. Упражнение способствует расслаблению мышц языка в поперечном направлении. Применение ПИР языка с помощью зонда заключается в том, что язык приводится в определенное положение (крайнее верхнее, нижнее, боковое). Ребенок оказывает сопротивление ручке зонда или шпателя в течение 3—5 с, осуществляя противоположное движение. При выполнении этих движений используются игры: «Подними зайчика», «Опусти зайчика», «Победи волка», «Кто сильнее?» и т.д. Артикуляционная гимнастика может быть активной, активно-пассивной и пассивной. При активной гимнастике ребенок самостоятельно осуществляет ряд движений языком и губами, при активно-пассивной форме — ему в этом помогает взрослый (например, с помощью зонда поддерживает язык в определенном положении или увеличивает амплитуду движений). Пассивная гимнастика применяется в тех случаях, когда ребенок не может осуществить необходимое движение, например, из-за недостатка кинестетических ощущений или нарушения иннервации мышц. Так, взрослый может показать ребенку, как складывать губы трубочкой, нажимая на щеки около уголков губ. Такое пассивное движение стимулирует ребенка к самостоятельному действию. Однако нельзя долго останавливаться на этапе пассивной и активно-пассивной гимнастики, поскольку даже при ограниченных возможностях необходимо выработать навык функциональных для произнесения звуков движений. В результате таких тренировок формируются полнота объема движения, его точность, интенсивность выполнения, дифференцированное включение в движение определенных мышц и т.п. Приведем принципы пассивной гимнастики органов артикуляции, разработанные О.В. Правдиной и А.Г. Ипполитовой: • Пассивная гимнастика с механической помощью (зонды, шпатели) проводится с обязательным визуальным контролем. • Движения производятся плавно, медленно, с постепенным увеличением нагрузки. • Когда пассивные движения станут более свободными, механическая помощь отбрасывается. • Ребенок должен самостоятельно удержать полученное положение языка и губ. Это создает возможность для перехода к активной гимнастике, произвольным движениям. Помимо артикуляционной гимнастики, следует использовать гимнастику, направленную на тренировку мышц шеи, плечевого пояса и мимических мышц. М.Е. Хватцев предлагает проводить занятия по следующей схеме: 1. Вначале осуществляются грубые, диффузные движения (например, при открытой гнусавости — поворачивание шеи, раскрывание и закрывание рта, вдох и выдох). 2. Выработка более дифференцированных движений в этой же области (дифференцировка движений правой половины лица от левой, верхней части лица от средней и нижней и т.д.). Можно осуществлять движения под такт, отбиваемый рукой. Это позволяет ограничить длительность движений и пауз между ними определенной длительностью, что позволяет мышцам работать более функционально. 3. Аналогичным образом вырабатываются и тренируются движения собственно звукопроизносительных органов: губ, языка, мягкого нёба, глотки, голосовых связок, дыхательных мышц. Гимнастику при общем нарушении моторики начинают с общих движений тела (ходьба, движения рук, ног и туловища). Предлагаем ознакомиться с адаптированным к дошкольникам игровым вариантом гимнастики, сочетающим в себе общие движения с артикуляционными движениями. УПРАЖНЕНИЯ МЫШЦ ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА 1. Поднимаем и опускаем плечи (имитация жеста «не знаю»). В это время педагог может задавать вопросы, начинающиеся со слов: «А вы знаете, что...» Затем детям предлагается побыть в роли малыша, который не знает, что испачкал вареньем губы: «А ты знаешь, что испачкался вареньем справа?» (Все направления апробировать.) Ребенок в ответ должен при поднятии плеч успеть облизать рот справа (или только высунуть язык в нужном направлении). Если у детей нарушено выдвигание языка вперед, тогда лучше начинать с движения языка к подбородку. Затем предлагается просто подышать, осуществляя поднятие и опускание плеч (вдох носом, выдох ртом). 2. Вращение. Руки опущены. Необходимо вращать плечи вперед, назад и обратно. При поднимании — вдох носом, при опускании — выдох ртом. Если дети маленькие, данная координация движений и дыхания не осуществляется. Затем также добавляются движения языка в вытянутом изо рта положении, напоминающие лакание. На поднятие плеч язык выдвигается вперед и вниз, на вращение — приподнимается и убирается в ротовую полость. При обратном вращении плеч движение языка может напоминать скатывание с горки: на поднятие плеч язык занимает верхнее положение, на вращение — опускается вниз (в таком же вытянутом положении) и убирается в ротовую полость. 3. Разнообразные движения руками: в стороны, вверх, вращение, плавательные движения. При развертывании грудной клетки — вдох, при опадании — выдох с произнесением гласных звуков. Затем предлагается осуществить две серии артикуляторных движений: а) на разведение рук язык выдвигается вперед, на сведение — убирается в ротовую полость; б) на сведение рук язык выдвигается вперед, на разведение — убирается в ротовую полость. Лучше сочетать движение рук и выдвигание языка с выдохом. Язык на вдохе выдвигать не следует. При вращении осуществляются аналогичные движения с выдвиганием языка вперед. При проведении плавательных движений можно осуществлять движения языком вправо и влево в вытянутом положении. УПРАЖНЕНИЯ МЫШЦ ШЕИ 1. Поворачивать голову в стороны: вдох носом, выдох ртом. Затем сочетать поворот головы с открыванием рта. Можно сочетать движения с произнесением звука л. 2. Нагибать голову вниз (выдох носом), поднять прямо и откинуть назад (вдох), снова прямо (выдох ртом). Затем во время опускания головы произносить йотированные звуки. 3. Поворачивать голову в стороны: налево (выдох носом), прямо (вдох ртом), направо (выдох носом), прямо (вдох ртом). Затем при поворотах вытягивать язык в направлении к подбородку и снова убирать в ротовую полость. Можно сочетать движение в стороны с произнесением звука с. 4. Вращать голову слева направо и наоборот (но не по кругу). Вдох носом, выдох ртом на полном повороте. Можно проговаривать при вращении головы переднеязычные звуки. 5. Поворот головы вправо, одновременное отведение правой руки в сторону до уровня плеча — вдох, возвращение в исходное положение — выдох. То же самое с поворотом головы влево и одновременным отведением левой руки. УПРАЖНЕНИЯ МЫШЦ ЗЕВА И ГЛОТКИ 1. «Соня». Изображается соня, который любит спать. Можно изобразить процесс пробуждения: потянулся (руки вверх), во время вдоха открыл рот и сильно-сильно зевнул. Затем соня проснулся и стал зевать тише (зевок без заметного вдоха). В дальнейшем на легком зевке или при его позыве рекомендуется исправлять картавое р, поскольку акт зевания сопряжен с опусканием гортани с корнем языка и приподниманием мягкого нёба (с язычком), вследствие чего воздух получает более свободный выход в полость рта. 2. «Пловец». Пловец плавал, плавал (круговые движения руками) и вдруг на него нахлынула волна (ладошки помещаются на голову и спускаются к подбородку), так что он наглотался воды. Надо ее отхаркать. Отхаркивание перед листом бумаги: брызги попадают на бумагу. 3. «Кашлять все умеют». Детям объясняется, что кашлять умеют все, но с открытым ртом — не каждый. Откашливание с широко открытым ртом. 4. «Как кашляет собака?» Откашливание с вытянутым языком. 5. «Тренировка голоса». Оказывается, чтобы хорошо петь, нужно, чтобы горлышко было чистым. А для этого нужно уметь откашлять все, что мешает петь. Перед зеркалом упереться большим и указательным пальцем в большие рожки подъязычной кости и приподнять ее вверх и назад, совершая в это время гнусавое подкашливание. 6. «Что сильнее?» Предлагается определить, что сильнее, руки или голова. Поднимание и опускание головы при сильном нажиме подбородком на кулаки обеих рук. 7. «Аквалангист». Чтобы научиться плавать под водой, нужно сначала научиться правильно дышать, словно в трубочку. Глубокое дыхание через рот при закрытом носе. Лучше чередовать данное упражнение с дыханием через нос при закрытом рте. 8. «Кто больше сдует?» Сдувание бумажек, спичек, карандашей со стола. При всех видах надувания щеки должны быть раздуты. 9. «Задание на дом». Полоскание рта и горла, запрокидывая голову назад лишь настолько, чтобы вода не вытекла через нос. В это время происходит активизация мягкого нёба. УПРАЖНЕНИЯ ЖЕВАТЕЛЬНО-АРТИКУЛЯТОРНЫХ МЫШЦ 1. Опускание и поднимание нижней челюсти (раскрывание и закрывание рта сначала свободное, а затем с сопротивлением: упор в кулаки, подставленные под подбородок). 2. Движение нижней челюсти вперед со счетом 3 без нажимания на нижнюю челюсть языком и с сильным нажимом (язык подталкивает нижнюю челюсть при движении вперед). Лучше движения сочетать с дыхательной гимнастикой: при движении вперед — вдох через нос, при закрытии рта — выдох через рот с произнесением в конечном моменте звука с или з. 3. «Охотник идет». Язычок выступает в роли лисы, которая греется на солнце, спокойно лежа на опушке. Объяснить ребенку, что под счет 3 появляется охотник. И тогда лиса должна быстро спрятаться в норку, то есть язык быстро оттягивается назад. В это время происходит вдох через рот и оттягивание челюсти назад. Ушел охотник. Выдох через нос с произнесением звуков н, л, т, д. 4. «Штангист». Выдвигание нижней челюсти вперед (вдох) с последующим возвратом ее назад (выдох). Закусив ручку зонда или карандаш, следует поднять его к носу и опустить вниз. Выдох через нос с произнесением звуков н, л, т, д. 5. «Поворот». Язычок играет роль руля в машине. По команде он упирается в правую или левую щеку. В это время осуществляется движение челюсти в эту же сторону. Дыхание осуществляется через нос (проверить, «закрыты ли в машине окна», т.е. дышит ли ребенок через нос, а не рот). Затем осуществляются движения челюсти вправо и влево, непосредственно одно за другим («крутые повороты»). Язык в это время может «лежать спокойно». Данное упражнение обязательно лишь при косом прикусе и тугоподвижности челюстного сустава. Также оно может быть использовано при нарушении функционирования боковых мышц языка. Жевательные движения с запрокинутой головой, по А.Г. Ипполитовой, способствуют преодолению слюнотечения. УПРАЖНЕНИЯ МИМИКО-АРТИКУЛЯТОРНЫХ МЫШЦ Гимнастика мимико-артикуляторных мышц (верхняя и средняя ветви лицевого нерва) включает в себя 2 комплекса. Первый комплекс употребляется при парезах мышц лица («маскообразное» лицо), второй — при опущении угла рта. 1-й комплекс «Королевство кривых зеркал»: 1) Сморщивание всего лица и растягивание его в длину с раскрытием рта. 2) Поднимание и опускание бровей. 3) Одновременное закрывание и открывание обоих глаз. 4) Попеременное закрывание правого и левого глаза («Подмигни»). В случае неудачной попытки не закрывающееся веко придерживают в закрытом положении пальцем, в то время как другой глаз ритмично моргает. 5) Одновременное, затем попеременное прищуривание («Бабушка забыла одеть очки»). 2-й комплекс «От улыбки стало веселей»: 1) Попеременное поднимание углов рта. При спокойном состоянии левой половины рта поднимается правый угол рта, и наоборот. 2) При сжатых челюстях верхняя губа несколько поднимается на вдох, обнажая зубы, словно кто-то активно нюхает цветок. 3) Одновременное поднимание обоих углов рта благодаря механическому поднятию щек (вдох носом, выдох ртом). 4) Челюсти сжаты. Попеременное поднимание углов рта с закрыванием соответствующего глаза (поднимается вся щека) и без закрывания глаз (с минимальным подниманием щеки). Вдох носом, выдох ртом сквозь зубы. Если угол рта не поднимается, то при попытке совершения движения другой угол рта удерживается от движения пальцем, а недействующий угол рта ритмично приподнимается пальцем. 5) Зубы и губы сжаты. Одновременное опускание углов рта («Царевна-несмеяна»). Дыхание носом. Затем попеременное опускание левого и правого углов рта. При асимметрии лица эти упражнения выполняются более целенаправленно на западающую половину лица. ГИМНАСТИКА ГУБ И ЩЕК 1-й комплекс направлен на вовлечение в движение групп мышц (определенных и соседних). 1) «Надутый шарик». Надувание обеих щек одновременно. 2) «Сдутый шарик». Втягивание щек в ротовую полость между зубами. 3) «Полоскаем рот». Перегонка воздуха из одной щеки в другую. 4) «Поцелуй». Сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком, а затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти сжаты. 5) «Покажи зубки». Губы при сжатых челюстях сильно растягиваются в стороны, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов, плотно прижимаясь к деснам, а затем спокойно смыкаются вновь. Оскал помогает произнесению звуков и, с, з, п, б, м, поэтому во время осуществления этого упражнения можно произносить данные звуки. 6) «Пьем воздух». При вдохе образуется хоботок, на выдохе делается оскал и произносятся звуки с, з, и. 7) «Как волк щелкает зубами?» Сначала делается оскал с раскрыванием рта и смыканием губ (беззвучно), затем оскал сопровождается раскрытием рта, последующим смыканием челюсти и затем смыканием губ. 8) «Волк только пугает». Оскал при неподвижно раскрытом рте с последующим закрыванием губами обоих рядов зубов. В это время произносятся согласные звуки п, б, м. 9) «Большой хобот» или «Напоим слона». При раскрытых челюстях втягивание губ широкой трубкой, воронкой. 10) «Слон зовет слонят». Вытягивание губ узкой воронкой со свистом, затем с произнесением гласных у, о. 2-й комплекс осуществляется после первого, концентрируясь лишь на одних губах. В упражнениях 1—6 губы не должны оттопыриваться. 1) «Дотронься губами до зубов». Рот широко открыт. Губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам. 2) «Как думает зайка?» Поднимание плотно сжатых губ вверх (к носу) и вниз при плотно сжатых челюстях. 3) «Зайкины зубки». Поднимание верхней губы с обнажением только верхних зубов, затем упражнение повторяется с произнесением звуков ф, в. При рубцовой деформации верхней губы можно закусить нижнюю губу, а затем под счет поднимать и опускать верхнюю 5-6 раз подряд. 4) «Есть ли у зайки зубы внизу?» Оттягивание вниз нижней губы с обнажением только нижних зубов. 5) «Как говорит рыбка?» Поочередное поднимание и опускание обеих губ в 4 приема: а) верхнюю поднять, б) нижнюю опустить, в) верхнюю опустить, г) нижнюю поднять. 6) «Полоскание зубов». Воздух изнутри давит на губы, щеки не раздуваются. Если данное упражнение не получается, то можно делать попеременно с надуванием щек. 7) «Набираем мед в бочонки». Набирание воздуха под верхнюю губу, затем под нижнюю. 8) «Чмоканье: вкусный мед!» Всасывание верхней губы под нижнюю с резким отрыванием ее при раскрытии рта. Затем всасывание нижней губы под верхние зубы. 9) «Фырканье лошади». Вибрация губ. 10) «Зарядка для слоненка». Движение губ хоботком влево, вправо, затем так же, но растянутыми губами. Вращательное движение губ хоботком (вверх, влево, вниз, вправо — сначала раздельно, потом слитно). 11) «Дворник». При сомкнутых челюстях нижняя губа двигается вправо, влево («Губы — это щетка. Чистить можно только пол»). Затем те же движения осуществляются верхней губой («Чистим потолок»). Затем сомкнутые губы двигаются вверх к носу и вниз («Моем окно»). Дыхание носом. 12) «Силовая гимнастика» (в случае общей слабости губ): а) сильно надувать щеки, по возможности удерживая воздух в ротовой полости («Кто больше наберет воздуха?»); б) удерживать губами карандаш, стеклянные трубки (при дыхании воздух проходит по обоим углам рта — сразу или поочередно). Несмыкающиеся, вялые губы также тренируют, удерживая ими кусочки сахара, сухаря, леденца. Чем меньше кусочек, чем круглее и глаже, тем плотнее сжимаются губы. Упражнение делают под счет и следят, чтобы губы не вытягивались хоботком. При западении верхней губы И.И. Ермакова предлагает закладывать под нее продолговатый валик и стараться навернуть губу на резцы. Уздечку верхней губы растягивают потягиванием вперед, а рубцы сглаживают массажем. Для этого логопед или сам ребенок берет губу подушечками большого и указательного пальца у углов рта, сводит пальцы, нажимая на губу чуть выше красной каймы, и оттягивает ее вперед. После повторения этого движения 10—15 раз разминают рубец между пальцами, затем ребенок должен поместить язык в преддверие полости рта (пространство между губой и зубами), сильно надавливая на уздечку. Такую гимнастику и массаж выполняют 3—4 раза в день по 5 минут. Можем также предложить растягивать уздечку, слегка надавливая подушечками пальцев (лучше указательными пальцами обеих рук) чуть выше красной каймы со стороны противоположных углов уздечки, в то же время осуществляя растяжение в стороны (вправо и влево). |