значение логоритмики для детей. Логоритмика как средство развития музыкальных способностей у детей
Скачать 24.17 Kb.
|
МДОАУ ДС №15 «Золотой лучик» г. Благовещенска Выступление на педсовете по теме: «Логоритмика как средство развития музыкальных способностей у детей» Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Титова Оксана Петровна Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения. Они развиваются из задатков человека, природных предрасположенностей, которые находятся в скрытом, потенциальном виде до тех пор, пока он не начнет заниматься какой-либо конкретной деятельностью. Способности - это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром. Специальные способности - это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов. Становление специальных способностей, по мнению Немова Р.С., активно начинается уже в дошкольном детстве. Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Для разных специальных способностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка. Проблемой изучения музыкальных способностей, музыкальной одаренности детей занимались К. Сишор, Л. Баренбойм, Б. Асафьев и др. Большой вклад в изучение музыкальной одаренности внес Б. Теплов, который сделал анализ своеобразия музыкальности у детей. (2) В определении музыкальных способностей мы придерживаемся мнения Картавцевой М.Т., которая считает, что музыкальные способности начинают формироваться в дошкольном возрасте, включают в себя ряд компонентов: музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный), музыкальную память (кратковременную и долговременную), чувство метроритма, воображение (воссоздающее и творческое). Специалисты - музыканты выделяют три вида музыкальных способностей: 1) ладовое чувство - проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие; 2) музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии; 3) чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Таким образом, музыкальные способности развиваются в практической деятельности, в доступных детям дошкольного возраста музыкальных видах деятельности. Логоритмика - система упражнений, заданий и игр, основанная на сочетании музыки и движения; музыки и слова; музыки, слова и движения; направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Логоритмика – одно из важнейших методических средств. Она самым тесным образом связана и с игротерапией, и с психогимнастикой, и с методикой музыкального воспитания в целом. Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики. Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Логоритмика является формой активной терапии, включает в себя здоровьесберегающие технологии, служит самым эмоциональным звеном логопедической коррекции. Опираясь на связь музыки, движения и речи логоритмические занятия позволяют решать разнообразные задачи: развитие слухового и зрительного внимания; развитие фонематического слуха; развитие пространственной организации движений; развитие общей и тонкой моторики, мимики; развитие физиологического и фонационного дыхания; формирование артикуляционной базы звуков; развитие чувства ритма; развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое развитие коммуникативных качеств. Логоритмика осуществляется различными средствами: Пальчиковая гимнастика и стихи, сопровождаемые движением рук музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, играми со словом, движениями, песнями, инсценировками. Средства логопедической ритмики представляют целую систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей. Раскованность и непринужденность, формирующиеся у детей при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Главная задача логоритмики - воспитание и развитие чувства ритма через движение путём развития слухового внимания и улучшения речи путём воспитания ритма речи. При проведении занятий с детьми особое внимание уделяют развитию чувства музыкального ритма и слухо-моторных координаций. Дети ещё не знают, как воспринимать музыку, как согласовывать с ней свои движения. Движения детей резки, быстры, порывисты и в то же время ещё плохо координированы. Логоритмика уникальна по своему содержанию ведь в ее занятия включены различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально - ритмические движения, игра на музыкальных инструментах. Пение включает в себя упражнения и попевки для тренировки переферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного), а также упражнения для развития мелкой моторики и игры с пением, координации пения с движением. Восприятие музыки (слушание) используется для релаксации, для активизации и развития слухового внимания, а также развития волевых черт характера. Музыкально – ритмические движения предполагают упражнения, игры с пением и словом, инструментальные игры для развития внимания, памяти, координации движений, ориентировки в пространстве, чувства ритма и т. д. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию чувства ритма и мелкой моторики. Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки такие, как дыхание, темп и ритм речи, её выразительность; в ходе музыкально – дидактических игр можно отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения, а. знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную). Таким образом, с помощью логоритмики воспитываются общие и речедвигательная функции детей. Методические приемы сводятся к максимальному использованию музыкального и двигательного ритма в целях оздоровления речевой мелодии, речевого ритма, просодии и пантомимической речи. Логоритмическая работа направлена не только на устранение нарушений речи и двигательной сферы ребенка, но и способствует музыкальному развитию детей. «Игровой самомассаж» Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу (захватить каждый пальчик у основания и выкручивающим движением дойти до ногтевой фаланги) Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну Затем руки я помою, («моют») Пальчик в пальчик я вложу («замок») На замочек их закрою и тепло поберегу… Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики! (пальцы расцепить и перебирать ими) «Правая и левая» Эта ручка – правая! Эта ручка – левая! (вытягивать руки поочередно вперед ладонями вверх) Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю! (сжимать – разжимать кулачки) Будет сильной правая! Будет сильной левая! (Вытягивать вперед кулачки правой и левой руки поочередно) Будут ручки у меня ловкие! Умелые! («мотаем клубочки») «Хвостатый-хитроватый» - Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопки в ладоши) Это ты в ветвях повис? (потряхивают кистями рук) -Тс-с-с! (приложить пальчик к губам) - Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопки в ладорши) Это ты в траве шуршишь? - ш-ш-ш-ш! (приложить пальчик к губам) - Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопать в ладоши) Не боюсь твоих «шу-шу» (погрозить пальчиком) - У- ку- шу! (сделать «зубы» из кистей рук, соединять и размыкать кончики пальцев). Литература Гоголева М.Ю. «Логоритмика в детском саду» - Ярославль: Академия развития, 2006. Новиковская О.А. «Логоритмика» - СПб.: КОРОНА принт, 2005. Касицина М.А., Бородина И.Г. «Коррекционная ритмика» - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. Картушина М.Ю. «Логоритмика для малышей» - М.: ТЦ Сфера, 2005. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» - М.: ТЦ Сфера, 2005. |