Главная страница
Навигация по странице:

  • Философия Сенеки

  • Луций Сенека. Луций Анней Сенека представитель позднего стоицизма, развитие которого происходило в период становления и процветания Римской империи


    Скачать 19.29 Kb.
    НазваниеЛуций Анней Сенека представитель позднего стоицизма, развитие которого происходило в период становления и процветания Римской империи
    Дата21.12.2021
    Размер19.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛуций Сенека.docx
    ТипДокументы
    #313053

    Луций Анней Сенека – представитель позднего стоицизма, развитие которого происходило в период становления и процветания Римской империи. Римское общество, то ли из нелюбви к философии, то ли ввиду иных причин, не создав ни одного собственного учения, полностью и всецело отдает себя во власть влиянию восточных (в том числе греческих) мудрецов; именно Стоя еще во втором веке до нашей эры сумела широко распространиться в Италии, а впоследствии стать своего рода римской "государственной религией" . Последнее утверждение особенно важно для описания отличия римской (как именно стоической, так и философии вообще) от греческой: если последняя почти всегда (за редкими исключениями) носит спекулятивный характер, то для первой свойственна не столько традиционно отмечаемая этико-прагматическая направленность, сколько этико-религиозная. Вследствие этого неудивительно, почему ряд исследователей отмечает близкую родственную связь между римским стоическим и христианским учениями: так, Ф. Энгельс в своей работе "К истории первоначального христианства" называет Сенеку "дядей христианства" [7; стр. 257 ], а современные ученые Л. Маринович и Г. Кошеленко полемизируют с Ф. Энгельсом, отмечая, что "…таким родством создатели [христианского] учения вряд ли стали бы гордиться[2] . Неизмеримо больше прав на идейное родство с учением Иисуса Христа имеет бывший раб Эпикет" [2; Предисловие, стр. 36 ]. Собственно, как произведения последнего (записанные Аррианом и Симплицием), так и Сенеки и Марка Аврелия вряд ли можно назвать философскими в том же смысле, в каком мы называем таковыми диалоги Платона или сочинения Аристотеля: в них нет подобной глубины и систематизации понятий, отсутствует "безудержное" стремление к поиску истины, нет четкого категориального аппарата и, самое главное, вообще отсутствуют ответы на главные философские вопросы (в т. ч. о первичности духа или материи). Но те же "Нравственные письма к Луцилию" Сенеки во многом, если не выигрывают, то, по крайней мере, не уступают, в литературном, эстетическом и нравственно-наставительном смысле. "Письма к Луцилию" воистину притягивают своим высоким слогом и простым, но обитым в пафосную оболочку смыслом – все это действительно носит некий проповеднический, религиозный характер.

    С другой стороны, стоицизм Сенеки – это верность римским традициям, которые высоко ценились при республиканцах, и которые постепенно стали терять свое значение и исчезать при имперском режиме. Посредством обращения к стоицизму Сенека, во-первых, стремился представить себя публике прежде всего как политика твердых нравов и убеждений наподобие Назики, Фламинина или Катона, а во-вторых, путем нравственного научения, действительно желал вытащить из грязи уже загнивающее римское общество. Но что у него получилось, известно на примере того же Нерона, наставником которого и был Сенека.
    Философия Сенеки

    Среди видных деятелей стоицизма особенно интересен римский политический деятель и философ, как уже и отмечалось ранее Луций Анней Сенека. Именно у Сенеки можно найти наиболее яркое и созвучное идеям и представлениям нарождающегося христианства изложение перечисленных выше положений стоицизма. В этой связи, стоит отметить, что Сенека внес огромный вклад в развитие философии древнего Рима так, как он рассматривал вопросы очень актуальные для того времени.
    Римский философ настаивал на необходимости постижения человеком бога в собственной душе: "Незачем ни простирать руки к небесам, ни просить прислужника в храме, чтобы он допустил нас к самому уху кумира, как будто тот лучше услышит нас: ведь бог близ тебя, с тобой, в тебе !"
    Подчеркивая драгоценность духовной жизни, смысл которой состоит в постижении глубинных истин, и прежде всего идеи бога, Сенека настаивал на примате духовного начала перед началом материальным: "Ведь все состоит из материи и бога. Бог упорядочивает смешение, и все следует за ним, правителем и вожатым. Могущественнее и выше то, что действует, то есть бог, нежели материя, лишь претерпевающая действие бога. То же место, что в этом мире бог, занимает в человеке душа, что в мире материя, то в нас - тело".
    Ближайшей целью человеческой жизни и деятельности Сенека считал преодоление с помощью философии бренных, материальных рамок существования для всемерного приближения к вечному и идеальному - божественной истине. Он говорит: "Тело для духа, бремя и кара, оно давит его и теснит, держит в оковах, покуда не явится философия и не прикажет ему вольно вздохнуть, созерцая природу, и не отпустит от земного к небесному, в этой отлучке он ускользнет из-под стражи и набирается сил в открытом небе".Делая акцент на необходимости преодоления материальной природы, сковывающей дух человека, Сенека доходит до апофеоза смерти: "Это медлительный смертельный век - только пролог к лучшей и долгой жизни.
    Как девять месяцев прячет нас материнская утроба, приготовляя, однако, жить не в ней, а в другом месте, куда мы выходим, по видимости способные уже "дышать и существовать без прежней оболочки, так за весь срок, что простирается от младенчества до старости, мы зреем для нового рождения. Нас ждет новое появление на свет и новый порядок вещей. А без такого промежутка нам не выдержать неба.
    Так не страшись, прозревая впереди этот решительный час: он последний не для души, а для тела". "Жить - значить сражаться". Родившись на свет человек должен отдавать себя всецело и бесповоротно служению выбранной идеи. В этом определяется известная стоическая позиция в отношении жизни и смерти.
    Признавая равные для всех возможности в приобщении к философии и приближении к богу, Сенека распространял это утверждение и на рабов: "Они рабы? Нет, люди. Они рабы? Нет, твои соседи по дому. Они рабы? Нет, твои смиренные друзья. Они рабы? Нет, твои товарищи по рабству, если ты вспомнишь, что и над тобой и над ними одинакова власть фортуны".
    К теме рабства Сенека возвращается неоднократно, и хотя утверждения философа о том, что все люди практически находятся в одинаковом положении не выходят из круга абстрактно-нравственных заявлений. Позиция Сенеки исходила из признания известного равенства всех людей, и этот тезис о равенстве всех перед лицом истины, перед лицом бога, вполне был сродни христианскому тезису о равенстве всех во Христе.
    В религиозно-нравственной доктрине Сенеки заключено много такого, что чрезвычайно роднит его с христианством и делает одним из самых непосредственных философских источников этого вероучения. Религиозно-философское учение Сенеки и христианство имеют такие общие черты:
    - строгий, последовательный монотеизм, с представлением об определяющем значении божьего промысла;
    - установка на нравственно-религиозное назначение философии, посредством которой возможно овладение добродетелью, а вместе с тем и постижение бога;
    - радикальное различие природы материального и духовного, и соответственно, и различие большего м меньшего государства, избранного сообщества мудрецов и праведников и остального общества;
    - представление о равенстве всех людей от природы, а именно в отношении духовного совершенства и приобщения к божественной истине.
    Эти черты также включают в себя основные общечеловеческие принципы: не укради, не убей и т.д. Чтобы познать бога необходимо познать самого себя.
    Необходимо искоренять в себе все чуждое и плохое: " Пороки праздности необходимо преодолевать трудом", "Наибольшей властью обладает тот, кто имеет власть над собой", "Один только разум может обеспечить безмятежный покой" и т.д.
    Совершенно естественно, что у Сенеки и христианской доктрины были и некоторые различия:
    - учению Сенеки был свойствен своеобразный монизм - убеждение в том, что в мире господствует разумное и доброе начало, тогда как христиане склонялись к признанию извечное борьбы добра и зла;
    - Сенеке свойствен другой взгляд на природу человека; у него нет идеи греховности человека и все злое в традициях античного рационализма рассматривается как результат заблуждения: "Ошибаться - человеческое свойство";
    - равным образом несвойственно Сенеке и смирение в духе, характерном для христианства. Он признавал неограниченные возможности духовного совершенствования человека, неограниченные права распоряжаться всем своим - достоянием, жизнью: "Жить - значить сражаться";
    - в общем, философия Сенеки была глубоко пропитана античным рационализмом.
    Заключение

    Таким образом, рассмотрев все вышесказанное, стоит отметить, что Учение Сенеки заключалось в следующем:
    1. Проповедовал добродетель.
    2. Участие в государственных и общественных делах не так важно, как сосредоточение на собственной жизни.
    3. Еще одна отличительная черта Сенеки – приветствие покоя и созерцания.
    4. Сенека считал, что лучше жить незаметно, с точки зрения общества и государства, но так, чтобы человек чувствовал себя счастливым.
    5. Предвидел прогресс в развитии культуры и техники, считая, что возможности человека безграничны.
    6. Уделял особое место философам и мудрецам в управлении различными сферами человеческой жизни, презирая необразованность простых людей.
    7. Нравственный идеал и счастливая жизнь с позиции Сенеки – высшее человеческое благо.
    8. Философия это не просто отдельная система, а руководство по управлению государством, обществом и процессами.

    Таким образом, Сенека внес существенный вклад в развитие стоицизма в целом. Его мысли и учение до сих пор волнует многих специалистов в связи, с чем можно признать его одним из наиболее выдающихся философов древнего Рима.

    Основная идея писем Сенеки – обращение Луцилия, под именем которого понимается каждый читатель, в стоическую веру. Среди благодеяний, которые человек может оказать человеку, Сенека мыслит величайшим одно: если мудрый или дальше ушедший по пути к мудрости обратит неразумного к философии и поведёт его вслед за собой к «блаженной жизни».

    Сенека ввел в учение стоицизма понятие совести как осознанной разумом и в то же время пережитой чувством нравственной нормы.

    Сенека придерживался пантеистических взглядов: «Не может быть природы без Бога и Бога без природы». Он уверен, что в жизни ничего нельзя изменить, кроме самого отношения к ней. Цель жизни – воспитание абсолютной невозмутимости. Счастье состоит в отношении к событиям и обстоятельствам: «Каждый несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным».

    Сенека сформулировал золотое правило: «Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобой обходились стоящие выше». Разделяет мудрость, т. е. философию и знание. Знание – это то, что делает человека учёнее, но не лучше.

    Сенека утверждал, что самое важное, что есть у человека – это Время, которое нужно беречь. Считая, что жизнь философа должна быть примером и выражением его философских взглядов, сам Сенека различными путями нажил огромное состояние (за что заслужил всеобщие нарекания), хотя и  учил, что счастье – не в богатстве.

    Сенеке принадлежат также десять трагедий, написанных на сюжеты древнегреческой мифологии, в которых он остаётся философом-моралистом.

    В 62 г. Сенека ушёл в отставку. По обвинению в заговоре (по приказанию Нерона) был вынужден совершить самоубийство

    "Век живи – век учись тому, как следует жить".
    "Знание – это то, что делает человека ученее, но не лучше".
    "Лучше изучить лишнее, чем ничего не изучить".
    "Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни".
    "Обучая – учусь".
    "Учиться надо смолоду, чтобы на старости лет наслаждаться знаниями".
    "Человек ничего не должен принимать на веру, но до всего доискиваться разумом".
    "Мудрость есть совершенное благо человеческого духа, философия же – любовь и стремление к мудрости. Философия – в пути, мудрость – в его конце".


    написать администратору сайта