Культурология. ФОС КУЛЬТУРОЛОГИЯ. М инистерство образования и науки рф
Скачать 125 Kb.
|
М инистерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.Н.КОСЫГИНА (ТЕХНОЛОГИИ. ДИЗАЙН. ИСКУССТВО)» (ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина») Институт славянской культуры Кафедра Славяноведения и культурологии ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине КУЛЬТУРОЛОГИЯ Направление(я) подготовки 42.03.02 Журналистика Профиль Авторская журналистика Квалификация (степень) выпускника бакалавр Форма обучения очная Составитель: _____________ Ж.А. Береснева (подпись) (инициалы, фамилия) Утверждено на заседании кафедры «23» ноября 2016 г., протокол № 4 Заведующий кафедрой _________ О.А. Запека (подпись) (инициалы, фамилия) Москва, 201__ г. Приложение 1 Перечень компетенций, описание показателей и критериев их оценивания (в соответствии с ФГОС ВО)
Приложение 2 Перечень типовых контрольных заданий и других материалов, необходимых для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности Тематика курсовых проектов (работ) - не предусмотрено Для текущей успеваемости: Задания к семинару. Семинар № 1-2. Культура как понятие в творческих концепциях ученых XIX –XX вв.- дискуссия .Как вы охарактеризуете отрывок работы З.Фрейда «Недовольство культурой» Какие обязательные причины возникновения культуры предложил Й. Хейзинга в работе «В тени завтрашнего дня». Семинар № 3. Структура современной культуры: контркультура, субкультура, маргинальная культура, массовая культура - дискуссия Сформулируйте понятие «контркультура». Приведите примеры. Объясните на примерах характеристики «субкультуры». Прочитайте фрагмент работы Х. Ортега-и-Гассета «Дегуманизация искусства», охарактеризуйте понятие «массовая культура». Семинар № 4. Семиотика культуры в работах Ю.М. Лотмана, и К.Г. Юнга - дискуссия Прочитайте фрагмент работы Ю.М. Лотмана «Беседы о русской культуре». Как трактует понятие символы культуры автор. Приведите свои примеры. Законспектируйте фрагмент работы К.Г. Юнга «Об архетипах коллективного бессознательного». Охарактеризуйте понятие архетип. Какую роль играют архетипы в мировой культуре. Семинар №5-6. Алгоритмы культуры в концепциях О.Шпенглера, К. Ясперса, Э. Тоффлера. Органические концепции культуры. Законы развития культурно-исторических типов О. Шпенглера. Культурный смысл «осевого времени» К. Ясперса. Особенности ритмов культуры в работе Э. Тоффлера «Третья волна». Семинар 6. Культурно-исторические эпохи - сообщения Символы средневековой культуры в современном мире. «Титаны» Возрождения. Маньеризм как отличительная черта позднего Возрождения. Протестантизм как феномен культуры Нового времени. Основы классицизма и барокко как отличительные черты эпохи рационализма. Перфоманс как художественная форма постмодернизма. Семинар №7. Социальные типы культуры. 1. Причины появления и основные характеристики социальных типов культуры. 2. Культурные сверхсистемы П.А. Сорокина. 3.Эонические архетипы В. Шубарта. 4. Типы коммуникации и типы культуры М.Макклюэна. Семинар № 8. Религиозно-конфессиональные типы культуры - доклады Христианский тип культуры Мусульманский тип культуры Буддистский тип культуры. Восток и Запад как социокультурные парадигмы. Протестантизм как феномен культуры. Семинар № 9: Бинарность русской культуры- эссе Синкреризм в народной культуре России Бинарность русской культуры (по работе Н.Я. Бердяев). Н.О. Лосский об особенностях русского характера. Этнокультурный облик современной России. Смеховая культура Древней Руси. Основные характеристики русской культуры. Тестирование письменное: Что является по Тайлору исходной формой религии: а) анимизм; б) фетишизм; в) тотемизм; г) магия? Какого мыслителя нельзя отнести к представителям теории элиты: а) Ф. Ницше; б) Х. Ортега-и-Гассет; в) З. Фрейд; г) А. Тойнби? 3. Кто из мыслителей утверждал, что определенные культурные формы наследуются биологическим путем: а) З. Фрейд; б) П. Сорокин; в) К. Юнг; г) Л. Уайт? 4. Представителям какого направления принадлежит высказывание “Человек несет абсолютную ответственность за свою судьбу ”: а) структурализма; б) экзистенциализма; в) социального эволюционизма; г) функционализма? 5. Какая из цивилизаций представляет “народы, не знающие прорыва” по К. Ясперсу: а) Индия; б) Египет; в) Китай; г) Эллада? 6. Какая культурологическая школа отрицает единство мировой культуры: а) структурализм; б) школа локальных культур; в) структурный функционализм; г) эволюционизм? 7. Кто ввел в научный оборот понятия “структура” (общества), “функция”, “культурный институт”: а) Б. Малиновский; б) К. Ясперс; в) М. Вебер; г) Г. Спенсер? 8 . Из перечисленных ниже авторов определите автора строк «культура вынуждена строиться на принуждении и запрете влечений...»: а) О. Шпенглер; б) З. Фрейд; в) Ж.-П. Сартр; г) А. Редклифф-Браун. 9. Для того, чтобы стать сверхчеловеком, по Ницше, человеческий дух в итоге должен стать: а) Драконом; б) Львом; в) Верблюдом; г) Ребенком. 10. В каком труде Й. Хейзинга (“Человек играющий”) говорится об игровом характере культуры: а) «Homo Ludens»; б) «Homo Gamers»; в) «Homo Play»? 11 . Согласно определению Л. Гумилева, к пассионариям мы можем отнести: а) Акакия Акакиевича (Н. Гоголь “Шинель”); б) Обломова (И. Гончаров “Обломов”); в) Старуху (А. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”); г) Ивана Сусанина (М. Глинка опера ”Иван Сусанин”). 12. Кто ввел в научный обиход термин “культурология” для обозначения самостоятельной области научного знания: а) М. Вебер; б) Л. Уайт; в) П. Сорокин; г) Г. Спенсер? 13. Какая из трех подсистем культуры является первичной по Л. Уайту: а) социальная; б) идеологическая; в) технологическая? 14. “Текст культуры” в понимании Лотмана может быть определен как: а) знаковая система; б) любое устное высказывание; в) генетически заложенная информация. 15. Определяющий фактор в развитии культуры по Б. Малиновскому – это: а) духовные потребности; б) социальные потребности; в) естественные потребности. 16. Какое из перечисленных ниже понятий является ключевым в концепции О. Шпенглера: а) культурно-исторический тип; б) душа культуры; в) текст культуры; г) культурный круг? 17. Исходная форма культуры: а) наука; б) религия; в) миф. 18. В каком веке возник термин «цивилизация»: а) XVII; б) XVIII; в) XVI? 19. Обобщенные модели культуры описывает: а) диахронная типология; б) синхронная типология; в) метод «идеальных» типов. 20. Представители одного из направлений русской общественной мысли, выступавшие за принципиально отличный от западного путь развития России на основе самобытности: а) гуманисты; б) декабристы; в) славянофилы. 21. Согласно К. Ясперсу, в спектр пяти «осевых культур» входят: а) Китай, Индия, Персия, Палестина, Греция; б) Индия, Китай, Италия, Греция, Македония; в) Греция, Персия, Палестина, Италия, Индия. 22 . Кто из мыслителей отождествлял понятия «цивилизация» и «культура»: а) Н. Бердяев; б) А. Тойнби; в) О. Шпенглер? 23 . Исследованием глобальных проблем занимается: а) «Римский клуб»; б) Венская школа; в) «Школа анналов». 24. Кто является автором «информационной программы»: а) О. Тофлер; б) Е. Масуда; в) М. Вебер? 25. Согласно О. Шпенглеру, цикл каждой культуры укладывается в один и тот же временной интервал. Он включает в себя четыре периода: а) зарождение; расцвет; старение; смерть; б) смерть, зарождение, расцвет, старение; в) младенчество, отрочество, юность, смерть. 26 . Кто из ученых смотрит на жизнь человека через призму двух основных, по его мнению, инстинктов - сексуального (инстинкт Эроса, или продолжения жизни) и разрушительного (инстинкт Танатоса, или смерти): а) К. Юнг; б) З. Фрейд; в) Ф. Ницше? 27. Философ, создавший концепцию «Осевого времени»: а) B. К. Ясперс; б) В.Ф. Гегель; в) Ф.В. Ницше? 28. Концепции однолинейного эволюционизма противопоставлен (а): а) цивилизационный подход (школа локальных культур); б) теория Моргана (дикость-варварство-цивилизация); в) теория общественно-экономических формаций (К. Маркс). 29. Какие периоды в эволюции культуры выделял К. Ясперс: а) дикость, варварство, цивилизация; б) рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм; в) прометеевская эпоха, великие культуры древности, осевое время, научно-техническая эпоха? 30. Какая категория не соответствует стадиальной концепции Г. Моргана: а) варварство; б) цивилизация; в) дикость; г) индустриальное общество? 31. «Будущее - за «вестернизацией» и глобализацией. Произошел «конец истории». Так считает: а) З. Бжезинский; б) Ф. Фукуяма; в) С. Хантингтон. 32. Считает, что в современном мире неизбежно столкновение цивилизаций: а) Г. Киссинджер; б) Ф. Фукуяма; в) С. Хантингтон. 33. Как называется сочинение немецкого философа и историка О. Шпенглера, в котором он излагает свои взгляды на культуру: а) «Феномен человека»; б) «Первобытная культура»; в) «Недовольство культурой»; г) «Закат Европы»? 34. Кто из мыслителей выделял в художественном творчестве «аполлоновское» и «дионисийское» начала: а) А. Шопенгауэр; б) Г. Гегель; в) И. Кант; г) Ф. Ницше? 35. Кто из мыслителей отождествлял понятия «цивилизация» и «культура»: а) Н. Бердяев; б) А. Тойнби; в) О.Шпенглер; г) все перечисленные? 36. Н. Я. Данилевский в книге «Россия и Европа», исследуя культурно- исторические типы, говорит о существовании одноосновных культур, наиболее ярко реализовавших себя в одном из "разрядов" человеческой деятельности. К ним относятся: а) греческая; б) римская; в) еврейская; г) все перечисленные; д) все перечисленные, кроме третьего пункта. 37. А. Тойнби представляет схему истории как: а) движение отдельных цивилизаций к единой мировой цивилизации на основе создания единой мировой религии; б) движение цивилизаций по замкнутому циклу; в) деградацию человеческого рода, движение к катастрофе. 38. Кто из ученых объяснял все социокультурные явления через их функции, то есть ту роль, которую они выполняют в системе культуры, и те способы, какими они соотносятся между собой: а) 3. Фрейд; б) Г. Морган; в) Б. Малиновский; г) К. Ясперс? 39. О. Шпенглер особо отмечал как находящийся в стадии возникновения следующий культурный тип: а) славянский; б) американский; в) японский; г) австралийский; д) русско-сибирский. 40. Н. Я. Данилевский выделяет в своей концепции культуры четыре основных разряда культурной деятельности. Какие это виды деятельности: а) художественная, религиозная, политическая, нравственная; б) религиозная, собственно культурная, политическая и общественно- экономическая; в) научно-теоретическая, художественно-эстетическая, промышленно- техническая, нравственно-этическая? 41. Что такое архетипы: а) типы архаической культуры; б) прообразы, составляющие содержание коллективного бессознательного в концепции К. Юнга; в) типы мыслительных процессов; г) все перечисленное? 42. Какие периоды в эволюции культуры выделяли Э. Б. Тайлор и Л. Морган: а) дикость, варварство, цивилизация; б) рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм; в) прометеевская эпоха, великие культуры древности, осевое время, научно-техническая эпоха? Вопросы для промежуточной аттестации: зачет Феномен культуры. Методы культурологических исследований и связь культурологии с другими науками. Культурология как наука. Культура как система ценностей. Научная оппозиция «культура- природа». Формы культуры и их развитие. Структура и функции культуры. Язык культуры. Культура как семиосфера. Знак, символ, миф, архетип в системе культуры. Учение К.Г. Юнга и ее значение в культурологии. Культурно-исторические эпохи. Закономерности развития культуры. Культура и история: разница подходов. Основы историко-культурного подхода в культурологии: О. Шпенглер, Н.Я. Данилевский, А. Тойнби. Основы всемирно-исторического подхода в культурологии: от И. Гердера к К. Ясперсу. Динамика культуры. Ритмы социокультурного развития. Концепция культуры П.А. Сорокина и В. Шубарта. Взаимодействие и диалог культур. Особенности межкультурной коммуникации: интеграция, аккультурация и ассимиляция в культуре. Принципы типологизации культуры. Религиозно-конфессиональные типы культуры. Социальные типы культур. Футуристические прогнозы о культуре. Особенности русской культуры. Россия в диалоге культур. Общественная мысль в поисках путей развития России. Социокультурные истоки постмодернизма. Internet и культура XXI века. Народная культура в современном мире. «Свое» и «чужое» в культуре. Приложение 3 Перечень методических материалов, определяющих процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности Перечень основной и дополнительной учебной литературы
Электронные издания
|