Главная страница
Навигация по странице:

  • Действие первое. Картина первая.

  • Действие первое. Картина вторая.

  • Действие третье. Картин

  • Действие третье. Вторая картина.

  • Действие четвёртое. Картина первая.

  • Действие четвёртое. Картина вторая.

  • Действие четвёртое. Картина третья.

  • Мусоргского положил начало новой эпохе в развитии оперного искусства. Композитор «силой богатейшего воображения раскрыл и вел в музыку миры неслыханных звучаний»

  • Реферат в музыкалку. М. П. Мусоргский работа над оперой борис годунов


    Скачать 334.87 Kb.
    НазваниеМ. П. Мусоргский работа над оперой борис годунов
    Дата20.12.2022
    Размер334.87 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат в музыкалку.docx
    ТипРеферат
    #853976

    Реферат на тему:

    «М.П. МУСОРГСКИЙ работа над оперой «БОРИС ГОДУНОВ»


    Выполнила работу

    обучающаяся 4 «Б» класса

    Завьялова Полина Дмитриевна

    Действующие лица:

    Борис Годунов – баритон или бас; Фёдор, сын Бориса – меццо-сопрано; Ксения, дочь Бориса – сопрано; Мамка Ксении – меццо-сопрано или контральто; Князь Василий Иванович Шуйский – тенор; Андрей Щелкалов, думный дьяк - баритон; Пимен, летописец, отшельник – бас; Самозванец под именем Григория – тенор; Марина Мнишек, дочь сандомирского воеводы – меццо-сопрано; Рангони, тайный иезуит – баритон; Варлаам, Мисаил, бродяги – бас, тенор; Юродивый – тенор; Микитич, пристав - бас Народ.

    Жанр оперы: народная музыкальная драма. Либретто написано самим композитором по одноименной трагедии А.С. Пушкина. Опера состоит из пролога и четырёх действий(десяти картин). Первая редакция была завершена в 1869 году Впервые была 8 февраля 1874 года в Петербурге в Мариинском театре.

    Пролог. Картина 1.

    Пристав и дьяк Щелканов заставляют народ просить Бориса прийти на престол.

    Открывается небольшим оркестровым вступлением. Скорбная песенная мелодия напоминает протяжную русскую песню и связана с характеристикой народа, его бедами и страданиями. Мусоргский впервые в русской опере вводит хоровой речитатив, создавая яркие и выразительные характеры живых людей, по-разному думающих и чувствующих. Хор «На кого ты нас покидаешь» основан на интонациях и оборотах плачей и протяжных песен. Тема вносит новую черту в характеристику народа – покорность и мольба сменяются настойчивым воплем.
    Картина 2.

    Царское коронование на площади в Московском Кремле. Под колокольный звон бояре шествуют в Успенский собор. Народ по приказу боярина Шуйского славит царя. Бориса гнетут сомнения и зловещие предчувствия.

    Оркестровое вступление воспроизводит праздничный колокольный звон, где Мусоргский показывает себя мастером оркестровой звукописи. Хор «Слава», обрамляющий картину, строится на теме народной величальной песни и звучит светло и торжественно в до мажоре.
    Действие первое. Картина первая.

    Оброненное замечание, что Григорий с царевичем — ровесники, рождает в голове Отрепьева дерзкий план: он назовётся Димитрием и вступит в борьбу с Борисом. Монах-летописец Пимен пишет летопись. Проснувшемуся молодому послушнику Григорию Отрепьеву он рассказывает о том, что Борис Годунов виновен в гибели законного наследника престола царевича Димитрия.

    Начинается с Монолога Пимена «Еще одно последнее сказанье – и летопись окончена моя». Образ мудрого летописца возникает уже величаво-спокойном оркестровом вступлении, рисующем неторопливые движения пишущей руки старца.
    Действие первое. Картина вторая.

    Корчма на литовской границе, куда забрели беглые монахи Варлаам и Мисаил, с ними вместе — Григорий. Григорий поглощён мыслями о самозванстве и выспрашивает у хозяйки дорогу в Литву. Появляются два пристава: они ищут бежавшего из Чудова монастыря «недостойного чернеца Григория из рода Отрепьевых». Григорий разоблачён и, спасаясь бегством, выскакивает в окно. Все бросаются за ним.

    Эта картина – колоритная народно-бытовая сцена, в которой ярко очерчены и бойкая хозяйка корчмы, и беглые монахи-бродяги, и туповато-важные приставы. Главной фигурой здесь является Варлаам. В песне «Как во городе было во Казани» раскрывается вся богатырская сила В арлаама, его истинный характер, удаль и бесшабашность. Мусоргский использовал здесь форму «глинкинских вариаций»: энергичная мелодия народно-плясового склада звучит неизменно; зато по-разному, в зависимости от содержания текста.
    Действие второе.

    Царский терем в Кремле. Борис утешает дочь Ксению, горюющую об умершем женихе; рассматривает географическую карту, которую чертит сын Феодор. Но ни в семье, ни в государственных делах Борису нет удачи; это — кара за убийство царевича. Князь Шуйский приносит весть о появлении в Литве самозванца-Димитрия. Борис расспрашивает его о подробностях гибели царевича;

    Начинается монолог с проведения в оркестре темы скорби, тяжких предчувствий Бориса. Первый раздел монолога связан с его несбывшимися надеждами на счастливое царствование и с отеческими чувствами. Второй раздел открывается новой благородно-возвышенной темой ариозного склада. Заключительный раздел становится трагической кульминацией монолога, в котором возникает мучительный образ призрака Дмитрия. Тема кошмаров основана на нисходящем хроматическом движении в оркестре.
    Действие третье. Картина первая.

    Девушки развлекают песнями скучающую в Сандомирском замке. Марина Мнишек хочет пленить Самозванца, чтобы занять престол московских царей. Склоняет к этому Марину и её «духовный отец» — тайный иезуит Рангони, убеждая будущую царицу обратить «еретиков-москалей» в католическую веру. Марина колеблется, но Рангони угрожает ей церковным проклятием.

    Для характеристики польских персонажей Мусоргский, использовал ритмы польских танцев – мазурки, краковяка, полонеза. Ария Марины выдержана в горделивом характере мазурки и создает образ надменной красавицы, целью жизни которой являются власть и царский престол.
    Действие третье. Вторая картина.

    Лунной ночью в саду Сандомирского замка, у фонтана, мечтает Самозванец о Марине. К нему подкрадывается Рангони. Сладкими речами о красоте Марины выманивает у Самозванца признание в страстной любви к гордой панне. По саду в торжественном полонезе проходит шумная толпа весёлых гостей — они предвкушают победу польского войска над войском Борисовым. Самозванец скрывается за деревьями. Все уходят в замок, но Марина возвращается в сад, где её ждёт Григорий. Хитростью и лаской Марина разжигает в нём чувство любви. Она будет принадлежать ему, когда во главе польского войска Самозванец овладеет Москвой и взойдёт на престол.

    Сцена у фонтана начинается красочным оркестровым вступлением, рисующим ночной пейзаж. Любовные признания Самозванца полны романтической взволнованности, а его вокальная партия строится на широких восходящих интонациях. Большую роль в этой сцене играет лейтмотив Дмитрия, связанный теперь с образом Самозванца. Его сцена с Мариной строится на острых контрастах, сменах настроений и завершается пленительным любовным дуэтом.
    Действие четвёртое. Картина первая.

    Москва, площадь перед собором Василия Блаженного. Собравшийся здесь народ обсуждает слухи о приближении войска Самозванца и надеется на скорое избавление от Борисова произвола. Вбегает Юродивый, за ним — толпа мальчишек. Они дразнят и доводят его до слёз. Закончилась обедня. Голодный люд в отчаянии протягивает руки к боярам, раздающим милостыню. Юродивый жалуется царю на мальчишек: «Вели-ка их зарезать, как ты зарезал маленького царевича». Борис останавливает бросившуюся к Юродивому стражу и просит помолиться за него. «Нельзя молиться за царя-Ирода, Богородица не велит» — ответ Юродивого.

    Песня Юродивого с нисходящими жалобными интонациями плача воплощает людское горе, боль и обиду. Из песни Юродивого вырастает музыка хора «Кормилец батюшка», который из просьбы перерастает в негодующий вопль голодных и выражает открытую угрозу. Глубоко драматичен диалог Бориса и Юродивого: из уст блаженного царь впервые слышит открытое обвинение в убийстве; Юродивый вслух высказывает мнение народа, его приговор преступному царю.

    Действие четвёртое. Картина вторая.

    Боярская дума в Грановитой палате Кремля. Шуйский рассказывает о тайных страданиях царя. Бормоча «Чур, дитя!», появляется Борис. Приведённый Шуйским летописец Пимен повествует о чудесном исцелении слепого, помолившегося над могилкой царевича Димитрия. Царь не выдерживает и падает без чувств. Очнувшись, он зовет сына Федора и, едва успев произнести последние напутствия, умирает.

    В этой картине завершается развитие образа Бориса. Тревожные речитативные сцены смерти, наполненные смятением чувств и душевным страданием,сменяются нежной, молитвенной музыкой. Мажорное оркестровое заключение звучит как отпущение грехов.

    Действие четвёртое. Картина третья.

    Народ на лесной дороге под Кромами, городком близ литовской границы, расправляется с царским воеводой — боярином Хрущовым, устраивая ему шутовское «венчание на царство» — «за то ему почёт, как вору доброму». Тут и Мисаил с Варлаамом, подстрекающие народ рассказом о казнях и расправах на Руси. Они призывают всех встать за законного царя Дмитрия. Толпа глумится над Хрущовым, расправляется с попавшимися под руку. Появляется войско Самозванца, народ славит его и идёт за ним следом. Лишь Юродивый остаётся, предрекая народу новые страшные невзгоды…

    Сцена под Кромами завершает развитие второй главной линии оперы – образа народа. Имитационное изложение главной темы и постепенное нарастание ее звучания способствует непрерывности развития. Средняя часть хора – основана на мелодии народной хороводной песни и контрастна начальной теме своим задорно-ликующим характером. В репризе главная тема возвращается в ритмическом увеличении, достигая высшей кульминации в коде.

    Трагично окончание оперы. В песне «Лейтесь, лейтесь, слезы горькие» Юродивый предсказывает новые испытания и беды: Скоро враг придет и настанет тьма… Темень темная, непроглядная.. Плачь, плачь, русский люд, Голодный люд! Оркестровое заключение, постепенно замирая на секундовой интонации плача, своеобразной «тихой» кульминацией завершает произведение.

    Мусоргского положил начало новой эпохе в развитии оперного искусства. Композитор «силой богатейшего воображения раскрыл и вел в музыку миры неслыханных звучаний»


    написать администратору сайта